Смекни!
smekni.com

Взаимоотношения Турции и США на современном этапе (стр. 5 из 7)

Согласно обновленной доктрине, Белый дом вправе будет санкционировать нанесение ядерного удара лишь в случае, если Соединенные Штаты сами подверглись ядерной атаке либо если применение атомной бомбы является единственным способом предотвратить использование такого же оружия против Америки. Эта формулировка исключает задействование ядерного оружия в ответ на нападение с применением обычного, химического или биологического оружия. Прежняя доктрина, принятая еще в первый срок правления Джорджа Буша-младшего, допускала двусмысленное толкование. Ограничение возможности использования ядерного оружия делает бессмысленным такое количество атомных боеголовок за пределами Соединенных Штатов. Современные носители позволяют доставить оружие до цели в считанные минуты, и нет необходимости держать бомбы в непосредственной близости от потенциальных очагов напряженности. При этом заметим - факт наличия американских бомб в недостаточно предсказуемых регионах сам по себе уже является фактором, нагнетающим напряженность. Все это в полной мере касается Турции[21].

Пентагоновские генералы имеют достаточно поводов для беспокойства за сохранность собственных арсеналов на американских военных базах в этой стране. Внутриполитическая нестабильность в Турции, угроза гражданской войны, вызванная подавлением курдского национально-освободительного движения, в последнее время усугубилась откровенно антиамериканскими демаршами администрации Эрдогана. Турецкие правители открыто угрожают американцам перспективой их изгнания с военной базы Инджирлик, что в окрестностях города Адана. Разговор на эту тему обостряется каждый год накануне дня памяти жертв геноцида армян. Официальная Анкара отлично манипулирует темой дислоцированных на территории Турции американских ядерных боеголовок для оказания давления на политику Соединенных Штатов. По-видимому, именно этот шантаж и является главной причиной того, что Белый дом старается любой ценой пресечь принятие Конгрессом так называемой “Армянской резолюции”. До недавних пор Вашингтон вынужден был послушно терпеть прихоти Эрдогана и действовать с учетом его угроз. Но если сведения о намерении Барака Обамы вывести ядерное оружие из Турции подтвердятся, Вашингтон сможет избавить себя от шантажа и политика Соединенных Штатов тогда уже не будет зависеть от прихотей Эрдогана. Это позволит Вашингтону быть более самостоятельным, в том числе и в вопросе признания факта геноцида армян.

Сейчас Соединенные Штаты держат свой ядерный арсенал в пяти странах - кроме Турции боеголовки еще и в Бельгии, Италии, Германии и Нидерландах. Всего за пределами США находится около двухсот американских ядерных авиабомб типа B61. Причем почти половина из них - в Турции. По сведениям военных обозревателей турецкой газеты “Хюрриет”, в этой стране размещено от 90 до 100 боеголовок. Несколько иные сведения огласил недавно бывший генсек НАТО Джордж Робертсон. В докладе, подготовленном для Центра европейских реформ, он признал, что на базе Инджирлик имеются американские ядерные боеголовки. Точное их число он предпочел не называть, отметив лишь, что их там не меньше 40 и не больше 90. Робертсон стал первым представителем руководства Североатлантического альянса, прямо заявившим, что в Турции дислоцировано ядерное оружие. Впрочем, это давно уже ни для кого не секрет[22].

А вот что касается места дислокации боеголовок, то вокруг этого вопроса недавно поднялся шумный скандал. Ушедший в отставку турецкий посол Танер Бэйток, ранее занимавший должность советника министра обороны, выступил с заявлением о том, что часть американских тактических ядерных боеголовок находится в Стамбуле - самом населенном городе страны. Это повергло многих в шок.16 миллионов человек живут как на пороховой бочке. По сведениям Бэйтока, “запуск ракет осуществляется двумя ключами, один из которых находится в Америке, а второй - в Турции”. Но военные эксперты газеты “Хюрриет” утверждают, что Министерство обороны Турции имеет почти неограниченный доступ к сорока из почти ста дислоцированных в стране американских боеголовок. Теоретически может возникнуть ситуация, когда в результате резкой конфронтации между Соединенными Штатами и Турцией вооруженные силы этой страны завладеют американскими арсеналами и попытаются по-своему распорядиться их содержимым. Если боеголовки находятся в Стамбуле, а не на территории американской военной базы Инджирлик, то туркам не будет стоить особых усилий захватить арсеналы. По-видимому, именно беспокойство об этом заставило Барака Обаму задуматься о необходимости вывода бомб из Турции, которую в Вашингтоне уже не считают надежным и предсказуемым партнером.

5. Перспективы американо-турецких отношений

Подходы американцев к развитию отношений с Турцией раскрывает опубликованная в 2009 г. статья бывшего посла США в Турции М. Пэрриса, в наст. вр. руководящего в Институте Брукингс исследованиями, посвященными Турции. В статье говорится о том, что часть политической элиты США возлагает ответственность за ухудшение американо-турецких отношений на премьер-министра Турции Т. Эрдогана и руководимую им Партию справедливости и развития, которые пытаются заменить прозападный курс развития Турции на сближение с мусульманскими странами. По этой причине слышится критика в адрес президента Обамы за его визит в Турцию.

По мнению М. Пэрриса, оппоненты Б. Обамы не понимают того, что в последние годы позиции Турции на Ближнем Востоке усилились, в то время как позиции США ослабли. В данный момент Турция более чем когда-либо может помочь или помешать продвижению американских интересов в регионе. Прежде всего, это касается таких государств, как Афганистан, Иран, Ирак и Россия[23].

В Афганистане Турция способна не только оказывать США военную поддержку в рамках НАТО, но и выполнять такие функции, которые вызывают затруднения у западных стран-членов НАТО, например, участвовать в создании необходимых социальных учреждений, таких как больницы или школы для девочек.

Благодаря хорошим отношениям с иранским руководством Турция может способствовать поиску путей для налаживания американо-иранского диалога. Интересам США отвечает готовность Анкары выступать в роли официального или косвенного посредника. Рост турецко-иранских экономических отношений, взаимовыгодных для обеих сторон, ставит Турцию в положение страны, мнение которой Тегеран может принять во внимание.

США заинтересованы в развитии конструктивных отношений Турции с Багдадом и иракскими курдами, что позволит Белому дому переложить на плечи Анкары значительную часть забот о поддержании стабильности в Ираке после вывода оттуда американских войск.

Изменилась роль Турции в контексте американо-российских отношений. В последние годы произошло существенное углубление сотрудничества Анкары с Москвой, превратившейся в крупнейшего торгово-экономического партнера Турции. Политические события показали совпадение позиций Турции и России по многим вопросам, затрагивающим Черноморский регион, Иран, арабо-израильский конфликт. Белому дому необходимо четко осознавать, что прошли те времена, когда Турция готова была ориентироваться на США, выстраивая свои отношения с Россией.

США следует поддерживать демократические процессы в Турции и не оставлять никаких сомнений в своей готовности сотрудничать с законно избранным турецким правительством, независимо от его религиозных взглядов.

Очевидно, что сама по себе дискуссия о будущем турецко-американского союза, развернувшаяся в Турции и США, свидетельствует о готовности преодолеть кризис в отношениях.

Находящийся с визитом в Турции президент США Барак Обама назвал Турцию "мостом" между Западом и исламскими государствами и выразил готовность США укреплять союзнические от ношения с Турцией[24].

На совместной пресс-конференции по итогам встречи с президентом Турции Абдуллахом Гюлем Б. Обама охарактеризовал беседу с его турецким коллегой "успешной и плодотворной". Как отметил президент США, сотрудничество между США и Турцией не ограничивается военной и оборонной сферами, стороны активизируют сотрудничество и в других областях, в частности, в экономической как способ противодействия глобальному финансовому кризису.

Б. Обама сообщил, что в ходе встречи с А. Гюлем стороны обсуждали двусторонние отношения, а также вопросы, касающиеся Афганистана, Ирака и Ирана.Б. Обама подтвердил, что США и Турция продолжат сотрудничество в борьбе с терроризмом, в частности, вооруженными формированиями Курдской рабочей партии (КРП), действующими на севере Ирака.

Б. Обама высказался в поддержку переговоров между Турцией и Арменией по восстановлению дипотношений, выразив надежду на скорейшее достижение результатов на консультациях по нормализации межгосударственных отношений.

А. Гюль указал на плодотворное сотрудничество Турции и США в ряде вопросов, начиная с Балкан до Среднего Востока, и выразил надежду на продолжение отношений дружбы и сотрудничества.Б. Обама прибыл 5 апр. вечером в Анкару с двухдневным официальным визитом[25].

Американский президент заявил на саммите в Праге, что вступление Турции в ЕС стало бы "важным сигналом" в отношении этой мусульманской страны.29 марта в Турции прошли выборы в местные органы власти. Они сопровождались жесткой электоральной конкуренцией и рассматривались крупнейшими партиями страны в качестве важно го рубежа далеко не с точки зрения предоставления местными властями муниципальных услуг, а чуть ли не в качестве общенационального рефе рендума в напряженной для нынешней Турции ситуации.