Смекни!
smekni.com

Российско-Латиноамериканское деловое сотрудничество (стр. 1 из 8)

Российско-Латиноамериканское деловое сотрудничество

(курсовая работа)


Оглавление

Введение. 3

Глава 1. Развитие отношений России с ведущими странами Латинской Америки 6

1.1 Новые ориентиры Латинской Америки. 6

1.2 Пути сотрудничества России с Бразилией. 10

1.3 Развитие отношений России с Аргентиной. 20

Глава 2. Развитие отношений России с другими странами Латинской Америки 27

2.1 Российско-чилийские отношения. 27

2.2 Российско-колумбийские отношения. 29

2.3 Налаживание отношений России с Коста-Рикой. 34

Заключение. 39

Список использованной литературы.. 42

Введение

Последние десятилетия ознаменовались рядом новых фундаментальных общественных явлений. Среди них центральное место занимают, во-первых, распад мирового социализма и коренные сдвиги в расстановке сил на международной арене: во-вторых, вступление центров капитализма в фазу постиндустриального развития; в-третьих, интенсивный процесс глобализации мировой экономики; в-четвертых, углубление процессов региональной экономической интеграции. Эти новые явления оказывают разностороннее воздействие на всю систему международных отношении, они предопределили качественную трансформацию как международных условий существования развивающихся государств, так и многих параметров их внутреннего развития.

Россия, казалось, безнадежно растерявшая свои позиции в Латинской Америке, в последние годы делает активные попытки восстановить свои связи со странами «южнее Рио-Гранде».

Первым дипломатическим прорывом на этом направлении можно назвать поездку министра иностранных дел РФ Евгения Примакова в мае 1996 года, когда он посетил Мексику, Кубу и Венесуэлу. Затем, в ноябре 1997 года, Евгений Примаков посетил Бразилию, Аргентину, Колумбию и Коста-Рику, где проходило заседание министров иностранных дел Центральной Америки. В декабре 1997 года латиноамериканское турне совершил первый вице-премьер Борис Немцов: он посетил Чили, Мексику и Венесуэлу. В Москву приезжали министры иностранных дел Мексики, Чили, Коста-Рики, Кубы и Колумбии[1].

Все это происходит в течение последних полутора-двух лет. До этого за весь постсоветский период единственной поездкой в сторону Латинской Америки на высоком российском правительственном уровне был лишь визит в Гавану вице-премьера Олега Сосковца[2].

Актуальность данной работы определяется тем, что полупериферийные страны являют собой типологическую группу крупнейших государств мира, в которых действие глобальных закономерностей общественного развития отличается значительным своеобразием. К тому же ряд этих стран относится к категории так называемых «стран-гигантов», или «стран-континентов»: это прежде всего Бразилия, Россия, Индия, Китай. Бразильские политологи неоднократно отмечали, что «страны-континенты» не подпадают под стереотип представлений о «первом» или «третьем мире»: у них есть специфические проблемы, порождаемые размерами территории, часто неосвоенной и недостаточно развитой, численностью населения, наличием собственных геополитических интересов. В связи с этим подчеркивается, что масштабность проблем, выдвигаемых императивами всесторонней модернизации, совершенно несопоставима в крупных и малых странах, а потребность реализации необходимых для экономического прорыва политических реформ в таких странах, как Бразилия и Россия, имеет мало общего с осуществлением структурных изменений (как бы глубоки они ни были) в небольших государствах. Бразилия гораздо ближе к России, Китаю и Индии, чем к странам типа Аргентины, Венесуэлы или Чили: у больших стран собственная динамика реформ. Таким образом, задачи стабилизации экономики, проведения необходимой для этого политической модернизации в России и Бразилии несопоставимы с осуществлением структурной трансформации Венгрии, Польши или Белоруссии[3].

Целью данной работы является рассмотрение развития российско-латиноамериканских отношений. В связи с большим объемом данной темы и невозможностью рассмотрения подробно вопроса налаживания отношений с каждой из стран Латинской Америки, в работе рассматривается подробно вопрос развития отношений только с некоторыми странами (Бразилия, Аргентина, Чили, Колумбия, Коста-Рика). Выбор стран осуществлялся по следующему принципу: экономически ведущие страны Латинской Америки (Бразилия и Аргентина) и страны, так называемого, «второго эшелона», с которыми вопросы развития отношений России на сегодняшний день являются наиболее актуальными (Чили, Колумбия, Коста-Рика). Данная цель позволила сформулировать следующие задачи данного исследования:

1. Рассмотреть общие принципы развития стран Латинской Америки.

2. Рассмотреть развитие отношений России с ведущими странами латинской Америки (Бразилия и Аргентина).

3. Рассмотреть развитие отношений с другими странами Латинской Америки (Чили, Колумбия, Коста-Рика).

В своей работе мы опирались на сборники «Латинская Америка и Россия: Экономические связи». Из исследователей были использованы труды Д.В. Валовой, Б.М. Волошина, В.Л. Шейнис, И.Д. Иванова, Н.Д. Кондратьева, Э.Г. Кочетова, А.Г. Гранберга, С.М. Меньшикова, Н.Н. Моисеева, Д. Сороса, Э. Тоффлера и многих других.


Глава 1. Развитие отношений России с ведущими странами Латинской Америки

1.1 Новые ориентиры Латинской Америки

Общие тенденции, характерные для эволюции развивающегося мира, с большой четкостью прослеживаются в Латинской Америке. Последние десятилетия отмечены значительным усилением экономических и политических позиций США в регионе и характеризуются определенным поворотом ведущих латиноамериканских государств в сторону сближения с США[4].

Эти изменения тесно связаны с активизацией латиноамериканской стратегии США, проведением политики так называемого нового регионализма[5]. Латинская Америка традиционно рассматривалась США как регион особых военных, политических и экономических интересов, как сфера преобладающего американского влияния. С этой точки зрения «новый регионализм» в известной степени является продолжением указанных традиционных тенденций. Вместе с тем новую латиноамериканскую стратегию США отличает постановка беспрецедентных по своим масштабам задач, принципиальное изменение некоторых исходных позиций, значительное расширение арсенала средств, используемых для экономического взаимодействия со странами Латинской Америки.

Современный подход США исходит из необходимости налаживания с регионом партнерских отношений, учитывающих реально складывающуюся обстановку, которая определяется такими процессами, как стремление латиноамериканских стран к укреплению национального суверенитета, ускорению экономического и социального прогресса, упрочению мировых политических и экономических позиции. Соответственно, важнейшими элементами нового латиноамериканского курса США становятся существенная гибкость, готовность к компромиссам, активные поиски взаимоприемлемых основ сотрудничества.

Концепция нового регионализма осуществляется на двух уровнях: во-первых, на уровне предпринимательского сектора в форме резкой активизации деятельности транснациональных корпорации (ТНК) США в Латинской Америке, что уже привело к фундаментальным качественным изменениям в объемах и характере экономического сотрудничества; во-вторых, на межгосударственном уровне, где США предпринимают крупномасштабные шаги, направленные на образование экономической группировки, которая в перспективе должна охватить все Западное полушарие. В целом роль региона на шкале внешнеполитических и внешнеэкономических приоритетов США возрастает. Конечная цель данной стратегической линии состоит в том, чтобы создать в регионе новую систему экономических и политических отношений и использовать ее для консолидации мировых позиций США.

Поворот в сторону США в немалой степени определяется и внутренней обстановкой в регионе. Наиболее важным событием социально-экономической жизни стран Латинской Америки в последние два десятилетия стал переход к неолиберальной модели развития. Новая экономическая стратегия рассматривалась как действенный инструмент для преодоления хозяйственного застоя, охватившего регион в 80-е годы. Ее использование позволило стабилизировать обстановку: добиться повышения темпов хозяйственного роста (в 90-е годы они составили в среднем 3,3 % против 1,2 % в предыдущем десятилетии), обуздать инфляцию (ее темпы снизились примерно до 9 – 10 % в год), обеспечить расширение экспорта (его объемы возросли в 2,5 раза), увеличение притока иностранного капитала (в 1997 - 2002 гг. прямые иностранные инвестиции превысили 250 млрд. долл. или в среднем более 60 млрд. долл. в год против 11,1 млрд. долл. в 1990 г.)[6].

Однако, оценивая в целом функционирование неолиберальной модели, нельзя не констатировать, что она принесла ограниченные результаты. Их обобщающим показателем является неутешительная динамика душевого ВВП региона. В 80-е годы он снизился на 0.9 %, а в 90-е годы возрос примерно на 1,5 %. Таким образом, к началу нового тысячелетия Латинская Америка пришла с уровнем душевого дохода почти 20-летней давности[7].

Больше того, в экономике региона возник ряд серьезных негативных явлений. Во многих странах обозначилось ослабление позиций национального капитала. Его поведение характеризует существенная пассивность и нежелание инвестировать финансовые ресурсы в производственную сферу. В то же время возросла зависимость ведущих латиноамериканских стран от мирового финансового рынка и других внешнеэкономических факторов. По-прежнему очень остро стоят внутренние социально-экономические проблемы, связанные с чрезмерной концентрацией доходов, обездоленностью беднейшего населения, узостью внутреннего рынка, ограниченностью внутренних накоплений и низкой инвестиционной квотой. В результате обострения этих проблем в Латинской Америке наметилась тенденция к усилению экономической неустойчивости, которая явственно проявилась в ходе недавнего азиатского финансового кризиса в виде нулевого роста производства в регионе в 1999 году, падения в ряде стран занятости, увеличения банкротств и при других неблагоприятных показателях[8].