Смекни!
smekni.com

Основные принципы современного телевизионного менеджмента (стр. 1 из 3)

Кирилл Кучеров

Итак, что такое менеджмент? В классическом толковании, приведенном в словаре Уэбстера, это: "Исполнительная функция планирования, организации, координации, руководства, контроля и надзора в отношении какого-либо промышленного или делового предприятия или деятельности с ответственностью за результат". [1] Специализированный словарь средств массовой информации Р.Терри Элмора трактует его как: "Многозначный термин, обозначающий искусство достижения целей путем работы с подчиненными". [2] Это не расходится с определениями отечественных исследователей, в частности, петербургского ученого В.В.Ворошилова: "...Менеджмент, с одной стороны, совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения его эффективности и роста прибыли, а с другой - наука управления человеческими отношениями в процессе производственной деятельности коллектива, во время взаимосвязей потребителей с производителями. Отсюда к менеджменту СМИ можно отнести совокупность принципов, методов, средств и форм подготовки и выпуска газетных номеров, телерадиопрограмм с целью получения прибыли и удовлетворения потребности массовой аудитории и науку управления человеческими отношениями в процессе производственной деятельности коллектива СМИ, а также в ходе взаимосвязей с инфраструктурой журналистики и потребителями информации". [3] "Однако журналистский менеджмент, - продолжает он, - это не только управление финансами и бизнесом в редакционных коллективах, а более широкие наука и искусство". [4] Другими словами, это комплекс всех действий, направленных на успешное функционирование издания или любого другого предприятия СМИ в экономике, обществе. Сюда входит система планирования и принятия базовых решений; разработка и внедрение целей, стратегии и конкретного плана действий; разработк и обеспечение бюджета; отбор, найм, ориентация, оценивание и обучение служащих предприятия; контроль капиталовложений предприятия; изучение новейших технологий в своей области; четкое представление о влиянии на бизнес механизма конкуренции, маркетинга продукта производства, направленного на верно выбранные социальные сектора рынка - и потребителей, и рекламодателей, а также мониторинга (то есть анализа и прогноза) изменений, происходящих внутри этих секторов; знание и выполнение этических и юридических требований; а также преодоление множества частных проблем.

Значимость менеджмента наиболее очевидна на примере телевидения. Ведь, как известно, главное преимущество телевидения состоит в том, что оно является незаменимым средством общения для миллионов семей; почти каждый, независимо от своего социально-экономического статуса, регулярно смотрит некоторые телевизионные программы.

Телевидение представляет рекламодателя, поскольку позволяет передавать их сообщения наиболее эффективным способом, комбинирующем зрелищность, звук, движение и цвет. Оно предоставляет не имеющую себе равных возможность продемонстрировать достоинства продукции в тесной домашней обстановке. Телевидение является быстродействующим средством передачи информации, особенно для нового продукта или новой важной особенности уже хорошо известного продукта.

В соответствии с многозадачностью менеджмента можно провести четкую дифференциацию типов менеджеров телевизионных СМИ, которые разделяются, по меньшей мере, на три группы по принципу:

- определенного вида электронных СМИ, в котором они работают,

- уровня, занимаемой ступени внутри самой организации,

- функций, которые они выполняют в своем подразделении

Эту структуру можно проиллюстрировать на примере телевизионной станции, действующей на крупном рынке. Главное лицо такой станции - генеральный менеджер. Он ответственен за деятельность станции в целом, но больше связан с долгосрочным планированием, обеспечением программ безопасности и защиты от конкуренции, а обеспечением прибыли для акционеров. Другая область компетенции генерального менеджера - это общественное положение станции, ее участие в различных социальных процессах (акты благотворительности, телемарафоны и т.д.). Этот акцент позволяет создать благоприятное единство телекомпании с ее зрителями, а также дает возможность сблизить звезд эфира с обычными людьми, что повышает рейтинг доверия.

Генеральный менеджер также работает вместе с директором программ над разработкой приоритетных передач. Кроме того, он задает тон отношениям внутри организации, проводя свою политику и во многом определяя моральный климат станции.

Над генеральным менеджером располагается только один орган управления - совет акционеров компании, поскольку форма коллективной собственности в телевизионном бизнесе - самая распространенная, так как подсказана логикой экономики.

Бизнес-менеджер выходит на первый план и становится ключевой фигурой в успешном функционировании телестанции, поскольку доказано, независимая телекомпания должна быть экономически успешной. Бизнес-менеджер - главный финансист издания, главный советник по инвестициям и всему бюджету издания, определяющий и всю ценовую политику. Он следит за балансом станции и изменениями в расходах, которые могут повлиять на прибыльность станции. Бизнес-менеджер также занимается вопросами расчетов, обработки данных, персонала, безопасности и содержания станции. Он вносит предложения по премированию сотрудников и сотрудничеству с профсоюзами, помогает менеджеру по продажам разрабатывать эффективные стратегии продаж. То есть мало таких областей, в которых не участвует бизнес-менеджер. В отличие от генерального менеджера, он по роду своей деятельности имеет более тесный контакт со всеми ключевыми менеджерами станции.

Директор новостей на телевидении отвечает непосредственно за ежедневные выпуски новостей, обеспечение и поддержание рейтинга информационных передач на рынке, найм ведущих эфира и формирование стиля отношений и морали в редакций. Как и менеджеры других отделов, директор новостей чувствует себя звеном между менеджерами более низкого и более высокого, чем он сам уровня.

Должность менеджера по продажам на телестанции соответствует рекламному директору газеты или журнала. Он управляет отделом, определяющим уровень расценок на рекламу данного канала и адресующим программы соответствующим рекламодателям для достижения наилучшего результата.

Менеджер по продажам должен контролировать количество эфирного времени, которым располагает канал, и получать наивысший рейтинг рекламы. Он знает относительную ценность каждого отдела. Он добивается успеха путем грамотной кадровой политики и стратегии поведения на рекламном рынке. Как всякий продавец эффективный менеджер по продажам должен досконально знать свой продукт, но также хорошо чувствовать рекламные нужды своих клиентов. Продажа рекламы на телевидении - это бизнес, абсолютно ориентированный на потребителя.

Если директор новостей отвечает за все новостное и общественно-значимое вещание, то директор программ занят отбором и показом развлекательных программ. Отбор развлекательных программ - сложное дело, поскольку конкурирующие станции также ищут популярные, притягивающие зрителей передачи, стараясь транслировать их в то же самое время.

Менеджер по маркетингу должен очень хорошо владеть методами исследования рынка и приемами дизайна программ, соответствующими их специфике. Он много работает с независимыми исследователями рынка, расшифровывая результаты исследования и указывая на главные, фокусные направления дальнейшей деятельности.

Промоушн-менеджер. Телевидение уже давно является лидером по продвижению себя общественности и участию в общественно-значимых событиях. Промоушн-менеджер ответственен за имидж компании и он находится на переднем крае этой стороны ее деятельности. Этот ключевой пост занимает человек, руководящий техникой продвижения материалов, формирующих общественное мнение, и рекламы, несущей позитивный имидж станции зрителям и рекламодателям. Из-за важности и разнообразия своих обязанностей промоушн-менеджер находится на уровне ключевых менеджеров, как директор новостей или менеджер по продажам. Он работает с отделами исследования и маркетинга, творческими службами, редакцией новостей и отделом продаж, взаимодействует с генеральным менеджером для реализации долгосрочных стратегических планов. Часто контакт промоушн-менеджера с генеральным менеджером происходит благодаря продвижению специальных программ по связям с общественностью, в которых задействована станция.

Главный инженер. Техническую сторону телевидения обеспечивает главный инженер. Он руководит работой технического штата станции, следит за состоянием студийного и переносного оборудования, находится в курсе новейших технологий, которые могут улучшить качество вещания станции, готовит бюджет технического отдела. Работа главного инженера во многом сходна с обязанностями менеджера по распространению в газете или журнале, хотя и имеет более технический уклон, так как главный инженер отвечает за доставку продукта телестанции зрителям. В наше время космических технологий, спутниковых новостей и увеличивающихся возможностей съемок в прямом эфире главный инженер должен обладать высокой квалификацией, чтобы донести эти возможности до зрителя.

Эта классическая структура еще не нашла полного понимания в России, как и смысл термина менеджмента и всей области, которую он обозначает. Многие соотносят понятие менеджмента с чисто административным управлением творческим процессом подготовки материалов газеты и выпуска ее номеров, принципы которого были в силе до недавнего времени. Другие очень узко понимают менеджмент как сугубо экономическую сторону деятельности СМИ, способ, которым пользуется редактор, когда ему нужно что-то сделать с нераскупленным тиражом. Одни пытаются бездумно скопировать зарубежный опыт, другие, ссылаясь на национальную специфику, отрицают его вовсе.