Смекни!
smekni.com

Понятие международной борьбы с преступностью. Интерпол (стр. 1 из 4)

1. Понятие международной борьбы с преступностью

Международная преступность представляет собой совокупность всех преступных деяний, совершенных в определенный период в государствах.

Под международной борьбой с преступностью понимается сотрудничество государств в борьбе с определенными видами преступлений, совершенных индивидами. При этом различают два основных вида сотрудничества государств в борьбе с международной преступностью: заключение международных договоров по различным аспектам этой деятельности и участие государств в международных организациях, специализирующихся на борьбе с преступностью.

Сотрудничество государств развивается на трех уровнях:

1. Двустороннее сотрудничество. Здесь наибольшее распространение получили двусторонние соглашения по таким вопросам, как оказание правовой помощи по уголовным делам, выдача преступников, передача осужденных лиц для отбывания наказания в стране, гражданами которой они являются. Межгосударственные и межправительственные соглашения как правило, сопровождаются межведомственными, в которых конкретизируется сотрудничество отдельных ведомств.

2. Сотрудничество на региональном уровне обусловлено совпадением интересов и характеров отношений стран определенного региона. Так, например, в 1971 г. 14 государств-членов ОАГ подписали в Вашингтоне Конвенцию о предупреждении актов терроризма и наказании за их совершение. 20 апреля 1959 года в Страсбурге страны-члены Совета Европы подписали Европейскую Конвенцию о взаимной правовой помощи по уголовным делам.

В рамках СНГ в январе 1993 г. в Минске страны Содружества (кроме Азербайджана) подписали Конвенцию о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам.

3. Сотрудничество на универсальном уровне началось еще в рамках Лиги Наций, а продолжалось в ООН. В настоящее время создана целая система многосторонних универсальных договоров в области международного уголовного права:

* Конвенция о предупреждении преступлений геноцида и наказании за него 1948 г.;

* Конвенция о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими людьми 1949 г.;

* Дополнительная конвенция об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством 1956 г.;

* Международная конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него 1973 г.;

* Токийская конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов 1963 г.;

* Гаагская конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 г.;

* Монреальская конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации 1971 г.;

* Конвенция о наркотических веществах 1961 г.;

* Конвенция о психотропных веществах 1971 г.;

* Конвенция о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г.;

* Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов 1973 г;

* Международная конвенция о борьбе с захватом заложников 1979 г;

* Конвенция о физической защите ядерного материала 1980 г;

* Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или уни­жающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г.;

* Конвенция о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников и т.д.

Международное сотрудничество в борьбе с преступлениями предполагает решение государствами нескольких взаимосвязанных задач:

а) согласование квалификации преступлений, представляющих опасность для нескольких или всех государств;

б) координация мер по предотвращению и пресечению таких преступлений;

в) установление юрисдикции над преступлениями и преступниками;

г) обеспечение неотвратимости наказания;

д) оказание правовой помощи по уголовным делам, включая выдачу пре­ступников.

Сотрудничество государств в области борьбы с преступностью ведется в нескольких направлениях:

1. Признание опасности для сообщества государств определенных уголовных деяний и необходимости применения совместных мер для их пресечения.

2. Оказание помощи в деле розыска скрывающихся на чужой территории правонарушителей. Существует два возможных канала осуществления - через дипломатические учреждения и путем непосредственных связей между органами, ведущими в своей стране розыск и дознание (правоохранительные органы). Необходимо отметить расширение этого направления сотрудничества: если раньше государства обращались к конкретной стране с просьбой о розыске или выдаче преступника, то в настоящее время этот розыск ведется во всемирном масштабе, причем объявляется розыск не только сбежавшего преступника, но и похищенного имущества. С целью облегчения розыска иногда осуществляется обмен информацией.

3. Помощь в деле получения необходимых материалов по уголовному делу. В случае совершения преступления или совершения его в нескольких странах или совершения его части в другом государстве и т. д. Свидетели и вещественные доказательства могут находиться в другом государстве. Для получения материалов по делу в отдельных случаях необходимо произвести следственные действия за границей, что осуществляется путем направления соответствующего отдельного поручения (comissionsrogatoires). Это может быть поручение допросить свидетеля, потерпевшего, произвести осмотре места происшествия и т. п. Соглашение определяет, какого рода поручения можно давать соответствующим органам другого государства. Орган, который должен выполнить это поручение руководствуется своими национальными процессуальными нормами, при этом должны быть даны ответы на все поставленные в поручении вопросы.

4. Оказание практической помощи отдельным государствам в разрешении проблем преступности, изучении этих проблем. Этот вид помощи выражается в направлении в отдельные страны экспертов призванных оказать конкретную помощь(определить основные направления борьбы с преступностью, дать рекомендации по организации пенитенциарной системы и др.).

5. Изучение проблем преступности и борьбы с ней. С этой целью созываются международные конгрессы. Конференции, создаются международные организации, научно-исследовательские институты.

6. Обмен информацией. Государства часто договариваются предоставлять друг другу информацию необходимую для успешного проведения следствия и поимки преступника, а также другую информацию уголовного характера. В частности обмен информацией о приговорах, вынесенных в отношении граждан другой страны. Как правило, обмен такого рода информацией происходит раз в год.


2. Сущность принципа универсальной юрисдикции

В современном международном праве все больше утверждается принцип универсального преследования лиц, виновных в международных преступлениях. Механизм принципа универсальной юрисдикции: вначале страна, где находится лицо, против которого выдвигаются обвинения, начинает расследование. При наличии достаточных оснований власти арестовывают подозреваемого. Затем выясняется, нет ли иной страны, юрисдикция которой имела бы приоритетное отношение к данному делу. В соответствии с международным правом приоритет отдается территориальной юрисдикции.

Женевские конвенции 1949г. предусматривают принцип aut dedere aut punire, согласно которому государство берет на себя обязательство наказать преступников или выдать их запрашиваемой стороне. Данный принцип предоставляет широкое пространство для применения в уголовном законодательстве принципа универсальной юрисдикции касательно таких преступлений как геноцид и военные преступления, составы которых определены в Женевских конвенциях 1949 г. Применение универсальной юрисдикции обеспечивает взаимодействие международного и национального уголовного права.

Нарушения законов и обычаев войны являются одним из немногих международных преступлений, в отношении которых действует принцип универсальной юрисдикции.

В статье 129 (3) III Женевской конвенции 1949 г. предусмотрена, что каждая страна-участница договора обязуется предпринять все необходимые меры с тем, чтобы предотвратить любые нарушения данной Конвенции. Нарушение положений конвенции не допускается вне зависимости от того, приводит ли нарушение к тяжкому военному преступлению или обычному уголовно наказуемому деянию. В комментариях к III Женевской конвенции 1949 года говорится: “Страны участницы договора должны предусматривать в своих законодательствах общее положение о наказуемости других нарушений [чем тяжкие военные преступления]”.

В свете применимости универсальной юрисдикции следует объяснить несколько спорных моментов. Существует традиционная точка зрения, что универсальная юрисдикция национального уголовного законодательства касается только преступлений совершаемых во время международных вооруженных конфликтов. Немеждународные вооруженные конфликты в основном рассматриваются как внутреннее дело государства. Это приводит к мысли, что тяжкие военные преступления, совершаемые во время внутреннего вооруженного конфликта, не относятся к преступлениям международного характера, и потому на них не распространяется принцип универсальной юрисдикции.

Было бы правильным толковать принцип универсальной юрисдикции в отношении нарушений законов и обычаев войны исходя из современных тенденций развития международного уголовного права. Дело в том, что традиционный подход к универсальной юрисдикции значительно сужает спектр применимости универсальной юрисдикции, ограничиваясь лишь преступлениями, совершаемыми во время международного вооруженного конфликта. Следовательно, намного сокращается пространство взаимодействия международного и национального уголовного права.

Например, Закон Великобритании о военных преступлениях 1991 года предусматривает проведение уголовного расследования касательно любого лица, проживающего в Соединенном Королевстве и подозреваемого в совершении военного преступления. К тому же, Британский парламент рассматривает военные преступления как достаточно серьезные преступные акты, в отношении которых Британские суды могут устанавливать свою юрисдикцию независимо от того, кем и где было совершено данное преступление.