Смекни!
smekni.com

Подготовка публичного выступления 2

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОЛЖСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени В.Н. ТАТИЩЕВА» (ИНСТИТУТ)


Факультет – экономический

Специальность – менеджмент организации

Кафедра менеджмента организации


Контрольная работа

По дисциплине: «Организация управленческого труда»

На тему: «Подготовка публичного выступления»


студент 5курса, группы ЭМЗ-501

Семенов А.Е.


Преподаватель:

Чапурина Екатерина Викторовна


Дата сдачи:_________________

Дата защиты:________________

Оценка:_____________________


Тольятти 2010


Содержание.

1.Введение ……………………………………………………………………….2

2.Подготовка к выступлению……………………………………………………5

3.Техника выступления. Структура публичной речи………………………...12

4.Основы ораторского мастерства……………………………………………..16

5. Самоанализ качества выступления………………………………………….18

6. Заключение…………………………………………………………………….23

7. Список использованной литературы………………………………………...25


1.Введение.

    «Публичное выступление – это путешествие с определенной целью, и маршрут должен быть нанесен на карту. Ни один здравомыслящий человек не начнет строить дом, не имея проекта. Как же он может начать выступление, не имея хотя бы приблизительного плана или тезисов» - писал  Дейл Карнеги.  Готовиться к выступлению, - подчеркивает Карнеги- это значит думать, вынашивать мысли, вспоминать, отбирать те из них, которые привлекают, отшлифовывать их, располагать в  определенном порядке.

       Публичное выступление является  линейной коммуникацией, когда  сообщения направляются  коммуникатором (оратором) в одну сторону без обратной связи с реципиентом. Самое высшее проявление мастерства публичного выступления, важное условие эффективности ораторской речи – это контакт со слушателями. Не случайно гласит народная мудрость: "Слово принадлежит наполовину тому, кто говорит, а наполовину тому, кто слушает". Чтобы достичь успеха у слушателей, выступающему необходимо  грамотно спланировать, подготовить и реализовать выступление, используя  речевое  мастерство и   ораторское  искусство.

Под ораторским искусством, прежде всего, понимается высокая степень мастерства публичного выступления, качественная характеристика ораторской речи, искусное владение живым словом.

Ораторское искусство – это искусство построения и публичного произнесения речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию.  Хорошо подготовленная речь – это на девять десятых произнесенная речь.

К тому же, помимо всего прочего, оратор стремящийся произвести должное впечатление на слушателей, должен уметь свободно держаться перед публикой, безукоризненно владеть голосом, жестами и мимикой. Он должен уметь оперативно и безошибочно реагировать на поведение аудитории. 

Основой зарождения ораторского искусства как социального явления стала насущная необходимость публичного обсуждения и решения вопросов, имевших общественную  значимость. Чтобы обосновать ту или иную точку зрения, доказать правильность выдвигаемых идей и положений, отстоять свою позицию, нужно было хорошо  владеть искусством слова, уметь убедить слушателей и повлиять на  их выбор.

Ораторское искусство, в зависимости от сферы применения, подразделяется на различные роды и виды:

- Социально-политические выступления. Это выступления, посвященные, как правило,  вопросам государственной экономики, права, этики, культуры, продуцируемые в парламенте, на митингах, общественных собраниях, заседаниях и т.п.;

- Академические  выступления – учебные лекции, научные доклады, обзоры, сообщения;

- Судебные выступления – речи, произносимые участниками процесса – прокурором, адвокатом, обвиняемым и др.;

- Социально-бытовые – приветствия, поздравительные, поминальные речи и т.п.;

- Богословско-церковные – проповеди, речи на соборе и т.п.

Каждый род объединяет определенные виды речи с учетом  функции, которую выполняет выступление с социальной точки зрения, а также его специфика, тема и цели.

Владение технологиями "публичных" выступлений, более чем, актуально в наше время. Эти методы помогут всем начинающим ораторам подготовить хорошее выступление, грамотно проанализировать его и не допустить типичные ошибки.

Устойчивая способность добиваться целей выступлений приходит с опытом. Поняв схемы, приёмы, техники, облегчающие публичную коммуникацию, человек, методом проб и ошибок нарабатывает опыт поведения в разнообразных ситуациях.

2.Подготовка к выступлению.


Подготовка к конкретному выступлению определяется видом ораторской речи, зависит от темы выступления, целей и задач, стоящих перед выступающим, его индивидуальных особенностей, от состава аудитории, в которой предстоит выступать. 

Работу  по  подготовке  речи  можно  подразделить  на  две  основные   фазы:

Докоммуникативную,  т.е. фаза планирования и подготовки публичного выступления  и   коммуникативную   – реализация данного выступления.

В докоммуникативной фазе необходимо учитывать три фактора:

- тема и цель выступления;

- участники коммуникации, аудитория;

- условия: место и время.

Работа на этом этапе носит характер учета и оценки объективных данных, тема и цель выступления обычно задаются программой, расписанием  и  т.п. В этом случае оратору необходимо ее конкретизировать, уточнить. Важно, чтобы тема представляла интерес как для самого выступающего, так и для его слушателей.

Следует помнить и том, что состояние аудитории и обстановка также не выбираются выступающим.

Выступление, как правило, имеет три составляющих:

1. Задача, или цель, речи;

2. Тема или проблема;

3. Метод выступления.

Цель речи состоит в том, чтобы представить новую информацию, которая требует осмысления и убедить – побудить слушателей к действию, сделать так, чтобы они приняли или изменили точку зрения. Знание  цели  усиливает  внимание. Если выступающий не подумает о назначении речи, он не добьется успеха.

Стержневая  идея - это   основной   тезис,   который   необходимо   ясно и четко сформулировать с самого начала.   В  речи допускается несколько стержневых идей, но для эффективности выступления их должно быть не более трех.

Стержневая   идея   дает   возможность   задать   определенную   тональность выступлению, его характер.   Например,   доклады   на   научно-технические   темы    могут произноситься с сердитой, упрекающей интонацией, смысл которой состоим в  непроизносимых, но  подразумеваемых  выражениях  типа  «Если  вы  не  сделаете этого, то пожалеете», или «Не могу понять, почему вы не делаете то-то и  то-то». Подобный  слегка  раздраженный  тон  позволяет  докладчику  эффективнее донести свою идею до слушателей.

Сформулировать основной тезис выступления означает ответить на  вопрос,  зачем  говорить (цель) и о чем говорить (средства достижения цели).

Требования к основному тезису выступления:

- Фраза должна утверждать главную мысль и соответствовать цели выступления

- Суждение должно быть кратким, ясным, легко удерживаться в кратковременной памяти.

- Мысль должна пониматься однозначно, не заключать в себе противоречия.

Тема выступления  должна быть конкретизирована, интересна, и абсолютно понятна для аудитории. Оратор, безусловно, должен владеть темой. Это значит, что все факты должны быть собраны, систематизированы, изучены, причем, они должны освещать явление со всех сторон. Для того, чтобы достичь успеха у слушателей, выступающему необходимо четко определить понятия (термины), предлагать поясняющие примеры, представлять доказательную статистику, излагать концепции, иллюстрировать  мысли дополнительным материалом. Так же, необходимо участь, что тему надо изложить за короткое время, удовлетворив запросы  слушателей. Тему выступления следует  выбирать очень тщательно. Название речи должно быть ясным, четким, и по возможности лаконичным. Если  есть соответствующая возможность,  то свой выбор лучше  остановить  на  том,  что  хорошо   знакомо   и   интересно   самому выступающему. Тогда более вероятно, что все сказанное произведет должное впечатление и на остальных. Затем, нужно попробовать сузить тему выступления,  чтобы  она  представляла наибольший интерес для слушателя. Необходимо решить: описывать ли предмет, разъяснять что-либо о предмете,  оспаривать  ли  некую  точку  зрения  или  излагать  новую версию. Если есть такая возможность, то обдумыванию своего выступления следует посвятить  достаточно продолжительное время.  Речь должна вызреть. Необходимо выбрать тему, обдумывать ее в свободное время,  сделать ее предметом бесед, записывать пришедшие  в самое различное время мысли, примеры, соображения. За это время появится множество новых идей. В процессе выбора темы и определения целевой установки рекомендуется    проконтролировать   себя вопросами:

           - Действительно ли меня интересует тема или может ли она стать интересной для меня?

           - Достаточно ли я знаю по данному вопросу и могу ли я заручиться достаточными данными?

           - Смогу ли я  уложиться в отведенное время?

           - Соответствует ли  мое выступление уровню моих знаний и опыту?

          - Будут ли соответствовать мои тема и цель уровню знаний, интересам и установкам слушателя?

Итак,  подготовка к выступлению заключается в том, чтобы выработать собственное отношение к предмету речи, сформулировать свои мысли по тому, или иному вопросу, проанализировать свои идеи с позиции будущей аудитории.

Самое высшее проявление мастерства публичного выступления, важнейшее условие эффективности ораторской речи – это контакт со слушателями. Поэтому  при планировании  публичного выступления  значительную роль играет анализ аудитории. Важно определит, что интересно  и полезно людям, что им нравится  и, наоборот, что не производит на них никакого впечатления.

Анализ аудитории может идти по ряду параметров: возраст, пол, религиозная и культурная основа, интеллектуальный уровень, профессия, национальность, политическая ориентация, уровень осведомленности в данном вопросе, социальное и экономическое положение. Чем однороднее аудитория, тем единодушнее реакция слушателей, тем легче выступать.

Существенный признак аудитории – количественный состав слушателей.  Малочисленной аудиторией легче управлять, но при этом оратор должен хорошо знать вопрос, о котором идет речь, так как вряд ли удобно читать с "листа" перед небольшим количеством слушателей.

После анализа следует приспособить выступление к аудитории, выбрать соответствующий код – общий или профессиональный, простой или сложный.

В процессе речи параллельно  анализируется реакция слушателей, и вносятся соответствующие коррективы. Кроме того, если есть соответствующая возможность, следует заранее поговорить с некоторыми людьми из предполагаемой аудитории, что поможет лучше понять специфику предстоящего выступления.

 Оценка темы, цели выступления и аудитории является основой и фоном следующего этапа докоммуникативной фазы – «кодирования», т.е. создания  сообщения  на  данную тему, с заданной целью, для данной аудитории и в соответствии  с  конкретной обстановкой. Этот этап включает:

    1.Поиск и подбор материалов.  Основными источниками, из которых можно черпать новые идеи, интересные сведения, факты, примеры, иллюстрации для своей речи, являются:

- официальные документы;

- научная, научно-популярная литература;

- справочная литература: энциклопедии, словари по различным отраслям  знаний, статистические сборники, ежегодники по различным вопросам, таблицы, библиографические указатели;

- художественная литература;

- статьи из газет и журналов;

- передачи радио и телевидения;

- результаты социологических опросов;

- собственные знания и опыт;

- личные контакты, беседы, интервью;

- размышления и наблюдения.

Чтобы выступление получилось содержательным, лучше использовать не один источник, а несколько.

При подготовке к выступлению  необходимо использовать  и так называемый  местный материал, т.е. имеющий отношение к слушателям. Такой материал оживляет выступление, привлекает к нему внимание  слушателей, вызывает у них интерес к выступлению.

Чтение литературы по теме выступления, накопление карточек с интересными высказываниями, примерами, цитатами, статистическими данными – трудоемкий этап подготовки публичного выступления, который  требует определенного времени, поэтому подготовку к выступлению необходимо начинать заранее.

 Данный этап подготовки во многом определяет успех будущего выступления: оратор получает и расширяет свои знания, связанные с предметом речи, критически осмысливает материал, выясняет основные проблемы.

2. Композиционно-логическое оформление речи.  При планировании выступления необходимо определить метод – выбор ключевых слов и их подачу.

Для информационной речи такими словами могут быть, например - анализ, демонстрация, объяснение, суммирование, сравнение, описание, обсуждение, перечисление, показ и т.д.

Цель  убеждающей речи может включать такие слова, как принять, сделать, вступить, поддержать, согласиться, внести  вклад, помочь, защитить, предложить, разделить мнение, выступить за и т.д.

Возможны интонационные окраски выступлений:

- мажорная;

- беспечная или юмористическая;

- шутливая;

- сердитая или упрекающая;

- мрачная;

- торжественная;

- предостерегающая;

- просительная.

3. Использование фактологического материала. Цифровые данные, для облегчения восприятия   лучше   демонстрировать посредством таблиц и графиков, а не злоупотреблять их зачитыванием. Лучше всего, когда  в  устном  выступлении  количество  цифрового  материала ограничено, на него лучше ссылаться,  а  не  приводить  полностью,  так  как цифры скорее утомляют слушателей, нежели вызывают интерес.


Крайне важно помнить, что место и время  – это ключевые факторы успешного  выступления.  На речь влияют обстановка, освещение, температура в помещении и пр.  Небольшая комната располагает к спокойному, тихому тону, к беседе, а большой зал  настраивает на громкий голос, на наступательный, ораторский стиль. Если выступление планируется перед небольшой группой слушателей, то необходимо выбрать небольшое помещение.  Ничто так не гасит энтузиазм, как обширные помещения и пустые кресла в зале. Лучше поставить плотно стулья в небольшом помещении, чем рассадить слушателей в большом зале. Аудиторию нелегко расшевелить, если она разбросана по залу, поэтому прежде чем начать выступление, попросить слушателей  перейти вперед и сесть поближе к  выступающему.

Человек, находящийся в большой аудитории, может утратить свою индивидуальность. Он становится частью толпы,  и в этом случае на него значительно легче воздействовать, чем, если бы он был отдельным индивидуумом. Он будет  смеяться и аплодировать по поводу таких вещей, которые его совершенно не тронули бы, если бы он был только одним из слушающих оратора.

Имеет значение время дня и день недели. Ранним утром труднее овладеть вниманием аудитории, а после обеда его легко потерять. Поэтому в таких ситуациях следует использовать возбуждающие приемы – юмор, драматизацию, необычный материал.

Для того, чтобы чувствовать себя более уверенно, нужно заранее  придти  в  зал  и  освоиться, оценить обстановку и т.д.

Подниматься  на трибуну необходимо только в том случае, если аудитория довольно велика и в связи с этим возникает необходимость для оратора стоять на возвышении. В ином случае, лучше стоять  рядом со своими слушателями, превратив выступление в беседу.

 Докоммуникативная   фаза, для своей большей результативности непременно   должна    завершаться   репетицией предстоящего выступления. Потренироваться  можно  перед  близкими  или  друзьями, но так же  можно использовать и средства аудио- или видеозаписи. Это очень эффективный способ проконтролировать хронометраж, грамотность построения речи и качество выступления.


Коммуникативная фаза – это непосредственно произнесение речи, ответы на вопросы  слушателей, ведение дискуссии и т.д. Можно сказать, что она прогнозируема лишь в некоторой степени, и ее успех во многом зависит от находчивости, сосредоточенности оратора, от остроты его ума и уровня подготовленности. В любом случае, не стоит рассчитывать на заранее запланированное линейное развитие выступления. По возможности необходимо предусмотреть все возможные нюансы.


  3.Техника выступления. Структура публичной речи

В теории ораторского искусства под структурой  речи понимается построение выступления, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему выступлению как единому целому.

Основными элементами речи в выступлении являются:

1. Введение,  которым оратор привлекает внимание слушателей и настраивает  его на тему своего выступления – 10-15% общего времени.

2. Основная часть, в которой, как правило, раскрываются  главные пункты сообщения – примерно 60-65% общего времени

3. Заключение, в котором подводятся итоги – 20-30% времени выступления.

Каждая часть выступления имеет свои особенности, которые необходимо учитывать во время  подготовки ораторской речи. Эти особенности обусловлены спецификой восприятия речевого сообщения. Например, ученые многочисленными экспериментами доказали, что лучше всего усваивается и запоминается то, что дается в начале или в конце сообщения. В психологии это объясняется действием закона первого и последнего места, так называемого "закона края".

Цельвведения – привлечь  внимание слушателей и ориентировать их на материал, который будет представлен в сообщении. Привлечь внимание можно одним из следующих способов:

- Рассказать что-то из личного опыта.

- Дать иллюстрацию в виде, например, словесного рассказа или какого-нибудь наглядного изображения.

- Обратиться к чему-либо, известному по опыту всей аудитории.

- Начать с риторического вопроса.

- Для привлечения внимания слушателей можно начать выступление с какой-нибудь потрясающей  цитаты известного человека.

Ориентирующий материал дает аудитории основу, необходимую для понимания основного содержания. Этот  материал связан с главной идеей, в нем содержится необходимая информация, с его помощью докладчик устанавливает доверие к себе и показывает слушателям важность сообщения.

Чтобы ориентировать слушателей, можно:

- Дать историческую основу;

- Дать определение основных терминов;

- Взять примеры из личного жизненного опыта и связать их с заданной темой;

- Указать на важность темы для слушателей.

Введение - важная часть, поэтому должно быть тщательно продуманным, выглядеть свободным, естественным.   «Засиживаться» на вступлении не стоит – оно должно быть кратким.

Главная идея выступления должна быть представлена в виде краткого, ясного и четкого положения. Если этой идеи нет, аудитория подчас не может понять, о чем идет речь, и теряет внимание.

Начало выступления представляет наибольшую трудность, но в то же время оно является  исключительно  важным, так как в этот момент ум слушателей свеж и на него сравнительно легко произвести  впечатление.

В основной  части  выступления  развертывается главная идея, раскрываются ее аспекты. Хорошо продуманное вступление еще не обеспечивает успеха выступления. Перед выступающим стоит очень важная задача – не только привлечь внимание слушателей, но и сохранить его до конца речи.  Поэтому наиболее ответственной является главная часть ораторского выступления.  В ней излагается основной материал, последовательно разъясняются выдвинутые идеи и положения, доказывается их правильность, слушатели подводятся к необходимым выводам. Существует шесть методовпоследовательного изложения идеи:

1. Индуктивный метод - изложение материала  от частного к общему. Выступающий начинает речь с частного случая, а затем подводит слушателей к обобщениям и выводам. Этот метод используется в агитационных выступлениях;

2. Дедуктивный метод – изложение материала от общего к частному. Оратор вначале речи выдвигает какие-то положения, а потом разъясняет их смысл на конкретных примерах и фактах. Этот метод получил широкое распространение в выступлениях пропагандистского характера;

3. Метод аналогии – сопоставление различных явлений, событий, фактов. Обычно параллель проводиться с тем, что хорошо известно слушателям. Это способствует лучшему пониманию излагаемого материала, помогает восприятию основных идей;

4. Концентрический метод - расположение материала вокруг главной проблемы, поднимаемой оратором. Выступающий переходит от общего рассмотрения центрального вопроса к более конкретному и  углубленному его анализу;

5. Ступенчатый метод – последовательное изложение одного вопроса за другим. Рассмотрев какую-либо проблему, оратор уже больше не возвращается к ней;

6. Исторический метод – изложение материла в хронологической последовательности, описание и анализ изменений, которые произошли в том или  ином лице, предмете с течением времени.

Использование различных методов изложения материала  в одном и том же выступлении позволяет сделать структуру главной части речи более оригинальной, нестандартной.

План развития основной части должен быть ясным. Предмет  выступления  должен раскрываться конкретно и стройно. Должно быть  подобрано  как  можно  больше фактологических материалов и необходимых примеров. Оживляют выступление примеры из художественной литературы, пословицы, поговорки, фразеологические выражения. Даже в серьезную по содержанию речь уместно ввести элементы юмора.

            Каким бы  методом не пользовался оратор в выступлении, его речь  должна  быть доказательной, суждения и положения убедительными.

            Располагая определенным образом доводы в своей речи, оратор не должен забывать о таком важном принципе построения речи, как принцип усиления. Суть его заключается в том, что значимость, вес, убедительность аргументов постепенно нарастают, самые сильные доводы используются в конце рассуждения.

            Продумывая структуру своей речи,  выступающий не должен забывать о поддержании внимания, которое со временем притупляется, и человек  перестает слушать. Составляя свою речь, оратору следует определить, какой из существующих приемов использовать:

              - обращение к слушателям с неожиданным вопросом;

              - прерывание речи, использование паузы;

              - вопросно-ответный ход;

             - примеры из художественной литературы, пословицы, поговорки, фразеологические выражения и т.п.

              Излагая основную часть  очень   важно   не   перерасходовать   время, обязательно оставив его для заключения.

Заключениеявляется важной  композиционной частью любого выступления. В заключении подводятся итоги,  формулируются выводы, которые следуют из главной цели основной идеи выступления или аудитория побуждается к определенным действиям. Некоторые исследователи коммуникаций предлагают заключить обобщением, т.е. можно еще раз подчеркнуть важность проблемы, верность основной идеи, плодотворность использованного метода, при этом используя  такие приемы,  как:  личный опыт, юмор, иллюстрации.

Закончить  выступление  можно  решительным  заявлением, подводящим итог выступлению, призывом к действию, поэтической строкой (если это уместно). Это придаст выступлению благородство и индивидуальность.  Это следует делать, конечно, кратко и быстро.

Публичное  выступление будет успешным, если удастся:

- Добиться  интереса и внимания;

- Завоевать доверие;

- Изложить факты, разъяснить слушателям достоинства предложения выступающего;

- Привести убедительные доводы, побуждающие людей действовать или принимать во внимание  полученную информацию.


4.Основы ораторского мастерства


Ораторской речью называют воздействующую, убеждающую речь, которая обращена к широкой аудитории и имеет своей целью изменить поведение аудитории, ее взгляды, убеждения, настроения и т.п.

Безусловно, то, что ораторский успех во многом зависит от эффективности работы над содержанием каждого отдельно взятого публичного выступления. Так из чего же конкретно складывается содержание публичного выступления? Что для этого нужно? Анализ публичных выступлений наиболее талантливых ораторов показывает, что способности к импровизации, эрудиция и многие другие достоинства оратора - это лишь предпосылки ораторского успеха, который может и не состояться, если не вложен труд в разработку содержания публичного выступления. Вообще разработка содержания публичного выступления начинается с осмысления и уточнения темы, вычленения главной - центральной идее, уточнения основных положений и понятий, формулирования основного тезиса и подтверждающих его аргументов.

Нелишне будет знать, и использовать классическую схему ораторского искусства. В основе ее лежат следующие пять этапов:

1. Подбор необходимого материала, содержания публичного выступления.

2. Составление плана, распределение собранного материала в необходимой логической последовательности.

3. Литературная обработка речи, насыщение ее содержания.

4. Заучивание, запоминание текста речи.

5. Произнесение речи с соответствующей интонацией, мимикой, жестами. Как видим, классическая риторика исключительно большое значение придает подготовке публичного выступления. По крайней мере, 4 из 5 этапов в деятельности оратора отводятся на подготовку речи. Греки говорили, что речи Демосфена пропитаны маслом ночной лампады, при свете которой он их готовил. Да и он сам об этом говорил: "Я, граждане афинские, признаю и не стану отрицать, что продумал и разучил свою речь, насколько это было возможно".

Для оратора - нашего современника - трудолюбие Демосфена не просто поучительно. Оно говорит о том, что ораторское красноречие в лучшем значении этого слова не посещает ленивых.

Обратимся к некоторым сторонам, условиям ораторского творчества на этапе подготовки содержания публичного выступления.

1. Первым условием успешного подбора и отбора содержания публичного выступления является подбор темы. Важно, чтобы тема была вам близка, интересна и лично значима для вас.

2. Регулярность и систематичность работы над подготовкой материала выступления.

3. Составление списка литературы по теме предстоящего публичного выступления. Работа с этой литературой. Использование дополнительной справочной информации.

4. Осведомленность по самой новейшей литературе, последним газетным публикациям, особенно полемическим статьям, которые, так или иначе, связаны с темой вашего выступления.

5. Упорная работа над композиционно-стилистическим построением публичного выступления, логикой изложения материала и непосредственно речевой культурой.

После того как сбор необходимого материала к публичному выступлению завершен, материал логически выстроен, скрупулезно отредактирован, можно положить текст в ящик письменного стола и выступить, опираясь лишь на краткий план или тезисы. И ни в коем случае не считать, что проделанный вами труд напрасен. Как утверждают даже опытные ораторы, невидимый ни для кого труд - основа уверенности лектора. Размер его волнения обратно пропорционален затраченному труду.


5.Самоанализ качества выступления


Безусловно, любая даже самым тщательным образом подготовленная речь, нуждается в предварительном прослушивании и анализе. Это позволит устранить некоторые недоработки, повысить эффективность предстоящего выступления и в целом оценить его уровень.

Кроме того, оратору, желающему достичь исключительного мастерства в своем деле, следует так же анализировать и уже состоявшееся выступление. Это поможет выявить некоторые ошибки и не допускать их в будущем. При самоанализе можно использовать аудио- или видеозапись, что позволит наглядно, со стороны оценить уровень речи, но также не стоит пренебрегать и мнением слушателей. Очень часто именно они могут указать вам на ваши недоработки или дать дельный совет.

Специалисты в области коммуникативных технологий проанализировали и сравнили поведение дилетантов и профессиональных ораторов. Используйте их советы на практике, и вы заметите, как растет ваша уверенность и самоконтроль во время публичных выступлений.

Ошибка 1: Несоответствие

Когда содержание ваших слов расходится с тоном речи, осанкой и языком тела, публика мгновенно это замечает. Аудитория обладает безошибочным чутьем в отношении того, что касается настроения оратора и его самочувствия. Если вы начнете говорить «Здравствуйте, как я рад вас всех видеть....» дрожащим неуверенным голосом, нервно перебирая пальцами пуговицы на костюме — будьте уверены, у слушателей моментально появится недоверие и к сказанному вами, и к самому говорящему.

Ошибка 2: Оправдания

Публике по большому счету все равно, волнуетесь вы или нет, как долго вы готовили свой доклад и какой у вас опыт публичных выступлений. Поэтому не нужно перед ней оправдываться в стиле «Я плохой оратор, редко говорю перед публикой, поэтому сильно волнуюсь и могу выступить неудачно...» Именно так начинают свою речь многие дилетанты, пытаясь вызвать сочувствие и заранее получить индульгенцию за плохое выступление.

Ошибка 3. Извинения

Эта ошибка похожа на предыдущую. Начинающие ораторы любят извиняться, предлагая снять с них вину за плохое качество доклада. «Прошу простить меня за... (мой простуженный голос, мой внешний вид, плохое качество слайдов, слишком короткое выступление, слишком длинную речь и т.д. и т.п.)». Публика — не священник и не отпустит ваши грехи. Извиняйтесь только за одно — за ваши постоянные извинения. А лучше с самого начала избегайте того, за что нужно будет просить прощения. Если действительно есть нечто, о чем вы сожалеете, просто скажите: «Я сожалею!». Но лучше всего — умение превратить недостаток в достоинство: «У меня сегодня простуженный голос, поэтому прошу вас сдвинуться и сесть ко мне поближе. Таким образом, сплотившись еще больше, мы продемонстрируем, что мы все — одна команда, работающая в тесном взаимодействии».

Ошибка 4: Глаза и брови

Вы действительно уверены, что хорошо управляете своей мимикой? Большинству новичков только кажется, что это так. На самом деле контролировать мимику неподготовленному человеку нелегко.  Лицевыми мышцами трудно управлять без тренировки, а загадочно-соблазнительный взгляд и широко раскрытые от страха глаза разделяют всего пара миллиметров, кардинально меняющих восприятие.

Психологические исследования показали, что области глаз оратора публика уделяет в 10-15 раз больше внимания, чем любой другой части лица. Брови — главный элемент вашей мимики, они не только указывают на эмоции, но и управляют ими. Высоко поднятые брови — признак неуверенности и некомпетентности. Обращайте внимание на свои глаза и брови. Если они будут говорить то же, что и ваши слова, публика вас полюбит. Смеющиеся глаза и прямые брови — это как раз то, что нужно. Слушать вас приятно, публика уверена в вашей компетентности. Потренируйтесь перед зеркалом, запишите собственное выступление на видео и проанализируйте его.

Ошибка 5: Подбор слов.

Мы слышим и понимаем отдельные слова прежде, чем понимаем все предложение целиком. Поэтому на значение отдельных слов мы реагируем быстрее и менее осознанно, чем на значение предложений. К тому же, отрицательные частицы воспринимаются позднее, чем остальные слова, а часто вообще не воспринимаются. Поэтому постоянное использование таких конструкций как «...не принесет убытков», «...не плохо», «...не боимся прилагать усилия», «...не хочу вызвать у вас скуку длинными статистическими выкладками» вызывают у слушателя эффект, противоположный ожиданиям оратора. Создавайте позитивное настроение позитивными словами — ведь от настроения публики зависит очень многое!

Ошибка 6: Отсутствие юмора

Лучше информативной речи — только интересная речь! Добавьте в свою серьезную речь улыбку, разбавьте шутками, расскажите забавную историю. Людям нужно периодически отдыхать. Благодарная публика ответит вам благосклонностью и вниманием. Можно посмеяться и над собой, если вы допустили какую-то оплошность — слушатели воспримут это как признак вашей уверенности в себе и чувства собственного достоинства.

Разумеется, никто не требует от вас, чтобы вы рассказывали анекдоты на траурном митинге. Но многие темы слишком важны, чтобы воспринимать их всерьез. 

Ошибка 7: Всезнайство

Еще хуже неуверенных и неподготовленных ораторов — ораторы напыщенные и надутые, лопающиеся от осознания собственной важности. Они всегда считают себя умнее аудитории, к которой обращаются. Выкиньте из головы заблуждение, что вы знаете больше, чем все остальные вместе взятые. Даже если вы хорошо осведомлены в теме выступления, в отдельных направлениях слушатели могут знать гораздо больше вас. Не считайте аудиторию глупее вас иначе вам отплатят той же монетой. Напыщенность и всезнайство могут сыграть с вами очень злую шутку. интереса к вашему выступлению.

Ошибка 8: Суетливость

Отвлекаясь от страха перед публикой, начинающий оратор может торопливо ходить от стены к стене туда-сюда, словно маятник, проделывать суетливые манипуляции с предметами (постоянно вертеть карандаш в руках и т.п.) и делать прочие ненужные движения. В итоге публика начинает следить за его перемещениями и перестает следить за темой выступления. По тому, как движется докладчик, легко понять, насколько он уверен в себе. Постоянное «хождение» во время публичного выступления не случайно. Оно выдает желание неуверенного в себе оратора сбежать. Именно так оно и воспринимается аудиторией.

Ошибка 9: Монотонность

Ничто не утомляет так, как доклад на интересную тему, читаемый скучным монотонным голосом. Такие публичные выступления сродни китайской пытке капающей водой: вода монотонно капает не темечко истязаемого и постепенно доводит его до сумасшествия. Все слова сливаются в однообразный поток и по тональности речи нельзя понять, где заканчивается одно предложение и начинается другое. Обратите внимание на звучание своей речи. Выделяете ли вы голосом ключевые моменты публичного выступления, цитаты, утверждения? Повышаете ли высоту звука в конце вопроса? Изменяется ли темп речи в зависимости от ее содержания? Выражайте голосом свои чувства и вы завоюете публику! Вы предстанете уверенным, энергичным и увлеченным темой человеком.

Ошибка 10: Отсутствие пауз

Новички в ораторском ремесле панически боятся пауз, неизбежно возникающих во время публичного выступления. Как правило они спешат заполнить их разной словесной чепухой и словами-паразитами. Когда нечего сказать — лучше помолчите, пока придут нужные слова. Иногда оратору необходимо время, чтобы подумать, сверится со своими записями, или же просто попить воды. А публике нужны паузы, чтобы осмыслить сказанное вами. Асы ораторского мастерства используют паузы целенаправленно, чтобы получить обратную связь от аудитории.

Изложенные технологии активно используют многие специалисты в разных сферах деятельности: артисты, политики и партийные лидеры, руководители различных коллективов, преподаватели и многие другие.


6.Заключение


Таким образом,  чтобы выполнить свою задачу и  оказать желаемое воздействие на аудиторию, оратор должен  грамотно подготовить выступление и  умело произнести речь.

Установление контакта, овладение вниманием аудитории обеспечивает успех публичного выступления, является необходимым условием для передачи информации, оказания желаемого воздействия на слушателей, закрепления у них определенных знаний и убеждений.

Немаловажное значение имеет речевой этикет и имидж оратора.

Конечно,  ораторская  практика настолько сложна, разнообразна, многогранна, что невозможно все предусмотреть  заранее.

Однако, существует ряд советов по  совершенствованию  публичных выступлений:

- Использовать речь, которая написана самим.

- Говорить короткими фразами.

- Не описывать, а акцентировать внимание на чем-то.

- Использовать простые слова.

- Приспосабливать  слова и стиль речи к аудитории.

- Писать или произносить речь для конкретного слушателя, то есть, что называется персонализировать речь.

- Говорить ясно и конкретно. Избегать абстракций, двусмысленных выражений и специальных технических терминов.

- Лучше использовать слова «мы», чем «вы».

- Округлять в речи большие, сложные цифры, упрощать витиеватые фразы.

- Демонстрировать не свою эрудицию, а знания, понятные другим.

- Говорить живо, эмоционально.

- После завершенных пунктов делать паузу.

- Речь должна быть не монотонной, а волнообразной, т.е.  колебаться по громкости  и скорости.

- Необходимо правильно произносит слова,  ставить ударение, расставлять паузы.

- Жесты должны быть естественными движениями для конкретного оратора, но не следует выходить из границ нормы.  Нельзя слишком сильно размахивать руками, слишком активно ходить по аудитории, но и нельзя неподвижно стоять в течение всего выступления.

Безусловно, все перечисленные основные знания, умения и навыки выступающего приобретаются  в результате упорного труда и постоянной практики.  Пренебрегать  этими знаниями – значит не понимать особенностей  ораторского  искусства  как сложного вида деятельности.


7. Список использованной литературы.


1. Аннушкин В.И., "Русская риторика - исторический аспект", изд-во "Высшая школа", Москва, 2003

2. Бакирова Г. Х., "Тренинг управления персоналом ", изд-во "Речь", СПб, 2004

3. "1500 советов тренеру и менеджеру по персоналу", под ред. Фила Рейса, СПб, 2003

4. Яковлев И.С., "Ключи к общению. Основы теории коммуникации", изд-во "Азбука-классика", СПб, 2006

5. М.И.Чеховских. "Психология  делового общения", изд-во "Новое знание",

Москва, 2006


6. Карнеги Д. "Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично", изд-во "Аспект Пресс "- Москва, 1995.