Смекни!
smekni.com

Понятие международного гуманитарного права (стр. 2 из 3)

Защите подлежат постоянные медицинские учреждения и подвиж­ные медицинские формирования. Они должны иметь отличительные знаки. Защита прекращается лишь в случае их использования в целях причинения вреда противнику. Медперсонал вправе иметьличное ору­жие для самообороны и защиты пациентов. При захвате противником раненых и больных они пользуются правами военнопленных.

Некоторая специфика защиты раненых и больных приобретает в случае морской войны. Соответствующие нормы в этом случае распро­страняются также на потерпевших кораблекрушение. Особое значение при этом имеют поиск и спасение. Они должны предприниматься не­медленно после сражения самими боевыми кораблями.

Госпитальные суда окрашиваются в белый цвет и несут наряду с национальным также краснокрестный флаг. Название и описание судна сообщается противнику. После этого оно не может подвергаться нападению или захвату. Медперсонал и команда судна не подлежат пленению.

Статус военнопленных предоставляется законным участникам военных сражений, именуемым комбатантами. Ранее к этой категории принадлежал лишь боевой состав регулярной армии. Ныне понятие комбатантов расширено и к ним отнесены лица из состава:

• регулярных вооруженных сил;

• полицейских сил;

• движения сопротивления;

• члены военных или добровольческих отрядов, входящих в состав перечисленных сил.

Отнесены к комбатантам также лица, входящие в гражданские вспомогательные силы, приданные войскам, включая:

• прокуроров;

• судей;

• священников и др.

Лицо из состава вооруженных сил не может претендовать на статус военнопленного в случае захвата его во время занятия шпионажем. Такое лицо подлежит суду военного трибунала.

Не имеют статуса комбатанта и не могут рассчитывать на режим военнопленных наемники. Наемник— это лицо, завербованное для ис­пользования в вооруженном конфликте, фактически принимающее участие в военных действиях в целях получения материального возна­граждения. При этом оно не должно быть гражданином страны, нахо­дящейся в конфликте, и не проживать постоянно на ее территории. Оно не входит в состав вооруженных сил стороны в конфликте. Отли­чаются от наемников лица, участвующие в конфликте не по матери­альным, а по иным соображениям (политическое сочувствие, об­щность идеологии, религии).

Наемничество представляет собой серьезную опасность, особенно для небольших развивающихся государств. В 1989 г. Генеральная Ас­самблея ООН приняла Конвенцию о запрещении вербовки, использо­вания, финансирования и обучения наемников. Конвенция признала наемничество серьезным преступлением, затрагивающим интересы всех государств, и обязала участников либо предавать виновных суду, либо выдавать. Наемничеству посвящена ст. 359 УК РФ.

С момента пленения ответственность за военнопленных несет за­хватившее их государство, а не отдельные командиры. С военноплен­ными надлежит обращаться гуманно. Любое незаконное действие или бездействие, повлекшее смерть или причинившее серьезный ущерб здоровью пленного, является преступлением.

Лагеря пленных должны располагаться в достаточно безопасном месте на суше. Рядовые пленные могут привлекаться к работе с учетом их физического состояния. Офицеры участвуют лишь в руководстве такими работами.

Пленные подчинены законам и положениям, действующим в армии пленившего их государства.

После прекращения военных действий пленные подлежат скорей­шей репатриации.

Интернирование. Иностранные граждане могут быть интернирова­ны воюющими, только если интересы безопасности делают это абсо­лютно необходимым. Во время войны в Персидском заливе 1990-1991 гг., после оккупации Кувейта Ираком, граждане западных госу­дарств содержались в качестве «гостей» в важных с военной точки зрения местах в целях предотвращения атаки на них. Такого рода так­тика «живого щита» во всех случаях противоправна.

Зоны безопасности. Международное гуманитарное право поощряет создание зон безопасности и госпитальных зон по согласию воюющих сторон в целях обеспечения безопасности мирного населения. Такие соглашения заключаются через посредничество МККК.

В целях сохранения жизни людей или спасения культурных цен­ностей возможно объявление «не защищаемой местности» (обычно это город или заповедник, ограниченные участки территории, располо­женные вблизи от линии фронта). Они могут стать объектом оккупации противника без боя. По соглашению воюющих сторон могут устанав­ливаться и демилитаризованные зоны.

Режим военной оккупации

В ходе вооруженного конфликта одна из воюющих сторон может обрести контроль над частью или всей территорией другой, т.е. окку­пировать ее. Оккупация не наделяет оккупанта суверенными правами. Он не вправе аннексировать или передать другому государству эту тер­риторию. Ее судьба решается лишь при окончательном мирном урегу­лировании. Не следует также забывать, что согласно Уставу ООН за­воевание не является законным методом приобретения территории. После оккупации Кувейта Ирак пытался аннексировать его террито­рию, объявив ее своей 19-й провинцией. Эта аннексия не была при­знана ни одним государством. Во имя обеспечения на оккупированной территории необходимого порядка сам факт оккупации (даже незакон­ной) возлагает на население некоторые обязанности в отношении ок­купанта, а последний несет ответственность за уважение прав населе­ния.

Существуют разные виды оккупации. Международное гуманитар­ное право распространяет свое действие прежде всего на военную ок­купацию, т.е. на временное занятие территории войсками противника в ходе вооруженного конфликта.

Другим видом оккупации, также имеющим связь с вооруженным конфликтом, является послевоенная оккупация как средство обеспе­чения выполнения государством, несущим ответственность за агрес­сию, своих обязательств.

Еще один вид оккупации — занятие воюющей стороной террито­рии нейтрального государства. И в этом случае применяется междуна­родное гуманитарное право.

Оккупация начинается с установления фактического контроля над территорией, с созданием оккупационной администрации, и прекра­щается с момента утраты фактического контроля над территорией.

Прекращение оккупации не ликвидирует связанные с ней юриди­ческие отношения. Особенно часто возникают вопросы, связанные с возмещением причиненного оккупацией ущерба и уголовной юсти­ции. Так, после прекращения иракской оккупации в 1991 г. Кувейт предъявил требования о возмещении ущерба. Для обеспечения этихтребований Совет Безопасности разрешил ограниченный экспорт иракской нефти, главным образом для целей удовлетворения индиви­дуальных претензий. После освобождения территории Кувейта суще­ственной проблемой с точки зрения уважения прав человека стала мас­совая внесудебная расправа с членами палестинской общины, обви­няемыми в пособничестве врагу.

Управление оккупированной территорией осуществляется оккупаци­онной администрацией с учетом соответствующих норм международ­ного гуманитарного права, по возможности сохраняя действие местных законов.

В пределах возможного оккупационные власти обязаны уважать основные права человека, а также права, определенные международ­ными нормами по гуманитарным вопросам.

Население не может принуждаться к деятельности, имеющей воен­ное значение. Допускается привлечение лиц старше 18 лет к принуди­тельному труду, если это необходимо для оккупационных войск, ком­мунальных служб, для обеспечения населения едой, медицинским об­служиванием, жильем, одеждой. Работающие должны получать справедливую оплату и не могут быть депортированы, т.е. вывезены за рубеж.

Лица из милицейских и добровольческих отрядов, включая орга­низованное движение сопротивления, действующих на оккупирован­ной территории, имеют право на статус военнопленных. Правомер­ность партизанской борьбы была признана еще четвертой Гаагской конвенцией 1907 г.

Организованное сопротивление, не имеющее соответствующей связи с вооруженными силами, например боевые группы, действую­щие в городах, находится в ином положении. Его участники могут привлекаться к уголовной ответственности. К смертной казни они могут быть приговорены лишь за шпионаж, за серьезное повреждение военных объектов (диверсия) и за убийство при условии, что такая мера наказания была предусмотрена правом государства, которому принад­лежит оккупированная территория. Запрещены коллективные наказа­ния и взятие заложников.

Нейтралитет

Нейтралитет — один из древнейших институтов права войны. Од­нако в современном международном праве он обрел ряд новых черт. Как институт международного гуманитарного права он рассматрива­ется прежде всего в качестве инструмента, призванного защитить население государства от бедствий, связанных с вооруженным конфлик­том.

На основе внутреннего законодательства Швейцария, Австрия и Мальта являются постоянно нейтральными государствами, признан­ными в качестве таковых другими странами. О своем нейтралитете объявили Молдавия и Туркменистан.

Во время войны обязанность нейтрального государства состоит в воздержании от оказания активной помощи любому из воюющих и в соблюдении единых стандартов в отношениях с ними. Нейтральное государство не обязано прекращать торговлю с воюющими странами, в том числе и военными материалами. В случае введения ограничений на торговлю, они должны в равной мере относиться ко всем воюющим. Нейтральное государство не вправе иметь на своей территории вербо­вочные пункты воюющих сторон, но не обязано запрещать своим граж­данам добровольно вступать в их вооруженные силы.