регистрация / вход

Русские диаспоры в странах СНГ

Распад СССР и возникновение понятия "русская диаспора". Русские общины на постсоветском пространстве. Положение русского языка в странах СНГ. Проблемы проживания российских соотечественников за рубежом, оценка современного состояния "русской диаспоры".

План

Введение

I. Распад СССР и возникновение понятия «русская диаспора»

II. Русские общины на постсоветском пространстве

III. Положение русского языка в странах СНГ

Заключение

Список использованной литературы


Введение

Актуальность темы исследования. Российские соотечественники за рубежом – это лица, считающие Российскую Федерацию своей исторической родиной (родившиеся и проживавшие в ней, или имеющие предков и потомков по прямой восходящей и нисходящей линии), для которых русский язык и русская культура, а также религия, традиции и обычаи родственного этноса на территории России являются родными и составляют суть их духовно – нравственного мира.

На рубеже ХХ-ХХI веков народ России встал перед новым испытанием - выжить в условиях постигшей его трагедии. В результате разрушения СССР (исторической России) он впервые за свою многовековую историю оказался разделен искусственными границами.

25 миллионов человек, в основном русских, с клеймом "нацменьшинство" разбросаны сегодня по территории постсоветского пространства среди титульных этносов, большинство из которых заражены вирусом национал-радикализма и шовинизма. В условиях, когда в странах СНГ (кроме Белоруссии) и Прибалтики ведется строительство мононациональных государств, соотечественники ведут локальные войны за свое выживание, против ассимиляции, за равные права и свободы, возможность жить по вековым обычаям и традициям, пользоваться плодами своей культуры, исповедовать свою религию, развивать свой духовный и интеллектуальный потенциал.

Самим фактором своего существования, борьбой против любых форм национального угнетения и дискриминации, активным противостоянием антирусским, антироссийским действиям, российские соотечественники отстаивают крайние рубежи России, сдерживая, с одной стороны, фундаменталистский ислам в Средней Азии и Казахстане, с другой – продвижение НАТО на восток и прочие формы западной экспансии. И следовательно, не борясь за своих соотечественников, Российская Федерация добровольно отказывается от собственных территориально-ресурсных интересов, от наиболее активной и пассионарной части русского народа.

Цель исследования.

Целью исследования является подробное рассмотрение проблем проживания российских соотечественников за рубежом, а также оценка современного состояния вопроса о «русской диаспоре». Данная цель обуславливает следующие задачи:

- Рассмотрение понятия «русская диаспора»;

- Анализ процесса распада СССР и его последствий для русскоязычного населения;

- Оценка состояния русских общин на территории стран СНГ;

- Анализ современного положения русского языка в странах СНГ.


I. Распад СССР и возникновение понятия «русская диаспора»

Российская диаспора, возникшая в результате распада СССР - это огромный человеческий массив, испытывающий на себе трагические последствия разрушения единого государства, подверженный динамическим изменениям. Более 50 миллионов советских людей в результате упразднения Советского Союза оказались за пределами своих «этнических» родин. Около 30 миллионов русских проживали в то время не в РСФСР, а в других союзных республиках, что составляло четвертую часть от 120 миллионов русских россиян. Таким образом, в одночасье русские стали крупнейшим разделенным народом в мире.

Мощные миграционные потоки охватили все постсоветское пространство. Только за первые десять лет Россия приняла более 8 миллионов переселенцев, из которых 83% составили русские. Тем не менее, и сегодня более 25 миллионов человек, чьи исторические корни лежат в России, проживают за ее рубежами в новых государствах. Не менее 20 миллионов из них – русские люди. Они составляют основную часть того массива, который является зарубежной российской диаспорой.

Само по себе наличие большой, даже огромной диаспоры, не является аномалией в мире, где государственные границы и условия жизни подвержены постоянному изменению. В глобализующемся человеческом сообществе, по мнению некоторых исследователей, правилом становится жизнь человека в диаспоре, а не в «своем» национальном государстве. Утверждают, что мир теперь – в первую очередь, совокупность народов и их диаспор, а не национальных государств. Если эта точка зрения вызывает споры, то само понятие «диаспора» (то есть «рассеяние») исторически принято использовать для обозначения этнических общностей, расселившихся и проживающих вне страны своего происхождения. Российские соотечественники в странах СНГ и Прибалтики в значительной, если не большей части, не попадают под такое определение. Сами они категорически отвергают свое отнесение к «диаспоре». Особенно подчеркивается, что основная масса русских, оказавшаяся за границами Российской Федерации, никуда не уезжала – прежнее государство уехало от них без их согласия. В восточных и северных районах Казахстана, в восточных областях Украины, в Крыму русское население расселялось ранее народов, ставших ныне титульными в новых государствах.

Как известно, термин «титульные» закрепился на постсоветском пространстве за нациями, по имени которых были названы союзные республики бывшего СССР. Вычленение «титульных» наций и разделение с ними руководства на местах было важной составной частью так называемого «ленинского решения национального вопроса» в Советском Союзе. На новом этапе, после распада СССР, элита титульных наций, вовлеченная в создание своей отдельной от Российской Федерации независимости, стала все более активно вытеснять живущих бок о бок русских из наиболее ответственных сфер государственной и общественной жизни. В рамках этого общего подхода, демонстрируемого с большей или меньшей активностью на различных этапах строительства новых национальных государств, русским предлагается в лучшем случае роль национального меньшинства – статиста в процессе чужого национального самоопределения.

Однако русские в Казахстане, Латвии, Эстонии, Украине не признают себя национальным меньшинством, что имеет свои основания. Национальное меньшинство, как правило, ощущает свое недоминирующее положение. Например, русские Украины, составлявшие на момент распада СССР 22% населения, всегда были и остаются наряду с украинцами крупнейшим народом на ее территории. Фактически они, как и украинцы, претендуют на статус государствообразующей нации. Подобная ситуация в Казахстане и в ряде других новых независимых государств.

Таким образом, очевидно, что самоидентификация русских, проживающих в так называемом новом зарубежье за пределами Российской Федерации, запутана в силу сложных процессов, вызванных скоропостижным распадом Советского Союза, и упирается в тот кризис идентичности, который переживает сама Российская Федерация и народонаселение на ее территории.

Русская диаспора, как и сама Россия, сейчас находится в муках самоопределения. Из соображений политкорректности в официальном обиходе понятие «русская» или «российская» диаспора принято заменять словосочетанием «соотечественники за рубежом».

Это понятие остается достаточно неконкретным для закрепления его в правовом поле, хотя такие попытки и делаются.

Понятие российского соотечественника введено Федеральным законом от 24 мая 1999 года № 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом»: соотечественниками являются лица, родившиеся в одном государстве, проживающие либо проживавшие в нем и обладающие признаками общности языка, религии, культурного наследия, традиций и обычаев, а также потомки указанных лиц по прямой нисходящей линии. Под понятием «соотечественники за рубежом» подразумеваются:

- граждане Российской Федерации, постоянно проживающие за пределами Российской Федерации;

- лица, состоявшие в гражданстве СССР, проживающие в государствах, входивших в состав СССР, получившие гражданство этих государств или ставшие лицами без гражданства;

- выходцы (эмигранты) из Российского государства, Российской республики, РСФСР, СССР и Российской Федерации, имевшие соответствующую гражданскую принадлежность и ставшие гражданами иностранного государства либо имеющие вид на жительство или ставшие лицами без гражданства;

- потомки лиц, принадлежащих к вышеуказанным группам, за исключением потомков лиц титульных наций иностранных государств.

Отношения с соотечественниками за рубежом являются важным направлением внешней и внутренней политики Российской Федерации. Деятельность Российской Федерации в области отношений с соотечественниками за рубежом должна проводиться в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации с учетом законодательства государств проживания соотечественников.

Правовую основу действий по поддержке соотечественников, проживающих в странах СНГ, составляют общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 24 мая 1999 года № 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом», Концепция поддержки Российской Федерацией соотечественников за рубежом, одобренная Президентом Российской Федерации 30 августа 2001 года, другие законодательные и нормативные акты органов федеральной власти России, регулирующие деятельность органов государственной власти в сфере внешней и внутренней политики.

II. Русские общины на постсоветском пространстве

Азербайджан

За последние годы в Россию на постоянное место жительства из Азербайджана выехало более 200 тыс. граждан различных национальностей. Более 80% мигрантов в качестве мотивов назвали неопределенное и бесперспективное социальное положение, тяжелую экономическую ситуацию, продолжающийся вооруженный конфликт из-за Нагорного Карабаха.

По различным данным, в настоящее время в Азербайджане проживает около 190 тыс. славян, что составляет достаточно весомый потенциал для сохранения и развития российского культурного пространства. Но большинство этих людей – пенсионеры, которые сами нуждаются в социальной, да и просто в моральной поддержке, и лица, состоящие в смешанных браках, а значит, испытывающие серьезное влияние со стороны титульной культуры и языка.

Русская Православная Церковь имеет в Азербайджане пять храмов. Однако после получения независимости Азербайджан не передал в собственность Церкви здания русских храмов и находящееся в них имущество, что ставит РПЦ в довольно двусмысленное положение.

В Азербайджане действует несколько организаций русских соотечественников: «Русская община», «Содружество». Данные структуры не носят характера политических объединений, их деятельность направлена на сохранение российского языкового, культурного, информационного пространства, выполнение правозащитных функций.

В целом, проект мусульманской культуры, который выстраивается в республике, и, естественно, увеличивает культурную дистанцию между русскими и основной частью общества, все-таки, не является жестким. Азербайджан остается европейски ориентированным государством, что обязывает его к культурно-национальной терпимости.

Республика Беларусь

В государстве проживает 1 млн. 342 тыс. русских (3,2 млн. – русскоязычных). Руководители РФ и РБ неоднократно высказывали обоюдное удовлетворение состоянием дел с соблюдением прав русской части населения в Белоруссии и белорусской в России. Подписание Договора «О создании Союзного государства» между Россией и Белоруссией подготовило благоприятную основу для развития и сохранения российского культурного и экономического присутствия в государстве. Процесс миграции русских идет сравнительно низкими темпами. Наметился рост школ с преподаванием на русском языке. В Белоруссии не отмечается ярких проявлений национализма, в том числе, на бытовом уровне.

Руководство страны при А.Г. Лукашенко взяло довольно жесткий курс по отношению к любым попыткам превращения Русской Православной Церкви (РПЦ) в Беларуси в «независимую Церковь». Такие попытки были предприняты – за рубежом действуют две так называемые «Белорусские Автокефальные Православные Церкви» (во главе с Николаем Мацукевичем и Изяславом Бруцким) и «Белорусская Автокефальная Православная (Народная) Церковь» (Юрий Рыжий). Несмотря на их активность, они не смогли укрепиться в Беларуси, так как им было отказано в регистрации. Таким образом, и в религиозной сфере белорусское общество не дало разделить себя по национальному признаку, что, безусловно, является фактором духовного единства русских и белорусов. Белорусская Православная Церковь канонически подчиняется Московскому Патриархату, между ними происходит тесное взаимодействие, обмен информацией и т.д.

В РБ действуют общества русских соотечественников, которых всего насчитывается около 11. В частности, «Русское общество» организует в различных городах и районах Беларуси разнообразные конкурсы, викторины, семинары, литературные чтения, посвященные России.

Таким образом, на сегодняшний день Беларусь– наиболее благоприятное для русских государство, с точки зрения реализации культурно-национальных прав.

Казахстан

Русское население Казахстана представляет вторую по численности (после Украины) диаспору соотечественников в странах нового зарубежья. Из 14,9 млн. (на 1999 г.) населения республики русские составляют 4,6 млн. Они связывают упрочение своего положения с решением двух вопросов: приданием государственного статуса русскому языку и введением двойного или второго гражданства. Славянскими организациями также ставится вопрос о культурно-национальной автономии в регионах с преобладанием русского населения.

К миграции русских из страны по-прежнему побуждают: сокращение школьных программ по изучению русского языка; низкое качество обучения; запрет на использование учебников российских издательств; лишение граждан ряда льгот; ограничения в культурной и информационной сфере.

В то же время, нужно отметить и некоторые положительные стороны. Казахстан выступает за тесное сотрудничество с Россией, что подтвердил и недавний визит российского президента. Русская Православная Церковь на территории Казахстана имеет значительное количество приходов: 212. 7 мая 2003 г. Священный Синод РПЦ объявил о создании на территории Казахстана митрополичьего округа, объединившего все казахстанские епархии, что отражает возросшие духовные потребности этого региона.

В Казахстане официально зарегистрированы следующие организации (всего - 14), уставными целями которых являются сохранение русского языка и русской культуры в республике, защита прав русского и русскоязычного населения: Республиканское общественное славянское движение "Лад" (РОСД "Лад"), Русская община Казахстана, Казахстанская ассоциация учителей русской школы (КАУРШ), Союз казаков Степного края, Семиреченская казачья община. Региональные организации РОСД "Лад" действуют в 11 из 14 областей, центр находится в Астане, где с 1994 г. ежемесячно выпускается газета "Лад". Казачьи организации сформированы в Западно-Казахстанской, Акмолинской, Кокчетавской, Североказахстанской, Алма-Атинской, Талды-Курганской, Павлодарской, Восточно-Казахстанской, Джамбульской областях. Однако их организационный потенциал невелик, политические ориентации различны.

Республика Молдова

В Республике Молдова в 1989 г. проживало 562 тыс. русских. Несмотря на невысокий процент (13), русские представляют достаточно влиятельную по своим социальным параметрам группу, положение которой является одним из показателей и факторов внутриполитической стабильности государства. Тем не менее, активность радикально-националистических сил в лице деятелей Народного фронта, прессинг некоторых средств массовой информации явились серьезным фактором, приведшим к обострению возникшей конфликтной ситуации, перерастанию ее в конфликт и созданию Приднестровской Молдавской Республики.

Лидеры Приднестровья однозначно заявили о своей ориентации на Россию, о стремлении выйти из состава РМ и присоединиться к РФ. Длительный процесс переговоров между представителями России, Приднестровья, Молдавии и мирового сообщества привел в октябре 1994 г. к тому, что лидеры РМ согласились придать ПМР статус автономии. Тем не менее, до сих пор проблема остается неурегулированной.

В ПМР в силу известных исторических обстоятельств русские соотечественники не испытывают давления или притеснений со стороны молдаван. Русский язык является государственным. На нем ведется вся государственная документация, осуществляется образование и т.д.

Культурные и языковые позиции русских в «основной» Молдавии, безусловно, резко ослаблены. В содержательном плане, вытеснялась русская история, культура, замалчивался факт ее тесной взаимосвязи с молдавской; весь содержательный акцент переносился на румынскую культуру и историю. Только после прихода в 2001 г. к власти коммунистической партии ситуация начала несколько смягчаться. В самое последнее время, в декабре 2003 г., парламент Молдавии утвердил в первом чтении концепцию государственной национальной политики, в которой русскому языку придается статус языка межнационального общения во всех сферах жизнедеятельности государства и общества.

Что касается религиозной ситуации в «основной» Молдавии, то ее можно охарактеризовать как «промежуточную» между украинской и белорусской. С 1992 г. в стране действует т.н. «Бессарабская митрополия» Румынской Православной Церкви (во главе с запрещенным в служении священником РПЦ Петру Пэдурару). Безусловно, ее возрождение (она существовала с 1918 до 1940 гг.), как и аналогичные процессы в Украине, прежде всего, связано с политикой, а не духовной жизнью. Долгое время молдавское государство не хотело регистрировать БМ. В свою очередь, ЕС оказывал буквально беспрецедентное давление на него с тем, чтобы добиться регистрации. Наконец, в июле 2002 г. она произошла.

В Молдавии действует 10 русских общин. Главным образом, их активность связана с защитой позиций русского языка и культуры, в частности, в системе образования.

Туркменистан

Договорно-правовая основа сотрудничества России и Туркменистана направлена на поддержку и сохранение национальной идентичности, прав и свобод русской диаспоры республики. В соглашении «О регулировании процесса переселения и защиты прав переселенцев» декларируется необходимость соблюдения порядка, «исключающего любые формы дискриминации». В действительности в республике продолжается вытеснение русскоязычных кадров из всех сфер управления, дискредитация русских предпринимательских структур. Социально-экономическое положение русских таково, что им приходится думать об элементарном физическом выживании, а не о сохранении национальной идентичности.

Стремительная туркменизация государственной и культурной жизни существенно изменила ситуацию в стране. Положение русскоязычного населения усугубляется тем, что десятки тысяч русских вообще лишены возможности выехать из Туркмении в силу непомерной дороговизны проезда, запрета на обмен и продажу приватизированных квартир без официального документа о статусе вынужденного переселенца, который выдается консульской службой российского посольства в Туркмении далеко не всем желающим. Условий для сохранения русского языкового, культурного, информационного пространства руководством государства не создано.

В Туркмении русская община уже несколько лет добивается регистрации в Министерстве юстиции. Однако, согласно внутреннему законодательству, деятельность организаций, объединенных по этническому признаку, в республике запрещена. В результате, возможности русской общины Туркмении влиять на национальную политику правительства и на ситуацию в русской диаспоре существенно снижены.

Украина

Из 47 млн. 600 тыс. населения Украины русские составляют 22% – это самая крупная диаспора наших соотечественников в СНГ.

Остается сложной ситуация с Православной Церковью. На сегодняшний день, помимо Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, в стране существуют так называемые «Украинская Церковь Киевского Патриархата» и «Украинская Автокефальная Православная Церковь». Обе эти организации не стали многочисленными, проект «национальной Церкви» не удался, но их деятельность привела к обострению в отношениях между украинцами и русскими, к конфликту в православном сообществе и т.п.

На Украине активно действуют многочисленные общины русских соотечественников (их насчитывается 36). Одна из них – харьковское региональное общество «Русь». Данное общество, главным образом, нацелено на защиту позиций русской культуры. Ежегодно им проводятся дни славянской письменности и культуры. Кроме этого, «Русь» проводит общественные акции против вытеснения русской культуры из сферы образования.

В целом, несмотря на перечисленные негативные явления, ситуация на Украине, все-таки, выравнивается, хотя бы в силу того, что многие чересчур утопичные националистические проекты просто не осуществились, власть стала более трезвой и прагматичной. Налаживаются и отношения с Россией. В 2003 г. Прошел Год России в Украине, что, несомненно, стало знаком сближения и способствовало хотя бы частичному возврату к былому взаимодействию.

Армения

По данным МИД РФ, численность русских в Армении составила в 1999 г. менее 15 тыс. Вступивший в силу в 1994 г. Закон РА "Об иностранных гражданах" поставил проживающих в Армении граждан РФ в равное положение с гражданами дальнего зарубежья. В условиях сохраняющейся транспортной блокады, экономического и энергетического кризиса социально незащищенные слои русскоязычного населения находятся на грани физического выживания. В 1993 г. В Армении был принят Закон "О языке", по которому русский язык оказался в сложной ситуации. Для контроля над его исполнением был создан специальный орган - Государственная инспекция по языку при правительстве Армении. Закон "О языке" предусматривает право на обучение на русском только для этнических русских, которых в Армении осталось менее 10 тысяч человек, граждан России, беженцев или детей от смешанных браков. Лиц же неармянской национальности в стране осталось менее 5 процентов.

Что касается религиозной ситуации, на территории Армении Русская Православная Церковь представлена пятью приходами (главный из них - Свято-Покровский храм в Ереване), в которых служат два священника и один диакон. Большинство прихожан данных храмов составляет русскоязычное население Армении. Все храмы канонически входят в состав Майкопской епархии. Поскольку эти приходы расположены на территории независимого государства, изучается вопрос о придании им такого статуса, который вполне соответствовал бы уровню добрососедских отношений между Россией и Арменией". Таким образом, очевидно, что положение с русскими православными в Армении не оптимально. Два священника - это очень мало, даже учитывая то, что не все русские участвуют в церковной жизни. Однако хорошие отношения между двумя странами и Церквями могут позволить исправить эту ситуацию.

В Армении существует около 6 русских этнических организаций. В то же время, реальных рычагов влияния на консолидационные процессы среди русского населения республики существующие структуры не имеют.

Грузия

Русская диаспора является вторым по численности национальным меньшинством после армянской, по оценкам экспертов, она составляет 140 тыс. человек. Наибольшая концентрация русских соотечественников в Тбилиси, Абхазии, Аджарии, промышленных центрах Грузии. Массовый выезд русских из Грузии во многом был вызван фактическим отрывом соотечественников от русского языка, культуры, информационного пространства (непомерно высокая стоимость русских газет, журналов). По информации некоторых источников, причиной стало и прямое вытеснение русских со стороны националистически настроенных граждан.

Страна, фактически, разделена на государственный центр и самостоятельные регионы: это Абхазия и Южная Осетия. Культурно-национальная политика автономий по отношению к русским более благоприятна, чем в Грузии - русский язык в них обладает высоким статусом (в Южной Осетии - второй государственный).

Что касается религиозной ситуации, то, безусловно, существование древней национальной Грузинской Православной Церкви с собственной канонической структурой снимает те возможные обострения, которые имеют место на Украине, в Молдове и т.д. Добавим, что ГПЦ является одной из Поместных Православных Церквей и состоит в евхаристическом общении (то есть, в полноценном церковном общении), в том числе, и с Русской Православной Церковью.

В Грузии насчитывается около 7 русских общин. Процесс консолидации русских организаций не получил должного развития. Функционируют благотворительное общество "Славянский дом" Грузии, а также Международная гуманитарно-благотворительная общественная организация содействия соотечественникам РФ, проживающим в Грузии, "Надежда". Последняя организация не занимается политической деятельностью, в большей степени акцентируя внимание на гуманитарных проблемах.

Киргизская республика

Главные причины массового отъезда русских из Киргизии – спад в экономике, породивший угрозу массовой безработицы, особенно в промышленности, где большинство занятых – русские, резкий разрыв культурных и родственных связей с Россией, неприятие положения национального меньшинства – усугубляются проявлениями бытового национализма и ограничениями в кадровой политике. Позитивным аспектом является подписание Киргизией четырехстороннего Соглашения об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях, создавшего реальные основы для укрепления сотрудничества, в том числе, в сфере защиты прав национальных меньшинств. В 1993 г. в Бишкеке был открыт Славянский университет, на сегодняшний день являющийся серьезным фактором сохранения и развития русского культурного, языкового и информационного пространства. В стране действует 43 православных храма. В Киргизии существуют следующие общественные организации русских: Ассоциация этнических славян "Славянская диаспора", Ассоциация этнических россиян "Содружество", Республиканская ассоциация этнических россиян Киргизии "Согласие", Славянский фонд Киргизии. Последние две организации являются наиболее активными, они поддерживают тесные контакты с правительством Москвы и уделяют особое внимание вопросам русского образования в Киргизии.

Таджикистан

Из Таджикистана в последние годы продолжается отток русского населения, сегодня оно составляет 7%. Четверть семей переселенцев в Россию оставили республику по причине невозможности для своих детей получения нормального образования. По мнению многих экспертов, сегодня следует вести речь не о содействии интеграции русских в современное таджикское общество, а об их репатриации из страны.

Религиозная ситуация в стране несколько противоречива. С одной стороны, на сегодняшний день, РПЦ имеет 5 действующих церквей, налажено взаимодействие с властями и т.д. С другой стороны, само общество достаточно нестабильно. 31 декабря 2000 года в главном православном храме страны – Свято-Никольском кафедральном соборе в Душанбе – произошел взрыв. К счастью, обошлось без человеческих жертв.

В стране существует около 7 русских общин. Русская община, зарегистрированная в 1992 г., впоследствии стала основой Координационного совета национальных объединений. Другой влиятельной организацией является общество «Миграция». Эти структуры в финансовом и организационном отношениях являются достаточно слабыми.

Узбекистан

Русские в Узбекистане составляют 5,3% от местного населения. Значительная их часть – местные уроженцы (46,3%), а 41% русских проживает в Узбекистане более 20 лет. Многие русские стараются адаптироваться к новым условиям жизни в независимом государстве, так как их переселение в Россию сдерживается объективными трудностями этого процесса. Наиболее многочисленный отток славянского населения пришелся на годы перестройки и провозглашения Узбекистана независимым государством. Одна из причин – сужение русского языкового, культурного и образовательного пространства.

Положительно развивается религиозная ситуация в Узбекистане. Ташкент – центр Ташкентской и Среднеазиатской епархии, в которую входят Узбекистан, Киргизия, Таджикистан и Туркменистан. В стране действуют 28 приходов и два монастыря РПЦ. В Ташкенте в 2001 г. Духовное училище было преобразовано в Духовную семинарию. Государство помогает РПЦ в решении ее проблем.

Русский культурный центр (РКЦ) в Узбекистане, имеющий 15 филиалов в городах и областях республики, создан в 1994 г. (Зинин С.И.). Основным направлением деятельности РКЦ является пропаганда русской культуры путем проведения литературных вечеров, выставок, концертов, собраний, посвященных знаменательным датам, выдающимся деятелям русской культуры и искусства.

Проблема сохранения или выдавливания русского населения, языка и культуры была одной из существенных причин конфликтов, возникших в процессе распада Советского Союза. Как известно, столкновения на национальной и языковой почве стали причиной кровопролития в Приднестровье, Нагорном Карабахе, Абхазии и Южной Осетии. В Крыму конфликт не приобрел характера открытого противостояния только из-за свертывания части требований, отката стихийного русского движения. Сказалось также и отсутствие какой-либо серьезной поддержки со стороны России, к которой русское население Крыма постоянно и безуспешно апеллировало. Однако Крым продолжает постоянно балансировать на грани кризиса, в немалой степени из-за подозрения в сепаратизме, которое он вызывает у украинских властей, их желания бороться здесь против русского влияния руками крымско-татарских радикалов. Общим явлением (за исключением Крыма), характеризующим поведение русских в ходе конфликтов, стало их участие в борьбе на стороне организованного национального меньшинства против центральных властей новых государств, провозгласивших свою независимость от России и Советского Союза. В ходе этой борьбы русское население в конфликтных зонах серьезно пострадало. Оно продолжает страдать, прежде всего, экономически, из-за отсутствия прогресса в урегулировании конфликтов. Однако во всем остальном русское население несет совместные с коренным местным населением, как правило — русскоязычным, трудности и тяготы непризнания, неоформленного статуса Приднестровья, Абхазии и т.д.

Молдавия стала первой страной, в которой конфликт возник именно на языковой почве. В ней проживает около полумиллиона русских, составляющих 11.5% населения республики. Результатом конфликтных действий в 1992 году стало фактическое отделение от Молдовы Приднестровской Молдавской республики, созданной официально в целях защиты права говорить на родном языке. 29 % населения Приднестровья составляют русские. Русский язык является одним из трех официальных.

Спецификой Абхазии и Южной Осетии является то, что в них проживало не так много этнических русских, а после кровопролитных военных действий и послевоенной разрухи их осталось совсем мало. Но и та, и другая республика вступили в конфликт с Грузией под лозунгами объединения или с Россией (Абхазия), или с частью России — Северной Осетией (Южная Осетия). То есть они чувствуют себя частью российского культурно-цивилизационного ареала и считают, что их национально-культурная автономия будет лучше соблюдаться в России, чем в Грузии. В Нагорном Карабахе постоянно живущих русских не было совсем. Однако, в силу специфики прежнего положения области в составе Азербайджанской ССР, вся элита Нагорного Карабаха предпочитала получать образование не в Баку и не в Ереване, где это было некомфортно по национальным или карьерным соображениям, а в российских высших учебных заведениях. Поэтому влияние российской культуры в Нагорном Карабахе всегда проявлялось значительно сильнее, чем и в Азербайджане и в Армении. Россия продолжает принимать активное участие в урегулировании старых конфликтов на постсоветском пространстве и пытается не допустить новых в немалой степени именно потому, что при любом исходе военных действий связанное с Россией этнически и (или) культурно население конфликтных зон в первую очередь испытывает угрозу своей жизни и благосостоянию. Таким образом, во многих странах Содружества сегодня имеет место проблема ущемления интересов русскоязычного населения, связанная со снижением статуса русского языка и сведением к минимуму его использования в различных сферах жизни.

III. Положение русского языка в странах СНГ

Вторая половина XX века стала периодом наиболее широкого распространения русского языка и русской культуры (как многонациональной советской культуры) во всем мире. Русский язык превратился в один из ведущих мировых языков, используемых во всех крупнейших международных организациях. Общее количество владевших русским языком к концу 1980-х годов составляло около 350 миллионов человек. Большой вклад в распространение русского языка за рубежом вносила и советская система образования, являвшаяся, по оценкам западных экспертов, одной из лучших в мире: в 1989/1990 учебном году в различных гражданских, военных, партийных, профсоюзных, комсомольских учебных заведениях обучалось на русском языке около 180 тысяч иностранных граждан. Кроме того, с 1960 по 1991 год при экономическом и техническом содействии Советского Союза в 36 зарубежных странах — союзниках СССР было создано 66 высших учебных заведений (университетов, институтов, университетских центров, специализированных факультетов и филиалов), 23 средних специальных учебных заведения (техникумов), свыше 400 учебных центров профессионально-технического образования (ПТУ), 5 общеобразовательных школ. СССР оснащал эти учебные заведения оборудованием, обеспечивал учебно-методической литературой, организовывал обучение в них силами советских специалистов (командируя в них только по линии Минвуза до 5 тысяч человек в год, в том числе — свыше 700 преподавателей-русистов).

Распад СССР и утрата Россией прежнего экономического, технологического и геополитического влияния на постсоветском пространстве и в мире в целом отразились и на положении русского языка и культуры в ближнем и дальнем зарубежье.

В период существования Советского Союза на русском как основном государственном языке разговаривали 286 миллионов человек, его хорошо знали почти все жители союзных республик, и в обязательном порядке — каждый школьник. К настоящему времени население 14 бывших республик СССР насчитывает свыше 140 миллионов человек (равно по численности населению России), однако русским там активно владеют (постоянно используют на работе, в процессе обучения, в быту), по оценкам экспертов, лишь 63,6 миллиона человек, еще 39,5 миллиона человек владеют русским пассивно (в той или иной мере понимают его, но не используют как средство коммуникации и постепенно утрачивают языковые навыки), а почти 38 миллионов уже не владеют русским языком.

Родным русский язык в странах СНГ и Балтии считают в общей сложности 23,5 миллиона человек (в основном проживающие на Украине, в Казахстане и Белоруссии, а также в Узбекистане и Латвии), однако этот показатель за последние годы также имеет тенденцию к неуклонному снижению (например, в Таджикистане, согласно переписи 1989 года, русский язык назвали родным или вторым языком 36,4% населения республики, а согласно переписи 2000 года — лишь 20,1%; при этом численность этнических русских в Таджикистане сократилась за последние 15 лет в 10 раз — с 500 тысяч человек в 1989 году до 50 тысяч в 2005 году). Кроме того, следует иметь в виду, что 1/3 русскоязычной общины (русскоязычной диаспоры) в странах СНГ и Балтии составляют представители других национальностей (украинцы, татары, белорусы и др.), которые также считают русский своим родным языком.

К 2005 году русский язык остался государственным лишь в Белоруссии. Он по-прежнему доминирует в белорусских СМИ, 75% детей учатся в русскоязычных школах, а в вузах доля учебных предметов, преподавание в которых ведется на русском языке, составляет не менее 90%. Пока еще относительно сильны позиции русского языка в Казахстане, где он имеет статус «языка официального общения» (с целью остановить поток выезда из страны русскоязычных специалистов), однако делопроизводство в ряде областей страны уже полностью переведено на казахский, а также в Киргизии, где русскому языку в 2000 году придан аналогичный официальный статус (несмотря на это за годы независимости количество русскоязычного населения в республике сократилось вдвое и продолжает уменьшаться).

В остальных странах СНГ русский язык имеет более низкий статус языка межнационального общения (в Молдавии, Узбекистане, Таджикистане, а также формально — в Туркмении), языка нацменьшинства (на Украине) или иностранного (в Азербайджане, Армении, Грузии, Латвии, Литве, Эстонии). В последней группе стран русский язык фактически служит средством межнационального общения, но юридически, согласно национальным законам, о языке, он таковым не является.

Важнейшим индикатором положения русского языка на постсоветском пространстве является количество образовательных учреждений с преподаванием на русском языке и число обучающихся в них школьников. По сравнению с советским периодом, количество средних школ с обучением на русском языке уменьшилось в странах СНГ и Балтии (за исключением Белоруссии) в среднем в 2-3 раза (а в отдельных странах — в 10 и более раз) и составляло в 2003/2004 учебном году 7536 (для сравнения — в 1989/1991 учебном году в национальных республиках СССР насчитывалось более 20 тысяч русскоязычных школ). Кроме того, еще почти 3528 школ являлись двуязычными, либо в них существовали русскоязычные (русские) классы. Численность школьников данных образовательных учреждений составила в 2003/2004 учебном году 4,8 млн. человек, в том числе в русскоязычных школах стран СНГ (с преподаванием только на русском языке) — 3,7 млн. человек (в основном это школы северо-восточных областей Казахстана, Белоруссии, восточных и южных областей Украины, а также Автономной республики Крым).

Следует отметить, что состав учащихся русскоязычных школ в странах СНГ и Балтии неоднороден. Дети из русских семей составляют в них не более 2/3, а иногда и менее половины, как, например, в Грузии, где из 32 тысяч учеников школ с обучением на русском языке собственно русских менее 7 тысяч, а 25 тысяч — преимущественно из грузинских семей. Подобная картина наблюдается и в школах Киргизии. В Латвии доля этнических русских в русскоязычных школах — 75%, на Украине и в Казахстане — 55%. Причина полиэтничности состава учащихся русских школ — в целом более высокое, чем в национальных школах, качество обучения, сохранившееся еще с советских времен.

С 2005/2006 учебного года количество русскоязычных школ и число обучающихся в них детей еще больше уменьшилось вследствие введения в Латвии в русскоязычных школах преподавания большинства предметов на латышском языке, запрета на преподавание на негосударственных языках с 2005/2006 учебного года в школах Грузии и Азербайджана, а также стремления нового руководства Украины резко уменьшить количество русскоязычных школ, особенно в Автономной республике Крым, где они составляют 85% всех средних общеобразовательных учебных заведений, а также в других русскоязычных областях.

Данные о количестве средних специальных учебных заведений (лицеях, колледжах, ПТУ) стран СНГ и Балтии, в которых обучение осуществляется на русском языке, являются неполными (имеется информация о 153 средних специальных учебных заведениях, в которых занимаются около 12 тысяч студентов), однако в ряде стран СНГ таких образовательных учреждений с обучением на русском языке просто не существует — например, в Туркмении и Узбекистане.

Наиболее доступно сегодня высшее образование на русском языке в Белоруссии, Казахстане, Украине и Молдавии (в общей сложности в странах СНГ и Балтии в 428 национальных вузах и в 68 филиалах и учебно-консультационных пунктов российских вузов на русском языке обучаются около одного миллиона человек). Однако наблюдается общая тенденция сужения сферы применения русского языка в национальной высшей школе.

«Форпостом» русскоязычного высшего образования в странах СНГ остаются совместные университеты, учрежденные министерствами образования Российской Федерации и национальных республик (Российско-Киргизский (славянский) университет, Российско-Таджикский (славянский) университет, Российско-Армянский (славянский) университет и Белорусско-российский университет), количество студентов, в которых с каждым годом увеличивается и в настоящее время составляет в общей сложности около 20 тысяч человек, из них 12,5 тысячи занимаются по российским образовательным программам.

Число изучающих русский как иностранный обязательный язык или как один из иностранных в школах стран СНГ и Балтии в 2003/2004 учебном году составляло приблизительно 10 миллионов человек (для сравнения — в 1986/1987 учебном году почти в 50 тысячах национальных школ союзных республик русский язык как неродной изучали более 15 миллионов детей), однако за этой по-прежнему внушительной цифрой стоит в целом низкий уровень языковых знаний из-за постоянного снижения количества учебных часов на изучение русского языка и литературы, переноса начала его изучения с первого-второго класса (как это было в начале 1990-х годов) на пятый класс либо вообще изъятие русского языка из учебной программы как обязательного для изучения предмета. Сказывается и растущий дефицит квалифицированных преподавателей русского языка и литературы для средней школы (их выпуск в бывших постсоветских республиках сократился до нескольких тысяч человек в год — в основном их обучают в вузах Белоруссии, Казахстана и восточных областей Украины), а также нехватки качественной учебно-методической литературы.


Заключение

Российская диаспора, образовавшаяся в результате распада СССР 10 лет назад, представляет собой сложное, динамичное образование, испытывающее на себе трагические последствия разрушения единого государства. Население СССР накануне распада составляло 293 миллиона человек, из них в Российской Федерации проживало 147 миллионов, в республиках Прибалтики — 9 миллионов, в остальных союзных республиках 137 миллионов. Около 50 миллионов советских людей в результате упразднения Советского Союза оказались за пределами своих "этнических родин". Около 30 миллионов русских проживали в то время вне РСФСР, что составляло четвертую часть от 120 миллионов русских россиян.

На современном этапе в постсоветских странах, которые строятся за исключением России и Белоруссии как моноэтнически-ориентированные государства, не найдено удовлетворительного решения русского вопроса и проблемы русскоязычности. По сути, русских и русскоязычных, русскокультурных людей ставят перед дилеммой: или иммигрировать в Россию, или добровольно согласиться на ассимиляцию — в начале политическую, затем культурную, языковую и проч.

Уход Бориса Ельцина, а особенно первые шаги Владимира Путина на посту Президента РФ породили в среде соотечественников и сочувствующих им большие надежды. Новый Президент в своем выступлении на коллегии МИД дал жесткую оценку посольствам России, добившимся чересчур скромных результатов в деле защиты российских граждан и соотечественников за рубежом. Накануне его демонстративной, вопреки противодействию казахских властей, встречи с активистами русского движения в Астане — первой за десять лет встречи главы российского государства с представителями диаспоры — Правительство реанимировало свою комиссию по делам соотечественников. Вновь началась работа по подготовке большого собрания — Съезда или Конгресса соотечественников в Москве, сорванная в 1999 году.

Однакодо последовательности шагов, до их глубокого осмысления еще далеко. Принят целый ряд решений, которые достаточно резко контрастируют с заявленной Президентом решимостью поддержать соотечественников. В структуре Правительства исчезли Министерство по делам СНГ (Минсотрудничество) и Федеральная миграционная служба, которые были уполномочены работать с соотечественниками.

Администрацией Президента внесен в Госдуму проект нового закона о гражданстве, который разрушает прежний регистрационный принцип получения российского гражданства, затрудняет соотечественникам его обретение. Фактически, впервые с 1991 года именно в ближнем зарубежье отменяется двойное гражданство: разработчики, не отменяя его формально, требуют отказа от чужого гражданства, как условия получения гражданства России. Таким образом, они становятся на сторону властей стран СНГ, которые не признают сам принцип двойного гражданства.

Таким образом, с одной стороны, мы зовем наших соотечественников переезжать в Россию, создавая у них определенные иллюзии, с другой — делаем все возможное, чтобы затруднить обустройство мигрантов. Люди, которые сюда приезжают, оказываются последними в очереди в районные, городские, областные администрации. Есть только отдельные успешные примеры, когда они отвоевывают свои права, обустраиваются общинами.

Миграционная программа — лишь один из ключевых элементов государственной политики в отношении соотечественников за рубежом. Умная поддержка многомиллионной диаспоры извне, из России, и взаимодействие с ней — огромная проблема общенационального масштаба.Для реализации этой политики необходимо создание в государстве специального органа, занимающегося делами соотечественников и миграции.

Перед Россией стоит задача разработки внешнеполитических, юридических, гуманитарных мер помощи соотечественникам, а при необходимости — проведения операций по их спасению. Нужно урегулировать с новыми государствами вопросы двойного гражданства, сохранения русского образования, информационной сферы, добиться гарантий равного доступа русскоязычного населения к государственной службе и бизнесу. Но взять на себя, экспортировать в бывшие союзные республики за свой счет, скажем, всех необходимых учителей и учебники на русском языке, Россия никогда не будет в состоянии. Мы из России можем лишь помочь запустить механизм самоопределения и консолидации нашей диаспоры, воспроизводства ее связанного с Родиной самосознания, помочь ей стать политически и экономически состоятельной, самодостаточной для решения стоящих проблем.


Список использованной литературы

1.Дятлов В. Диаспора: попытка определиться в термине и понятии. - www.archipelag.ru

2.Затулин К.Ф. Россия и ее диаспора в новых государствах. – Доклад на конференции Института политических исследований, 2001 г. – www.archipelag.ru

3.Семенов И.Я. Русская диаспора в Армении // электронная версия журнала «Ноев ковчег», 2002 г.

4.Информационно-аналитический обзор о положении русских соотечественников в Казахстане – 2002 г. – www.rusedina.org

5.Падение статуса русского языка на постсоветском пространстве. – Электронная версия бюллетеня «Население и общество». – М., ИНП РАН

6.Все данные по количеству русских общин в странах СНГ взяты из источника: http://postman.ru/~zatulin/institute/diaspora/sootech.htm

ОТКРЫТЬ САМ ДОКУМЕНТ В НОВОМ ОКНЕ

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ [можно без регистрации]

Ваше имя:

Комментарий