Смекни!
smekni.com

Развитие нефтегазовой промышленности в АРЕ и Алжире в конце XX – начале XXI вв. (стр. 1 из 3)

Реферат:

Развитие нефтегазовой промышленности в АРЕ и Алжире в конце XX – начале XXI вв.


Среди группы арабских государств – продуцентов жидких и газообразных углеводородов, насчитывающей более половины из 23 стран – членов Лиги арабских государств, нефтегазовая отрасль Алжира и Египта отличается следующими основными чертами, характеризующими на рубеже XX-XXI вв. общие условия деятельности данного сегмента национальной экономики.

Во-первых, нефтегазовая отрасль в каждой из этих стран играет исключительно важную роль в обеспечении всего процесса расширенного воспроизводства ВВП. Динамика добычи, экспорта и доходов от реализации углеводородов, прежде всего валютных поступлений от экспорта, во многом, а в отдельные годы в решающей мере, определяла основные тенденции развития национальной экономики.

Во-вторых, удельный вес в ВВП Египта и Алжира каждой из подотраслей – добычи нефти, с одной стороны, и газа, с другой, а также в общем объеме экспортных поступлений от реализации энергосырья и продуктов его переработки существенно различается, хотя динамика, тенденции движения этих показателей в отдельные периоды были близки или даже совпадали. Оценивая в целом достаточно сложную картину роли и места нефтегазового сектора в рассматриваемых странах, необходимо отметить, что значение данной отрасли в экономике Алжира как в постколониальный период в целом, так и в конце XX в. было существенно выше, чем в Египте. Об этом, в частности, говорит то обстоятельство, что даже если из всей суммы важнейших показателей взять только один (долю нефтегазового экспорта в сумме валютных поступлений), то в Алжире он в 90-е годы составлял 96-98% , в Египте – примерно 15-20%. Объем валютных поступлений от экспорта нефти и газа в Алжире в 90-е годы колебался в пределах 9-13 млрд. долл. и лишь в начале 2000 г. в связи с резким ростом мировых цен на нефть и некоторым увеличением их на газ возрос примерно до 20 млрд. долл. (в апреле 2000 г. после объявления странами-членами Организации производителей и экспортеров нефти (ОПЕК) о снижении цены на нефть ожидается сокращение поступлений). Доля нефтегазового сектора в ВВП страны в начале 90-х годов в этой стране составляла приблизительно треть и имела тенденцию к росту в начале 2000 г. В Египте нефтегазовый экспорт приносил в 90-е годы порядка 2-4 млрд. долл.

В-третьих, в обеих странах разведанные запасы углеводородного топлива заметно различаются: если в Алжире запасы нефти в сравнении с крупнейшими обладателями этого вида топлива относительно невелики, но достаточны, чтобы обеспечить на нынешнем уровне добычу в течение примерно двух десятилетий, то в Египте они могут быть исчерпаны в течение одного-полутора десятилетий. Иными словами, Египет уже в обозримой перспективе может стать нетто-импортером нефти и нефтепродуктов, если не будут наращены разведанные запасы этого вида топлива.

Ситуация с запасами природного газа отдаленно напоминает картину с запасами нефти: Алжир в 90-е годы выдвинулся в число крупнейших в мире владельцев запасов этого вида углеводородного топлива. В Египте разведанные запасы заметно уступают алжирским, однако они быстро наращиваются в последнее десятилетие, и есть основания полагать, что, как и в Алжире, газодобыча уже в обозримой перспективе может занять лидирующее место в структуре добычи энергоресурсов. На начало XXI в. Алжир прочно выдвинулся в число крупнейших и наиболее перспективных продуцентов и экспортеров газа, существенно влияющих (в отличие от Египта) на отдельные региональные сегменты мирового рынка (прежде всего – европейский рынок).

И, наконец, следует сказать, что разновеликая роль нефтяного сектора в рассматриваемых странах определила различия в их отношениях с международным объединением продуцентов нефти: Алжир-член ОПЕК со времени образования этой организации, в отличие о Египта, который не является ее членом, хотя и координирует свою политику в области цен на энергоносители с курсом ОПЕК.

Эти и другие факторы во многом определили всю стратегию развития отрасли в каждой из стран, включая регулирование развития добычи, транспортировки и переработки углеводородного сырья и продуктов, состояние национального рынка и экспорт энергоносителей, структурные особенности национальных нефтяных компаний, в том числе технико-экономические показатели их деятельности, эволюцию управленческой деятельности, особенности маркетинговой деятельности, ценовую, сбытовую и коммуникационную стратегию и, что не менее важно, направления диверсификации бизнеса и внешнеэкономической деятельности в целом.

Основные тенденции, характерные для динамики нефтегазодобычи в Египте и Алжире в постколониальную эпоху, в значительной мере близки или совпадают. Для нефти они определяются, с одной стороны, стремлением к постоянному наращиванию объемов добычи, с другой, теми естественными ограничениями и квотами, которые начала периодически устанавливать ОПЕК, после того как была создана. В целом же повышательная тенденция явно доминировала. Об этом свидетельствуют следующие данные: в Египте с 1975 по 1985 г. добыча нефти возросла с 11,1 млн. т до 44,2 млн. т1. В Алжире после 1965 г. добыча нефти постоянно возрастала и достигла своего пика в 1979 г., составив 59,7 млн. т. В 80-е годы она имела тенденцию к некоторому сокращению и в 90-е годы стабилизировалась на уровне, более низком, чем в конце 70-х годов2.

При этом следует оговориться, что относительно скромные разведанные запасы нефти в Египте уже в 80 – 90-е годы начинают влиять на политику в этой области, сдерживая рост объема добычи ввиду близкого исчерпания запасов этого важного вида энергоресурсов – по оценкам середины 80-х годов, их исчерпание ожидалось к концу XX в. (см. табл. 1). Относительно низкие цены на нефть на мировом рынке содействовали укреплению этой тенденции. Более того, в правительственных кругах обсуждалась возможность снижения объемов добычи, чтобы будущее поколение египтян не оказалось лишенным этого важного энергоносителя. Однако последовавшее затем наращивание разведанных запасов нефти в Египте и, в особенности, открытие месторождений природного газа существенно смягчили подобный подход к использованию этого источника энергии. Тем не менее, с середины 80-х годов наблюдается лишь небольшое увеличение (с минимальными колебаниями данного показателя в отдельные годы) объема добываемой нефти в стране – с 44,2 до 46-48 млн. т в отдельные годы конца XX в. В основном можно говорить о доминировании тенденции к стабилизации в 90-е годы уровня добычи нефти.

Несколько отличная от египетской, но в отдельных важных чертах схожая с ней картина наблюдалась в Алжире, так как действовали во многом те же факторы, хотя сила их была несколько иной. С начала 80-х годов под влиянием тех же факторов, что и в Египте отмечается, тенденция ограничения добычи, которая уже в 1980 г. опустилась примерно до 45 млн. т. Беспрецедентные экономические трудности, с которыми страна столкнулась в начале 90-х годов, заставили заметно увеличить ее объем, который колебался в пределах 60-64 млн. т. Кроме того, (временно) поднять уровень добычи позволили как наращивание разведанных запасов нефти, составивших около 1,5 млрд. т так и, в особенности, природного газа, а также рост утилизации попутного газа.

В сравнении с большинством нефтеэкспортеров Ближнего Востока и Северной Африки в Египте, как свидетельствуют данные табл. 1, объем добычи нефти был близок к верхнему критическому пределу (такая ситуация сохранялась практически на протяжении последних двух десятилетий вплоть до конца 90-х годов), превышение которого угрожало уже в следующем десятилетии лишить страну этого исключительно важного вида энергоресурсов. Лишь отдельные страны региона – Сирия, Оман и Катар находились примерно в том же положении.

В Алжире также вынуждены были считаться с тем, что чрезмерная эксплуатация нефтяных резервов, граничащая с их исчерпанием в обозримой перспективе, может не только оставить страну без необходимых ресурсов нефти, но и подорвать всю энергетическую базу и, что не менее серьезно, – подорвать доверие к стране как к крупному экспортеру жидких углеводородов со стороны иностранных инвесторов.

Сложившаяся ситуация в Алжире и Египте существенно отличалась от той, которая была характерна для большинства арабских государств-нефтеэкспортеров, чьи доказанные резервы относительно уровня добычи были многократно выше. Она требовала от обеих стран весьма осмотрительно подходить к выработке и реализации своей национальной стратегии в нефтяной отрасли, прежде всего в сфере нефтедобычи, и, что особенно важно подчеркнуть, в целом в области развития энергетики. Это выразилось, в частности, в интенсификации геологоразведочных работ с целью наращивания разведанных запасов, что потребовало выработки более реалистической политики в отношении иностранных компаний, действующих в нефтегазовой отрасли, а также в стабилизации уровня добычи в 80-90-е годы, о чем свидетельствуют данные табл. 1.

Таблица 1 Дневная добыча нефти в странах Ближнего Востока и Северной Африки в 70 – 90-е годы*, тыс. баррелей

Страна 1978 г. 1997 г. 1998 г.**
Всего страны региона, в том числе: 19 773 23 490 24 521
Алжир 1 287 850 870
Египет 484 840 800
Кувейт 2 129 2 000 2 130
Ливия 1 983 1 390 1 430
Саудовская Аравия 8 301 8 600 8 640

Данные о добыче нефти на конец 90-х годов свидетельствует, что Египет входит в число тех стран ближневосточного региона, в которых этот показатель либо стремится к тому, чтобы стабилизироваться на одном уровне, либо даже имеет тенденцию к некоторому сокращению. Как правило, это страны с ограниченными разведанными резервами, такие как Сирия, Тунис и некоторые другие.

Осознание реальности угрозы истощения разведанных запасов нефти явилось мощным толчком к пересмотру (в Алжире) и формулированию основ политики (в Египте), направленной на интенсивную разработку ресурсов природного газа. Как и в других странах Ближнего Востока и Северной Африки, в Алжире и Египте в первые десятилетия эксплуатации нефтяных ресурсов утилизация попутного газа (нефтегазового конденсата) и разработка месторождений природного газа, в целом использование ресурсов этого вида углеводородного топлива характеризовалась весьма скромными масштабами. Эта оценка справедлива даже в том случае, если она относится к странам с динамично растущей добычей природного газа, каковыми являются в последние десятилетия Алжир и Египет. В АРЕ добыча природного газа с 1970 по 1985 г. возросла в 6,5 раз. Однако в абсолютных показателях и исходную базу, и достигнутый результат следует рассматривать если не как незначительные, то как более чем скромные – за данный период объем добычи возрос с 1 млрд. до 6,5 млрд. куб. м. Попутный газ в больших объемах сжигался (в середине 80-х годов в Египте – до 40% и более), лишь часть его использовалась главным образом на бытовые нужды. В 80-е годы ситуация начинает меняться, и в 90-е годы произошла полная "переоценка ценностей" в приоритетах в подходе к использованию энергоресурсов. Помимо роста необходимости в более рациональном использовании дефицитных, не возобновляемых источников энергии, этому способствовали и другие факторы, к которым следует отнести следующие: