Смекни!
smekni.com

Причины политики либерализации в аравийских монархиях (стр. 1 из 4)

Реферат:

Причины политики либерализации в аравийских монархиях


Обращение аравийских монархий к рыночным реформам в рамках общепринятого в современном мире курса на экономическую либерализацию обусловлено комплексом внешних и внутренних причин. После глубоких кризисных потрясений в мировом хозяйстве в 80–е годы и крушения двуполюсной системы геополитического противостояния в 90–е годы эти страны вместе с другими арабскими государствами оказались в сложной экономической и финансовой ситуации. Экономика нефтяных монархий, выделяемых раньше в группу богатых и капиталоизбыточных стран, в кризисный период понесла ощутимые потери. Резко сократились их доходы от экспорта нефти. Показатель среднегодового сокращения экспортных поступлений составлял от 4% в Омане до 16% в Катаре 1. Основной макроэкономический показатель – ВВП в расчете на душу населения в данной группе стран сократился вдвое, в том числе с 30 до 13 тыс. долл. в ОАЭ и с 16,7 до 9,3 тыс. долл. в Саудовской Аравии 2. Уменьшение доходов повлекло за собой рост бюджетного дефицита и образование внешнего долга во многих странах, особенно в Омане и Бахрейне. В бюджете Саудовского королевства дефицит составил 3,7%, в Омане превысил 12%. Увеличение текущих расходов в Омане, Кувейте, ОАЭ сопровождалось сокращением в 1,5–2 раза планируемой суммы капиталовложений.

Правительства в этих странах были вынуждены принять срочные меры для сокращения государственных расходов и экономии средств путем пересмотра, в первую очередь, инвестиционных программ и планов социально–экономического развития. В Саудовской Аравии был «заморожен» ряд проектов по закупке вооружения, объявлена отсрочка крупных проектов, в том числе модернизации авиакомпании «Саудия», наполовину сокращены ассигнования на развитие производственной инфраструктуры, повышены цены на бензин, дизельное топливо и электроэнергию на внутреннем рынке. Аналогичные меры были приняты и в Кувейте, экономическую ситуацию в этой стране усугубили разрушительные последствия войны в Заливе.

Для сокращения бюджетного дефицита в аравийских монархиях были использованы дополнительные финансовые резервы, в том числе средства из Генеральных резервных фондов. Зарубежные активы нефтяных монархий, по оценкам экспертов, превышали 200 млрд. долл.

Предпринятые меры правительства в этих странах позволили стабилизировать финансовую ситуацию, не выпуская ее развитие из–под контроля государственных органов. В итоге государственный бюджет в Кувейте в 1996/97 году был сбалансирован и сведен с положительным сальдо. Бюджетный дефицит в Омане, Бахрейне и Саудовской Аравии не удалось сократить до минимума. В условиях современной неблагоприятной для нефтеэкспортеров конъюнктуры на нефтяном рынке решение этой задачи становится все более проблематичным.

Экономическая ситуация в нефтяных монархиях в целом оказалась менее острой по сравнению с большой группой арабских стран, которые не могли в установленные для них сроки погасить огромную задолженность по внешним займам и кредитам. Египет, Тунис и Марокко были вынуждены первыми в регионе принять жесткие условия Международного Валютного Фонда и приступить к осуществлению рыночных реформ методом «шоковой терапии».

Нефтяные монархии в отличие от этих стран искали выход из финансового кризиса с учетом особенностей своей хозяйственной модернизации, используя сложившуюся систему хозяйственного управления без решительной ломки их хозяйственного механизма и без резкого изменения экономического курса.

Декларируя приверженность курсу рыночных реформ, в аравийских монархиях стремились учитывать особенности экономической системы, сложившейся в процессе генезиса и развития нефтяного хозяйства с его изначальной направленностью на внешний рынок, а также ускоренную капиталистическую трансформацию традиционного исламского общества. Подобная ориентация хозяйственного развития на долгую перспективу определяет тенденции неизбежной интеграции всей аравийской экономики в МКХ.

Процессы капитализации в этих странах отмечены структурообразующими признаками госкапитализма, в рамках которого формируется механизм государственной монополии, пронизывающей все каналы хозяйственной деятельности. Основные направления капитализации в аравийском обществе прежде всего связаны с развитием государственного предпринимательства в форме промышленного и ссудного капиталов.

Экономический механизм государственной монополии был задействован прежде всего в программах развития национальной промышленности, форсированной индустриализации и обеспечил условия для развития промышленного капитала в госсекторе. В короткие исторические сроки была создана современная промышленность, включая комплекс капиталоемких и энергоемких отраслей тяжелой промышленности с приоритетным развитием комплексов нефте– и газопереработки, нефтехимии с использованием высоких технологий и на уровне мировых стандартов.

Монополия государства на нефтяную ренту и ее распределение обеспечивает ведущую роль государства в определении основных параметров экономического развития в этих странах. Сосредоточивая в своих руках огромные денежные средства в виде нефтедолларовых поступлений от экспорта нефти и нефтепродуктов, государство располагало достаточным, а во время нефтяного бума даже избыточным потенциалом для бесперебойного обслуживания общественного воспроизводства во всех основных его фазах, включая накопление постоянного капитала в стоимостном и реальном выражении.

В период высоких цен на нефть и растущего на нее спроса в мире механизм государственной монополии обеспечивал высокую фиксированную норму накопления в размере до 25–27% под планируемый темп прироста ВВП ежегодно в 70–е годы свыше 10 %, а также соответствующие структурные преобразования, связанные с политикой форсированной индустриализации. Доля государственных расходов в ВВП Саудовской Аравии превышала 60%, а в целом в экономике аравийских стран составляла до 47–50%.

Правительственный курс на планирование экономического развития предусматривал создание приоритетных условий для дальнейшей диверсификации промышленного производства на базе комплексного развития нефтехимии, а также металлургии, металлообработки, химического производства, опреснения воды, энергоснабжения, строительной индустрии, пищевой и текстильной промышленности и других отраслей, вовлекая в этот процесс наряду с государственным и частный капитал.

Определяющая роль государства в стратегии развития аравийских монархий все–таки существенным образом корректируется внешними факторами, состоянием конъюнктуры на нефтяном рынке и изменениями в МКХ. О чем свидетельствует опыт развития этих стран, в частности, в последнее десятилетие. В условиях «дешевой» нефти возникли серьезные проблемы резкого замедления темпов роста производства ВВП и образования дисбаланса в государственном бюджете, что рассматривается прежде всего как прямое следствие негативного влияния внешних факторов. В то же время поиски выхода из кризисной ситуации тесно связаны также с внутренними условиями, с началом нового этапа индустриализации в аравийской экономике.

Стратегия промышленного развития в 80–е годы в условиях жесткой экономии средств и спада производства во многих странах региона была подвержена резкой критике, особенно в отношении широко распространенной практики государственных дотаций и поддержки убыточных предприятий в госсекторе.

Индустриализация в аравийских монархиях остается магистральным направлением их хозяйственного развития. Программа диверсификации промышленного производства становится основополагающим моментом активизации экономического роста для дальнейшего наращивания темпов, с учетом требования «оздоровления» экономической ситуации в целом.

Диверсификация как момент структурного развития предполагает эволюцию нефтяного сектора в направлении создания многоотраслевых комплексов, взаимосвязанного производства, объединенного в единый технологический цикл добычи и переработки сырья на стадии производства полуфабрикатов и готовых продуктов. Создание многопрофильных комплексов в отраслях тяжелой промышленности на нефтяной основе, включая Джубайль и Янба, Даммам и Абкаик в Саудовской Аравии, Эш–Шуэйба в Кувейте, Умм–Саид в Катаре, Рувейс в Абу–Даби, свидетельствует о начале нового этапа диверсификации в аравийской экономике.

Диверсификация в нефтяном секторе саудовской экономики дала заметные результаты. В стране работают 9 крупных нефтеперегонных заводов, поставляющих на экспорт разные виды продукции, включая тяжелую аравийскую нефть и высококачественные сорта низкосернистой нефти. С добычей и утилизацией газа связано быстрое развитие энергетики и системы опреснительных станций. В плане экономического развития Саудовской Аравии в 1995–99гг. намечено довести объем переработки своей нефти до 50% ее добычи и для транспортировки нефтепродуктов использовать собственный танкерный флот. В стратегии промышленной диверсификации Кувейта и ОАЭ также предусмотрены проекты расширения добычи и нефтепереработки нефти на местных НПЗ.

В модели промышленной диверсификации на современном этапе в этих странах сохраняется капиталоемкий вариант развития. Общий объем затрат на проекты промышленной диверсификации, по оценкам экспертов Международного энергетического агентства, в следующем десятилетии составляет от 5 млрд. долл. в Кувейте до 20,6 млрд. долл. в Катаре и 35–50 млрд. долл. в Саудовской Аравии.

Тенденция развития капиталоемких отраслей промышленности в виде экспорториентированных отраслей нефтегазового комплекса, получившая развитие в период нефтяного бума,в дальнейшем должна быть скорректирована с ускоренным развитием отраслевого блока обрабатывающей промышленности ненефтяного профиля, а также с динамикой сельского хозяйства и процессами сервисизации в русле современных требований НТР. При этом подходе акцент сделан на позитивную роль промышленного потенциала, накопленного в ненефтяном секторе, и его вклад в стабилизацию темпов прироста ВВП в кризисный период падения цен на нефть.