Смекни!
smekni.com

Субъекты современного международного права (стр. 2 из 3)

Кроме того, принцип равноправия и самоопределения народов не должен использоваться в ущерб территориальной целостности и политического единства государств, которые его соблюдают и обес­печивают представительство всех слоев населения в органах государ­ственной власти без какой-либо дискриминации[7].

Международная правосубъектность государственно-подобных образований

В международных отношениях могут участвовать особые полити­ко-территориальные образования (иногда их называют государство-подобными), которые обладают внутренним самоуправлением и, в различных объемах, международной правосубъектностью.

Чаще всего такие образования носят временный характер и воз­никают как следствие неурегулированности территориальных пре­тензий различных стран друг к другу.

Общим для политико-территориальных образований такого рода является то, что практически во всех случаях они создавались на основе международных соглашений, как правило, мирных договоров. Такие соглашения наделяли их определенной международной правосубъектностью, предусматривали независимое конституцион­ное устройство, систему органов государственного управления, право издавать нормативные акты, иметь ограниченные вооруженные силы[8].

- Это вольные города в прошлом (Венеция, Новгород, Гамбург и др.) или в новое время (Данциг).

- Особый ста­тус после второй мировой войны имел Западный Берлин (до объеди­нения Германии в 1990 г.).

- К государственно-подобным субъектам международного права относится Ватикан. Это административный центр католической церкви во главе с Папой римским, «государство-город» в пределах итальянской столицы - Рима. Ватикан имеет дипломатические отноше­ния со многими государствами в различных частях мира (в том чис­ле с Россией), постоянных наблюдателей при ООН и некоторых дру­гих международных организациях, принимает участие в междуна­родных конференциях государств. Правовой статус Ватикана опре­делен специальными соглашениями с Италией 1984 г.

Вопрос о международной правосубъектности индивидов

В области международной правосубъектности возник ряд новых явлений. Самое значительное из них - появление в международном праве человека (индивида) как субъекта права, хотя и с весьма огра­ниченной правосубъектностью.

Основные права и свободы человека все больше определяются международным пра­вом, несмотря на то, что они реализуются в основном через внутри­государственное право.

Так, международные отношения первой половины XX века выдвинули вопрос об охране человеческой личности, о защите прав и основных свобод человека международно-правовыми средствами. Важнейшими из этих международных юридических актов явля­ются:

- Женевская конвенция об улучшении участи раненых н боль­ных в действующих армиях от 12 августа 1949 г.;

- Женевская кон­венция об обращении с военнопленными от 12 августа 1949 г.;

- Же­невская конвенция о защите мирного населения во время войны от 12 августа 1949 г.;

- Устав Международного Военного Трибунала от 8 августа 1945 г.;

- Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г.;

- Конвенция о предупреждении преступления геноцида и на­казании за него от 9 декабря 1948 г.;

- Дополнительная конвенция об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сход­ных с рабством, от 7 сентября 1956 г.;

- Декларация ООН о ликвида­ции всех видов расовой дискриминации от 20 ноября 1963 г. и мно­гие другие документы.

В настоящее время человек имеет некоторые юридические возможности выступать на международной арене в защиту своих прав и свобод. Жалобы индивидов становятся предметом рассмотре­ния в международных организациях, прежде всего в ООН. В некото­рых региональных организациях, например в Европейском Сообще­стве (теперь Европейский союз), физические, а также юридические лица вправе обращаться для защиты своих прав в международные региональные суды. Индивиды являются субъектами международ­ной уголовной ответственности за международные преступления[9].

Тем не менее, признание индивидов участниками международно-правовых отношений не означает приравнивание их к основным субъектам международ­ного права. Индивиды не обладают такими элементами международной правосубъектности, как право быть участниками международных договоров, членами международных межправительственных организаций, тем более, создавать нормы международного права, как это могут делать его основные субъекты[10].

2. Международно-правовое признание.

Международно-правовое признание - это акт государства, кото­рым оно считает целесообразным вступить в юридические отношения с признаваемой стороной. Такой стороной могут быть: вновь возник­шее государство, новое правительство, борющиеся за независимость нация или национально-освободительное движение, восставшая и воюющая сторона, международная организация[11].

Признание является важным внешнеполитическим актом, по­скольку оно выражает желание признающего государства устано­вить нормальные, стабильные отношения с признаваемой стороной. В то же время признание имеет большое международно-правовое значение, определяемое теми юридическими последствиями, кото­рые оно влечет за собой.

В теории международного права существуют две теории о значении международно-правового признания: декларативная и конститутивная.

Согласно декларативной теории, признание лишь констатирует возникновение нового субъекта международного права, в частности нового государства, и большого юридического значения для него не имеет, поскольку существование государств как субъектов между­народного права не зависит от их признания.

В отличие от декларативной, конститутивная теория считает, что государство как субъект международного права возникает только после его признания другими государствами, а до признания новое государство юридически как бы не существует[12].

Как считают Калалкарян Н.А. Мигачев Ю.И. конститутивная теория расходится с жизнью. Кроме того, она принижает значение государственного суверенитета, как неотъем­лемого свойства государства - субъекта международного права, ста­вит его возникновение в зависимость от желания, воли, а то и произ­вола других государств.

Как говорилось выше, государство становится субъектом между­народного права в силу факта своего появления в качестве суверен­ного государства. Но вместе с тем было бы неверным отрицать важ­ные международно-правовые последствия, которые влечет за собой акт признания.

Не конституируя нового государства, признание имеет большое как политическое, так и юридическое значение. Признание облегчает суще­ствование нового государства, ведет к нормализации политических и экономических отношений с другими государствами, выводит это но­вое государство из международной изоляции. Признанному государст­ву легче в полной мере реализовать свою международную правосубъектность как следствие обретения им суверенитета.

Новое государство имеет право на международное признание. Это вытекает из Устава ООН, его принципов как основных принци­пов современного международного права, согласно которым все го­сударства обязаны развивать дружественные отношения между со­бой, уважать принципы суверенного равенства и самоопределения народов.

Признание нового государства осуществляется в форме письмен­ного послания от признающего государства, передаваемого дипло­матическим путем или на торжественной церемонии провозглаше­ния независимости, как было в день провозглашения независимости Намибии - последней колонии в Африке - 21 марта 1990 г.

Решения о признании могут оформляться постановлениями выс­ших органов государства, например в России указами Президента. Так, в связи с образованием суверенных Чехии и Словакии был из­дан 28 декабря 1992 г. Указ Президента РФ об их признании. В мае 1993 г. Указом Президента России была признана Эритрея.

После возникновения в 1991 г. на месте СССР независимых госу­дарств, бывших союзных республик, прошла широкая полоса их признания государствами мира, а также взаимного признания друг другом в качестве субъектов международного права.

Признание правительства. В тех случаях, когда нового государ­ства не возникает, а остается существовать прежнее, может встать вопрос о признании его нового правительства. Чаще всего это про­исходит тогда, когда правительство приходит к власти неконститу­ционным путем или когда меняется форма правления, например вместо монархического устанавливается республиканское правле­ние. Однако и в таких случаях, как показывает практика, признание необязательно; бывает достаточно продолжать с новым правитель­ством нормальные дипломатические отношения. Тем более, не нуж­дается в признании новое правительство, пришедшее к власти обыч­ным конституционным путем, при смене правительственного каби­нета после прошедших выборов в парламент, отставки и т. п.

Вопрос о признании нового правительства резко обостряется, ес­ли оно создается в результате социальной революции или нацио­нально-освободительной войны. В этом случае признание нового правительства, по существу, означает и признание нового государст­ва как субъекта международного права.

К признанию новых правительств примыкает признание органов национального освобождения. Как говорилось выше, нация в ходе борьбы за свою государственную независимость создает свои орга­ны национального сопротивления, и они могут признаваться в каче­стве таковых другими государствами. Подобное признание приме­нялось еще во время Второй мировой войны (например, признание Польского комитета национального освобождения. Антифашистско­го веча Югославии, «Сражающейся Франции»). Но особенно широ­кое распространение этот вид признания получил после войны в процессе национально-освободительной борьбы колониальных на­родов за свою независимость. Этим признанием пользовались На­родное движение за освобождение Анголы, Африканская партия независимости Гвинеи и Островов Зеленого Мыса, Народная орга­низация Юго-Западной Африки со стороны многих государств, а также ООН и Организация африканского единства (ОАЕ) как един­ственные представители народов названных стран. В настоящее время им пользуется Организация освобождения Палестины (ООП).