Смекни!
smekni.com

Идеологические и политические установки палестинского движения "Исламский джихад" (стр. 1 из 4)

Реферат на тему:

«Идеологические и политические установки палестинского движения "Исламский джихад"»


Религиозный фактор изначально присутствовал в арабо-израильском конфликте. Тем не менее, Палестинское движение сопротивления (ПДС), представленное ФАТХ и другими организациями, вошедшими в ООП, возникло и развивалось в основном как светское движение. В его идеологии и символике религиозные элементы вплоть до начала 80-х годов осуществлялись весьма слабо. Объясняется это многими обстоятельствами, которые требуют отдельного рассмотрения. Отметим лишь то, что религиозные движения и организации (как христианские, так и исламские) среди палестинского населения после создания Государства Израиль оказались по разным причинам вне общего потока палестинского движения сопротивления.

Ситуация начинает меняться в начале 80-х годов, когда на оккупированных территориях Западного берега р. Иордан и сектора Газа возникают исламские движения, провозгласившие «священную войну» (джихад) в качестве единственной формы борьбы с Израилем. Наиболее известными среди них являются движение «Исламский джихад» (Харакат аль-джихад аль-ислами) и Движение исламского сопротивления – ХАМАС (аббревиатура из первых букв арабского названия организации – Харакат аль-мукавама аль-исламийа), каждое из которых претендует на то, что именно оно было вдохновителем и организатором первой интифады (1987–1991 гг.) на оккупированных территориях. Кроме того, они оказались наиболее активными противниками участия ООП в Мадридском мирном процессе и всех палестино-израильских соглашений. В настоящее время эти организации играют важную роль в политической жизни на территориях, находящихся под юрисдикцией Палестинской национальной администрации (ПНА).

Появление этих движений (а также ливанских шиитских организаций «Хизбалла» и «Амаль») наряду с активизацией радикальных еврейских религиозных движений в Израиле и все большим вмешательством в арабо-израильский конфликт определенных религиозных кругов (вернее, политических кругов, проникнутых определенными религиозными идеями) на Западе внесла качественно новую окраску в данный конфликт, стремясь перевести его в религиозное русло со всеми вытекающими из данного обстоятельства последствиями. В предлагаемой статье мы ограничимся характеристикой различных аспектов движения «Исламский джихад», опираясь на некоторые документы этой организации, а также на весьма скудную информацию о ней, содержащуюся в ряде публикаций на арабском языке и в высказываниях представителей движения.

В публикациях самого движения «Исламский джихад» его возникновение относят к началу 80-х годов. При этом обычно выделяется три этапа:

1. Формирование идеологии и выработки организационных принципов (1980–1983).

2. Вооруженная борьба против оккупантов (1984 – октябрь 1987).

3. Первая интифада (1987–1990) [1].

Название «Исламский джихад» стало регулярно употребляться в публикациях движения после одной из первых боевых операций против израильтян. До этого оно выступало под различными названиями: «Исламское сопротивление на оккупированной Родине» (Аль-Мука-вама аль-исламийа фи аль-ватан аль-мухталль), «Исламское движение на оккупированной Родине» (Аль-Харака аль-исламийа фи аль-ватан аль-мухталль) и др. С 1982 г. в Лондоне под крышей так называемого «Исламского центра исследований и публикаций» стал выходить журнал «Исламский авангард» (Ат-Талиа аль-исламийа), на страницах которого излагались идеи нового движения. Поэтому и само движение какое-то время было известно под этим названием. Позже уже на оккупированных территориях, прежде всего в секторе Газа «Исламский джихад» организовал выпуск газет «Аль-Муджахид» и «Аль-ислам ва филастын», журнала «Аль-Умма», а также множества брошюр, в которых разъяснялись позиция и цели движения.

«Исламский джихад» сразу же дистанцировался от других палестинских движений и организаций, в том числе и от местных «Братьев-мусульман», с которыми у него с самого начала сложились отношения соперничества. Первый генеральный секретарь «Исламского джихада» Фатхи Ибрахим Абд аль-Азиз Аш-Шакаки подчеркивал, что его организация не является продолжением или ответвлением какого-либо другого движения. Это не собрание десяти или двадцати представителей среднего класса, создавших элитарную партию, это и не Народный фронт, отпочковавшийся от Движения арабских националистов (ДАН), и не организация ФАТХ, вышедшая из недр Ассоциации «Братья-мусульмане» (АБМ) и вобравшая в себя остатки националистических партий. Члены нашего движения не состояли в АБМ, однако опыт современных исламских движений был одним из важнейших факторов его создания [2].

На самом деле ряды членов этого движения формировались сложными путями. В руководство «Исламского джихада» при его возникновении вошли палестинцы, учившиеся одновременно с Фатхи Аш-Шакаки в Египте во второй половине 70-х годов: Рамадан Абдаллах Шаллах, Ахмад Садык, Ибрахим Муаммар, Нафиз Аззам, Рамадан Абдаллах аш-Шами, Мухаммад аль-Хинди, Джамиль Альян, Тайсир аль-Гута и Ахмад Шакир. Позже к ним присоединились шейх Абд аль-Азиз Ода и шейх Мисбах ас-Сувари. Многие из них в той или иной степени были связаны с АБМ.

Обращает на себя внимание то обстоятельство, что подавляющее большинство перечисленных деятелей – люди, имеющие светское образование, причем, как правило, довольно высокого уровня. Так, сам аш-Шакаки окончил математический факультет университета в Бир-Зейте и даже работал некоторое время учителем математики в одной из школ Иерусалима, затем окончил медицинский факультет университета в Заказике (Египет) и работал врачом сначала в Иерусалиме, а затем в Газе. Рамадан Абдаллах Шаллах, ставший генеральным секретарем «Исламского джихада» после убийства Фатхи аш-Шакаки в 1995 г., окончил экономический факультет университета в г. Заказике. После возвращения в сектор Газа работал преподавателем на экономическом факультете местного Исламского университета. В 1986 г. уехал в Лондон, где получил степень доктора экономики в 1990 г. В течение нескольких лет руководил Центром исламских и международных исследований в США (штат Флорида), преподавал в местном университете и был главным редактором журнала «Политические чтения», выходившего на арабском языке.

Среди рядовых членов «Исламского джихада», как уверяют его лидеры, немало крестьян, рабочих и представителей других слоев населения. Возможно, это и так. Однако несомненным является тот факт, что большинство участников этого движения – потомки палестинцев, изгнанных израильтянами со своих родных мест в 1948 и 1967 годах и осевших в лагерях беженцев на Западном берегу р. Иордан и в секторе Газа.

Костяк первых боевых ячеек движения «Исламский джихад» сформировался из участников различных палестинских организаций, прошедших через израильские тюрьмы. В частности, в нем оказались бойцы так называемых «Народных сил освобождения», разгромленных израильскими силами безопасности в конце 60-х годов, представители ФАТХ и левых организаций, а также какое-то число бывших членов Ассоциации «Братья-мусульмане».

Выйдя на свободу в результате сделки по обмену пленными в 1985 г. между израильскими властями и «Народным фронтом освобождения Палестины (Общее руководство)», в результате которой израильтяне выпустили на свободу 1200 палестинцев, члены «Исламского джихада» включились в борьбу против израильтян.

«Исламский джихад» широко использовал мечети для осуществления пропагандистской работы. Хатыбы призывали молящихся к выступлениям против оккупантов. Пятничные проповеди, а также проповеди во время двух исламских праздников, на которые собирались тысячи верующих, выливались в политические демонстрации, сопровождавшиеся столкновениями с израильскими воинскими подразделениями.

Первой операцией боевиков «Исламского джихада» было убийство учащегося иудейской школы в Халиле в августе 1983 г. Сразу после этого израильские власти поместили под домашний арест лидеров движения Фатхи аш-Шакаки, Мухаммада Джувда, Рамадана Шаллаха и Абд аль-Азиза Оду. Позже аш-Шакаки был арестован и заключен в тюрьму. Одновременно с ним в тюрьмах оказались и 25 членов организации. 18 мая 1987 г. из израильской тюрьмы бежали 6 членов «Исламского джихада», в том числе шейх Мисбах ас-Сувари. Эта группа совершила ряд вооруженных нападений на израильские объекты в секторе Газа. С «Исламским джихадом» связывают несколько громких операций, в частности в Иерусалиме до начала интифады. Не случайно газета «Файнэншл таймс» (9.11.1987) отмечала, что это движение – новая угроза Израилю. Вне всяких сомнений, деятельность «Исламского джихада», в том числе его боевые операции, была одним из факторов обострения ситуации в секторе Газа и на Западном берегу р. Иордан, что, в конечном счете, вылилось в широкое восстание, получившее название интифада, на первых этапах развития которой движение играло заметную роль.

Однако уже с 1989 г. «Исламский джихад» становится менее заметным на общем фоне активности других палестинских организаций, особенно ХАМАС. Это объясняется как недостатками в его организационной структуре, так и ударами, которые были нанесены по нему израильскими органами безопасности (физическое уничтожение членов движения, аресты, а также высылка из страны многих его лидеров и активистов). Так, 17 ноября 1987 г. был выслан шейх Абд аль-Азиз Ода, в апреле 1988 г. Фатхи аш-Шакаки. За пределами Палестины (в основном в Сирии) находились Рамадан Абдаллах Шаллах, Ахмад Садык и некоторые другие видные члены движения. В феврале 1988 г. на Кипре была взорвана автомашина, в которой находились три руководителя военного крыла ФАТХ «Полки исламского джихада» (Сарайа аль-джихад аль-ислами), сотрудничавшего с «Исламским джихадом»: Мухамамад Басим ат-Тамими (Хамди), Марван Ибрахим аль-Кайали и Мухаммад Бахис. В 1989 г. в перестрелке в секторе Газа был убит шейх Мисбах ас-Сувари. Позже погибли и все члены его боевой группы.