Смекни!
smekni.com

Мировая экономика и развитие мирового хозяйства (стр. 22 из 24)

- закупочные и дистрибьюторские.

3. Компании финансового профиля:

- оффшорные банки;

- финансовые посреднические компании (частичные банки);

- страховые компании.

В последнее время в мировой оффшорной практике получили распространение инвестиционные структуры типа оффшорных взаимных фондов, инвестиционных компаний и международных трастов.

Оффшорные фирмы создаются и действуют в специальных оффшорных зонах, или оффшорных финансовых центрах (ОФЦ), для которых характерны следующие черты (особенности):

- максимальное упрощение процедуры регистрации (минимальный размер уставного капитала обычно не устанавливается; личности владельцев фирм не подлежат разглашению: раскрытие их имен возможно лишь по факту совершения уголовного преступления);

- налог на прибыль отсутствует или не превышает 1—2 %. Иногда он заменяется ежегодным сбором, который в разных странах находится в пределах 150—1000 долл. и не зависит от размеров дохода. Налоги на вывоз доходов (дивидендов, банковского процента, платежей роялти) отсутствуют;

- отсутствуют таможенные пошлины и сборы для иностранных инвесторов;

- отсутствуют валютные ограничения;

- существует банковская и коммерческая секретность на высоком уровне;

- действуют принципы общей лояльности по отношению к бизнесу со стороны государственного регулирования.

Характерно при этом, что в «налоговых гаванях» налоговые и другие льготы предоставляются всем иностранным (а нередко и всем отечественным) компаниям, а в оффшорных центрах (зонах) — тем иностранным компаниям, которые осуществляют операции с нерезидентами (т.е. «чистым» оффшорным компаниям). Однако на практике во многих случаях различия междуналоговыми гаванями и оффшорными центрами фактически становятся весьма относительными и нередко, по существу, исчезают.

Географически ОФЦ может представлять целое государство (как правило, небольшое по территории) или часть государства. Примером первого рода могут служить Люксембург, Лихтенштейн в Европе, Белиз, Панама в Центральной Америке, Бахрейн, Ливан на Ближнем Востоке, Сингапур в Азии, некоторые океанические островные государства. Ко второму типу можно отнести Дублин. В некоторых случаях термин «оффшорные центры» используется в более широком смысле — для характеристики мировых финансовых центров.

В целом в мире к началу XXI в. насчитывалось около 60 оффшорных центров (зон), а общее количество оффшорных компаний составляло более 1,5 млн. В ОФЦ сосредоточена значительная часть мировых финансовых активов, по некоторым оценкам — до 6 трлн. долл. Здесь открыты либо филиалы, либо дочерние структуры крупнейших банков мира. Присутствует в оффшорных зонах и страховой бизнес. Так, например, на Бермудских островах зарегистрировано около 1,5 тыс. страховыхкомпаний.

По имеющимся оценкам, через ОФЦ проходит около половины мировой денежной массы, инвестируется до 20 % капиталов частных лиц и примерно столько же (до 20 %) внешних активов банков.

При поддержке глав центральных банков и министерств финансов стран «большой семерки» был создан Форум финансовой стабильности (FinancialStabilityForum), основной задачей которого является определение системных рисков при развитии глобальной экономики и создание международных правил и стандартов для финансовых институтов, опубликовал рейтинг надежности (прозрачности) оффшорных зон. В первую группу этого рейтинга (с большей прозрачностью) вошли: Гонконг, Сингапур, Люксембург, Швейцария, Дублин, острова Гернси, Мэн и Джерси. Вторую группу составили: Андорра, Бахрейн, Барбадос, Бермуды, Гибралтар, Лабуа (Малайзия), Макао, Мальта, Монако. В третью группу включили: Ангилья, Антигуа и Барбуда, Аруба, Белиз, Британские Виргинские острова, Каймано-вы острова, острова Кука, Коста-Рика, Кипр, Ливан, Лихтенштейн, Маршалловы острова, Маврикий, Науру, Антильские острова (Нидерланды), остров Ниуэ, Панама, остров Сент-Китс и Нвейс, Сент-Люсия, Сент-Винсент и Гренадины, Самоа, Сей-шелы, Багамы, Терке и Кайкос, Вануату.

На практике привлекательность оффшорных центров объясняется, прежде всего, льготным налоговым режимом для нерезидентов. Именно поэтому ОФЦ в ряде случаев рассматриваются как налоговые убежища (налоговые гавани).

Следует отметить, что многие ОФЦ хотят иметь безукоризненную репутацию, так как желают развивать свой оффшорный бизнес в течение длительного времени и понимают необходимость сотрудничества с мировыми деловыми кругами.

В настоящее время оценка деятельности оффшорных зон (центров), их места и роли в мировой экономике в целом неоднозначна (что, конечно же, отражает сам объективный факт противоречивости и неоднозначности их реального положения). С одной стороны, в их создании и функционировании проявляются общемировые тенденции либерализации внешнеэкономической деятельности в условиях глобализации экономики. С другой стороны, именно здесь осуществляется значительная часть операций по отмыванию «грязных» денег, поводятся банковские аферы и т.д.

Проблемы создания и функционирования оффшорных зон (центров), безусловно, актуальны и для современной России. Это выразилось в деятельности таких зон, как Калмыкия, Ингушетия, где проявлялись элементы оффшорного бизнеса, а также в таких специфических структурах, как закрытые административно-территориальные образования (ЗАТО), созданные на базе ранее «закрытых» городов, в которых базировались предприятия оборонно-промышленного комплекса.

Достаточно динамичное развитие оффшорного бизнеса в мировой экономике, особенно в развивающихся странах, потребовало принятия в целом ряде развитых стран с рыночной экономикой (США, Великобритания, Швеция, Германия) специальных регулирующих оффшорный бизнес законов и других нормативно-правовых актов. В определенном смысле этапным событием явилось принятие регламентирующих этот вид бизнеса документов на Лондонской международной конференции предпринимателей «Offshore—2000».

Вопрос о деятельности налоговых гаваней был поставлен и в докладе ООН. В этом докладе необходимым для всех ОФЦ считается:

· унифицирование и принятие минимальных регулирующих стандартов;

· оказание помощи в реализации реформ тем, кто не в состоянии самостоятельно их осуществить;

· введение налога на компании и частных лиц, прибегающих к услугам тех ОФЦ, которые не соблюдают указанные выше стандарты;

· осуществление надзора за оффшорной финансовой деятельностью всех налоговых гаваней и ОФЦ, который возлагается на Банк международных расчетов;

· снятие банковской тайны со всех международных финансовых сделок, если ОФЦ не соблюдают это требование, то к ним будут применяться санкции;

· предоставление всеми оффшорными компаниями заверенной аудиторами отчетности и информации об их последнем собственнике (бенефициаре);

· назначение оффшорной группой банковских контролеров генерального директора, имеющего опыт работы в мировом масштабе.

В ноябре 2000 г. ЕС было принято беспрецедентное решение о борьбе с преступно нажитыми капиталами любыми способами вплоть до открытия банковской тайны. К ОФЦ при этом было предъявлено требование привести, их законодательство в соответствие с новыми положениями ЕС. Все эти требования связаны, в конечном счете, с тем, что оффшорные центры (зоны), созданные когда-то для легального ухода от налогов, превратились в определенной мере в «прачечные для отмывания грязных денег». Значительную роль в наведении порядка в сфере оффшорного бизнеса играет Международная группа по борьбе с отмыванием «грязных» денег (FinancialActionTaskForceonMoneyLaundering— FATF). Это независимая организация была создана в июле 1989 г. на очередном саммите стран «большой семерки». Помимо стран- участниц в ее состав входят и международные организации — например, Европейская комиссия и Совет по сотрудничеству арабских государств Персидского залива.

В 1990 г. FATF разработала 40 рекомендаций в рамках реализации своей основной задачи. Затем в 1996 г. эти рекомендации были пересмотрены с целью отражения изменений в решении проблемы отмывания «грязных» денег. FATF осуществляет постоянный контроль за соблюдением указанных рекомендаций входящими в нее странами, сотрудничает с международными финансовыми организациями, в частности с МВФ и Всемирным банком.

В 2000 г. FATF опубликовала доклад о странах и территориях, не сотрудничающих с ней в области борьбы с отмыванием «грязных» денег (non-cooperativecountriesandterritories — NCCT). В нем были приведены основные критерии, по которым определяются NCCT. К их числу относятся, прежде всего «лазейки» в финансовом регулировании: отсутствие или неадекватное регулирование и надзор за финансовыми институтами, несовершенные правила лицензирования и образования финансовых институтов (отсутствие эффективных законов и соглашений между органами надзора и финансовыми институтами). В докладе к числу таких критериев относятся также и юридические препоны и препятствия международному сотрудничеству (в частности, законы, запрещающие международный обмен информацией между организациями по борьбе с отмыванием «грязных» денег из разных стран) и недостаток средств, которые выделяются на выявление и запрет деятельности по отмыванию денег. В августе 2002 г. к странам и территориям, не сотрудничающим с FATF (NCCT), относились острова Кука, Доминика, Египет, Гренада, Гватемала, Индонезия, Маршалловы острова, Мьянма, Науру, Нигерия, Филиппины, Россия, Ниуэ, Сент-Винсент и Гренадины, Украина. В 2002 г. из этого списка были исключены Россия, Венгрия, Израиль, Ливан, Сент-Китс и Невис, в 2003 г. — Украина. Четыре региональные группы (по странам Америки, АТР, Европы, Африки и Ближнему Востоку) регулярно проводят встречи, на которых обсуждается положение со странами и территориями, не сотрудничающими с FATF. Активное сотрудничество России с FATF привело к тому, что в 2003 г. наша страна стала полноправным членом этой международной организации.

В октябре 2001 г. в связи с террористическими актами в США FATF была проведена чрезвычайная сессия, на которой были выработаны специальные рекомендации и план этой организации по борьбе с финансированием террористической деятельности. В числе этих рекомендаций были: