Смекни!
smekni.com

Глобализация и ее влияние на экономику Украины (стр. 2 из 4)

Опыт Южной Кореи интересен для Украины еще и тем, что система ее государственного управления построена на клановой структуре - историческом эксперименте, глубоко укоренившемся в общественной психологии и сознании.

Именно клановая система управления в Южной Корее способствовала наследованию традиций, выведению страны на передовые рубежи мировой экономики. Клановая система - это коллективная монархия - прототип Политбюро КПСС, хорошо знакомый нам со времен плановой экономики. Возможно ли, что клановая система, сохранившаяся в Украине со времен "экономики масштаба" в рамках закрытого СССР, может дать импульс к "экономическому чуду" в малой открытой экономике?

Украинские кланы сформированы по профессиональным признакам. Как пишет А. Гарасим, это кланы политиков, администраторов, научные, аграрные, нефтяные, газовые кланы и т.д. Украинские кланы, конкурируя друг с другом, не озабочены развитием национальной экономики, а уничтожают друг друга в борьбе за выживание.

Украинские кланы слабы тем, что не верят в свое будущее, поэтому стараются урвать как можно больше сегодня, ведь завтра может не быть. Этим и объясняется приобретение бесчисленных "мерседесов", роскошных квартир, дорогих вилл, яхт. Поэтому отсутствует национальная идея, которая базируется на преемственности традиций, наследовании результатов труда грядущими поколениями. Нет веры в то, что начатые дела, накопленные богатства будут сохранены, продолжены, преумножены.

Без цивилизованного общества, основанного на демократических ценностях, предпринимательской культуры, системного подхода управления государством никакие экономические модели не смогут предотвратить хаоса. Не произойдет и первоначального накопления капитала внутри страны, поскольку весь капитал будет утекать за границу, туда, где люди научились зарабатывать деньги, не перегрызая друг другу глотки, а ведя переговоры.

5. Интеграция Украины в ЕС

Одним из важнейших этапов в интеграции Украины в мировое пространство есть вхождения Украины к ЕС. Интеграция Украины в ЕС является чрезвычайно сложной дилеммой как для Украины, так и для Европы.

Во-первых, Украина окончательно "виртуализировалась". Не концентрируя крупного промышленного производства, центр - Киев и Киевская область - поглощает более 40% всех банковских кредитов и бюджетных средств, львиную судьбу интеллектуального потенциала страны. Подобная "инвестиционная привлекательность" способствует углублению региональной дифференциации. Напротив, в рамках ЕС действует система трансфертных платежей - специальных фондов, направленных на предоставление финансовой поддержки экономически слабым регионам. Кроме того, в таких странах, как, например, Германия, Бельгия и Италия, существуют системы внутригосударственного перераспределения бюджетных ресурсов. Происходящее в Западной Европе межстрановое переплетение основано на углублении торговых отношений, а не создании "островков благополучия": 46% экспорта и 65% импорта зоны евро приходится на высокотехнологическую продукцию, в то время как в Украине эти показатели составляют соответственно 5% и 9%.

Во-вторых, в Украине практически парализовано управление государством. Поскольку управленческая "элита" в Украине к сим порам состоит в основном из далеко не самых лучших аппаратчиков бывшей советской системы, пренебрегающих фактором личности, в чиновничьей среде родственные связи продолжают преобладать над квалификацией, моральное унижение над мотивацией, безответственность над профессионализмом. В Европе все наоборот: органы исполнительной власти - это сервисные учреждения с особым статусом, обслуживающие реальный сектор экономики. Работать на государство престижно. Западный чиновник, кроме четко прописанных обязанностей, имеет еще и круг полномочий, в рамках которых вон самостоятельно решает возникающие вопросы. Частое обращение к начальству не только не приветствуется, но и может иметь негативные последствия для карьеры. В дополнение к полномочиям конкурентный уровень заработной платы гарантирует высокую производительность труда западного чиновника.

Сегодня в Украине чиновники низшего, среднего и даже высшего звена не могут принять решения практически ни по какому вопросу без согласования с главой того или иного ведомства. Низкий уровень зарплаты не оставляет им второго выбора, как решать вопросы неофициальным путем. Отсутствие полномочий и низкий уровень заработной платы - самые важные причины коррупции в Украине.

В-третьих, после провозглашения рыночных реформ в 1994 году Украина сегодня находится в эмбриональной стадии капиталистического развития, предпринимательская культура только зарождается, договорные отношения и законы соблюдаются эпизодически. Будучи индустриальной страной с высоким уровнем квалификации рабочей силы, Украина реально не сформировала классические атрибуты зрелого капитализма: банковской системе для создания долгосрочных инвестиционных ресурсов потребуется еще лет 10-15, на протяжении которых будет сильная монополия различных клановых структур, сдерживающих конкуренцию.

Европа находится на более высокой формационной ступени, более 300 лет на практике реализует либеральные модели, а последние 50 лет еще и с ярко выраженными элементами социальной рыночной экономики.

Соответственно разной является глубина укоренения в сознании индивидуума рыночных понятой: частной собственности, индивидуальной свободы, уравнивания социальных различий, свободы выбора деятельности и составления договоров, индивидуальной ответственности, свободного ценообразования, открытых рынков, эффективной конкуренции, стабильности денежных и финансовых институтов. В некоторых европейских странах крепостное право было отменено почти на 200 лет раньше, чем в Украине.

В-четвертых, судьба сельского хозяйства в экономической структуре Украины составляет 21,5%, в ЕС - 4,2%. Для сбыта украинской аграрной продукции на европейском рынке необходимы не только инвестиции, которых у нас пока нет, но и сильное лобби, поскольку украинские продукты явным образом превосходят по своим витаминным и вкусовым характеристикам европейские, выращиваемые в теплицах с обильным использованием пестицидов, а следовательно, представляют собой дополнительную конкуренцию для традиционных европейских поставщиков.

В-пятых, вступление Украины в Европейский валютный союз (ЕВС) является невозможным в силу отсутствия четкой стратегии денежно-кредитной политики и существенной оторванности финансового сектора вот реального: в Украине нет ресурсов для долгосрочного инвестирования, поскольку низкие доходы не позволяют делать сбережения; не развиты безналичные расчеты: судьба наличных в денежной массе Украины - 42%, в зоне евро - 3%; ставки коммерческих банков зоны евро по кредитам сроком до 1 года в 2002 году составляют в среднем 5%, украинских - 28-31%. Инфляция в Украине в І квартале 2002 года ниже, чем в зоне евро, а кредитные ставки в 6 раз выше! Кроме того, сам ЕВС переживает тяжелые времена. Введение единой валюты оставило страны-члены зоны евро валютного курса - важного инструмента регулирования баланса внешней торговли. Единая процентная ставка Европейского центрального банка (ЕЦБ) является не выгодной для членов союза, находящихся в различных конъюнктурных фазах. Для Ирландии, Испании и Финляндии, которые находятся на подъеме, необходимо повышение процентной ставки, а для Германии, Италии, Франции, которые переживают экономический спад, - понижение. Выдающийся немецкий экономист В. Ханкель во время недавнего выступления в НБУ предрекал скорый роспуск ЕВС и рекомендовал Украине занять выжидательную позицию, как это сделала Великобритания - "идите в ЕВС, когда он выживет, а высвободившееся время используйте для создания сильной финансовой системы в Украине", - отметил В. Ханкель.

В-шестых, введение евро и перенесение денежной политики и политики валютного курса на наднациональный уровень обнажило целый ряд социально-экономических и институциональных диспропорций, присущих отдельным странам-членам зоны евро: различия в уровнях доходов, производительности труда, показателях занятости, экономического роста, асинхронность деловых циклов, расхождения в механизмах ценообразования, налогообложения, фискальной, финансовой и банковской системах. Их преодоление потребует значительных консолидационных усилий вот стран-членов ЕВС и займет много времени. Соответствующие диспропорции между ЕС и Украиной являются на сегодня несоизмеримыми. Преодоление внутриевропейских проблем приведет к снижению отчислений в общий европейский бюджет, а значит, сократятся средства, предоставляемые новым членам ЕС на структурные и трансформационные преобразования.

В-седьмых, по мнению академика Ю. Пахомова, украинцы - это нация индивидуалистов: "в Украине преобладает гедоническое жизнелюбие, культ бытоустройства" (Московский комсомолец 29.11-6.12.2001). В отличие от украинского индивидуализма, западное общество построено на культуре объединений, основанной на взаимном доверии.

В-восьмых, Европа наряду с США является наибольшим потребителем наркотиков. По данным Агентству передачи финансовых технологий (Люксембург) на продаже наркотиков в мире ежегодно "отмывается" около $200 млрд. Европа потребляет около 80% героина, производимого в Иране, Афганистане и Пакистане. Из 40 000 контейнеров наркотических веществ, разгружаемых ежедневно в мире, около 8 000 приходится на Нидерланды. Думаю, комментарии излишни.