Смекни!
smekni.com

Развитие сельского хозяйства Исламской Республики Иран (стр. 2 из 4)

Реализация доктрины продуктовой безопасности придает ОСД новое значение. Важность ОСД возрастает по двум причинам:

во-первых, возникла необходимость новой, еще большей мобилизации масс, основанной на идеологии исламской революции;

во-вторых, к 1983 г. хозяйства не принесла ожидаемых результатов. Как и в период реструктуризация Министерства сельского Мухаммада Реза Пехлеви, оно представляло из себя бюрократический аппарат, интересы которого были весьма далеки от нужд сельского населения. В этой ситуации наиболее легким решением оказалось создание нового министерства.

В результате в 1983 г. функции ОСД были значительно расширены, а она сама получила статус министерства. С этого момента МСД исполняло обязанности, которые ранее вменялись нескольким министерствам, таким как Министерство сельского хозяйства, Министерство транспорта и Министерство культуры. В его задачи входило развитие сельской инфраструктуры (строительство дорог, ирригационных систем, возведение объектов социального назначения – школ, мечетей, госпиталей), помощь крестьянам в развитии земледелия, животноводства, создание технической и материальной базы для удовлетворения нужд крестьян. Под контролем МСД оказались потоки финансовой помощи, т. к. оно участвовало в распределении среди крестьян финансовых кредитов и трансфертов. Так, еще ОСД к июню 1982 г. смогла собрать и направить на благотворительные нужды около 1622 млн. риалов14.

Основная культурная деятельность министерства была направлена на ликвидацию неграмотности на селе, идеологическую работу с сельским населением. Активно проходила работа по подготовке инженеров для фронта. Ряд усилий был направлен на стимулирование выпуска необходимой для фронта продукции. Осуществлялась помощь Бюджетно-плановой организации в сборе сельхозстатистических данных и разработке программ дальнейшего развития иранской деревни.

В период с 1983 по 1986 гг. наметилась тенденция к бюрократизации аппарата. Этому способствовало изменение самого статуса организации и расширение его функции. Министерство как организационная форма подразумевало более централизованную структуру, чем та, что имелась в ОСД. Хотя определенные попытки сохранить принцип свободы и совещательности были. В частности, меджлис Ирана при поддержке Совета стражей исламской революции отверг инициативу, по которой возглавлять МСД должен был совет, а не министр15. Официальным аргументом для такого решения послужило то, что в соответствии с иранской конституцией министерство должно возглавляться министром. Совет стражей также настаивал на том, что система советов, принятая еще в ОСД, не совсем соответствует исламскому понятию «шура». По своему смыслу они были ближе революционным анджоманам. На самом деле, возможно, парламент и правительство Ирана считали, что им будет легче призвать к ответственности и потребовать отчета от одного человека, чем от членов совета. После получения статуса министерства МСД потеряло свой прежний межведомственный статус и стало подчиняться непосредственно иранскому правительству.

В то же время МСД была оставлена внутренняя свобода, т.к. ее значимость для адекватного выполнения поставленных задач была велика. Инструкции для своих структурных отделений министерство разрабатывало само. Важен и тот факт, что на пост министра МСД был назначен Намдар Зангане (род. 1952)16. По своему образованию гражданский инженер, активный участник событий Исламской революции 1979 г., он принимал активное участие в создании и деятельности ОСД и хорошо знал эту организацию. Последнее предопределило его назначение на пост министра 24 февраля 1983 г. (он занимал этот пост вплоть до 21 июля 1989 г.).

Третий этап развития (1986–1988). Последние два года вооруженного конфликта с Ираком оказались для Ирана и его руководства наиболее тяжелыми. Война приняла бескомпромиссный, тотальный характер, когда обе стороны беспощадно уничтожали друг друга. Кроме того, к 1988 г. возникла потенциальная угроза вовлечения в конфликт США и Саудовской Аравии. Экономика страны была напряжена до предела, и еще большую важность (по сравнению с предыдущими годами) приобрел вопрос продуктовой независимости. В этой связи в 1986 г. был разработан десятилетний план продуктовой безопасности на 1987–1997 гг. Однако его выполнение оказалось под угрозой. Все ресурсы Ирана были направлены на достижение скорейшей победы.

В этих условиях в МСД происходят новые изменения. Его функции еще больше расширяются. Они охватывают не только развитие сельской инфраструктуры, но и развитие всей инфраструктуры внутри страны и вне ее. В управлении МСД находятся отдельные отрасли сельского хозяйства (животноводство, пчеловодство, рыбная отрасль). В области земледелия министерству была поставлена задача повысить урожайность стратегических культур (особенно пшеницы и ячменя), а также возродить земли, в том числе пострадавшие в ходе боевых действий.

Все эти хозяйственные задачи вытекали из нужд войны. В 1986–1988 гг. непосредственно военные функции были также поручены МСД. Оно занималось борьбой со шпионажем в сельских районах, обеспечивало нужды фронта в необходимой продукции. Так как министерство контролировало ряд финансовых потоков, направляемых в аграрный сектор, оно стало заниматься обеспечением нужд армии и в деньгах.

Принимая во внимание тот факт, что в начале ирано-иракской войны главной задачей ОСД были работы по развитию сельской инфраструктуры, руководство страны целиком возложило на плечи МСД создание военных инженерных подразделений. К 1986 г. возможности министерства были настолько велики, что в течение пяти дней оно смогло развернуть и отправить на фронт до 80 инженерных батальонов и обеспечить нужды 100 дивизий в инженерном обеспечении. Стандартной функцией МСД было также строительство полевых мечетей, госпиталей, центров по ремонту боевой техники. Не был забыт и тот факт, что предшественница МСД – ОСД некогда создавалась, в том числе, и для идеологической работы с массами. В ее задачи входила подготовка боевых отрядов смертников, вербовка добровольцев и обучение офицерских кадров (вплоть до морских офицеров).

К 1988 г. МСД превращается в аппарат, целиком и полностью сосредоточенный на обеспечении военных нужд. Оно стало государством в государстве. О том, какая власть оказалась сконцентрирована в руках одного министерства, говорит тот факт, что в меджлисе перед окончанием войны всерьез обсуждались вопросы о поглощении этим министерством Министерства сельского хозяйства и разрешении МСД не отчитываться в своих финансах перед меджлисом. Однако, в том числе благодаря окончанию боевых действий против Ирака, такие решения приняты не были.

С завершением в 1988 г. ирано-иракской войны и со смертью в 1989 г. духовного лидера Ирана имама Хомейни начался новый период истории страны, а вместе с этим и всех ее институтов, в том числе и МСД. Подводя итог первого десятилетия существования МСД (1979 – 1989 гг.), можно сказать, что на развитие этого института оказали влияние три основных фактора.

Во-первых, ситуация, сложившаяся в аграрном секторе экономики страны, потребовавшая от руководства ИРИ во главе с имамом Хомейни незамедлительной реакции для вывода из кризиса иранского сельского хозяйства. Одной из принятых мер (в частности, по инициативе духовного лидера Ирана17) было создание в 1979 г. ОСД как организации, лишенной недостатков бюрократизированного Министерства сельского хозяйства, направленной на развитие инфраструктуры села. Гибкость структуры ОСД, быстрая реакция организации на возникающие насущные потребности на фоне растущих нужд аграрного сектора и неспособности Министерства сельского хозяйства их удовлетворить способствовали расширению функций ОСД и повышению статуса структуры до министерской.

Во-вторых, приход к власти в Иране в 1979 г. духовенства, которое в первые годы существования ИРИ активно пыталось претворить в жизнь теоретическую модель идеального общества справедливости, построенного на исламских нормах поведения и мусульманской традиции, примененных к современным реалиям общества18. Это проявилось и на примере трех основных принципов организации ОСД, которые позже унаследовала и МСД. Надо отметить, что они сыграли свою положительную роль в работе организации, чего нельзя сказать о всех мерах иранского руководства в первые годы существования ИРИ (1979–1985), направленных на введение исламских принципов (в частности, ими оправдывалось возрождение института издольщины).

В-третьих, ирано-иракская война (1980–1988) и вызванный этим конфликтом и революцией 1979 г. мощный подъем социальной активности в Иране. Они потребовали мер, способных не только организовать этот подъем масс, но и направить его на удовлетворение военных нужд. Во многом именно этим объясняется та концентрация полномочий, которая оказалась в руках МСД к 1989 г.

За период с 1979 по 1989 гг. МСД прошло долгий путь развития от организации, необычной для иранского государственного аппарата, построенной на основе исламских норм поведения и совещательных принципов, до министерства со значительной концентрацией власти (Таблица).

Четвертый этап развития (1989–2000). Этот этап развития МСД совпал с началом новой экономической политики иранского руководства во главе с президентом ИРИ Хашеми Рафсанджани (род. 1934)19 и его преемником на этом посту Мохаммадом Хатами (род. 1942)20, направленной на постепенное видоизменение идей тоухидной экономики и приведение их в соответствие с требованиями мировой экономики, построенной на основе рыночных принципов.