Смекни!
smekni.com

Валютная система (стр. 4 из 11)

Были отменены официальная цена золота и золотые паритеты. По Ямайскому соглашению золото не должно служить мерой стоимости и точкой отсчета валютных курсов. Была официально признана валютная система, при которой ни одна из национальных денежных единиц, включая доллар, не обменивается на золото. Роль мировых денег выполняют валюты, т.е. национальные и коллективные денежные единицы. Золото перестало выполнять функцию всеобщего средства платежа как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Тем не менее оно все же остается особым ликвидным активом, который в определенных случаях может быть продан за валюту, а она может быть использована для расчетов. Теперь страны сами могут выбирать любой режим валютного курса, а МВФ призван усилить межгосударственное валютное регулирование.

Как показала практика последних лет, денежно-кредитная политика стран оказалась не столь независима при плавающих курсах валют, как на это рассчитывали авторы Ямайского соглашения.

С 1976 г. в США начала проводиться масштабная экспансионистская политика. Это привело к обесценению доллара, что означало удорожание немецкой марки и японской иены и оказывало дефляционное давление на экономику Германии и Японии, переключая совокупный спрос с экспорта этих стран на экспорт США. Для противодействия этому Бундесбанк и Банк Японии проводили значительные интервенции на валютном рынке, скупая доллары и выпуская в обращение собственные денежные знаки. Это указывает на то, что правительства не могут проявлять безразличие к поведению валютных курсов. Они неизбежно жертвуют частью своей автономии, стремясь предотвратить неблагоприятные для национальной экономики изменения валютного курса. Однако к таким действиям правительства значительно реже прибегают при плавающем курсе, чем' при фиксированном. К тому же негативные последствия интервенционистской политики при плавающем курсе, как правило, менее обременительны для национальной, экономики.

Тем не менее важнейшая черта Ямайской валютной системы — нестабильность международных расчетов в связи с постоянными колебаниями валютных курсов отдельных стран, что заставляет всех участников международных экономических связей прибегать к страхованию валютных рисков, нести значительные расходы. Страны также вынуждены нести затраты на поддержание курсов своих валют путем валютной интервенции. Международный валютный фонд, который получил полномочия по надзору за валютной политикой стран-членов, предпринимает усилия к стабилизации валютных курсов и сбалансированности платежных балансов, для чего расширены масштабы взаимных кредитов стран — членов МВФ. Тем не менее, нестабильность валютных курсов остается серьезной проблемой всей системы международных экономических отношений. Попытка ее решения в рамках координации валютной политики ведущих промышленно развитых стран, и, прежде всего «большой семерки», хотя и дает определенные текущие результаты, но не решает ее кардинально, что ставит вопрос о дальнейшем реформировании современной международной валютной системы.

Решения, принятые в Кингстоне, были направлены прежде всего на демонетизацию золота, т.е. вытеснение золота из международных расчетов, лишение его денежных функций. В этих целях была подтверждена отмена официальной цены на золото. Теперь цена на золото, как и на любой другой товар, должна складываться на рынке. На '/З. сокращался золотой запас МВФ, и впредь страны — члены МВФ не должны были вносить часть своей квоты в МВФ в золоте. Имелось в виду, что страны также откажутся от золота как валютного резерва и не будут выражать в золоте курс своих валют. Как уже говорилось выше, в главный резервный актив международной валютной системы намечалось превратить искусственную валюту - специальные права заимствования (СДР), выпускаемую МВФ. Но на самом деле за политикой демонетизации золота скрывались интересы США, которые считали, что им таким путем удастся сохранить за долларом роль основной международной валюты.

Отказ от твердых валютных паритетов и признание системы плавающих курсов валюты означали, что в этой области верх взяли рыночные методы валютного регулирования. «Отцы» валютной реформы понимали, что при отсутствии единства в экономической политике амплитуда колебаний курсов валют примет масштабы, которые могут иметь тяжелые последствия для мировой торговли, поэтому им ничего не оставалось, как призывать страны — члены МВФ к увязке внутренней и внешней экономической политики.

Повышение роли рыночных форм регулирования усилило нестабильность и неустойчивость в международных расчетах. Демонетизация золота, продажа части золота из запасов МВФ преследовали цель снизить цены на золото. Но этого сразу не произошло. Мировая цена на золото в январе 1980 г. достигла 850 долл. за унцию. В дальнейшем под влиянием кризиса 1980-1982 гг., уменьшения промышленного потребления золота и его закупок тезавраторами (накопителями золота в виде сокровищ) в странах Ближнего и Среднего Востока, а также высоких процентных ставок и роста курса доллара цена на золото, выраженная в долларах, снизилась. Тем не менее, современный уровень цены на золото почти в 9 раз превышает старую официальную цену на него. Несмотря на призывы МВФ, многие страны продолжают сохранять золото как валютный резерв. Если на конец 1985 г. в резервах валютных органов семи основных промышленно развитых стран находилось 569,8 млн. унций золота, то в июле 1999 г. золотые резервы этих стран составили 598,5 млн. унций. Общие золотые запасы всех стран мира на указанную дату составили 947 млн. унций.

Особую роль в усилении валютной неустойчивости играли и продолжают играть транснациональные корпорации, которые, используя изменения валютных курсов, ставок процента, перебрасывают огромные суммы свободных средств из одной страны в другую. Деятельность ТНК на валютных рынках стала одной из причин усиления нестабильности последних. В условиях отсутствия должного международного регулирования валютно-финансовой сферы доходы ТНК от чисто валютных операций достигают огромных размеров.

Западные экономисты видели во введении системы плавающих курсов чуть ли не панацею от всех бед. Считалось, что плавающие курсы помогут покончить с инфляцией, но она сохраняется. В известной мере система плавающих курсов даже подстегивает ее, подтягивая страны с низким уровнем инфляции к более высокому уровню. Не оправдываются надежды и на выравнивание платежных балансов. Большая разница в процентных ставках приводит к значительному движению краткосрочных капиталов («горячих денег») между странами, чему плавающие курсы также не смогли противостоять.

Вместе с тем плавающие курсы вызвали серьезные трудности в деятельности банковских учреждений, государственных финансовых органов, поскольку в условиях неустойчивости валютных курсов многие клиенты предпочитают покупки валюты на срок. В случае, когда та или иная валюта проявляет признаки слабости, сделки на срок заключаются в огромных масштабах.

Неустойчивость курсов валют, характерная для современной валютной системы, отрицательно сказывается на развитии международной торговли, всей системе международных расчетов, что порождает стремление к их большей стабильности. Именно под этим углом зрения следует рассматривать создание в 1979 г. Европейской валютной системы (ЕВС), а затем и введение европейской валюты — евро.

На регулярно проводимых совещаниях глав государств и правительств семи ведущих держав много говорится о необходимости выравнивания курсов валют, проведения согласованных действий с целью устранения «валютных вихрей». Однако при этом каждая страна защищает свои интересы.

Роль золота в мировой валютной системе

Как уже отмечалось, мировая валютная система, сложившаяся после Второй мировой войны, до известной степени отвечала потребностям и условиям развития экономики Запада. Золотой стандарт соответствовал лишь определенной стадии развития капитализма, а переход к бумажноденежному обращению и кредитным деньгам представлял собой эволюцию денежной системы капитализма, ее приспо собление к изменяющимся условиям мирового развития. Эта проблема широко обсуждалась в отечественной экономической литературе.

Дискуссию по вопросу о потере золотом роли всеобщего эквивалента открыл С.М. Борисов своей книгой «Золото в экономике современного капитализма» (1-е изд. — 1960 г.; 2-е изд. — 1984 г.). По его мнению, в эпоху неразменных бумажных денег и огосударствления металлических запасов монетарная роль золота не только ограничивалась сферой международных расчетов, но и занимала в этой сфере уже в 60-е гг. скромное место. Точку зрения о постепенной утрате золотом денежных функций под влиянием объективных факторов экономического развития и в результате государственного регулирования поддержали А.В. Аникин, О.С. Богданов, ГГ. Матюхин, Г.П. Солюс, Я.А. Певзнер, В.М. Усоскин, позднее В.Н. Шенаев, P.M. Энтов, А.Д. Хандруев и другие ученые. Таким образом, в процессе дискуссии выявилось, что большая группа отечественных экономистов признавали объективность процесса демонетизации золота, хотя и считали его незавершенным.