Смекни!
smekni.com

Внешнеэкономическая деятельность (стр. 10 из 17)

Этот важнейший итог проистекает из неравномерности изменений спроса на факторы производства. Производство пшеницы требует больше земли и менее трудоемко, чем производство сукна. Следовательно, объем факторов, необходимый для расширения выпуска в растущем секторе, никак не может соответствовать тому, что высвобождается в другом секторе, пока не произойдет корректировка цен. В США, например, растущее производство пшеницы порождает спрос на большое количество земли и на совсем небольшое количество рабочей силы, тогда как сокращение выпуска сукна ведет к высокой безработице и очень небольшому высвобождению земли.[8]

Чем-то приходится поступиться. Существует только один способ привести масштабы использования рабочей силы и земли в соответствие с их предложением на национальном рынке: изменение цен на факторы производства. Специализация на пшенице, требующей относительно больше земли и меньше трудовых затрат, повсеместно в США ведет к повышению арендной и снижению заработной платы. Рост арендной платы и сокращение оплаты труда будут продолжаться до тех пор, пока производители не найдут новых способов производства пшеницы и сукна - более экономных в отношении земли и более трудоемких. Когда это произойдет, рост арендной платы и падение заработной платы постепенно прекратятся. Тем не менее в США арендная плата останется выше, а заработная плата - ниже, чем до установления торговых отношений. Аналогичные рассуждения показывают, что в остальном мире итог будет противоположным: рост заработной платы и снижение арендной платы.

Таким образом, в обеих странах внешняя торговля ведет к абсолютному обогащению одних и абсолютному ухудшению положения других.

ТЕОРЕМА СТОЛПЕРА - САМУЭЛЬСОНА

Вольфганг Ф. Столпер и Пол Самуэльсон доказали, что при определенных предпосылках внешняя торговля действительно делит общество на тех, кто в результате остается в чистом выигрыше, и тех, кто песет потери.

Предпосылки: страна производит два товара (например, пшеницу и сукно), используя два фактора производства (например, землю и труд); ни один из товаров не используется для производства другого; существует абсолютная конкуренция; предложение факторов задано; для производства одного из товаров (пшеница) интенсивно используется земля, а второй (сукно) является трудоемким как в условиях внешней торговли, так и без ее; оба фактора могут перемещаться между секторами (но не между странами); установление торговых отношений приводит к росту относительной цены на пшеницу.

Теорема Столпера—Самуэльсона: при перечисленных выше предпосылках установление торговых отношений и свободная торговля неизбежно ведут к росту вознаграждения фактора, интенсивно используемого в производстве товара, цена на который растет (земля), и снижению вознаграждения фактора, интенсивно используемого в производстве товара, цена на который падает (труд), вне зависимости от того, какова структура потребления этих товаров владельцами факторов производства.

Заслуга Столпера и Самуэльсона не только в том, что они строго, а не при помощи отдельных примеров доказали это следствие, но и в том, что они показали: результат нисколько не зависит от того, какие товары приобретаются для личного потребления семьями землевладельцев и рабочих. Этот вывод противоречил интуитивному представлению многих экономистов, что если бы рабочие тратили значительную часть своих доходов на сукно, то его удешевление в результате внешней Торговли все-таки привело бы к росту их реальных доходов. Теорема показала, что этого не происходит. Почему - объясняется в обобщении теоремы Столпера - Самуэльсона, проведенном в 1965 г. Рональдом Джонсом. В рамках настоящей модели имеет место эффект усиления (magnification effect): 10%-ное повышение относительной цены на один из товаров (например, пшеницу) вызывает еще больший (в процентном отношении) рост вознаграждения интенсивно используемого фактора (земли) в пересчете на сукно, и к сокращению вознаграждения другого фактора (труда), так что покупательная способность труда в отношении сукна снижается, несмотря на удешевление последнего. Таким образом, в итоге изменение в соотношении между вознаграждением факторов усиливается по сравнению с обусловившим его изменением в соотношении цен на сукно и пшеницу. Следовательно, ставки заработной платы снижаются в пересчете как на пшеницу, так и на зерно.

ТЕОРЕМА О ВЫРАВНИВАНИИ ЦЕН НА ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА

Та же самая исходная модель «2х2х2» (два фактора, два товара, две страны), показывающая, что в результате установления торговых отношений один из факторов терпит убытки, позволяет сделать еще более удивительные выводы относительно воздействия внешней торговли на цены факторов и распределение доходов. В конце 40-х годов П. Самуэльсон доказал положение, которое позднее легло в основу теоремы о влиянии внешней торговли на межстрановые различия в ценах факторов.

Предпосылки: 1) имеется два фактора производства (например, земля и труд), два товара (пшеница и сукно) и две страны (США и остальной мир); 2) все рынки являются конкурентными; 3) предложение каждого фактора жестко задано; 4) в обеих странах каждый фактор используется с полной загрузкой как в условиях международной торговли, так и в ее отсутствие; 5) транспортные и информационные издержки отсутствуют; 6) торговля является свободной - государства не прибегают к тарифам или другим торговым ограничениям; 7) производственные функции для каждого товара, устанавливающие связь между объемом его выпуска и затратами факторов, идентичны в обеих странах; 8) производственные функции являются линейно-однородными (если затраты каждого из факторов возрастут на 10%, то выпуск также увеличится на 10%) и 9) не обладают свойством «обратимости факторной интенсивности» (если сукно выступает относительно трудоемким товаром при одном соотношении заработной и арендной платы, то оно останется им и при других соотношениях); 10) обе страны после установления торговых отношений продолжают производить оба товара.

Теорема о выравнивании цен на факторы производства: при выполнении всех перечисленных выше предпосылок внешняя торговля ведет к выравниванию цен не только на товары, но и на факторы производства, так что в обеих странах ставки заработной платы у всех рабочих будут одинаковы, так же как и ставки арендной платы за все земельные участки, вне зависимости от существующей структуры спроса или обеспеченности факторами производства в каждой из стран.

Это очень интересный вывод. Отсюда следует, что в итоге ставки заработной платы рабочих во всех странах сравняются даже без миграции рабочей силы между странами. При наличии международной торговли это становится возможным и в рамках данной модели, поскольку факторы, которые сами не могут перемещаться из страны в страну, в конце концов косвенным образом экспортируются и импортируются в виде товаров. Внешняя торговля заставляет США продавать пшеницу и закупать сукно. Для производства пшеницы интенсивно используется земля, и фактически посредством международного обмена товар, «насыщенный землей», вывозится в другие страны в обмен на сукно, «насыщенное трудом». Как если бы каждый фактор сам вывозился в ту страну, которая раньше испытывала в нем недостаток.

Даже самое беглое знакомство с реальным состоянием дел в мире позволяет утверждать, что эти выводы не соответствуют действительности. Как раз одним из наиболее драматичных результатов экономического развития является то обстоятельство, что один и тот же фактор производства, например труд одинаковой квалификации, в разных странах оплачивается по-разному. Межстрановые различия в заработной плате за одинаковый труд довольно велики и, по всей видимости, продолжают расти. Очевидно, что источником расхождения модели с действительностью являются предпосылки, сделанные для доказательства указанной теоремы. Трудно сказать, какая именно из предпосылок «виновата больше». Истинный приверженец свободной торговли был бы склонен утверждать, что цены на факторы не выравниваются потому, что торговля не является свободной. Однако даже в эпоху свободной торговли в XIX в. неквалифицированные рабочие в Англии получали заметно больше, чем в Ирландии или Индии, несмотря на то что торговые ограничения практически отсутствовали, а транспортные издержки были незначительны. Скорее всего, весь набор предпосылок содержит множество существенных отступлений от реальности. И тем не менее теорема о выравнивании цен факторов остается интересным примером использования жестких моделей внешней торговли.

БОЛЕЕ ОБЩИЙ ВЗГЛЯД НА ВНЕШНЮЮ ТОРГОВЛЮ И ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ ФАКТОРОВ

Теорема Столпера - Самуэльсона и теорема о выравнивании цен факторов сами по себе мало что доказывают, так как основаны на слишком упрощающих предпосылках. Однако работа с упрощенными моделями хороша тем, что они часто помогают совершенно по-новому увидеть проблему и получить нетривиальные выводы, даже если их формальное доказательство представляет значительные трудности. Именно так обстоит дело с теорией вознаграждения факторов в международной торговле. Экономисты со временем обобщили эти исследования, ослабляя некоторые предпосылки и оставляя другие без изменения, чтобы проверить, какие из полученных таким образом выводов сохраняют силу и в гораздо более сложном реальном мире. Современные исследования по теории воздействия внешней торговли на распределение доходов позволили выдвинуть (но не доказать) несколько интересных предположений относительно действующих в этой области закономерностей.