Смекни!
smekni.com

Миграционная политика Швейцарии (стр. 1 из 2)

МІНІСТЕРСТВО ОСВІТИ І НАУКИ УКРАЇНИ

ОДЕСЬКИЙ НАЦІОНАЛЬНИЙ УНІВЕРСИТЕТ ім. І.І. МЕЧНИКОВА

ІНСТИТУТ МАТЕМАТИКИ, ЕКОНОМІКИ І МЕХАНІКИ

КАФЕДРА ЕКОНОМІЧНОЇ ТЕОРІЇ ТА ІСТОРІЇ ЕКОНОМІЧНОЇ ДУМКИ

Реферат

на тему:

«Миграционная политика Швейцарии»

Студента

МЭО-3 (1 группы)

Соколюка Сергея

Одесса – 2009


План

1. Исторический процесс формирования миграционной политики Швейцарии

2. Современные положения миграционной политики

3. Беженцы и защита от преследования

4. Борьба с нелегальной миграцией

5. Выводы

6. Источники


1. Исторический процесс формирования миграционной политики Швейцарии

Говоря о миграционной политике в XX—XXI вв., можно выделить несколько основных её этапов. Так, в 1914—1945 гг. к иммигрантам предъявлялись очень высокие требования по адаптации. Отдельным группам населения (например, «восточным евреям») во въезде было отказано. Во время Второй мировой войны Швейцария отказала во въезде многим евреям, зная, что тех ожидает гибель, за что Швейцария официально принесла извинения.

С 1945 года миграция понималась только как временное вовлечение приезжих в рынок труда. Считалось, что интеграция мигрантов не нужна, так как запланировано их возвращение на родину. Распространенными были суждения о том, что мигрантов должны поддерживать те страны, откуда они родом, а также дискуссии о засилье иностранцев. В 1960-х годах возникла заметная напряженность вокруг вопроса о большом числе рабочих из стран Южной Европы, приехавших на заработки в Швейцарию.

Несмотря на традиционный интернациональный характер страны и необходимость участия иностранцев в её экономической жизни, многие швейцарцы проявляли враждебное отношение к мигрантам из Южной Европы и считали их виновными во внутренних проблемах страны, таких как нехватка жилья. В соответствии с этим правительство ввело ограничения, резко сократившие долю иностранцев среди работающих.

В 1982 году избиратели отклонили предложение правительства о либерализации правил, регулирующих пребывание иностранных рабочих и их семей, а в 1987 году иммиграция была ещё более ограничена. Основным «ударом» по политической иммиграции стало принятие летом 1990 года федерального закона, резко ограничившего возможности обосноваться в Швейцарии для многих категорий иммигрантов. Упростив и ускорив процедуру рассмотрения заявлений, закон позволил в кратчайшие сроки выдворить из страны подавляющую массу заявителей, ибо всего 6 % из них получают положительный ответ. Он запретил ожидающим решения своей судьбы иммигрантам наниматься на работу в течение первых трех месяцев пребывания в стране. Именно этого срока в большинстве случаев достаточно, чтобы дать отказ.

И, наконец, закон ввел понятие «безопасных» стран, где, по мнению швейцарских законодателей, не нарушаются права человека, а, следовательно, гражданам этих стран не может предоставляться политическое убежище. В число таких стран, помимо России, попали Турция, а также Югославия.

Были применены и другие меры, в частности, усиление пограничного контроля (наиболее уязвимые участки границы были оборудованы видеокамерами инфракрасного излучения), введение централизованных и закрытых пунктов регистрации, требование визы, сокращение пособия на питание и жилье, отказ в ходатайстве без предварительного слушания, насильственная высылка. Кроме того, швейцарские власти удерживали 7 % из зарплаты лиц, не имеющих вида на жительство, на покрытие расходов на их высылку, которая считалась делом заранее решенным.

К законодательным мерам добавился целый ряд административных. Благодаря стандартному вопроснику, которым пользовались чиновники и юристы федерального управления по делам беженцев и компьютерной обработке ответов, все биографии просителей выглядели противоречивыми, а потому объявлялись лживыми и не соответствующими реальной политической обстановке в данной стране, которую априори считали вполне нормальной. Последствия подобных мер сказались очень быстро: процент приема лиц, ищущих убежища, сократился с 94 % в 1981 г. до менее 3 % в 1992 г. (поднявшись в 1993 г. до 20 % за счёт временно принятых 2 тыс. боснийцев).

С 1991 году Федеральный Совет Швейцарии объявил о проведении «новой иммиграционной политики». Основанная на принципе «трех кругов», она ставит в привилегированное положение иммигрантов из так называемых «традиционных зон» (Европейский союз и Европейская ассоциация свободной торговли), где «культурные, религиозные и социальные ценности соответствуют швейцарским». Во второй круг входят США и Канада, в третий — все прочие страны. Одновременно федеральные власти предложили серьёзный пересмотр закона о временном и постоянном проживании иностранцев. Под предлогом борьбы с преступностью была введена серия «принудительных мер».

Так, предусматривается «превентивное заключение» иностранцев, ещё не получивших вида на жительство, тюремное заключение сроком на 6 месяцев беженцев, обреченных на высылку, и проживание под надзором полиции иностранцев, «угрожающих общественному порядку».

В 1994 участники референдума одобрили ужесточение закона о пребывании иностранцев. Тем не менее контингент иностранных рабочих остается большим — 25 % от общего числа занятых. В то же время число иностранных граждан, проживающих в Швейцарии, возросло примерно до 1,4 млн.

2.Современные положения миграционной политики

С 2000 г. подход к вопросам иммиграции и интеграции можно охарактеризовать как «ресурсный» (в отличие от «дефицитного» предшествующих лет). Следует отметить, что в настоящий момент текущая политика Швейцарии в сфере иммиграции выглядит следующим образом:

— Введение принципа свободного передвижения и повсеместного проживания граждан (принцип действует в отношении государств — членов ЕС или ЕАСТ). Другими словами, тот, кто найдет работу, имеет право остаться в стране.

— Политика строгого ограничения иммиграции (проводится по отношению к государствам, не являющимися членами ЕС/ЕАСТ). Иммиграция возможна теперь только для высококвалифицированных кадров.

— Воссоединение семей — важнейшее основание для переселения в страну. Доля прибывших по линии воссоединения семей составляет в целом более 40 % .

В Швейцарии действуют также политические движения и партии, придерживающиеся антииммигрантской риторики, для которой характерны следующие высказывания: — Иностранцы отнимают у нас работу! — Швейцария — христианская нация! — Торговля наркотиками и насилие — этим занимаются именно иностранцы! — Интегрироваться — это задача иностранцев! — Иностранцы приезжают к нам только для того, чтобы попользоваться благами нашей системы социального обеспечения! — Мультикультурное общество потерпело неудачу! — Подстраиваться и адаптироваться должен тот, кто сюда приезжает! — Мы определяем сами, кто входит в наш круг, а кто — нет!

Особенно стоит отметить деятельность одной из самых мощных крайне правых политических сил — Швейцарскую народную партию (Schweizerische Volkspartei, SVP). Радикальные правые считают, что значительное количество иностранцев нарушает федеральные законы. По словам представителей партии, многие из наркодилеров страны — это «пришельцы» из других государств, а 70 % заключённых — не коренные швейцарцы.

Необходимо заметить, что острота спора по миграционному вопросу, по вопросу предоставления свободы передвижения со временем уменьшилась. Так, 25 сентября 2005 года в Швейцарии состоялся референдум относительно распространения принципа свободы передвижения между Швейцарией и ЕС на новых членов Евросоюза. Незадолго до этого Федеральный совет, правительство страны, рекомендовал народу дать положительный ответ на поставленный вопрос. Даже К. Блохер, лидер Швейцарской народной партии, немного изменил тон и 12 сентября в «Обращении к народу» со страниц самой читаемой в Швейцарии газеты бульварного толка «Блик» заявил о том, что «мы должны рискнуть».

Общенациональный референдум прошёл, как уже упоминалось выше, 25 сентября 2005 года. 56 % принявших участие в голосовании высказались за свободу передвижения. «Выступив за дальнейшее открытие страны, швейцарцы действовали прагматично», — писала в редакционном комментарии газета «Дер Бунд», — «В эпоху глобальной экономики Швейцария уже не может делать то, что она хочет. Тот, кто хочет вести бизнес с ЕС, должен признать возможность для европейцев работать в Швейцарии».

Как обнаруживает практика, сотрудничество Швейцарии и ЕС в миграционном вопросе выгодно для обеих сторон и обусловлено необходимостью. В частности, Швейцария испытывает необходимость в присоединении к Шенгенской информационной системе и «Дублинской конвенции о государстве первого убежища» для более эффективной борьбы с трансграничной преступностью и незаконной миграцией, а также для того, чтобы разгрузить систему предоставления убежища. ЕС заинтересован в повышении эффективности борьбы с финансовыми нарушениями и экономическими преступлениями (в виду имеется сокрытие гражданами ЕС доходов по вкладам, размещённым в швейцарских банках). Всей Европе, как никогда ранее, необходим общий план урегулирования миграционных потоков согласно взаимным интересам личности и общества. Если она сегодня не совладает с ними, то завтра эти миграционные потоки по-своему «справятся» уже с самой Европой.

Стоит отметить, что распределение иностранцев по Швейцарии очень неравномерно. Особенно высокий процент иностранцев среди детей. Проведенная в 2000 году перепись населения показала, что 25,8 % детей в возрасте до 6 лет не имели швейцарского гражданства, а в пяти крупных городах страны это число превысило 45 %1. Практически каждый пятый ребенок, родившийся в Швейцарии, имеет по крайне мере одного из родителей, который имеет иностранное гражданство. Увеличение значения высококвалифицированных иммигрантов в Швейцарии. Швейцарский закон благоприятствует образованным специалистам, и богатым, и даже создает стимулы для их жизни и создания ими бизнеса в Швейцарии.