Смекни!
smekni.com

Валютная система (стр. 3 из 11)

Первую называют проблемой доверия. Эта проблема возникла в связи с необходимостью увеличения резервов в виде долларов, поскольку к ним такое же отношение, как и к золоту. В то же время США должны были обменивать доллары, предлагаемые центральным банком другой страны, на золото по фиксированной цене. Мир нуждался в постоянном росте запасов резервной валюты, что могло быть обеспечено постоянным покрытием дефицита платежного баланса США. Если этот процесс продолжается достаточно долго, центральные иностранные банки неизбежно будут иметь больше долларов, чем имеет золота Федеральная резервная система США. В таком случае совер -шенно очевидно, что невозможно все доллары обменять на золото и США обречены быть страной с хроническим дефицитом платежного баланса. Доллар неизбежно должен был потерять свою привлекательность. Это оказалось внутренним противоречием системы, базирующейся на резервной валюте. Выходом из этой ситуации могло бы быть недопущение роста резервов, что, в свою очередь, привело бы к краху международной торговли.

Второе противоречие заключается в асимметричном положении страны эмитента резервной валюты по отношению к остальным странам. Постоянный дефицит платежного баланса США в течение 50-х гг. в основном приветствовался: золотой запас США был довольно большим, доллар был так же хорош, как и золото, а слабые европейские экономики испытывали долларовый голод, т.е. нуждались в резервах. Бреттон-Вудская валютная система, возникшая в условиях усиления позиций США после Второй мировой войны, отвечала их интересам, так как установила привилегированное положение доллара, что позволяло США расширять внешнеэкономические позиции, расплачиваясь со своими партнерами своей национальной валютой. Однако постепенно происходило изменение соотношения сил на мировой арене в пользу Западной Европы и Японии. Уже с конца 50-х гг. долларовый голод остался позади, а дефицит платежного баланса США не исчез. Все знали, что США не в состоянии обменять все доллары на золото, даже если бы они этого желали. Доллар мог бы оставаться в цене «одна тридцать пятая часть унции золота» до тех пор, пока США обязывались продавать золото по этой цене.

Чье-либо стремление обменять доллары на золото в большом количестве могли вынудить США отказаться от этого обязательства, вынуждая, таким образом, центральные иностранные банки девальвировать доллары. Эти банки были обеспокоены возможными скачками доллара при попытке обменять свои долларовые резервы или вообще отказом принять их к обмену. К концу 60-х гг. обязательство США конвертировать доллары центральных иностранных банков в золото де-факто было отменено, хотя де-юре оставалось. Все больше и больше золотовалютный стандарт превращался в долларовый стандарт.

Соединенные Штаты Америки пытались убедить и заставить центральные иностранные банки держать долларовые резервы, вместо того чтобы требовать обмена долларов на золото и установить строгий контроль за оттоком золота. В первом случае попытка удалась, во втором — нет. Что США не удалось, так это добиться положительного влияния денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики на платежный баланс с целью его улучшения. Макроэкономическая политика США была нацелена на решение внутренних задач. Америка это делала частично потому, что экономика страны была относительно закрытой по сравнению с экономиками других стран, и частично потому, что доллар был резервной валютой.

Естественно, многие европейские страны проявляли по этому поводу беспокойство. Особые трудности испытывали те страны, у которых было постоянное положительное сальдо платежного баланса, например ФРГ. Эта страна была вынуждена неоднократно ревальвировать свою марку (повышать ее курс), особенно когда в 60-х гг. американский платежный баланс резко ухудшился из-за войны во Вьетнаме. С этой точки зрения дефицит платежного баланса США можно рассматривать как использование особого положения в международной валютной системе для экспорта своей инфляции, вместо того чтобы бороться с ней. Другие европейские страны считали, что постоянный дефицит платежного баланса США означал приобретение американцами товаров, услуг и активов за доллары, которые затем не будут приняты к обмену. Уникальная позиция США в международной валютной системе вынуждала европейские страны финансировать как Войну во Вьетнаме, так и приобретение американскими корпорациями европейской промышленности.

К концу 60-х гг. доверие к доллару значительно упало, и частные лица стали скупать золото. Центральные банки стали продавать больше золота на частном рынке для поддержания его цены на уровне 35 долл. за унцию. Это положило начало сокращению золотых резервов у центральных банков. Чтобы избежать этого, в 1968 г. индустриальные страны договорились отказаться от продажи золота центральными банками частным лицам и торговать им только между собой. Так появилось два рынка золота: при сделках между центральными банками цена была 35 долл. за унцию и другая цена была на частном рынке.

С целью укрепления доверия и устранения асимметричного положения различных стран в международной валютной системе было принято решение о введении СДР (специальных прав заимствования). Основная идея состояла в создании нового актива, количество которого тесно увязывалось с потребностями в международных резервах.

Но если введение СДР помогало решить проблему доверия и асимметричности, то при функционировании Бреттон-Вудской системы серьезной проблемой оставалось достижение увязки внутреннего и внешнего равновесия. Эта проблема проистекала из необходимости сочетания трех трудно объединяемых явлений: а) фиксированный обменный курс; б) автономная национальная макроэкономическая политика; в) международная, мобильность капитала. Но на практике трудно обеспечить автономною экономическую политику и эффективное вложение капитала за рубежом при фиксированном курсе в долгосрочном периоде.

Как мы знаем, решения индивидов о том, как разместить богатство в активах, деноминированных в различных валютах, например во франках или в марках, принимаются ими исходя из разницы между .процентными ставками в Германии и во Франции за вычетом ожидаемого обесценения франка относительно марки. Если капитал высокомобильный, незначительные изменения этой разницы в ставках могут породить значительные Изменения в структуре портфеля активов, а соответственно и в платежном балансе.

Слабость американских конкурентных позиций быстро проявилась в 1970 г. при спаде американской экономики на фоне экономической активности в Европе, когда дефицит платежного баланса США составил 9,8 млрд долл, Весной 1971 г. разразился валютный кризис, и все устремились продавать доллары. Летом ситуация обострилась, иностранные центральные банки начали предъявлять США доллары, которые они накопили, к обмену.

Президент Р. Никсон 15 августа 1971 г. объявил, что США больше не будут принимать от других центральных банков доллары к обмену на золото. В течение осени 1971 г. валюты большинства индустриальных стран были переведены в режим «регулируемого плавания». Продолжались переговоры о дальнейшей реформе валютной системы. Они завершились конференцией в Смитсоновском институте в Вашингтоне 17-18 декабря 1971 г. Доллар был девальвирован в среднем на 10%. Однако это не означало, что США должны продавать и покупать его по этой цене. Было признано, что Америка не обязана поддерживать конвертируемость доллара в золото. Смитсоновское соглашение предусматривало также расширение границ интервенции от 1 до 2,25% в каждую сторону от паритета. Была создана так называемая группа 20 для выработки предложений по совершенствованию валютной системы. На этом этапе жизнь Бреттон-Вудской системы была продлена, но, как оказалось, лишь на 15 мес. В феврале 1973 г. разразившийся вновь тяжелый кризис доллара привел к закрытию международного валютного рынка, а в марте большинство индустриальных стран отошли от нового долларового паритета. Это был конец Бреттон-Вудской системы. Нефтяной кризис 1973-1974 гг. окончательно развеял надежды на возврат к этой системе.

Ямайская валютная система

Основные черты и противоречия Ямайской валютной системы

При проведении реформы международной валютной системы наметились два подхода. Европейские страны, особенно Франция, считали необходимым восстановить роль золота и путем валютных интервенций поддерживать курс. США считали, что нужно свести к минимуму официальные интервенции. На встрече в Рамбуйе (Франция) в ноябре 1975 г. за основу была принята американская позиция. Лидеры основных индустриальных стран призвали изменить Устав МВФ с учетом реальности плавающих курсов. В январе 1976 г. директора МВФ встретились в Кингстоне на Ямайке и пересмотрели IV статью Устава МВФ, определяющую порядок установления валютных курсов.

Новый Устав в неявной форме одобрял свободное плавание курсов, предоставив каждой стране-члену выбирать любую валютную систему. Государствам предписывалось проводить макроэкономическую политику, обеспечивающую стабильность цен и рост экономики, и воздерживаться от манипулирования валютными курсами с целью получения нечестных конкурентных преимуществ по отношению к другим членам, как это было в межвоенный период, когда страны проводили обесценение валюты по принципу «разоряй соседа». Обновленный Устав предписывал МВФ следить за тем, чтобы валютная политика стран соответствовала новым принципам, хотя механизм такого надзора не был создан. В апреле 1978 г. это изменение было ратифицировано требуемым большинством стран — членов МВФ. Таким образом, был официально завершен переход от золотовалютного стандарта к валютному.

Основой новой международной валютной системы, получившей название «Ямайская валютная система» (так как она была создана соглашением стран — членов МВФ в г. Кингстоне на Ямайке), были объявлены специальные права заимствования (СДР), введенные МВФ еще в 1970 г. На их базе должны определяться валютные паритеты и курсы валют. Однако практически ведущую роль в Ямайской валютной системе играет доллар США, на который приходится большая часть международных расчетов, официальных валютных резервов и валютной корзины СДР. Правда, странам разрешено устанавливать паритеты своих валют в любых валютах, но не в золоте. При этом они могут самостоятельно выбирать режим формирования валютного курса, что представляет собой международное признание режима плавающих курсов, который был введен многими странами еще в начале 70-х гг.