Смекни!
smekni.com

Роль Международного Кооперативного Альянса в развитии международного кооперативного движения (стр. 5 из 11)

В 1917 г. руководители Альянса отрицательно восприняли победу Октябрьской революции и возникновение Советского государства. Ими была предпринята попытка лишить Центросоюз его законного членства в МКА. Советские кооператоры, получив поддержку от правительства развернули активную борьбу за восстановление своего членства в Альянсе. В январе 1920 г. Верховный совет Антанты принял решение о прекращении блокады. Первые торговые отношения западных стран с Советской Россией были установлены через Центросоюз.

В 1920 г. в Лондон выехала советская кооперативная делегация для установления торговых контактов. В чрезвычайно трудных условиях делегация добилась заключения торгового соглашения с Англией. В Англии было учреждено представительство Центросоюза. Это не могло не сказаться на решении вопроса о членстве Центросоюза в МКА. В этот же период советские кооператоры решительно потребовали возвращения Центросоюзу кооперативных средств, находившихся в банках западных стран (более 5 млн. руб. золотом), фактическими хозяевами которых оставались русские кооператоры-эмигранты.

В 1921 г. на Хконгрессев Базеле было принято решение о восстановлении членства Центросоюза в МКА. В Центральный комитет МКА от российской кооперации были избраны новые люди – Варвара Лоловцева и Леонид Красин. Вслед за решением восстановить членство, эмигрантское руководство Центросоюза было вынуждено передать кооперативные средства и материальные ценности их фактическим хозяевам. Таким образом, на мировую кооперативную арену вышла кооперация нового типа – социалистическая.

Кооперативную внешнюю торговлю развивал не только Московский союз (Центросоюз России). Экспортные и импортные операции позднее осуществляли также Центральное товарищество льноводов, Союз сибирских маслодельных артелей, Союз сибирских кооперативных союзов «Закупсбыт», центр кредитной кооперации – Московский народный банк, открывший свое Лондонское отделение.

Вернемся к деятельности МСПО. В это время Московский союз начинает принимать активное участие в работе органов МКА. На конгрессах Альянса МСПО представляли такие известные кооперативные деятели, как Иван Озеров, Дмитрий Коробов, Владимир Зельгейм и др. По своим убеждениям это были сторонники созидания новой жизни через кооперацию, ее политического нейтралитета и независимости от государства.

Что касается деятельности представителей советского Центросоюза в органах МКА, то в течение многих десятилетий, особенно в период холодной войны, она была непоследовательной и противоречивой. С одной стороны, подталкиваемые партийным аппаратом, они пытались проводить в международном кооперативном движении линию классовой борьбы. Рассматривали идеи кооперации в их «чистом» виде как проповедь «кооперативного рая» на земле, требовали от кооперативных движений западных стран того, чего не было в СССР (демократия для трудящихся, борьба с монополиями, снабжение пайщиков дешевыми товарами и т.п.). Иногда лидеры кооперации Запада объявлялись «агентами империалистов» в кооперативном движении. А эти лидеры ставили под сомнение подлинность кооперации в странах советского блока.

С другой стороны, представители Центросоюза в рамках Альянса проводили и положительную работу. В 1960-х годах они деятельно участвовали в пересмотре принципов международного кооперативного движения, добивались отказа от мнимого принципа политического нейтралитета кооперативов вплоть до его исключения из Устава МКА.

В 1922 г. МКА объединял около 25 млн., а в 1924 г. – около 40 млн. членов преимущественно потребительских кооперативов. Таким образом, членская база Альянса выросла с 1913 г. почти в 2 раза[4]. В 1921 г. в Базеле на конференции женщин-делегаток базельского конгресса был создан Женский комитет Альянса. Президентом Комитета была избрана член парламента Эмма Фрейндлих. Основной задачей комитета была подготовка создания Международной кооперативной женской гильдии.

Во время Великой Отечественной войны МКА принимает решение об отказе принять фашистскую кооперативную организацию «Рейхбунд» в Альянс. Тема борьбы с фашистской опасностью кооперативному движению и миру была главной на XIV конгрессеМКА, который проходил в 1934 г. а Лондоне.

«Холодная война» серьёзно отразилась на деятельности МКА. В ноябре 1949 г. Исполком МКА на своём заседании в Париже без представителей СССР и Чехословакии, нарушая Устав, внёс поправки в правила приёма новых членов. Как следствие этого некоторым странам было отказано в приёме в Альянс. Последние рецидивы «холодной войны» были преодолены в начале 70-х годов. Кооперативные организации стран, которым было ранее отказано в членстве в МКА, все-таки были приняты.

Вопросы развития международной кооперативной торговли были в центре внимания двух конгрессов МКА – XIX и XX. Было поддержано предложение о создании специального фонда МКА по оказанию помощи кооперативам развивающихся стран. К 1957 г. количество стран-членов МКА составляло 41 (125 млн. кооператоров). Увеличение произошло за счёт кооперативов развивающихся стран: Ганы, Нигерии, Камеруна, Цейлона, Малайзии и других.

На следующем очередном XXI конгрессеМКА (1960 г., Лозанна) отношение Альянса к кооперации развивающихся стран также было одним из главных предметов дискуссии. Однако Альянс принимал кооперативные организации развивающихся стран на правах «членов-корреспондентов», т.е. они могли принимать участие на заседаниях МКА только в качестве наблюдателей, были лишены всех полномочий и не могли оказывать какого-либо влияния на деятельность МКА.

В 1966 г. на XXIII конгрессев Вене произошло одно из важнейших событий в деятельности МКА, а именно: Альянс исключил из кооперативных принципов политический и религиозный нейтралитет, ликвидировав тем самым формальное препятствие для установления тесных связей с прогрессивными профсоюзными, женскими и молодёжными организациями.

В конце XX века МКА проявил инициативу в рассмотрении и решении весьма актуальных вопросов. Об этом свидетельствовали повестки дня конгрессов: XXVII в Москве (1980 г.) – кооперативы в 2000 г.; XXVIII в Гамбурге (1984 г.) – роль кооперативов в решении глобальных проблем современности; XXIX в Стокгольме (1988 г.) – основные ценности кооперации; XXX в Токио (1992 г.) – декларация об окружающей среде и устойчивом развитии ресурсов.

Таким образом, с 1948 по 1989 годы состоялось 14 конгрессов МКА. Два из них XXV в 1972 году и XXVI в 1980 году проходили в Варшаве и Москве. Это была демонстрация доверия и солидарности кооператоров, действовавших в странах с различными политическими и социально-экономическими системами.

За годы своего существования МКА несколько раз вносил изменения в свой Устав и кооперативные принципы. Рассмотрим совершенствование кооперативных принципов. Основополагающие кооперативные принципы, которые были провозглашены Международным кооперативным альянсом и которые оставались в силе до 1937 года были таковы:

1) свободное членство в кооперативе («открытые двери»);

2) демократический характер управления и контроля (один член – один голос);

3) распределение прибыли между членами пропорционально сумме купленных ими в кооперативе товаров;

4) ограниченный процент на денежные взносы и вклады членов кооператива;

5) политический и религиозный нейтралитет кооперативов;

6) продажа товаров только за наличный расчет (запрещение продажи в кредит);

7) обязательное осуществление кооперативом воспитательно-просветительной и образовательной работы среди своих членов.

Парижский конгресс МКА в 1937 году признал, что подлинность кооператива зависит от применения четырех принципов: открытое членство; демократическое управление; распределение прибыли между членами согласно их торговым операциям; ограниченный процент на паевой капитал. Остальные три – политический и религиозный нейтралитет, торговля за наличный расчет, развитие образования – отныне не являлись непременным условием вступления и Альянс. Произошло как бы деление кооперативных принципов на обязательные и необязательные.

Кооперативные принципы, подготовленные специальной международной комиссией и одобренные Венским конгрессом МКА в 1966 году, звучали так:

1. Членство в кооперативном обществе должно быть добровольным и доступным без искусственных ограничений или какой-либо дискриминации по социальным, политическим, расовым или религиозным соображениям для всех лиц, которые могут пользоваться услугами этого общества, и согласны нести ответственность, связанную с членством.

2. Кооперативные общества являются демократическими организациями. Их деятельностью должны управлять лица, избранные или назначенные членами этого общества и подотчетные им. Члены первичных кооперативов должны пользоваться равным правом голоса (один член – один голос) и участия в принятии решений, касающихся деятельности их общества. В кооперативных организациях, не являющихся первичными кооперативными обществами, руководство осуществляется на демократической основе в приемлемой форме.

3. Процент на паевой капитал, если таковой существует, должен быть строго ограничен.

4. Экономические результаты, которые образуются к ходе деятельности общества, принадлежат членам общества и должны распределяться таким образом, чтобы исключить возможность наживы одного члена за счет другого. Это может быть осуществлено на основании решений членов в следующем порядке путем: