Смекни!
smekni.com

Интеграция в арабском мире (стр. 1 из 14)

Введение

Одной из основных тенденций современного развития является интеграция политических, экономических, финансовых, других систем. Однако было бы большим упрощением рассматривать мировой политический процесс только с точки зрения тенденции интеграции.

Интеграция сопровождается дезинтеграцией, а конвергенция сопровождается дивергенцией. Рассматривая реальные процессы, происходящие в современном мире, нужно учитывать социокультурные, политические, экономические, религиозные, этнические особенности отдельных стран и народов.

Весьма очевидным фактором развития является интеграция. Феномен этот чрезвычайно сложен, разнопланов и противоречив.

Сама история человечества может рассматриваться как последовательная интеграционная эволюция: от крайне небольших общностей к более крупным, от изолированности к все большей взаимозависимости.

Последние десятилетия мирового политического развития характеризуются существенными изменениями, приведшими к превращению мира в целостность. В результате в мире произошли существенные изменения, которые нуждаются во всестороннем анализе. Возникли принципиально новые тенденции мирового развития, связанные с усилением взаимодействия всех стран и народов.

Международное разделение труда существенно расширилось и углубилось, резко усилился перелив капиталов из одной страны в другую. На предприятиях транснациональных корпораций производится более 40% мировой промышленной продукции, в результате ослабла роль национальных государств и повысилась роль ТНК. Появились новые субъекты метода переходных процессов, резко усилилась глобализация, которая во многих случаях имеет не только позитивные, но и негативные последствия.

Последние вызывают необходимость принятия адекватных мер, направленных на предотвращение ущемления национального суверенитета, экономического и правового пространства.

Сформировалось так называемое «ядро» с развитой рыночной экономикой, с чрезвычайно высоким уровнем развития производительных сил с одной стороны, а с другой возникла «периферия», обладающая гораздо меньшими возможностями, чем ядро. В мире резко возросла асимметричная взаимозависимость.

Наиболее успешно в теоретическом и практическом плане интеграция решается в странах Европейского сообщества. По этим вопросам опубликовано большое количество работ, проводится значительное количество конференций, семинаров, созданы многочисленные центры и институты. Запад рассматривается как некий образец идеального движения вперед. Вместе с тем возникает вопрос: является ли тенденция, характерная для ЕС общемировой или она является только европейской?

Перед современной наукой возникает множество проблем: Что понимается под интеграцией? Какова роль в ней политических, экономических и других институтов? Какова роль исторической памяти, историко-культурного наследия? Какова конечная цель интеграции? Каково соотношение интеграции с развитием, взаимодействием цивилизаций? Является ли интеграция усилением вертикальной глобальной зависимости или ее ослаблением?

Интеграция происходит не только в странах ЕС. Она происходит и в других регионах мира, возникает проблема: приведет ли интеграция различных регионов к формированию гармонии равноправных или наоборот усилит конфронтацию и противоречие в современном мире?

Таким образом, интеграция ставит огромное количество вопросов, которые до сих пор не нашли четкого, однозначного решения, как в теории, так и на практике. Все это обуславливает актуальность избранной темы дипломной работы.

Арабские государства переместились в последние десятилетия с региональной периферии в фокус мировой экономики. В значительной степени это явилось следствием происходящих глобализационных процессов, формирования транснациональных экономических взаимосвязей, возникновения новых параметров международных отношений. Процесс интеграции происходит и в арабском мире. Арабские страны сразу после завоевания независимости начали разрабатывать различные схемы всестороннего сотрудничества, начиная с заключения двусторонних военных, политических, культурных соглашений, кончая субрегиональными соглашениями на общеарабском коллективном уровне. Однако межарабское сотрудничество оказалось нестабильным и не принесло желаемых результатов. В связи с этим анализ практики становления, развития, состояния межарабского интеграционного процесса и причин, препятствующих ему, представляется крайне необходимым.

Следует сказать, в последние годы объем исследований и научных работ по интеграции арабского мира возрос, однако, до сих пор нет четкого анализа происходящих в этом регионе процессов.

Сегодня, когда арабским народам приходится решать схожие проблемы, связанные с необходимостью преодоления экономико-социальной отсталости, культурной неразвитости и при этом противостоять многочисленным внешним вызовам, возрастает потребность в укреплении взаимодействия арабских государств, в поиске таких форм сотрудничества, которые способствовали бы их общему успешному разрешению поставленных нынешним историческим этапом задач. Они изучаются, главным образом, с точки зрения роли субъективного фактора, сознательных намерений тех или иных социальных групп, но в них не выделяются закономерности, тенденции, объективные факторы, обстоятельства. Все это определяет актуальность темы.

Цель исследования – рассмотреть особенности и проблемы процессов интеграции в арабском мире.

В работе поставлены следующие задачи:

· Рассмотреть понятие «арабского мира»;

· Рассмотреть структуру и специфику арабского мира;

· Рассмотреть проблемы арабского мира;

· Показать специфику и проблемы интеграционных процессов в арабском мире;

· Рассмотреть перспективы развития интеграционных процессов в арабском мире.

В настоящее время тему интеграции в арабском мире исследуют множество аналитиков. В данной работе были использованы труды таких авторов как Баймуратова К., Копина А.В., Левина З.И., Тума Э., Воскресенского А.Д., Ткаченко А., Мамед-заде П.Н., Степановой Н.В., Рифаата А., Савичевой Е.М., Мелихова И.А. Рагимова Н.

1. Понятие, специфика, структура и проблемы арабского мира

1.1 Понятие «арабского мира»

Арабский национализм («аль-каумийя аль-арабийя») как идейное течение возник в начале ХХ столетия. Становление его идеологии происходило под активнейшим воздействием идей арабского Просвещения, восходившего в своих идейных истоках к Просвещению европейскому. Арабское Просвещение, развивавшееся преимущественно в двух ареалах – египетском и великосирийском, которые занимали особое торгово-экономическое, историко-культурное и политическое положение в рамках Османской империи, – питалось непосредственными культурными контактами с основными европейскими державами.

В рамках арабского Просвещения второй половины ХIХ в. его крупнейшими мыслителями Б. аль-Бустани, ат-Тахтави, Ж. Зейданом и др. разрабатывались такие понятия, как «народ» («аш-шааб»), «родина» («аль-ватан») и «арабизм» («аль-уруба»). Все эти понятия оказались затем принципиально важными для складывания арабской национальной идеи и были восприняты арабским национализмом, обретя в нем заметное место в качестве понятий «арабский народ», «арабская родина» с ее отчетливыми географическими чертами, «арабизм» как объединяющая духовная взаимосвязь всех арабов.

Понятие «арабизм» стало главной идейной предтечей арабской национальной идеи. Дело в том, что для общественного сознания цивилизационных центров того, что сегодня входит в понятие «арабский мир», вплоть до эпохи арабского Просвещения вовсе не было характерно отождествлять себя с арабами вообще, несмотря на то, что сами идейные носители этого сознания могли иметь арабское происхождение.

Именно сирийско-ливанские просветители, введя понятие «арабизм», придали ему тот смысл и то значение, которые стали сегодня общепризнанными во всем мире, распространив его на весь арабский социум. Расширение понятия «арабы» до понятия «арабизм» произвело эффект эмансипации понятия «араб» от понятия «мусульманин». Это отделение себя прежде всего от единоверцев-турок имело важное значение в плане становления национального самосознания, когда до оформления национальной идеи оставался всего один шаг.

Этот шаг и был сделан сирийско-ливанско-палестинскими мыслителями в 1905 г., когда возникло понятие «арабская нация» («аль-умма аль-арабийя»). Выражение это было впервые употреблено в книге Наджиба Аззури с характерным названием «Пробуждение арабской нации»: «Существует арабская нация, которая одинаково включает в себя христиан и мусульман. А религиозные проблемы, возникающие между членами общин (конфессиональных), есть не что иное, как политические проблемы, возбуждаемые иностранными государствами в их собственных интересах».

Очень скоро арабская идея в тех параметрах, которые были только что отмечены, и прежде всего в ее географическом наполнении, обрела черты национально-государственного проекта, который широко обсуждался в кругах политической элиты Сирии, Ливана, Палестины, Месопотамии и Аравии, а затем стал и предметом переговоров, которые вели арабские и европейские эмиссары на предмет отделения этой части арабского мира от Османской империи и создания на его территории единого арабского государства. Был и общенациональный лидер, готовый олицетворить и провести в жизнь эту идею, – шериф Мекки, прямой потомок пророка Мухаммеда и прадед нынешнего короля Иордании. Более того, в ходе Первой мировой войны арабы вели вооруженную борьбу под руководством своего национального лидера за осуществление этой идеи, причем борьбу победоносную и, казалось, поддерживаемую великими державами, прежде всего Англией.

Сильнейшая фрустрация, испытанная арабами вследствие итогов Первой мировой войны, выразившихся в разделе арабского мира между Англией и Францией, – серьезный поворот в содержании и направленности арабской национальной идеи и в судьбах арабского национализма. Идея «арабской уммы» (нации) в связи с распадом Османской империи и выходом из нее бывших арабских владений утратила антитурецкую направленность и стала приобретать антиколониальный и антизападный характер.