Смекни!
smekni.com

Внешнеэкономическая деятельность (стр. 14 из 17)

Для того чтобы решить эти вопросы на должном уровне, требуется более полная модель взаимодействия спроса и предложения, одновременно охватывающая несколько отраслевых рынков. В целях сокращения масштаба модели ученые-экономисты разработали более простой способ измерения, упрощающий задачу. Предложенный показатель количественно оценивает воздействие всей тарифной системы на добавленную стоимость единицы продукции, выпущенной данной отраслью. При этом не делается попытки оценить возможное изменение производства данной или комплементарных ей отраслей, а также сдвига цен.

Фактический уровень защитного тарифа (the effective rate ofprotection) в отдельной отрасли определяется как величина (в процентах), на которую увеличивается в результате функционирования всей тарифной системы созданная в этой отрасли добавленная стоимость единицы продукции.

Фактически уровень защитного тарифа в отдельной отрасли может значительно отличаться от размера тарифа, уплачиваемого потребителем «номинального уровня защитного тарифа».

Два основных принципа, лежащих в основе концепции совокупного эффекта протекционизма: доходы отрасли, или ее добавленная стоимость, будут подвержены воздействию торговых барьеров, возводимых не только на пути конкурирующей импортной продукции, но и действующих на рынке материалов, используемых в процессе производства этой отраслью. При этом, если конечная продукция отрасли защищена более высокой пошлиной, чем ее промежуточная продукция, фактически уровень защитного тарифа превысит его номинальный уровень. Таким образом, для того чтобы уяснить себе, кого именно защищает отдельный тариф, а также тарифная система в целом, необходимо рассмотреть хозяйственную систему в контексте анализа затраты - выпуск.

ТАРИФ КАК ДОХОД ГОСУДАРСТВА

Влияние тарифа на импортирующую страну отнюдь не исчерпывается изменением уровня благосостояния потребителей и производителей. Пока тариф ограничивает импорт лишь частично, т.е. не является запретительным, он приносит доход государству. Размер этого дохода равняется произведению ставки тарифа и объема импорта, им облагаемого (или области с на рис. 9).

Доходы от таможенных тарифов, безусловно, представляют собой выигрыш для страны в целом. Сумма, полученная государством от взимания пошлин, может впоследствии служить различным целям: превратиться в дополнительные расходы на социальные программы, способствовать снижению таких, к примеру, налогов, как подоходный, или просто поднять оклады ненасытным государственным служащим.[10] Хотя нам и небезразлична та форма, которую впоследствии примет доход государства от взимания тарифов, однако главное - это то, что он останется в пределах страны и, следовательно, должен приниматься во внимание при расчете последствий от тарифного заслона наряду с выигрышем предпринимателей и потерями потребителей.

ЧИСТЫЕ ПОТЕРИ СТРАНЫ ОТ ТАРИФНОЙ ЗАЩИТЫ

Объединив результаты воздействия тарифа на потребителей, производителей и государственную казну, можно подвести суммарный итог влияния тарифной защиты на импортирующую страну в целом. Для этого понадобится ввести некоторые суждения. Прежде всего следует установить, так ли уж равнозначны для нас доллары, в которых измеряется эффект тарифа для каждой из затрагиваемых групп. В самом деле, любое рассуждение о том, хороша или плоха данная тарифная система, неизбежно основано на субъективной оценке значимости каждой из этих групп.

Исходный анализ начинается с предпосылки о равноценности денег. Каждый доллар, независимо от того, фигурирует ли он в выигрыше или убытках, представляет одинаковую ценность как для выигрышей, так и для проигрышей стороны.

Если применять критерий равноценности денег, то тариф, рассмотренный на рис. 9 и 10, будет служить источником чистых потерь не только для импортирующей страны, но и всего мирового хозяйства. Это видно из рис. 11, где снова представлен пример с велосипедами. Мы уже видели, что выраженные в долларах потери потребителей превышают выигрыш производителей. Кроме того, было установлено, что государство получает некоторый доход от введения тарифов, который становится выигрышем для страны в целом. Левая часть рис. 11 свидетельствует о том, что выраженные в долларах убытки потребителей все равно превышают суммарную величину выигрыша производителей и импортных сборов, идущих в доход государства.

Убытки, причиняемые стране, могут быть показаны и иначе. В правой части рис.11 изображен рынок импортных велосипедов. Кривая спроса на этом рынке показывает, на какую величину спрос превышает предложение при каждом уровне цен. Таким образом, эта кривая получена путем вычитания внутреннего предложения из внутреннего спроса при каждом уровне цен (т.е. по горизонтали), поскольку импорт как раз равен спросу минус внутреннее предложение. Это позволяет изобразить абсолютные потери страны как в левой части рис. 11, так и в правой. Поскольку области b иd образуются при одном и том же уровне тарифа и отражают соответственно замещение импорта отечественным производством и общее снижение спроса, область(b+d) представляет -собой треугольник, высота которого равна размеру тарифа, а основание - общему сокращению импорта (см. правую часть рисунка).

Чистые потери страны от введения тарифа, показанные на рис. 11, нетрудно оценить и эмпирически. Для этого необходимо знать лишь размер самого тарифа и оценку величины сокращения импорта вследствие введения тарифа (DМ). Обычно это делается путем определения относительного роста цены, последовавшего после введения тарифа, исходного уровня цены импорта и эластичности импорта по цене. Такие расчеты нетрудно произвести, причем оказывается, что чистые потери страны от тарифа можно оценить, как это сделано в правой части рис. 11, пользуясь информацией, касающейся только импорта, и не прибегая к построению кривых спроса и предложения.

Какой же экономический смысл содержится в утверждении, что геометрически чистые потери страны заключены в областиb+d? Поразмыслив, можно прийти к выводу о том, что эта область представляет собой преимущества от международной торговли и специализации, потерянные с введением тарифа. Областьd,которую часто называют потребительским эффектом (consumption effect) тарифа, демонстрирует ущерб, нанесенный потребителям импортирующей страны в результате вынужденного снижения потребления велосипедов. Они согласны заплатить за дополнительное количество импортных велосипедов, лежащих в области d, сумму в пределах 220 долл., но тариф не позволяет их приобрести по цене дешевле 220 долл., хотя каждый велосипед из этого дополнительного количества при расчете с иностранными поставщиками стоил бы стране только 200 долл. Потери потребителей, заключенные в области d, не оборачиваются ничьим выигрышем. Область d - абсолютный убыток, элемент общей неэффективности, вызванной учреждением тарифа.

Область b отражает сокращение благосостояния, связанное с тем, что потребительский спрос переключается с более дешевой импортной на более дорогую отечественную продукцию. Тариф стимулирует рост отечественного производства, замещающего импорт, на величину S0S1. Предполагается, что внутренняя кривая предложения, или кривая предельных издержек, имеет положительный угол наклона, то есть возрастает. Из этого следует, что производство каждого следующего велосипеда обходится все дороже, увеличивая издержки производства с 200 до 220 долл. Общество платит за велосипеды больше 200 долл., за которые их можно было бы приобрести за границей. Эти дополнительные издержки, вызванные смещением в сторону более дорогого отечественного производства, называют производственным эффектом(production effect) тарифа: на рисунке он представлен областью b. Как и область d, она тоже представляет собой абсолютные потери, или часть того, что платит потребитель, но что не достается ни правительству, ни производителю. Это разница между издержками, обусловленными отвлечением внутренних ресурсов от другой формы их использования, и экономией от того, что иностранным поставщикам не было уплачено за дополнительное количество велосипедов S0S1, недопоставленных в результате действия тарифа. Таким образом, выигрыш от внешней торговли, утраченный с введением торговых ограничений, выступает в двух видах: эффекта потребителей (область d) и эффекта производителей (область b).

Исходный анализ тарифа разрешает рассматривать области b и d в качестве чистых потерь от тарифа только при определенных предпосылках. Самая очевидная ключевая предпосылка заключается в том, чтопри сопоставлении интересов различных групп используется критерий равноценности денег. Именно при помощи этого критерия в предшествующем анализе мы пришли к заключению, что области а и с, соответствующие потребительским потерям, полностью перекрывают выигрыш производителей (область а) и величину таможенных сборов государства (область с). Таким образом, мы выходим на уровень чистых национальных потерь - область (b+d).

В нашем анализе мы опирались также и на ряд других предпосылок, влияющих на оценку эффекта от введения тарифа. Вот важнейшие из них.

1. Предполагалось, что импортирующая страна сама не может воздействовать на уровень мировых цен.

2. До сих пор наш анализ не касался баланса платежей между рассматриваемыми странами, так как не учитывалось, что введение тарифа приводит к сокращению выплат иностранным поставщикам. В действительности снижение денежных затрат на приобретение импортной продукции влечет за собой либо изменение курса валют, либо сдвиг платежного баланса в направлении положительного сальдо. Эти последствия, связанные с платежным балансом, имеют аспекты, которые не будут рассматриваться в данном контексте.