Смекни!
smekni.com

Внешнеполитические проблемы Китая (стр. 1 из 2)

Содержание

1. Меняющаяся часть мирового сообщества

2. Средства, использующиеся партией для достижения целей

3. "Образ"- совокупность стереотипов мышления в сознании общества партии. "Имидж"

4. Теории и доктрины внешней политики

5. Мотив внешнеполитической деятельности

6. Формы и методы внешнеполитической деятельности

7. Цель внешнеполитической деятельности

Библиографический список


1.Меняющаяся часть мирового сообщества

В середине октября 2007 года в Пекине состоялся XVII съезд компартии Китая, который подвел итоги первых пяти лет правления нынешнего руководства во главе с Ху Цзиньтао. В отчетный доклад ЦК КПК вошли новые лозунги, в том числе призывы к созданию «гармоничного общества» внутри Китая и «гармоничного мира» за его пределами. Всего за три года лозунг «гармонии» вошел в официальную идеологию и стал одним из символов правления Ху Цзиньтао. На XVII съезде он не только прозвучал в докладе, но и был закреплен в обновленной редакции устава партии. Это гарантирует новому лозунгу устойчивое место среди программных целей КПК и после 2012 года, когда Ху Цзиньтао должен будет уступить партийное руководство преемнику.

Первоначально планы строительства «гармоничного общества» были нацелены на решение внутренних социально-экономических и политических проблем страны. Однако с появлением этого лозунга китайское руководство обрело возможность обновить и внешнеполитический дискурс. В предыдущие годы сделать это было непросто, поскольку зарубежных партнеров не привлекала внутренняя идеология «специфически китайского социализма», соединявшая идеи марксизма с его последующими толкованиями, предложенными Мао Цзэдуном, Дэн Сяопином и Цзян Цзэминем. Несмотря на присутствие в официальной идеологии КПК реформаторских установок, провозглашающих приоритет экономического развития и отказ от классового соперничества с буржуазией, социалистические лозунги напоминали Западу о временах холодной войны и противостояния двух систем. Это вынуждало Пекин вновь и вновь повторять, что нынешний Китай совсем не похож на бывший СССР. И вот новый лозунг «гармонии» позволил китайским властям увязать внутриполитическую программу строительства «гармоничного общества» с внешнеполитической стратегией создания «гармоничного мира».

2. Средства, использующиеся партией для достижения целей

Поиск новых пропагандистских формулировок для внешнеполитической стратегии Китая активизировался после прихода к власти Ху Цзиньтао. Растущая мощь Китая стала важным фактором в международной политике. На этом фоне за рубежом появились опасения, что у Пекина могут возникнуть экспансионистские устремления, способные привести к военным конфликтам. Пытаясь успокоить мировое сообщество, новое руководство заявило о том, что Китай может быть сильным и могучим, не нанося ущерба другим странам. Китайские власти пришли к выводу о необходимости изменить мировое общественное мнение в свою пользу, пропагандируя тезис о мирном пути развития страны, никому не угрожающем и сулящем выгоду всему человечеству.

Поначалу руководство КНР сделало ставку на лозунг «мирного возвышения», который впервые был представлен общественности в 2003 году в выступлении проректора Центральной партшколы КПК Чжэн Бицзяня. Китайские эксперты немедленно развернули широкомасштабное пропагандистско-комментаторское обсуждение этого лозунга. На страницах общественно-политических изданий появились многочисленные статьи о «мирном возвышении», были проведены научные конференции, в сжатые сроки подготовлены обобщающие исследования. В конце 2003-го — начале 2004 года о «мирном возвышении» неоднократно высказывались Ху Цзиньтао и премьер Вэнь Цзябао.

Однако летом 2004 года этот лозунг был выведен из официального пропагандистского употребления. Амбициозное упоминание о «возвышении» Китая, пусть даже «мирном», по-прежнему тревожило иностранную аудиторию. К тому же в ходе обсуждения в китайском экспертном сообществе стало ясно, что данный лозунг вызывает сомнения и неоднозначные трактовки внутри страны. В результате власти вернулись к лозунгам «мира и развития» эпохи 1980-х годов, провозгласив основополагающей внешней стратегией Китая «мирное развитие»[1].

3."Образ"- совокупность стереотипов мышления в сознании общества партии. "Имидж"

После неудачи с «мирным возвышением» китайские власти решили приступить к формированию позитивного имиджа за рубежом, привлекая для обоснования внешнего курса гуманистические ценности традиционной конфуцианской мысли, в которой издревле почитались «гармония» и приверженность «золотой середине». Китайский лидер Ху Цзиньтао впервые выдвинул идею «совместного построения гармоничного мира» в апреле 2005 года в Джакарте. В тот же год в сентябре на праздновании 60-летия ООН председатель Ху предложил создать «гармоничный мир совместного процветания».

Попытка связать воедино «гармоничные» ценности китайской традиции, современные цели КНР и внешнюю политику страны прозвучала в выступлении Ху Цзиньтао в Йельском университете в апреле 2006 года. Он заявил, что китайская цивилизация всегда придавала большое значение социальной гармонии, единству и взаимной помощи, теперь же Китай приступает к строительству гармоничного общества. При этом, подчеркивал руководитель КНР, китайская цивилизация всегда уделяла внимание хорошим отношениям с соседями и стремилась к тому, чтобы все страны жили в гармонии друг с другом. В наши дни Китай выступает за мир, развитие и сотрудничество, придерживается стратегии открытости в интересах взаимной выгоды, «стремится использовать достижения других цивилизаций для продвижения к миру и развитию через сотрудничество, стремится играть свою роль в строительстве гармоничного мира, длительных мирных [отношений] и общего процветания»[2].

4. Теории и доктрины внешней политики

Одобренные высшим руководством лозунги «гармоничного общества» и «гармоничного мира» оказались в центре внимания китайского экспертного сообщества, приступившего к пропагандистско-разъяснительному обсуждению новаций. Заместитель директора Бюро переводов при ЦК КПК, глава Центра сравнительных политических и экономических исследований Юй Кэпин, которого в Китае считают человеком, к чьим советам прислушивается Ху Цзиньтао, истолковал лозунг «гармоничного мира» в терминах современной политологии: «Выдвинутая Китаем теория гармоничного мира имеет много общего с распространенной в мире теорией глобального управления. Обе они коренятся в заботе об общей судьбе человечества, обе выступают против унилатерализма и гегемонизма, обе подчеркивают решение общих вопросов каждого государства через международное сотрудничество, обе выступают против “мира, управляемого Америкой”, и подчеркивают повышение роли ООН, обе настойчиво утверждают новый мировой политико-экономический порядок… Это китайский взгляд на глобальное управление, это мировоззрение Китая в условиях новых реалий и тенденций в изменяющемся мире; его можно рассматривать как выдвинутую китайской официальной стороной версию “глобального управления” (global governance, кит. цюаньцю чжили. — О.Б., А.Л.[3, стр. 31].

В формулировках Юй Кэпина «гармоничный мир» представляет собой извечное требование человечества и являет собой новую интерпретацию высокого идеала «Великого единения Поднебесной»[5] времен китайской древности. Политолог подчеркивает, что замысел «гармоничного мира» есть продолжение китайского замысла «гармоничного общества»: они взаимосвязаны, у них сходные ценностные ориентиры и общая политическая логика. В официальной пропаганде в качестве нормативных характеристик «гармоничного общества» перечисляются «демократия и власть закона, равенство и справедливость, искренность и дружба, полнота жизненных сил, стабильность и порядок, гармония между человеком и природой». По мнению Юй Кэпина, «гармоничный мир» предполагает «создание демократичного, справедливого и равного мирового политико-экономического порядка, реализацию в мире долгосрочного и всеобщего процветания. Как и гармоничное общество, идеальный гармоничный мир также должен быть миром многообразия, демократии, справедливости, терпимости, доверия, сотрудничества, взаимопомощи, устойчивого развития». Помимо этого, идеал «гармоничного мира» предполагает установление гармонии в отношениях человека и природы, разумное освоение и использование природных ресурсов.

Отметим, что китайский план мировой гармонии построен на ценностях, которые могут оказаться привлекательными для многих стран. Как пишет Юй Кэпин, выдвигая идею «гармоничного мира», китайское правительство исходило из того, что к такому ценностному идеалу стремится все человечество, а «мир и развитие как две великие темы современности являются важнейшим содержанием строительства гармоничного мира». При этом по мере углубления экономической глобализации интересы государств и народов будут становиться все более многоплановыми, политика — более многополярной, культура — более многообразной. Следовательно, подчеркивает китайский политолог, между странами и народами все более будут востребованы взаимная терпимость и уважение, мирное сосуществование, реализация древнекитайского идеала «единства без унификации», предполагающего сохранение различий в общности и отвергающего обеспечение единства путем подчинения. В условиях современного мира это означает, что Китай будет выступать против попыток «силой навязывать ценности и строй собственной цивилизации другим государствам». Подтекст тут очевиден: когда США используют «жесткую силу» для распространения своих ценностей, Китай подчеркивает идеи невмешательства в чужие дела и уважение к многообразию путей развития стран и культур.