Смекни!
smekni.com

Казахская диаспора в Китайской Народной Республике (стр. 1 из 19)

План

Введение.

Гл. 1 История формирования казахской диаспоры в Китае.

1.1 Причины переселения.

1.2 Адаптация и сфера занятости.

1.3 Диаспоральная политика КНР.

Гл. 2 Социально-политическое положение оралманов (репатриантов) в Казахстане

2.1 Политика Республики Казахстан в отношении соотечественников за рубежом и репатриантов.

2.2 Специфика и трудности адаптации оралманов.

Заключение.

Список использованных источников и литературы.


Введение

Актуальность исследования. Диспоралогия очень молодая наука несмотря даже на то, что само слово «диаспора» известно еще с 586 г. до н.э. Многие работы ведутся по изучению китайской, немецкой, русской, корейской, японской и других диаспор, но по изучению казахской диаспоры написано и издано очень мало работ, особенно казахстанских авторов, одной из причиной этому является не финансирование государством программ по изучению казахской диаспоры в стране проживания. Теоретически многие из них опираются на исследования российских авторов, а практически политика Республики Казахстан в отношении диаспоры опирается на опыт Израиля и Германии в этой области. Но известны, что казахская диаспора изучалась зарубежными исследователями как в годы Советского Союза, так и на современном этапе. Но к сожалению многие вопросы так и остались малоизученными, так как переселение казахов велось во время войн или же насильственно, то многие документы и другие письменные источники не сохранились, некоторые вопросы прояснились благодаря только воспоминаниям очевидцев. Так как изучение казахской диаспоры в Республике Казахстан ведется только последние десять лет, в связи с приобретением независимости, эта тема до сих пор остается малоизученной и имеет много нерешенных проблем, как теоретического характера, так и практического. Остается плохо изученным влияние казахской диаспорына международные отношения и отношения внутри страны-проживания.

Также в контексте темы есть ряд ключевых понятий, неопределенность которых создает сложность при определении тенденций по причине постоянного изменения границ Республики Казахстан. К этим понятиям относятся: “этнос”, “нация”, “этническая группа”, “национальное меньшинство”. Кроме того, в современной научной литературе отсутствует четкая дефиниция понятия “диаспора”. Важной методологической частью работы является и эмпирическая интерпретация используемых понятий, таких как “соотечественники”, “оралманы”, “репатрианты”, “иммигранты” и “мигранты”.

“Диаспора” - слово греческого происхождения, означающее “рассеяние” и определяющее совокупность древних евреев, расселившихся вне Палестины со времени Вавилонского плена в 586 г. до н.э., вследствие насильственного переселения их в Вавилонию после взятия Иерусалима вавилонским царем Навуходоносором II. Постепенно термин стал применяться к другим этническим и религиозным группам.

Традиционно под диаспорой понимают часть народа (этнической общности), проживающую вне страны его происхождения, имеющую общие этнические корни и духовные ценности. Для диаспоры характерно осознание себя частью народа, проживающей в ином государстве; наличие собственной стратегии взаимоотношений с государством проживания и исторической родиной (или ее символом); формирование институтов и организаций, деятельность которых направлена на сохранение и развитие этнической идентичности. Диаспоры становятся неотъемлемым фактором современных международных отношений в силу углубления взаимодействия и взаимозависимости государств и, как следствие, нарастание миграционных процессов. В основе образования диаспор могут лежать и такие причины, как передел границ, распад государственных образований, миграционные потоки, вызванные угрозой насильственного выселения либо геноцида.

В современной политической науке понятие “диаспора” относится к одной из шести категорий этнической политики и характеризует этническую группу, проживающую в новых условиях, часто в нетрадиционной среде обитания. Диаспора создается миграциями, которые, в свою очередь, зависят от исторических событий, породивших, сформировавших и развивших ее.

Рассматривая понятие “диаспора”, прежде всего, следует ее определять как вид отношений из трех составляющих: а) собственно этнических групп в их различных лингвистических, религиозных, исторических формах; б) родины, т.е. географической области, к которой этнические группы имеют привязанность; в) страны пребывания, т.е. той страны, где на сегодняшний день проживает диаспора.

Казахская диаспора обладает некоторыми особенными чертами, представляющие исторический и теоретический интерес. Во-первых, диаспоральные казахи никогда не составляли большинства в тех областях, где они проживали, тем самым являясь этническим меньшинством, не имели и не имеют значительного политического веса в политической структуре Китая, практически не обладая политической автономией, чтобы доминировать над остальным населением.

Диаспора, являясь этническим меньшинством старается поддерживать материальные и духовные связи со страной своего происхождения. Джон А. Армстронг предложил следующую дифференциацию диаспор: мобильная и пролетарская. Представители пролетарской диаспоры осознают свою принадлежность к передовой цивилизации, их профессиональные, коммуникативные и организационные способности позволяют им занять значительные (чаще всего экономические) позиции в стране проживания. Благодаря космополитической ориентации, языковым навыкам и коммерческим связям мобильные диаспоры играли и играют влиятельную роль во внешних сношениях с принявшей их страной.

Пролетарская диаспора является продуктом трудовой миграции, в большей степени из сельскохозяйственных районов стран второго и третьего мира в имперские государства. Практически у этих трудовых иммигрантов нет ни профессиональных, ни коммуникативных, ни организационных навыков для эффективного действия в своих коллективных интересах. Занимаясь непрофессиональным трудом, представители пролетарских диаспор не имеют возможности оказывать влияние на политику правительства.

Вышесказанное дает возможность отнести некоторую (незначительную) часть казахской диаспоры, к мобильной диаспоре., хотя и не обладающей политическим влиянием в станах-реципиентах, но благодаря высокой коммуникативной, организационной способностям и использованию традиционных знаний, сумевшей выжить в инокультурной среде обитания, без средств к существованию и мобильно приспособиться к новой экономической системе, создать путем развития этнического бизнеса новые рынки труда и товара.

Под термином “ирредента или невоссоединенная нация” в современной политической науке подразумеваются этнические меньшинства, населяющие территорию, смежную с государством, где большинство проживающих их соотечественники. За пределами своей страны ирредента оказалась вследствие войн, аннексии и спорных границ.

Исследованиями в данном направлении, и “ирредентизмом”, занимают одно из приоритетных направлений конфликтологии, истории международных отношений, этнической политике. Однако, в бывшем Советском Союзе, республики которого были созданы на основе комплекса колониальных моделей территориальных захватов Российской империи, а также большевистских национально-территориальных разграничений в Казахстане и Средней Азии в 1924 г. и 1950-1960-е гг., данная отрасль в общественных науках отсутствовала.

По определениюЛ.Н. Гумилева, “этнос” – коллектив особей, выделяющих себя из прочих коллективов, а также система различных по вкусам и способностям личностей, продуктов их деятельности, традиций, вмещающей географической среды, этнического окружения, а также определенных тенденций, господствующих в развитии системы. Академик Ю.В. Бромлей считает, что этнос – это “исторически сложившаяся общность людей, обладающая общим, относительно стабильными особенностями культуры (в том числе языка) и психики, а также сознанием своего единства и отличия от других таких же образований” [48,11]

Но наряду с термином “этнос” широко используется такая категория как “нация”. В энциклопедическом словаре по политологии авторы определяют нацию как тип этноса, исторически возникшая социально-экономическая и духовная общность людей с определенной психологией и самосознанием.

Но при этом в политологии, социологии, этнологии существует другое понятие согласно которому нация – это искусственная конструкция, которая не имеет собственной субстанции.

Как этническая группа, по мнению Т.В. Полосковой, диаспора определяется как общность людей одной этнической принадлежности, оторванная от своего этноса (народа, нации) и живущая в иноэтнической среде, но сохранившая особенности языка, культуры, этнического самосознания, обычаев и уклада жизни.

В некотором роде правовой аспект работы раскрывает термин “национальные меньшинства”. По определению Верховного комиссара ОБСЕ по национальным меньшинствам Ван дер Стула – “... это группа, которая обладает языковой, этнической и культурной особенностью, стремится ее сохранить и выразить свою самобытность”.

В Законе РК “О миграции населения” понятие “оралман” определяется как “иностранцы и лица без гражданства казахской национальности, постоянно проживающие на момент приобретения суверенитета Республикой Казахстан за ее пределами и прибывшие в Казахстан с целью постоянного проживания”. Понятие “репатриант” в том же законе определен как “гражданин Республики Казахстан добровольно или вынужденно возвращенный на свою родину”.

Там же, термин “иммигрант” определен следующим образом, “иностранцы или лица без гражданства, прибывшие в Республику Казахстан для временного или постоянного проживания”, а “мигрант” – это лицо, въехавшее в Республику Казахстан и выехавшее из Республики Казахстан, а также переселяющееся внутри Республики Казахстан вне зависимости от причин и длительности”.