Смекни!
smekni.com

Международная миграция (стр. 1 из 5)

Что такое международная миграция

Миграция населения представляет собой перемещение людей через границы определенных территорий со сменой постоянного места жительства или возвращением к нему. Международная (внешняя) миграция существует в разных формах: трудовой, семейной, рекреационной, туристической и др.

Международная миграция рабочей силы во второй половине века стала важной частью процесса интернационализации международной хозяйственной жизни.

Согласно оценкам ООН, в 2005 г. число международных мигрантов - лиц, проживающих за пределами стран происхождения, достигло в мире 191 млн., увеличившись с 1960 г. более чем в 2.5 раза. За минувшие почти полвека доля пришлых жителей более развитых регионов мира в их общей численности на планете возросла с 43 до 61 %, а их удельный вес в населении этих регионов повысился с 3.4 до 9.5%.

Какие же факторы вызывают интенсификацию межстрановых перемещений людей и усиливают концентрацию мигрантов в более развитых регионах мира? Ключ к ответу на этот вопрос уже не одно десятилетие пытаются найти представители разных общественных наук. Построить систему движущих сил миграции сложно из-за многообразия и разноплановости, взаимоналожения и переплетения лежащих в основе этого процесса причин, одни из которых объективно побуждают людей к добровольной или вынужденной смене местожительства, другие носят подчас случайный характер. Типичной чертой подавляющего большинства разработанных в прошлом и позапрошлом веках теорий миграции является ее объяснение отдельными, выбранными в качестве ключевых, миграционными детерминантами. В современных исследованиях все больший акцент делается на том, чтобы максимально отразить множественность условий миграции и синтезировать различные подходы к изучению ее причин . С учетом наработок, уже имеющихся в данной области, в статье предпринята попытка систематизировать основные слагаемые движущих сап современной миграции в промышленно развитые страны мира и его более развитые регионы в целом.

Факторы, определяющие магистральные направления миграционных потоков

Одним из базовых и весьма распространенные объяснений миграции является положение о том, что она обусловлена суммарным действием факторов выталкивания и притяжения, имеющих экономическую, демографическую, социальную и политическую природу. Основа такого подхода была заложена в теории Е. Ли , разработанной еще в 60-е годы; согласно ей, решение о миграция принимается человеком под воздействием разных стимулов, действующих в стране проживания и/или исходящих из потенциальной страны переселения.

При всем многообразии подобных причин межстрановых перемещений населения общие контуры современной миграционной ситуации в мире и магистральные направления людских потоков определяются экономическими, социальными, политическими и демографическими различиями между более и менее развитыми регионами. Причем страны с переходной экономикой, имеющие неоднозначные позиции по социально-экономическим и политическим показателям, занимают промежуточное место в миграционных передвижениях и играют в них двоякую роль, будучи одновременно и донорами, и реципиентами населения. Вместе с тем названные различия - это лишь схематичный перечень основных условий формирования и реализации миграционного потенциала населения, дополняемый комплексом других обстоятельств и модифицирующийся под влиянием тех или иных общественных процессов.

Главным детерминантом миграции является разрыв между разными группами стран в уровнях экономического развития и соответственно в уровнях и качестве жизни населения.

Еще в позапрошлом веке Е. Равенстайн сформулировал "законы миграции", в частности положение о том, что основным фактором миграции выступает экономический: миграционные потоки устремляются в более развитые экономические районы и усиливаются по мере технического прогресса и развития средств транспорта и коммуникаций.

Основная часть мигрантов выезжает по экономическим соображениям, принимая в расчет прежде всего разрыв в уровнях доходов в странах исхода и приема мигрантов. Сопоставление величин душевого ВВП по ППС (уровня доходов) и нетто-миграции (разницы между числом въехавших и числом выехавших на постоянное место жительства) на 1 тыс. жителей в странах ВосточнойЕвропы и СНГ за 2003 г. обнаруживает достаточно тесную корреляцию между ними (коэффициент Пирсона равен 0.511). Хотя указанный разрыв в доходах не является обязательным фактором миграции, география ее потоков показывает, что лишь незначительная их часть формируется без его воздействия.

Вместе с тем экономическая мотивация мигрантов может быть весьма разнородной. Согласно неоклассической, микроэкономической теории миграции (М. Тодаро, Л. Маружко и др.). Решение о переселении базируется на анализе связанных с ним издержек и прибыли, один из ключевых компонентов которого - оценка ожидаемой выгоды от разрыва в заработках. По данным МОТ, при сходной квалификации работников средний заработок в странах с низкими доходами составляет не более 20% такового в странах с высокими доходами, а в низшей группе стран со средними доходами - не более 27% . Нередко разрыв бывает 10-кратным, а подчас и 30-кратным.

Чем выше образование мигрантов, тем, естественно, больше ожидаемая выгода от переселения; этим, прежде всего и объясняется то обстоятельство, что мигранты, как правило, гораздо образованнее, чем в целом население страны, покидаемой ими. Как свидетельствуют результаты обследования, проведенного в 47 странах исхода мигрантов, продолжительность их образования больше, чем у остальных соотечественников, в среднем на 7.2 года. Для Африки данный показатель - 10.8 лет (разница между 15.4 и 4.6 года), для Азии- 8.6 (14.4 и 5.8), для Южной Америки - 6.6 (12.5 и 5.9).

Одновременно при оценке издержек переселения учитываются их различные социальные и технологические факторы, как-то: состояние социальных сетей, средств транспорта и т.п.

В соответствии с теорией новой экономики миграции (О. Штарк, Д. Мэсси, К. Эспшюза, Дж. Тэйлор и др.) последняя трактуется как семейная стратегия, нацеленная на Диверсификацию источников доходов, минимизацию рисков домохозяйств и расширения доступа к финансовым ресурсам. Эта теория дает ключ к объяснению растущей феминизации трудовой миграции, в частности из стран Юго-Восточной Азии, где на долю женщин приходится 60-80% всех трудовых мигрантов. Как показало исследование на Филиппинах, главы семей, решая, кого из ее членов отправить за границу на заработки, все чаще отдают предпочтение дочерям, а не сыновьям. Причина этого в том, что, хотя женщины зачастую зарабатывают меньше, чем мужчины, они оказываются более надежными помощниками семьи и переводят домой больше денег.

Стремление расширить свои жизненные возможности и перспективы, получить доступ к современным системам социальных услуг, в особенности к полноценному образованию, также сказывается на миграционных намерениях. Иллюстрацией может служить быстрое увеличение численности иностранных студентов, достигшей в 2003 г. 2.12 млн.

О высокой значимости в продуцировании миграции различий в уровнях экономического развития стран приема и исхода свидетельствуют обследования, которые были проведены ОЭСР среди иммигрантов, прибывших в 1995-1998 гг. во входящие в нее государства. В конце 90-х годов средневзвешенный (с учетом долей иммигрантов из каждой страны) душевой ВВП (по ППС) государств исхода мигрантов был почти в четыре раза ниже аналогичного показателя таких принимающих стран, как США и Франция, и более чем в два раза ниже таких - как Италия, Япония, Финляндия, Канада и Германия. Вместе с тем. несмотря на существенный в целом разрыв в уровнях экономического развития стран доноров и реципиентов мигрантов, в ряде случаев он выражен относительно слабо. Это касается Швеции, Бельгии, Швейцарии, Норвегии, Великобритании и Дании, отставание от которых стран-доноров по душевому ВВП (опять же с учетом долей иммигрантов из каждой страны) составляет всего лишь 10-30%. Иными словами, интенсивность людских потоков не проявляет строгой, безусловной зависимости от диапазона указанных разрывов.

Хотя традиционно в числе основных причин, вызывающих исход населения из развивающихся стран, называется бедность, как показывает практика, ее роль неоднозначна и относительна. Согласно исследованиям, большинство международных мигрантов относятся скорее к средним социальным слоям, а категории населения, живущие в крайней бедности, напротив, отличаются низкой территориальной мобильностью. Как показало обследование мигрантов в США, лишь немногие из них зарабатывали в год на ролике менее 1 тыс. долл. или свыше 15 тыс. долл. (в пересчете по ППС), то есть доходы их основной части находились ранее в интервале от 1 тыс. до 15 тыс. долл.

Наименее развитые, беднейшие страны, несмотря на наибольшее отставание от развитой части мира, не относятся к числу основных доноров мигрантов, поскольку в них еще не слежались условия для массовой эмиграции. Ее сдерживают преобладание в этих обществах аграрного населения с низкой территориальной мобильностью, явный недостаток у подавляющего большинства жителей денег на переезд, низкий уровень образования, дефицит или отсутствие востребование?: квалификации и т.п. Эмиграция осуществляется главным образом из тех развивающихся стран, которые уже достигли определенных экономических успехов. По данным ООН и расчетам И. Цапенко, в 1995-2000 гг. отрицательное сальдо миграции (нетто-миграция) в расчете на 1 тыс. жителей составляло в странах с низким уровнем валового национального дохода на душу населения 0,4, в том числе в странах Африки к югу от Сахары – 0,14. А вот в странах со средними доходами сне доходило до 0,7 (в том числе в низшей подгруппе данной категории стран - до 0,9), достигая на Филиппинах и в Мексике соответственно 2,4 и 4,2 . Согласно теории мировых систем (С. Сассен, А. Портес и др.), вовлечение развивающихся стран в мировую рыночную экономику и проникновение в них рыночных отношений ведут к разрушению традиционных систем социальных связей. Это вызывает появление новых, мобильных сообществ из бывших сельских жителей, которые перемещаются в города и не находят там работы, что и порождает исход населения в другие страны. Определенные аналогии напрашиваются ж применительно к бывшим социалистическим странам, в которых период экономических реформ совпал с массовой эмиграцией.