Смекни!
smekni.com

Режим наибольшего благоприятствования в рамках Всемирной Торговой Организации (ВТО) (стр. 7 из 15)

2.4 Возникновение, приостановление, прекращение прав на пользование режимом наибольшего благоприятствования

Применение режима наибольшего благоприятствования предполагает определение условий, при наличии которых возникают, приостанавливаются и прекращаютсяправа в силу оговорки о наибольшем благоприятствовании.

Для приведения в действие безусловной оговорки необходимо наличие двух элементов: оговорки, ее держащейся в действующем договоре и предоставления льгот третьему государству. В случае обусловленной клаузулы необходим третий элемент - выполнение государством-бенефициарием условия, указанного в клаузуле.

На основе этого положения была сформулирована ст.20 Проекта под названием "Возникновение прав в силу клаузулы о наиболее благоприятствуемой нации", п.1 которой гласит: "Право государства-бенефициария ... на режим наиболее благоприятствуемой нации в силу клаузулы о наиболее благоприятствуемой нации, не содержащей условия о возмездности, возникает в момент, когда бенефициирующее государство распространяет соответствующий режим на третье государство".

Эта формулировка вызывает некоторые замечания. На момент вступления в силу договора, содержащего оговорку о наибольшем благоприятствовании, такой режим бывает практически уже предоставлен какому-либо третьему государству. Варианты, предложенные в статье 20 и комментарии не даст определенного ответа на вопрос: какое предоставление имеется в виду - фактическое или юридическое. Представляется, что основанием пользоваться правами, вытекающими из оговорки о наибольшем благоприятствовании для государства-бенефициария является юридическое предоставление бенефициирующим государством соответствующего режима третьему государству.

В случае, если юридическое предоставление не дополняется фактическим, бенефициирующее государство нарушает свое обязательство в отношении третьего государства. Факт такого нарушения не должен влиять на пользование правами, вытекающими из оговорки государством-бенефициарием. По-видимому, о предоставлении режима наибольшего благоприятствования де-юре идет речь и в п.1 "в" статьи 2 ("Употребление терминов"), где используется выражение "согласилось предоставить".

Прекращению и приостановлению прав в соответствии с клаузулой о наибольшем благоприятствовании посвящена статья 21 Проекта: "Право государства-бенефициария ... на режим наибольшего благоприятствования ... прекращается или приостанавливается в момент, когда бенефициирующее государство прекращает. или приостанавливает распространение соответствующего режима на третье государство". Здесь отражено широко признанное положение об изменяющемся характере режима наибольшего благоприятствования. Предоставление каких-либо льгот третьему государству не означает, что государство-бенефициарий всегда будет пользоваться теми же льготами. Если прекращается предоставление определенных преимуществ, обещанных третьему государству,то соответственно изменяется и содержание режима наибольшего благоприятствования в отношении государства-бенефициария.

Но в данной статье не учтено то обстоятельство, что договор, содержащий оговорку о наибольшем благоприятствовании, может прекратить действие раньше, чем бенефициирующее государство прекращает предоставление соответствующего режима третьему государству.

Нельзя также оставить без внимания и то, каким образом бенефициирующее государство прекращаетили приостанавливает предоставление соответствующего режима третьему государству. Такое прекращение или приостановление может быть двояким: правомерным (включая осуществление международно-правовых санкций в ответ на противоправное деяние третьего государства) и противоправным (нарушающим международные обязательства в отношении третьего государства).

В соответствии с юридической логикой в первом случае права государства-бенефициария должны прекращаться или приостанавливаться, а во втором - нет. Следовательно, в ст.21 целесообразно использовать следующее выражение: "...в момент, когда бенефициирующее государство правомерно прекращает или приостанавливает предоставление соответствующего режима третьему государству". [ 5, c. 179]

2.5 Изъятия из принципа наибольшего благоприятствования

Со времени применения принципа наибольшего благоприятствования в регулировании международной торговли исключения из него претерпели большие изменения. При этом, особенно после II Мировой войны, их объем постоянно расширялся. В современных условиях режим наибольшего благоприятствования практически не применяется без исключений.

Это объясняется историческими особенностями формирования внешнеэкономических связей; усилением тенденций интернационализации хозяйственнойжизни, выражающихся в образовании интеграционных объединений; различиями в экономическом и географическом положении государств; интересами безопасности, охраны общественного здоровья и другими причинами, определяющими стремление государств сохранить возможность определения исключений из действия оговорки о наибольшем благоприятствовании.

Такие исключения в каждом случае специально оговариваются в соответствующей клаузуле, поскольку в современном международном праве отсутствуют подразумеваемые изъятия из режима наибольшего благоприятствования.

Международное право не допускает противоречащих принципу равноправия изъятий из принципа наибольшего благоприятствования по кругу субъектов кроме отдельных, общепризнанных, исторически сложившихся и устанавливаемых по особому, каждый раз взаимному согласию договаривающихся сторон исключений.

Изъятия по кругу субъектов в принципе противоречат идее наибольшего благоприятствования, в отличие от изъятий, сужающих его объем, т. е. исключающих из-под его действия те или иные отношения (что соответствует природе данного режима, имеющего договорной характер). Поэтому субъектные изъятия допускаются лишь в исключительных случаях, обусловленных некоторыми общими явлениями мировой экономической конъюнктуры, и "образуют своего рода корректировочный механизм, позволяющий обеспечивать гибкое применение принципа наибольшего благоприятствования о учетом исторически сложившихся особенностей осуществления внешнеэкономических связей, различий в экономическом потенциале и географическом положении стран".[ 4, c. 259]

Одним из традиционных является исключение из принципа наибольшего благоприятствования в пользу соседних государств, которое означает, что особые льготы, действующие между двумя соседними государствами, не распространяются на третье государство, если одно из двух соседних государств заключило с этим третьим государством договор, включающий клаузулу о наибольшем благоприятствовании, в которой содержится "соседская оговорка". Например, в статье 5 торгового соглашения СССР о Австралийским Союзом содержится следующее положение; "Постановление о наибольшем благоприятствовании не распространяется: а) на привилегии и льготы, предоставляемые Советским Союзом соседним с ним странам".

Такое изъятие обычно применяется в торговых договорах с целью обеспечения приграничной торговли.

В дополнение к допускаемым ранее международным правом в конвенционном порядке традиционным изъятиям из принципа наибольшего благоприятствования по кругу субъектов международного права Женевская Конференция 1964 года установила ряд новых рекомендательных норм, касающихся дополнительных исключений. Изъятия эти были сделаны в интересах развивающихся стран, и были мотивированы Секретариатом ЮНКТАД следующим образом:

"Традиционно принцип наиболее благоприятствуемой нации предназначается для установления равенства режимов на территории одного государства для всех других стран, но он не принимает во внимание тот факт, что в мире существует неравенство экономических структур и уровней развития; предоставлять равный режим странам, которые экономически не равны, означает равенство режима только с формальной точки зрения, но, в действительности, равносильно практическому неравенству".

В силу принятия Женевской Конференцией рекомендательных исключений допускаются видимые отступления от формального равенства государств, причем в пользу развивающихся стран.

Вместе с тем, следует подчеркнуть, что принцип равноправия строго выдерживается также и в формальном смысле для взаимоотношений между самими развивающимися странами на основе принятых рекомендательных норм. В содержащихся в них формулировках говорится об уступках всем развивающимся странам и о предоставлении им уступок в целом, т. е. не делая между ними дискриминационных различий. Изъятие из принципа наибольшего благоприятствования для развивающихся стран стало общепризнанным.

Третьим новым дополнением к изъятиям из принципа наибольшего благоприятствования является следующая норма, содержащаяся в том же Общем принципе восьмом: "Развивающиеся страны не должны распространять на развитые страны преференциальный режим, применяемый в отношениях между ними".

Все эти три нормы представляют собой по существу рекомендуемое отступление от принципа формальной взаимности в отношении действия режима наибольшего благоприятствования между, с одной стороны, развивающимися и, с другой стороны, развитыми государствами.

Применение принципа наибольшего благоприятствования ко всем странам безотносительно к уровню их развития было бы лишь формальным равенством, но по существу являлось бы косвенной дискриминацией по отношении к менее развитым странам.