Смекни!
smekni.com

Угрозы территориальной безопасности в Восточной Азии (стр. 2 из 7)

Чаще всего можно встретить следующее определение международной безопасности: совокупность угроз и средств противодействия им с использованием или вероятностью использования вооруженного насилия, которая касается отношений участников мирового взаимодействия, в первую очередь государств, а также аналогичных внутренних процессов, по своим масштабам и влиянию выходящих за национальные границы государств и способных оказывать влияние на безопасность других государств[2].

1.2 Регион Восточная Азия и компоненты региональной стабильности

При определении границ региона Восточная Азия необходимо обратить внимание на то, что географические параметры определения вступают в противоречие с политико-экономическим анализом, который при определении состава региона учитывает политическое и экономическое развитие стран. До конца XX века Восточная Азия рассматривалась лишь как часть более крупного Азиатско-Тихоокеанского региона. Однако сегодня о Восточной Азии все чаще говорят как о самостоятельном регионе.

Существует два основных подхода к определению состава региона Восточной Азии. В более узком понимании (основываясь на географической близости стран) в Восточную Азию включают: Китайскую Народную Республику, Японию, Корейскую Народную Демократическую Республику, Республику Корея, Монголию и Тайвань (Китайскую Республику на Тайване). Существует и расширенное понимание региона Восточная Азия как геоэкономического ареала. Сюда относят Японию, Китай, Южную Корею, Тайвань, Малайзию, Сингапур, Таиланд, Индонезию. Некоторые исследователи (с рядом оговорок) относят сюда Вьетнам, Камбоджу, Лаос, Мьянму (Бирму), Монголию и российский Дальний Восток. Так как в этом определении региона большое внимание уделяется экономическому и политическому развитию стран, в более широкое определение Восточной Азии не попадает КНДР[3].

Отношения в области безопасности между странами региона в основном базируются на двусторонних обязательствах. Хотя в Восточной Азии имеется несколько многосторонних военно-политических соглашений, они не играют важной роли.

Большую роль в поддержании безопасности в регионе играют США. Например, в 1951 г. в Сан-Франциско был подписан японо-американский Договор о взаимном сотрудничестве и гарантии безопасности, который был пересмотрен и продлен в 1961 г. Этот договор не имеет четко оговоренного срока действия и ежегодно автоматически продлевается. Он предусматривает оказание Соединенными Штатами помощи Японии в случае возникновения угрозы миру и стабильности на Дальнем Востоке. Договор о взаимной обороне между США и Южной Кореей был заключен в октябре 1953 г. после подписания соглашения о прекращения огня, положившего конец боевым действиям в Корее, продолжавшимся с 1950 по 1953 гг. Оба договора позволяют США иметь военные базы на территориях союзников. В 1979 г. американский конгресс принял Закон об отношениях США с Тайванем (Китайская Республика на Тайване), в соответствии с которым Тайвань имеет неофициальные американские гарантии на случай чрезвычайных ситуаций в зоне соприкосновения с Китаем[4].

Военно-политические обязательства России перед странами региона меньше. Российская Федерация признает действенность договора 1978 г. между СССР и СРВ. На основании этого договора с 1979 г. по конец 80-х Советский Союз арендовал во Вьетнаме две базы – военно-морскую в Камрани и военно-воздушную в Дананге. Советское присутствие на этих базах должно было уравновешивать американское присутствие на Филиппинах. Но к началу 90-х годов советское присутствие во Вьетнаме было свернуто. Вьетнамская сторона не возражает против использования этих же баз Соединенными Штатами. Формально не денонсирован и советско-северокорейский военно-политический договор 1961 г., предусматривающий оказание помощи КНДР в случае возникновения конфликта на Корейском полуострове. Однако с 1995 г. в стадии обсуждения находится вопрос о его пересмотре в направлении изменения обязательств российской стороны и приведения содержания договора в соответствие с новыми конституционными процедурами Российской Федерации (процесс прохождения через Федеральное Собрание решений об оказании военной помощи зарубежным государствам). В ноябре 1992 г. был заключен Договор о дружбе и сотрудничестве между РФ и Республикой Корея. Это единственный случай подписания Россией такого рода документа с восточноазиатским государством – союзником США. Он может при необходимости служить «мостом» для косвенного подключения Российской Федерации к сотрудничеству с замкнутой на США системой региональных военно-политических обязательств. В 1993 г. был заключен новый договор России с Монголией. В отличие от прежнего советско-монгольского договора 1966 г. новый договор имеет чисто политический характер[5].

К компонентам безопасности в регионе относятся также региональные интеграционные процессы, активно развивающиеся с 1960-х гг. наибольшее значение имеет созданная в 1989 г. группа АТЭС (Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества). Первоначально в АТЭС вошли страны-участницы АСЕАН[6], США, Япония, Республика Корея, Австралия, Новая Зеландия, Канада, в 1991 г. к ним присоединились КНР, Гонконг, Тайвань, затем Папуа-Новая Гвинея, Мексика и Чили. В ноябре 1997 г. были приняты Россия, Вьетнам и Перу. Как организация АТЭС не имеет военно-политической окраски, а её решения имеют консенсусный характер и имеет «пространственную», а не «лидерскую» структуру, которая подразумевает отсутствие единого регионального лидера и/или центра. Несмотря на то, что такая структура затрудняет быстрое принятие решений, в конечном счете, она стимулирует создание прочного регионального сообщества. Экономическая интеграция – основной смысл развития региона и является важнейшим компонентом региональной стабильности.

Глава 2. Территориальные споры между странами

2.1 Спорные районы Южно-Китайского моря

К данным территориям относятся архипелаг Спратли, Парасельские острова (часть архипелага Спратли), а также район Тонкинского залива[7].

Архипелаг Спратли состоит из 230 мелких островов и рифов общей площадью 250 тыс. км², расположен между территориями Вьетнама, Филиппин и Малайзии. Частью архипелага Спратли являются Парасельские острова. Важной особенностью Южно-Китайского моря является довольно обширный и неглубокий континентальный шельф, охватывающий около половины акватории, что предопределяет серьезное экономическое значение островов, особенно Спратли. Обладание любым из участков этого архипелага даёт тому или иному государству суверенитет над соответствующей экономической зоной. По оценкам специалистов, шельф Южно-Китайского моря является огромной кладовой нефти, природного газа, фосфора, других полезных ископаемых. Только в Тонкинском заливе обнаружены нефтеносные залегания мощностью до 0,5 млрд. т, а на континентальном шельфе Южного Вьетнама в районе города Вунгтау уже несколько лет ведется промышленная добыча нефти (к концу 1993 г. добыто около 20 млн. т). Архипелаг Спратли – это также обширная рыболовная зона, и многие, даже крошечные рифы, которые при муссонах исчезают под водой, могут оказаться ключевыми при установлении контроля над этой зоной.

Исторически конфликт вокруг островов Южно-Китайского моря с самого начала приобрел и в определенной степени продолжает сохранять характер противоборства в основном между Китаем и Вьетнамом. Заявляя о своем неоспоримом суверенитете над островами и китайская, и вьетнамская сторона приводят в подтверждение исторические документы и ссылки на летописи средних веков, обосновывающие юридически их притязания. Что касается Парасельского архипелага, то еще в середине прошлого века, после установления протектората над Индокитаем, Франция взяла под свой контроль основные его острова, разместив там, в частности, метеостанцию, которая поставляла метеорологическую информацию в страны региона. В 1946 г. часть Парасельских островов, на которых не было французских гарнизонов, была занята войсками гоминьдановского Китая, которые в 1950 г., после провозглашения КНР, были заменены подразделениями НОАК. 15 августа 1951 г. правительство КНР впервые официально заявило о суверенитете Китая над всеми спорными островами Южно-Китайского моря. В частности, в заявлении Чжоу Эньлая относительно американо-английского проекта мирного договора с Японией указывалось: "Архипелаг Сиша и остров Наньвэй (Парасельские и Спратли. - Е.К.), как и весь архипелаг Наньша, архипелаги Чжунша и Дунша (острова Спратли, отмель Мак Клесфилд-бэнк и острова Пратас. - Е.К.) всегда являлись территорией Китая". После ухода Франции в 1954 г. из Индокитая французские войска на Парасельских островах были заменены войсками "Республики Вьетнам" (Сайгон). До 1974 г. военные гарнизоны КНР и сайгонского режима мирно сосуществовали каждый на своих островах. 27 января 1973 г. в Париже было подписано Соглашение о прекращении войны и восстановлении мира во Вьетнаме, которое предусматривало вывод американских войск из Южного Вьетнама и достижение в будущем воссоединения страны "на основе обсуждения и соглашений" между двумя ее частями. Как представляется, в Пекине располагали всей полнотой информации о сложившемся соотношении сил в обеих частях Вьетнама, а значит, и о том, что его воссоединение может произойти довольно скоро и, естественно, под эгидой Ханоя[8].