Смекни!
smekni.com

Китайская Народная Республика - Латинская Америка в современной мировой политике (стр. 1 из 4)

Дипломатическая академия МИД РФ

Кафедра международных отношений

Реферат на тему:

Китайская Народная Республика - Латинская Америка в современной мировой политике

Выполнил:

Студент 2 курса магистратуры

По направлению МО

Петрова А.С.

Москва, 2010


КНР -Латинская Америка

Cтраны Азии (за исключением Японии), Африки и Латинской Америки являлись частью «третьего мира», имеющего общие интересы, что должно было служить базой проведения ими совместной политики на международной арене.

Этапы развития и сотрудничества

В Латинской Америке первой страной установившей дипломатические отношения с китайским правительством династии Цинь, была Перу это произошло в 1874. После образования КНР в 1949 г. латиноамериканские страны еще более десяти лет продолжали рассматривать Тайвань в качестве единственного законного представителя Китая и поддерживать с ним дипломатические и экономические отношения. Пекину пришлось действовать с «чистого листа». Товарооборот КНР с латиноамериканскими странами в 1950 г. составлял всего 1,9 млн долл., увеличившись в 1960 г, до 39,1 млн долл.[1]

Из политической изоляции поднебесная вышла только в 1960 г. после того как Куба разорвала отношения с Тайванем и признания КНР. Это событие сказалось на росте экономического сотрудничества и на показателях объема торговли со странами Латинской Америки: он увеличился до 353,1 млн долл. в 1965 г., однако уже в 1970 г. вновь сократился — до 145,8 млн долл. Сказались и ухудшение отношений с Кубой, вставшей на сторону СССР в период обострения советско-китайских отношений, и проблемы в китайской экономике в результате «культурной революции»[2].

Но ситуация в корне начала меняться после 26-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН ,а именно-Гайана, Куба, Мексика, Перу, Тринидад и Тобаго, Чили и Эквадор проголосовали за прием Китая в члены ООН и исключение из нее Тайваня. Аргентина, Барбадос, Колумбия, Панама и Ямайка воздержались. К странам, признающим КНР единственным законным представителем Китая в ООН в том же году добавилась Перу, в 1972 г. — Аргентина, Мексика, Гайана и Ямайка, в 1974 г. — Бразилия, Венесуэла и Тринидад и Тобаго, в 1976 г. —Суринам, в 1977 г. — Барбадос.В 1980 г. так же поступили Колумбия и Эквадор.[3]

Этот поворот в сторону КНР был обусловлен несколькими причинами: одной из них было ,то что страны таким образом установили отношения с постоянным членом Совета Безопасности ООН и потеплением отношений с Соединенными Штатами со стороны Китая после 1972 г и последовавшем в этом же году визит Американского президента Ричарда Никсона . На встрече было отмечено, что это был первый визит американского лидера в КНР. Более того эффективно заработали некоторые внешнеполитические доктрины китайского руководства. В политических элитах и в общественном мнении латиноамериканского континента в тот период китайские постулаты встречали понимание. В этой связи необходимо отметить, что тезис об общих интересах Китая и латиноамериканских стран активно продолжает использоваться вплоть по настоящее время.

Уже в 70-е годы были заложены и основные принципы отношений КНР с государствами, расположенными к югу от Рио-Гранде. В этом случае на первое место следует поставить прагматический подход к - экономическому сотрудничеству, вне зависимости от политической и идеологической ориентации стран региона. Прагматизм китайского подхода проявился в том, что в Латинской Америке он реализовался на практике, и это, естественно, способствовало повышению здесь авторитета Пекина.

Курс на реформы был взят китайским правительством Дэн Сяопина в 1978 и кратко выражался в лозунге- «долой культур революцию» Китай стремился проводить экономические реформы ,осторожно шаг за шагом методом проб и ошибок. Политику «четырех модернизаций» Китай ввел в отношениях с латиноамериканскими государствами и принцип примата экономических интересов над политическими. КНР не отказывается от развития торгово-экономического сотрудничества со странами, которые продолжают поддерживать дипломатические отношения с Тайбэем.

Либерализация торговли в странах Латинской Америки(начало 90-х гг. XX в. ) является важной составляющей для развития торговли в регионе, а именно когда рынок Латинской Америки стал открытым, большая группа предприятий оказались в трудном положении, они не имели возможности конкурировать с США, Европой и Японией, которые достаточно интенсивно работали со странами региона. Китайский экспорт в Латинскую Америку в то время был незначительным.

.В 90-е годы появились новые элементы в системе отношений Китай — Латинская Америка. В Латинской Америке актуальность приобрела неолиберальная стратегия экономического развития. Китай совершил продвижение в сторону усиления рыночных отношений. И в 90-е годы партнеры внесли изменения в правовую базу экономического сотрудничества с этой целью между странами региона и КНР заключено 11 соглашений о взаимном поощрении и защите инвестиций и 5 соглашений об избежании двойного налогообложения. Более того, двустороннее сотрудничество было усилено установлением связей с региональными экономическими и политическими организациями. В 1990 г. был начат диалог с Группой Рио, в 1991 г. Китай стал наблюдателем при Межамериканском банке развития, а в 1993 г. подал заявление о приеме в эту организацию. В том же году КНР получила статус наблюдателя при ЭКЛА, а год спустя стала первой азиатской страной, обретшей такой статус при Латиноамериканской ассоциации интеграции. Затем были установлены официальные отношения с Меркосур и Андским сообществом наций и получен статус наблюдателя при Амазонском парламенте. В 2004 г. такой же статус предоставлен Китаю Латиноамериканским парламентом и ОАГ.[4]

В последние годы в отношениях Китая со странами Латинской Америки наблюдается быстрый прогресс. В политической сфере взаимные визиты высших руководителей носят регулярный характер. В области дипломатии Китай уже установил отношения с 21 из 33 государств Латинской Америки. ((((На экономическом уровне в 2004 г. двусторонний торговый оборот превысил 40 млрд долларов США, а в 2005 г. этот показатель превзошел 50 млрд. ))))

Китай и латиноамериканские страны являются развивающимися государствами. Поэтому стороны в полной мере осознают необходимость и практическую осуществимость сотрудничества в различных сферах. Развитие торгово-экономических отношений между Китаем и странами Латинской Америки не только не направлено против какой-либо третьей стороны, но и благоприятствует сотрудничеству в районах «Юг – Юг».За период осуществления реформ и открытости в Китае страны Латинской Америки и развитые государства непрерывно расширяют экспорт в КНР. Если государства Латинской Америки осуществляют политику реформ и открытости, то вполне естественно, что все страны мира, включая Китай, расширяют экспорт в этот регион.

Развитие отношений между Китаем и странами Латинской Америки благоприятствует продолжительной диверсификации внешнеэкономических отношений. Длительное время страны Латинской Америки постоянно стремятся к такой диверсификации. Одной из важных составляющих частей данной стратегии является расширение внешнеэкономических связей, уменьшение зависимости от американского рынка, поиск новых торговых партнеров во всех районах мира. Хотя ныне уровень двустороннего торгового объема Китая и стран Латинского Америки составляет не более 6 % их внешнеторгового оборота, но потенциал роста велик.

Для такого повышенного внимания к Латинской Америке у китайцев немало причин вот некоторые из них:

- Китай для ЛА"старший партнер" (практически по всем направлениям).

- Латиноамериканские страны это- источник сырья для растущей китайской экономики.(возможность покупать сырье по низким ценам).

- ЛА-это своеобразный рынок сбыта для КНР.(Латиноамериканцев устраивает цены и товары со знаком «Made in China»).

- В Латинской Америке становится все более популярным стремление выйти из-под "опеки США".(КНР с каждым годом становится более конкурентно способным партнером, наряду с традиционными такими как США и Япония.). В 1998 году объем торговли КНР со странами региона составлял около 6 млрд. долларов , причем две трети приходилось на импорт из Китая по демпинговым ценам товаров легкой промышленности, бытовой техники и продукции машиностроения. Китай импортировал из региона почти исключительно сырье и продукты питания. При этом Пекин сосредоточился главным образом на двух динамично развивавшихся странах - Бразилии и Аргентине. В 1999-м году появились новые тенденции во взаимоотношениях Китая с ЛА, связано это было с тем, что Япония, которая ранее занимала второе место после США по торговле и инвестициям на континенте, гораздо сильнее, чем Китай, пострадала от кризиса и свернула свои программы. В 1999 году участились визиты в Китай официальных лиц из латиноамериканских государств. В феврале 1999 года в Пекине состоялись переговоры вице-президента Китая Ху Цзиньтао с вице-президентом Бразилии Марко Марселем, в мае в Пекине побывал президент Колумбии Андрес Пастрана Аранго, в июле страну посетили министры иностранных дел Колумбии, Мексики и Чили, в ноябре президент КНР Цзян Цзэминь в рамках неформальной встречи лидеров стран АТЭС в Брунее встретился с президентом Чили Рикардо Лагосом. Сейчас связи КНР с Латинской Америкой развиваются по нарастающей. Если раньше приоритет отдавался Бразилии и Аргентине (на них приходилось до половины всей торговли с регионом), то сейчас с ними сравнялись Мексика, Перу, Чили и Венесуэла. Причем к каждой латиноамериканской стране у китайцев сформировался свой интерес. Мексика очень привлекательна для Китая как член НАФТА, поскольку инвестиции в нее позволяют торговать с США без импортных пошлин . Экономика этой страны практически полностью зависит от ситуации в США, поэтому Мексика нуждается в сотрудничестве с Китаем и Японией в качестве своего рода балансира. Это стало очевидным в конце 2000 года, когда совпали два неблагоприятных для мексиканского правительства фактора: замедление экономического роста в США и новый подъем повстанческого движения на юге. В Латинской Америке Пекин в свое время (летом 1997 года) удачно воспользовался падением цен на нефть, чтобы заключить исключительно выгодный контракт на право разработки нефтяных месторождений в Караколесе и Северном Интеркампо (Венесуэла) сроком на двадцать лет. Сделка на сумму 358 млн долларов по сей день остается крупнейшим инвестиционным проектом Китая в Латинской Америке. Еще раньше, в 1992 году, был заключен аналогичный контракт на разработку нефтяного месторождения Талара в Перу. Эти две страны, а также Чили, откуда в Китай экспортируются медь и лес, и отчасти Колумбия составляют группу латиноамериканских стран, которые наиболее зависимы от колебания мировых цен на сырье и, следовательно, заинтересованы в долгосрочном партнерстве с таким "оптовиком", как Китай. Экономические планы Китая в Латинской Америке имеют далеко идущие стратегические последствия. Появление определенного противовеса Соединенным Штатам стимулирует и без того существующие в регионе антиамериканские настроения. Причем антиамериканизм начинает приобретать конкретные очертания - латиноамериканские страны, в первую очередь Бразилия, Куба и Венесуэла, находятся сегодня в авангарде международного движения за "более справедливый мировой порядок". Китай всячески поддерживает эти настроения, пытаясь создать себе имидж главного защитника интересов стран третьего мира. Так, еще в 1999 году Пекин договорился с Кубой о ретрансляции на Латинскую Америку радиопередач из КНР на испанском и португальском языках.