Смекни!
smekni.com

Слияния и поглощения кредитных организаций в современной России (стр. 1 из 4)

СЛИЯНИЯ И ПОГЛОЩЕНИЯ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

В настоящее время консолидация в банковском секторе рассматривается через призму банковских слияний и поглощений, количество которых в условиях современного российского финансового рынка увеличивается с каждым годом. Рынок слияний и поглощений (M&A) в целом становится все более цивилизованным, о чем свидетельствует сокращение числа недружественных поглощений. Консолидация в банковском секторе обусловлена общим ростом экономики страны, продолжающейся глобализацией финансовых рынков и дальнейшей интернационализацией бизнеса. В ближайшем будущем процесс упорядочивания структур банковских групп станет основной тенденцией рынка, поэтому уже сейчас заметно возрастает интерес к организации М&А-сделок в банковском секторе. В данной статье рассматриваются главные аспекты консолидации банковского бизнеса, а также факторы, способствующие активизации сделок слияния и поглощения кредитных организаций.

Тенденции на рынке M&A-сделок

В целом объем сделок M&A в мире стабильно растет: если в 2003 г. их было заключено на 1,3 трлн долл., в 2004 - на 1,89 трлн долл., то только за три квартала прошлого года этот показатель уже составил 1,9 трлн долл.

Наметившаяся активизация на рынке M&A обусловлена наличием большого объема свободных средств. По данным лондонской исследовательской группы Dealogic все крупнейшие мировые M&A-сделки в третьем квартале 2004 г. были оплачены преимущественно наличными либо по смешанной схеме, но ни одна покупка не была осуществлена полностью за счет ценных бумаг.

Возможность аккумуляции столь значительного объема денежных средств для осуществления указанных сделок появилась в результате роста прибылей компаний на фоне низкой стоимости заемного капитала, что, в свою очередь, облегчало привлечение дополнительных средств. В данных условиях проведение M&A-сделки оценивается как наиболее эффективный способ приложения капитала. Очевидно, что становится гораздо проще поглотить конкурента, нежели вводить новые производственные мощности. Подтверждением этому служат финансовые показатели деятельности крупнейших мировых компаний, участвующих в сделках слияний и поглощений в роли "хищников", годовые доходы которых значительно растут.

Как следует из данных по крупным сделкам слияний и поглощений в мире за 2005 г., опубликованных Американским инвестиционным банком JPMorgan&Chase, лидером по объемам M&A является Европа, где и в будущем предполагается настоящий бум в этой сфере. Так, аналитики JPMorgan прогнозируют общий объем европейских M&A-сделок в этом году на уровне 930 млрд долл. Свой вклад в столь бурное развитие таких операций в Европе внесла и Россия, которая в данном случае рассматривается JPMorgan как часть Европейского региона.

Согласно докладу JPMorgan в третьем квартале 2005 г. на рынке M&A произошла смена мирового лидера: на первое место вышла Европа, потеснив США. Объем заключенных в Европе сделок M&A в минувшем году достиг 49% от общемирового, в то время как в Соединенных Штатах этот показатель составил 36%. При этом лидировавшие два года назад финансовые услуги (32% от общего объема сделок M&A) в 2005 г. заняли лишь третье место (15%), уступив природным ресурсам (38%), а также телекоммуникациям, медиа и технологиям (18%).

Мотивы слияний и поглощений в банковском секторе

При осуществлении слияний и поглощений стороны таких сделок руководствуются определенными принципами, следуя которым, они рассчитывают качественно повысить эффективность работы объединенного банка.

Основным мотивом консолидации в банковском секторе служит синергетический эффект, который проявляется в том, что показатели деятельности объединенной кредитной организации, образовавшейся в результате слияния или поглощения, количественно и качественно превышают простой суммарный результат отдельно работавших ее частей. Стремление к консолидации является общим как для российских, так и для иностранных компаний и финансовых структур. Синергетический эффект объясняется экономией на масштабе, комбинированием взаимодополняющих ресурсов, а также укреплением позиций кредитных организаций в том или ином сегменте банковского рынка.

Диверсификация бизнеса - также одна из серьезных причин слияний и поглощений банков. Именно консолидация кредитных организаций позволяет заметно расширить региональную банковскую сеть, осуществить наиболее полную диверсификацию продуктового ряда, включая увеличение предложения банками небанковских продуктов и услуг. Например, если банк, специализирующийся на корпоративном финансировании, решает диверсифицировать свою деятельность на финансовом рынке, начав развивать розничное направление бизнеса, то для него гораздо дешевле может оказаться покупка соответствующего банка, чем организация собственной розничной сети с использованием стратегии органического роста. Именно стремление крупных, в основном столичных, банков расширить свою филиальную сеть (поскольку ее наличие сегодня является непременным условием для эффективного рефинансирования) является, по нашему мнению, основной причиной роста числа слияний и поглощений в российском банковском секторе.

Возможность использования избыточных ресурсов - также важный мотив M&A-сделки на кредитном рынке. Например, региональный банк, расположенный в районе с достаточными финансовыми ресурсами, но с ограниченными по тем или иным причинам возможностями для их размещения, может быть интересен как объект поглощения, как источник пополнения ресурсной базы для крупного банка, оперирующего в национальном масштабе. Поглощение в данном случае может быть выгодно для обеих сторон: крупный банк увеличивает свою ресурсную базу, а региональный получает новые возможности для более эффективного размещения привлекаемых им средств.

Такой мотив слияний и поглощений, как разница в рыночной цене компании и стоимости ее замещения, для большинства банкиров является сейчас первоочередным. Действительно, покупка региональных банков сегодня обходится дешевле развития собственной филиальной сети. Окупаемость филиала составляет в среднем 2 - 3 года, поэтому с точки зрения оптимизации расходов целесообразнее купить уже действующий банк с соответствующей сбытовой сетью, клиентской базой и лицензией ЦБ РФ, одновременно избежав бюрократических проволочек, связанных с созданием филиала. Кроме того, примером реализации данного стремления на практике может служить также покупка кредитной организацией собственной процессинговой компании.

Подчас консолидация бизнеса происходит и благодаря личным желаниям менеджеров той или иной кредитной организации.

Органический рост или развитие путем слияний и поглощений?

У каждой кредитной организации два пути развития: выбор между органическим ростом за счет нераспределенной прибыли прошлых лет, то есть за счет внутрифирменных источников, или осуществление сделок по слиянию и поглощению в банковском секторе.

Органический рост является наиболее распространенным способом развития любой кредитной организации на любом этапе ее развития. Несомненными плюсами данной стратегии являются меньшая степень риска при расширении и диверсификации бизнеса, опора на использование внутрифирменных ресурсов, отсутствие необходимости концентрировать значительные средства к определенному моменту времени. Существенным же минусом считается то, что при использовании стратегии органического роста для достижения результатов придется затратить больше времени. Происходит не только увеличение сроков достижения стратегических целей развития, но и удорожание мероприятий, необходимых для осуществления поставленных целей (например, создания банком собственной региональной сети). К минусам можно отнести и ограниченные возможности для диверсификации бизнеса, а также для использования новых банковских технологий из-за отсутствия необходимых знаний и опыта внутри банка.

Поэтому большинство средних и крупных банков рано или поздно обращаются к стратегии осуществления M&A-сделок. К числу основных преимуществ такой стратегии следует отнести возможность использования синергетического эффекта от снижения издержек и диверсификации ряда банковских продуктов и услуг. Кроме того, M&A-стратегия обусловливает также более быстрое достижение поставленных целей развития перед кредитной организацией, ведет к ослаблению конкурентного давления за счет увеличения масштабов деятельности, способствует расширению клиентской базы и географического присутствия. Консолидация вносит значительный вклад в развитие всей банковской системы путем увеличения концентрации банковского капитала и создания устойчивой и высококапитализированной банковской системы.

В аспекте ценообразования при осуществлении сделок слияния и поглощения существует возможность того, что кредитная организация в результате сделки приобретет недооцененный актив, рыночная стоимость которого ниже его реальных возможностей генерировать доходы в будущем.

Если одна из сторон обладает узнаваемым брендом, то другая тоже начинает пользоваться преимуществами, которые дает известный товарный знак.

К числу наиболее важных негативных моментов M&A-стратегии следует отнести необходимость нести значительные единовременные финансовые затраты, а также возможность снижения рейтинга организации-покупателя. На практике нередко случается и так, что объединенная структура в силу разной корпоративной культуры и клиентских баз окажется слишком непрозрачной и сложной для управления.

С подобной проблемой, по нашему мнению, на первоначальном этапе развития столкнулся банк Уралсиб, созданный путем объединения в одну финансовую структуру пяти достаточно крупных по российским меркам региональных банков и банков федерального уровня: "Урало-Сибирского банка", "АВТОБАНК-НИКОЙЛ", "Брянского народного банка", АБ "ИБГ НИКойл" и "Кузбассугольбанка". Это первый и пока единственный в российской банковской истории пример крупного слияния, построенного по принципу добровольного объединения в один банк разномастных крупных структур.