Фандрайзинг и социо-культурная сфера

Содержание Введение…2 1. О фандрайзинге …3 2. Цели и формы спонсорства…14 2.1 Спонсорство и сфера культуры …18 3. Бизнес-план частного детского сада…29 Заключение…34 Список литературы…35

Содержание

Введение…2 1. О фандрайзинге …3 2. Цели и формы спонсорства…14 2.1 Спонсорство и сфера культуры …18 3. Бизнес-план частного детского сада…29 Заключение…34 Список литературы…35

Введение

Осуществление деятельности по привлечению и аккумулированию финансовых средств (фандрайзинг) предполагает ее организационное и техническое обеспечение. Организационное обеспечение складывается из создания ряда условий, необходимых для успешного фандрайзинга. Прежде всего, необходим счет, на котором будут аккумулироваться средства. В случае разовой фандрайзинговой кампании это может быть счет уже существующей организации - кампания сбора средств под практически любой проект может быть реализована фактически какими угодно структурами. В случае систематически осуществляемого фандрайзинга, или масштабного длительного проекта, создаются специальные некоммерческие организации.

Итак, в первой части своей работы я расскажу о фандрайзинге. Вторая часть работы покажет, как работает фандрайзинг в социокультурной сфере. И затем представлю бизнес-план частного детского сада.

1. О фандрайзинге

Любой человек, имеющий хоть какое-то отношение к третьему сектору, знает о нем. В то же время широкому кругу читателей это слово практически ни о чем не говорит. Являясь «калькой» с английского (fund – средства, финансирование, raise – нахождение, сбор), фандрайзинг представляет собой методику (в широком смысле) поиска источников финансирования. Фандра́йзинг (англ. Fundraising ) — процесс привлечения денежных средств и иных ресурсов организацией (преимущественно некоммерческой) с целью реализации как определённого социального проекта, так и серии проектов, объединенных одной общей идеей или же «вектором движения». Средства могут поступать от частных лиц, коммерческих организаций, фондов, правительственных организаций. [1] Становление фандрайзинга как отдельного междисциплинарного направления связано с бурным развитием в последние десятилетия сектора неприбыльных организаций (НПО). Таким образом, в определение фандрайзинга необходимо внести одно существенное дополнение, а именно: фандрайзинг – это поиск источников финансирования, необходимых для осуществления деятельности НПО, включая реализацию неприбыльных программ и проектов. Фандрайзинг может быть "внутренним" и "внешним". В первом случае речь идет о внутреннем менеджменте НПО, когда разработкой и реализацией стратегии поиска финансирования сотрудники НПО занимаются самостоятельно. Во втором случае – это одно из направлений консалтинговой деятельности, когда поиск финансирования осуществляется посредством привлечения профессиональных консультантов по фандрайзингу. В данном случае в этой роли могут выступать как независимые эксперты, так и специализированные фандрайзинговые фирмы.

Фандрайзинг имеет особый терминологический аппарат, и прежде чем перейти к предметному разговору о нем, приведем несколько общих определений, имеющих непосредственное отношение к нашей теме.

Благотворительность – добровольное бескорыстное пожертвование физических и юридических лиц в форме предоставления получателям минимальной финансовой, организационной и иной благотворительной помощи. Формы благотворительности – меценатство и спонсорство.

Меценат – физическое лицо, оказывающее материальную, финансовую, организационную и иную благотворительную помощь на бескорыстной добровольной основе.

Спонсор – юридическое или физическое лицо, оказывающее на добровольной и бесприбыльной основе материальную поддержку благотворительной деятельности в целях популяризации исключительно своего имени (названия), торговой марки и т.д.

Донор – юридическое или физическое лицо, оказывающее материальную, финансовую, организационную и иную благотворительную помощь неприбыльным организациям на добровольной бескорыстной основе.

Грант – благотворительный взнос или пожертвование, имеющее целевой характер, предоставленное физическими и юридическими лицами в денежной и натуральной формах.

Бесприбыльный (некоммерческий) проект – комплекс запланированных мероприятий, объединенных общими задачами, целью которого является достижение социально значимого эффекта, а не получение прибыли.

Таким образом, в сфере фандрайзинга задействованы: НПО, основные производители в качестве одновременно потребителей фандрайзинговых услуг; разнообразные по своим целям, задачам и характеру деятельности финансирующие (в том числе донорские) организации; оказывающие дополнительные услуги коммерческие и некоммерческие структуры – фандрайзинговые фирмы (консалтинговые услуги), консалтинговые школы (обучение), фандрайзинговые информационные центры (предоставление информации). Основная задача НПО в сфере фандрайзинга – разработка и реализация разнообразных фандрайзинговых стратегий: подготовка проектов на донорские организации, социальное партнерство с органами власти, корпоративный фандрайзинг и т.д. Перейдем к рассмотрению традиционных пяти основных источников финансирования неприбыльных организаций. Это – благотворительные фонды и международные донорские организации; предпринимательские структуры; органы исполнительной власти и местного самоуправления; физические лица; другие НПО. Следует отметить, что фандрайзинг предполагает поиск ресурсов, необходимых НПО, среди которых финансовые ресурсы занимают важное, но не единственное место. В целом можно выделить следующие виду ресурсов: финансы; материальные (техника, оборудование); информационные; человеческие (работа волонтеров). Разговор о потенциальных источниках финансирования НПО начнем со статистических данных. В западных странах среднестатистический годовой бюджет НПО составляют: членские взносы и доходы от собственной деятельности – 47 процентов; государственное финансирование – 43 процента; благотворительные пожертвования, включая гранты от фондов, коммерческих фирм и индивидуальные пожертвования – 10 процентов.

Согласно данным социологического исследования "Правовые инициативы некоммерческих организаций России", предоставленного Еленой Абросимовой (Москва), усредненный бюджет НПО России состоит из следующих источников финансирования: членские взносы – 18 процентов; индивидуальные пожертвования – 12 процентов, спонсорские взносы – 12,6 процента; средства российских фондов – 2,8 процента; средства иностранных фондов – 22,7 процента; государственные источники – 8,9 процента; средства политических организаций – 5,1 процента; собственные доходы от услуг – 0,6 процента; прочие источники – 9,3 процента. Если сгруппировать данные статьи поступлений в соответствии с основными источниками финансирования НПО, то картина будет следующей: благотворительные фонды и международные донорские организации – 25,5 процента; предпринимательские структуры – 12, 6 процента; органы исполнительной власти и местного самоуправления – 8,9 процента; физические лица – 30 процентов; другие НПО – 5,1 процента. Таким образом, в России основными источниками финансирования являются пожертвования от физических лиц и гранты от донорских организаций. Наиболее распространенной формой финансирования НПО донорскими организациями являются гранты. Они предоставляются в результате проведения грантовых программ – конкурсов, объявляемых среди НПО. Грантовые программы могут быть открытыми или закрытыми. В первом случае к участию в конкурсе допускаются все организации, которые отвечают определенным требованиям донорской организации (например, НПО должна быть внесена в Реестр неприбыльных организаций). К участию в закрытых конкурсах допускаются только те НПО, которые соответствуют особым условиям грантовой программы (например, только региональные партнеры донорской организации или НПО, ранее получавшие (или не получавшие) гранты от БФ).

Донор – юридическое или физическое лицо, оказывающее материальную, финансовую, организационную и иную благотворительную помощь неприбыльным организациям на добровольной бескорыстной основе.

Грант – благотворительный взнос или пожертвование, имеющее целевой характер, предоставленное физическими и юридическими лицами в денежной и натуральной формах.[2]

Бесприбыльный (некоммерческий) проект – комплекс запланированных мероприятий, объединенных общими задачами, целью которого является достижение социально значимого эффекта, а не получение прибыли.

Преимущества грантов:

• Значительные суммы денег гарантируются на определенный период.

• Подготовка гранта заставляет организацию четко распределить обязанности и заставляет ее членов продумывать будущее.

• Если хорошие отношения между организацией и грантодателем установлены, грант может стать постоянным источником денег.

Недостатки грантов:

• Каждый донор имеет свои собственные ограничения (например, поддерживает только "престижные" мероприятия).

• Процесс принятия решений по грантам занимает много времени, и деньги идут долго.

• Большинство доноров не оплачивают эксплуатационные и накладные расходы.

• Деньги, полученные на грант, обычно привязаны к конкретному проекту.

Фандрайзинг – это творчество, потому что неприбыльных организаций (НПО) много, а денег всегда ограниченное количество, и чем оригинальнее будет ваше обращение за помощью, тем выше ваши шансы эту помощь получить. Фандрайзинг – это в основном деньги или материальные ресурсы. В основном, но не только. Потому что, проводя компанию по сбору средств, вы имеете одно преимущество, одну уникальную возможность. Это – личное непосредственное общение с потенциальными жертвователями. Используя это преимущество, вы получаете дополнительный шанс на успех. Вы можете объяснить, глядя в глаза собеседнику, суть вашей работы, исчерпывающе ответить на его вопросы, наконец, вы можете продемонстрировать свою заинтересованность в работе вашей организации, показать, насколько лично вы «живете» этим. Сегодня, когда у большинства банков и компаний еще отсутствует четкая, основанная на сформулированных критериях, политика в отношении финансирования работы НПО, именно сила вашего убеждения может существенно повлиять на принимаемое решение – финансировать вашу организацию или нет.

Приступая к фандрайзингу, необходимо прежде всего четко и ясно определить, что собой представляет благотворительный проект - ведь это первое, что будет интересовать людей, которых вы собираетесь убедить сделать пожертвование.

И, конечно, следует конкретизировать цели и задачи вашей организации.

Итак, создана организация, чтобы реализовать свои идеи. Для одних - это идея помощи детям или инвалидам, для других - идея о необходимости охраны окружающей среды, для третьих - о возрождении или развитии культуры, и так далее... Но идея больше относится к мировоззрению человека, к тому, как он воспринимает и оценивает окружающий мир и влияние этого мира на его жизнь. Организация же (любая, и благотворительная в том числе) изначально предназначена для действий, которые влияют на мир и каким-то образом изменяют его. Мы все как-либо действуем, совершаем различные поступки. И если мы хотим упорядочить наши действия, придать им единый смысл, то самый легкий путь для этого - описать ситуацию, которая возникнет (или мы хотим, чтобы возникла) в результате всех наших усилий. Это и называется целью. Как правило для того, чтобы желаемая ситуация стала реальной, должен быть соблюден ряд условий, без которых достижение цели невозможно. Задачи организации – это создание таких условий. Иначе говоря, задачи – это микроцели организации, «ступени» на пути к достижению «большой» цели.

Подготовка кампании по сбору средств.

Говорят, что успешный фандрайзинг – это 90% хорошей подготовки к просьбам о пожертвовании, и 10% собственно просьб. Зачем вообще планировать? Не легче ли просто просить деньги при каждом удобном случае? Какие преимущества дает нам план кампании по сбору средств?

Планирование компании по сбору средств нужно для того, чтобы:

* сфокусировать наши усилия;

* контролировать время;

* понимать роль каждого, кто принимает участие в этой кампании;

* убедиться в общем понимании смысла намеченных действий;

* контролировать ход процесса и оценивать как успехи, так и неудачи;

* воспользоваться «уроками» этой кампании в будущем.

Последовательность действий при планировании кампании по сбору средств:

1. Выберите задачу, которую хотите решить с помощью полученных ресурсов. Установите временные рамки - ведь, как правило, деньги вам нужны к определенному сроку;

2. Соберите полную информацию о вашей организации и о проекте, продумайте аргументы, которыми вы собираетесь воспользоваться;

3. Подумайте о возможных мотивах ваших потенциальных спонсоров. Какие из этих мотивов вы можете поощрить;

4. Проанализируйте ваш прошлый опыт сбора средств, определите ваших сторонников, к которым можно обратиться в первую очередь. Определите, к кому еще вы обратитесь;

5. Подготовьте и размножьте материалы, которые будете представлять спонсорам;

6. Согласуйте ваши методы сбора средств с руководством;

7. Организуйте работу фандрайзеров (тех, кто непосредственно будет собирать пожертвования). Убедитесь, что они имеют необходимую информацию и материалы для своей работы.

8. Установите порядок контроля за поступлением средств;

9. ДЕЙСТВУЙТЕ!

10. Для повышения ваших шансов вы можете проводить собственные исследования, выясняя, что думают о работе организации ваши подопечные, коллеги, спонсоры, представители государства; кто готов стать вашим сторонником /добровольцем/ донором.

К деловым качествам специалиста по фандрайзингу относятся:

* упорство,

* терпение,

* открытость,

* способность правильно подготовить обращения к потенциальным спонсорам,

* искренность и доброжелательность,

Тот человек, у которого вы просите деньги, заслуживает вашей симпатии хотя бы за то, что он может захотеть вам их дать. Сегодня он может сказать «нет», но если вы будете упрекать его в этом, он никогда не пойдет вам навстречу.

* способность к убеждению и эффективному ведению переговоров.

Если вы решили стать профессиональным фандрайзером…

Всегда пробуйте реализовать ваши идеи в области фандрайзинга немедленно, как только вы их обдумали и составили план. Не откладывайте на завтра. Постарайтесь не увязнуть в «текучке».

Совершенствуйте свой опыт. Время, потраченное на планирование или на поиски альтернативных возможностей – это ваш капитал, который всегда принесет прибыль. Например, прежде чем просить деньги на покупку краски для ремонта, подумайте, может быть недалеко есть кто-то, кто производит эту краску. Получить краску у него легче, чем просить деньги на покупку, потому, что:

* это займет меньше времени,

* краска у производителя дешевле, чем у продавца,

* у производителя больше краски,

* у него может оказаться краска, не нашедшая спроса у оптовиков, от которой он рад избавиться.

Мало кто хочет финансировать административные расходы организации. Просите не на организацию, а на проекты, которые эта организация делает. Помните, что большая часть административных расходов направлена на реализацию программ, и должна входить в их смету. Кроме того, нужно понимать самим и уметь объяснять то, что некоторые работы требуют постоянного внимания и занимают все время человека. И если кто-то получает зарплату в благотворительной организации, это нормальная вещь.

Изучайте законодательство. Налоговые льготы – часто очень важный мотив для бизнес-организаций при пожертвовании. Изучая возможности, которые закон дает сегодня в области благотворительности, вы можете найти механизм, который позволил бы и вам, и спонсору наиболее полно соблюсти свои интересы. Когда Вы отправляете письмо или идете в банк, страховую фирму или любую другую организацию, вы все равно в результате обращаетесь к человеку и просите пожертвования у человека. Благодарность, как немедленное реагирование на пожертвование, очень важна, также как и отчетность перед спонсором за использование его средств.

2. Цели и формы спонсорства

Спонсорство преследует целый комплекс целей. Если для спонсируемого его цели обычно ясны, то задача заключается в адекватном разъяснении их потенциальному спонсору в соотнесении с его возможными целями. И вот тут возможны интересные и нетривиальные перспективы, которые могут проясниться полностью, но могут возникнуть и новые в процессе подготовки и обсуждения проекта или даже заявки на поддержку. Чем же может быть привлекательно спонсорство для потенциального спонсора? Прежде всего, разумеется, дополнительные возможности в рекламе деятельности и товаров (услуг) фирмы. С этой точки зрения спонсорство является частью маркетинга и стратегии продвижения. Эта возможность спонсорства очевидна, лежит на поверхности. Но и есть и более глубокие мотивации спонсирования. Это и создание привлекательного имиджа в связи с участием в реализации социально значимых проектов и программ, демонстрация собственной состоятельности, а значит - и социальной значимости. В связи с реализацией проекта у фирмы могут быть и дополнительные выгоды. "Нет ничего прибыльнее и циничнее спонсорства в сфере культуры", - говорил предприниматель - руководитель французской части программы фестиваля независимой культуры Санкт-Петербурга в Нанте (1993 г.). И уточнил, что на каждый вложенный франк он имеет четыре (от рекламы, организации торговли, развлечений во время фестиваля). Кроме того, со временем сфера спонсирования может стать зоной непосредственного хозяйствования и бизнеса фирмы, освоения новых услуг и товаров, рынков. Действительно, спонсорство может способствовать диверсификации деятельности фирмы - наиболее эффективной стратегии бизнеса и маркетинга.

Уже из сказанного очевидно, что спонсорство органично вплетается в ткань современного менеджмента. Особое значение спонсорство приобретает при внешнеэкономической деятельности. Буквально как технология проникновения на зарубежные рынки рассматривается и используется спонсорство японскими, южнокорейскими компаниями, финансирующими в Европе, Америке, других странах проекты и программы в социально-культурной сфере, искусстве этих стран, параллельно знакомя общественность этих стран со своей культурой.

Сферы спонсирования

Какие же сферы деятельности обладают наибольшей привлекательностью для спонсирования?

Спорт - исключительно благоприятная сфера спонсирования. Если бы спорта не было, его бы придумали спонсоры. Дело в том, что спорт создает исключительные возможности для рекламы. Соревнования широко освещаются в СМИ. Спортивные знаменитости обладают высокой степенью популярности. Причем реклама фирмы, ее имидж оказываются на очень привлекательном фоне молодости, силы, здоровья. Более того, спорт связан с одеждой, обувью, питанием, рядом современных технологий. Все это в комплексе и приводит к тому, что мировой спорт, в том числе и профессиональный, существует и развивается преимущественно именно на спонсорские средства.

Сфера образования (начальная, средняя и высшая школы) обладает своими привлекательными чертами для потенциальных спонсоров. Это и особо привлекательный имидж заботы о подрастающем поколении. И возможности ранней проф. ориентации еще со школьной скамьи. И установление связей с молодыми перспективными специалистами - выпускниками соответствующих вузов и средних специальных учебных заведений.

Наука - помимо прочего - открывает возможности для вхождения фирмы в среду разработок новых технологий, материалов, перспективных теоретических идей. У фирмы повышаются шансы оказаться впереди конкурентов в научно-техническом прогрессе. Одновременно фирма становится полигоном испытания и реализации новых разработок, у нее устанавливаются хорошие связи с квалифицированными и авторитетными экспертами в различных областях.

Сфера социальной поддержки (оказание помощи социально незащищенным группам населения, малоимущим, инвалидам, пенсионерам, ветеранам и т. д.) также одна из наиболее традиционных сфер спонсорской поддержки, осуществляемой обычно соответствующими общественными и государственными организациями и фондами, имеющими правовые, экономические и финансовые льготы.

СМИ привлекательны прежде всего возможностями рекламы в случае поддержки теле- и радиопостановок, сериалов, каналов.

Не менее привлекательна и пресса, поддержка которой может перерасти в приобретение фирмой своих органов печати.

Издательское дело как объект спонсирования также по-своему перспективно. Причем спонсирование может состоять как в поддержке конкретных издательских проектов (книг, серий, периодических изданий), так и в фактически самостоятельном издании фирмой специальных изданий, тематика которых может быть даже и не связанной с основной деятельностью фирмы (например, культура, искусство, специальные научные издания), но сам факт существования которых начинает традиционно связываться с имиджем фирмы.

Здравоохранение, медицина, экология привлекают спонсоров как благородным имиджем, так и перспективными формами сотрудничества, поскольку эта сфера переживает в настоящее время экономический и социальный бум, причем с обеспеченной политической, общественной и государственной поддержкой.

Спонсорская поддержка может осуществляться и в других сферах (охрана порядка, вооруженные силы и т. д.), имеющих социально значимый статус и нуждающихся в дополнительной поддержке. Спонсирование может осуществляться в виде выделения финансовых средств (субсидировании), оплаты счетов, возвратных или частично-возвратных платежей, закупок оборудования, инструментов, инвентаря, учреждении премий, стипендий, гонораров, призов и т. д. В любом случае условия, на которых предоставляется спонсорская поддержка, должны быть оформлены специальным договором и прилагаемыми к нему специальными протоколами. Но одна сфера потенциального спонсирования нуждается в специальном рассмотрении - настолько масштабно и распространено во всем мире оказание спонсорской поддержки и сотрудничество делового мира с этой сферой. Речь идет о сфере культуры и искусства.

2.1 Спонсорство и сфера культуры

Сфера культуры обладает исключительной привлекательностью для спонсирования и для организации PR в целом. Поддержка изобразитель ного и музыкального искусства, литературы, кино, театров, музеев, библиотек привлекает современный бизнес не только возможностями рекламы и формирования репутации фирмы через эту сферу, дающую максимальный "выход на общество" и, с очевидностью, социально значимую. Это, как уже говорилось, и средство прорыва на международные, зарубежные рынки в образе не простого конкурента (а значит - нежелатель ного субъекта хозяйствования, "чужака"), а сторонника сотрудничества, интересующегося культурой данной страны, знакомящей ее со своей культурой, т. е. поддерживающего естественные человеческие ценности и творчество. Спонсирование в сфере культуры и искусства становится важнейшей составляющей современного бизнеса. Японский менеджмент 1980-1990гг. квалифицирует себя как переход "от вещей к сердцу" и от конкуренции товаров к конкуренции социально-культурных имиджей, а современное японское общество - как переходное от эпохи экономического роста к эпохе экономики культуры. Культура оказывается не только и не столько средством, сколько целью экономической деятельности как в масштабах общества в целом, так и отдельно взятых фирм. Но не менее важна спонсорская поддержка и для сферы культуры. Это обусловлено и недостаточностью бюджетных средств на развитие культуры и творчества, и тем, что она является своеобразной гарантией плюрализма культурного развития, то есть защищает от излишнего вмешательства государства в культурный процесс, от произвола чиновников "от культуры". Кроме того, спонсирование сферы культуры способствует более гармоничному и естественному увязыванию ее с другими сферами общества и отраслями экономики. говоря иными словами, спонсорство в сфере культуры (как и в целом PR) является реальным и эффективным фактором создания и развития гражданского общества, способного к саморазвитию, и на порядок менее зависимого от государства, чем общества тоталитарного типа. Развитие спонсорства в сфере культуры привело к формированию в наши дни трех основных типов экономики культуры (взависимости от механизма ее финансирования):

1) "Романский" тип (например, в Италии, Испании, во Франции), когда культура финансируется преимущественно централизованно, за счет государственных средств. Так, в Италии финансирование культурных акций и искусства могут осуществлять только правительственные организации или частные лица, пользующиеся доверием государства, разновидностью и крайним выражением этого типа была советская экономика культуры. Недаром до сих пор утверждается, что и в условиях рынка российской экономике культуры "ближе французский путь".

2) "Германский" тип, характерный для ФРГ и стран Скандинавии. Вэтом случае центральные власти оказывают только патерналистичес кую поддержку, а государственное финансирование осуществляется преимущественно из местных бюджетов и через независимые структуры и фонды.

3) "Англо-американский" тип - когда государство выступает лишь вдохновителем и патроном определенных направлений, а финансирование осуществляется за счет привлечения частного капитала, в том числе за счет налоговых льгот.

Точнее было бы говорить не о "национальных" типах, а о разных механизмах финансирования: 1) централизованно, непосредственно через государственные структуры; 2) государственные средства даются методом "длинной руки", объединяясь с привлекаемыми иными средствами и через независимые или местные структуры, т. е. с максимальным использовани ем местного самоуправления и самоорганизации сферы культуры и искусства; 3) практически исключительно за счет спонсорства и благотворитель ности, но с государственным политическим и правовым регулированием.

В России развитие цивилизованного спонсорства еще в стадии становления. Спонсирующая и спонсируемая стороны пока действуют наугад, отдавая предпочтение прямым личным контактам и личным вкусам руководителей спонсирующих фирм. Очевидно, что это неизбежный, но временный, как уже говорилось, этап. Уже начинает испытываться острая потребность в информационном обеспечении спонсорства, то есть формировании информационных баз данных для возможных спонсоров, интересующихся прежде всего возможностями, которые откроет им сотрудничество с тем или иным учреждением, коллективом, исполнителем, их уровнем, репутацией, оценкой авторитетных экспертов и искусствоведов, международным признанием. Другую же сторону интересует, разумеется, кто вообще может проявить интерес к их деятельности, контактные адреса, телефоны, репутация, надежность и т. п.

Короче говоря, речь идет о формировании баз данных и информацион ного рынка услуг, создании служб. На первых порах такую работу легче начинать при поддержке и участии органов местного государственного управления.

Примером такой деятельности является Институт культурных программ, созданный Комитетом по культуре Санкт-Петербурга на базе бывшего Единого научно-методического центра народного творчества и культурно-просветительной работы, методкабинета и курсов повышения квалификации. Одним из основных направлений его работы стало информационное обеспечение как PR в сфере культуры, так и, в частности, спонсорства. [3]

Благотворительность: проблемы и организация

Как это ни парадоксально, но в серьезной информационной и организационной поддержке нуждается и благотворительность - наиболее свободное выражение сотрудничества делового мира и социально-культурной сферы. Определения и идеи. Традиционные причины и мотивы благотворительности (для культуры и искусства - меценатства) имеют широкий спектр психологических и экономических факторов:

- обыкновенный человеческий альтруизм;

- улучшение благосостояния будущих клиентов;

- формирование имиджа фирмы;

- реклама;

- гордость от собственного вклада в культуру, экологию и т. д.;

- благодарность обществу за возможность действовать в его среде;

- социальная ответственность;

- налоговые льготы...

В российских условиях благотворительность имеет особенно явный доминирующий нравственный акцент. Во-первых, как особая моральная ответственность - проявление особенности российского духовного опыта и ментальности. В этом контексте благотворительность есть социальный долг (стыдно быть богатым) и потребность замолить грехи. Во-вторых, как свидетельство социальной надежности фирмы, которая создана не с целью извлечения сверхприбыли с последующей самоликвидацией.

За рубежом, особенно в США и Японии, благотворительность направлена на сферы, имеющие особенно явно выраженную социальную значимость: образование (до 40% общих благотворительных вкладов), здравоохранение (до 30%), социальную поддержку и активность (до 20%), ту же сферу культуры (до 11%) и др. Поддержка культуры и искусства в Японии, например, переживает настоящий бум. Культурно-исторические ценности либо передаются существующим музеям, либо в создаваемые музеи корпораций. Фактически каждая крупная корпорация имеет свой музей - не только по профилю своей деятельности, но и изобразительного искусства. Как известно, самые дорогие приобретения за последние годы на аукционах делали именно японские корпорации. Широко финансируются и поддерживаются библиотеки, архивные хранилища. Под эгидой фирм проводятся конкурсы, фестивали, учреждаются премии, стипендии и т. п. Примеры такой деятельности имеются и в российской действительности. Так, банковской группой "Союз" (бывший Столичный банк сбережений, а затем - СБС-АГРО) было восстановлено здание постройки прошлого века на Неглинной, 14, в Москве. Помимо главного офиса и универсальной сберкассы банка, в особняке был открыт Московский центр искусств (на правах дочерней фирмы банка) с постоянно действующей художественной выставкой из собственных коллекций банка, насчитывающей уже более 3 тыс. произведений искусства. Эту коллекцию банк энергично собирал с момента своего основания, и сейчас это самая большая корпоративная коллекция в России, включающая в основном произведения русского искусства XIX - первой трети ХХ века. Банк уже демонстрировал ее в столице, много раз вывозил в провинцию. Центр не только хранит коллекцию, но и занимается реставрацией доверенных ему работ, регулярно проводит экспозиции из собраний провинциальных музеев, коллекций других банков, в том числе зарубежных. Была создана библиотека по истории и искусству города, проводятся регулярные музыкальные вечера. Известен банк и своими филантропически ми проектами, поддержкой Третьяковки, выставочной деятельности других музейных центров. В частности, именно он финансировал выставку "Золото Трои" в Музее изобразительных искусств. Аналогичной деятельностью занимаются и другие корпорации. Например, ежегодную премию отечественным деятелям культуры присуждает "ЛОГОВАЗ". Ряд корпораций также создал свои художественные коллекции. Бизнес-банк использовал свою коллекцию русского пейзажа XIX_XX веков (Поленов, Айвазовский, Шишкин, всего около полусотни работ оценены экспертами Третьяковки в $1,6 млн) как дополнение к стабилизационному кредиту Центрального банка. Картины пока висят в банковских офисах, но под контролем заимодавца. Иногда вокруг таких коллекций разгораются нешуточные скандалы. Например, печально известный Инкомбанк, как и другие крупные частные российские банки, начал собирать свою коллекцию в 1992 г. Уже к 1998 г. он стал обладателем крупного собрания - около 500 произведений русского искусства ХХ столетия от группы "Бубновый валет" (Удальцова, Древин, Фальк, Лентулов) до нонкорформистов 1960_70-х (Кабаков, Рабин, Немухин, Плавинский, Штейнберг, Яковлев, Краснопевцев). Уникальным это собрание делают три картины К. Малевича ("Черный квадрат", "Автопробег", "Портрет жены) и несколько его рисунков, которые Инкомбанк приобрел у наследников художника. После отзыва лицензии банка в 1998 г. в печать просочились сведения о том, что представители банка пытались предложить четыре работы Малевича (включая "Черный квадрат") аукционному дому Sotheby's для внеаукционной продажи. Вероятно, банк рассчитывал на какие-то неофициальные каналы вывоза произведений, поскольку на легальный вывоз и продажу столь ценных произведений Министерство культуры РФ согласия бы не дало. Несколько месяцев руководство банка скрывало местонахождение коллекции, но в мае 1999 г. самая ценная часть коллекции (100 единиц, оцениваемых по минимальной цене в $10 млн) была перевезена в спецхранилище Министерства культуры РФ. Причем сделано это было по инициативе самого банка наряду с энергичными экономическими мерами, направленными на восстановление лицензии. Передача коллекции в государственный депозитарий обезопасила часть имущества: в случае описи имущества банка без ведома Минкульта частные кредиторы не смогут заполучить коллекцию. Минкульт же, по согласованию с руководством Инкомбанка, обратился с письмом в Федеральную службу по несостоятельности и банкротству, в котором сообщает о своей заинтересованности в поступлении этого собрания в государственный Музейный фонд России. Само министерство не располагает средствами для закупки такой коллекции и предлагает правительству передать коллекцию Фонду в виде зачета долгов банка перед бюджетом. В этом случае министерство получает коллекцию практически бесплатно. Таким образом, банк совершил весьма эффектную гуманитарную и одновременно весьма практичную операцию: ему удалось уберечь самое ценное в коллекции от раздробления и распродажи и соблюсти политес в отношении государства, от которого зависит возврат лицензии.

К сожалению, абсолютно неизвестна судьба коллекции разорившегося Тверьуниверсалбанка. До сих пор скрывается местонахождение его собрания живописного портрета XVIII_XIX веков музейного уровня, оцениваемое примерно в $2 млн). Многие из программ и проектов благотворительности в сфере культуры были приостановлены в результате финансового кризиса после 17 августа 1998 г. Возможны и иные, в том числе и хорошо известные ранее в России, формы благотворительности - например, благотворительные приемы, вечера, балы, обеды и прочие специальные мероприятия, рассмотренные ранее. Первый настоящий благотворительный бал в новейшее время прошел в Москве 25 января 1999 г. в развлекательном комплексе "Метелица". Он был посвящен Татьяниному дню и позволил участникам окунуться в атмосферу Серебряного века российской культуры. Программа бала включала не только старинные и современные танцы (в том числе в исполнении Камерного ансамбля ГАБТа и ансамбля исторического бального танца), но и новую коллекцию "от кутюр" В. Зайцева. Эта широко представленная в СМИ акция была проведена на донорские средства ряда фирм ("Кока-Кола", "Русское лото", "Антиквар-Метрополь", "Северо-принт" и др.), а ее целью была организация сбора средств на создание сети приютов для бездомных детей и помощь одаренным детям из неблагополучных семей.[4] Чтобы оказаться успешной, благотоворительная акция должна отвечать нескольким очевидным требованиям. Прежде всего, она должна быть привлекательной для участников, т. е. способствовать закреплению и продвижению их репутации, привлекательного имиджа, социального статуса. Из этого вытекают и не менее очевидные требования к сценарию таких мероприятий. Прежде всего это касается престижности и респектабель ности гостей такого мероприятия. Пренебрежение этим требованием может привести организаторов к серьезным неудачам. Так, весной 1999 г. в Москве за два дня до проведения с большим скандалом был отменен благотворительный вечер, поскольку гости стали дружно отказываться от приглашения, причем отказы пошли буквально в последние дни, когда участникам стал известен состав главных гостей. Организаторы умудрились пригласить одновременно и Ю. М. Лужкова, и Н. И. Ельцину. Свой отказ большинство "отказников" объясняло тем, что они готовы были бы принять участие в вечере, проводимом под одну Наину Иосифовну или под одного Юрия Михайловича, но никак не вместе. В контексте бушевавших тогда политических страстей такая мотивация была вполне понятна. Интерьер благотворительной акции также должен быть престижным, культурная программа и возможное угощение также должны быть респектабельны. Сценарный план должен предполагать какие-то памятные знаки, программки, фотографирование или видеосъемку - то, что останется на память об этой акции у участников и может использоваться ими в качестве средства PR. Подобные мероприятия широко практикуются за рубежом. Например, президент США ежемесячно проводит благотворительные обеды, стоимость билета на участие в котором весьма высока и зависит от места: чем ближе к Президенту, тем дороже. Эти обеды пользуются повышенным спросом: желающим кандидатам приходится ждать месяцами. Можно было бы сказать, что Президент торгует своей известностью, но речь идет именно о благотворительности: заранее известно, на что будут направлены средства, собранные на каждом таком обеде (борьба со СПИДом, помощь малоимущим, детям-инвалидам и т. д.).

Российские банки выделяют деньги в качестве благотворительности на следующие виды деятельности (в порядке сложившихся приоритетов): - оказание помощи детям (в том числе медицинской), особенно организациям, работающим с детьми служащих данного банка;

- помощь религиозным организациям;

- помощь медицинским учреждениям;

- помощь учреждениям и организациям культуры и искусства;

- помощь инвалидам;

- помощь учебным организациям и учреждениям;

- помощь малоимущим, пенсионерам, ветеранам;

- помощь спортивным учреждениям и организациям;

- индивидуальная помощь частным лицам. Правовые предпосылки развития спонсорства и благотворительности в России в настоящее время имеются, и неплохие. Принят "Закон о некоммерческих организациях", правовые акты, направленные на поощрение благотворительной деятельности и поддержку социально значимых проектов. Поэтому в настоящее время главными факторами становятся создание информационной и организационной инфраструктуры, а также подготовка соответствующих профессионалов-менеджеров некоммерческой сферы. Привлечение и аккумулирование средств из различных источников (фандрейзинг) - бурно развивающийся и весьма привлекательный сектор современного бизнеса. И ему так же противопоказан дилетантизм и непрофессионализм, как и в любом другом деле.

3.Бизнес-план частного детского сада

Помещение для детского сада:

Помещение можно его купить или взять в аренду. Так, например, для трех-группового сада необходимо помещение 400- 500 кв. метров . В разных регионах России – самые разные цены. Общее для всех одно – это должен быть обязательно нежилой фонд. Если брать помещение в аренду у собственников города – то цена за эту площадь может варьироваться от 5000 руб до 90000 руб в месяц. При этом коммунальные услуги составят не менее 30000 руб в месяц (для некоммерческих организаций используются те же тарифы что и для всех прочих организаций!). Коммерческая аренда (включая коммунальные услуги) будет стоить порядка 120000 руб.

Итого: от 35000 до 120000 руб.

Ремонт помещений детского сада :

Это самая основная затратная статья для открытия детского сада. Кому-то возможно удастся обойтись небольшим косметическим ремонтом, но скорее всего вам придется и двери менять, и стенки передвигать. Такой ремонт может потянуть и все 200000 – 1500000 руб.

Оснащение детского сада должно соответствовать требованиям Санитарных Норм и Правил для дошкольных учреждений и образовательной программе.

В детском саду для детей должны быть оборудованы места:

· для развивающих занятий и свободных игр (игрушки, канцелярия, методические пособия, детская мебель и оборудование);

· для музыкальных занятий и двигательной активности (рабочее место с музыкальным инструментом для педагога, детские музыкальные инструменты, игрушки и оборудование для физических занятий и подвижных игр);

· для сна (кровати, постельное белье не менее чем 2 комплекта на ребенка), для хранения верхней и сменной одежды (индивидуальные шкафчики, детские диванчики), для приема пищи (посуда, приборы, мебель);

· для санитарно-гигиенических процедур (горшки и/или детские унитазы, полотенца, хозяйственные принадлежности).

· Кроме того, в саду должны быть оборудованы рабочие места с целью сопровождения детей:

· пищеблок (посуда для приготовления пищи, бытовая техника или профессиональное оборудование, мебель, спецодежда и пр.);

· медицинский кабинет (мебель, специальная мебель и мед. оборудование, медикаменты и приборы, холодильник, спецодежда и пр.);

· прачечная (стиральная машина, гладильная доска, утюг, спецодежда); кабинет администрации (мебель, оргтехника, канцелярия ит.п.).

Итого: минимальный уровень оснащения детского сада потребует на первом этапе сумму от 750000 руб.

Штатное расписание персонала, его квалификация, опыт работы, возможность совмещения основной деятельности и различных функциональных обязанностей других должностей – все это существенно влияет на формирование политики подбора и обучения персонала. В смету расходов детского сада необходимо заложить суммы заработной платы, премиального фонда, налога на заработную плату, компенсации на книгоприобретение для педагогических работников.

Итого: для нормального функционирования трех-группового детского сада эта сумма составит порядка 350000 руб в месяц.

Для того, чтобы найти клиента Вам необходимо провести ряд мероприятий по продвижению услуг детского сада. Это будут маркетинговые, рекламные и ПР-акции. Одной из таких площадок для детского сада должен стать сайт. Его разработка, хостинг и прочие выплаты по поддержке и продвижению сайта составят от 3000 до 30000 руб. Сумма ежемесячных затрат на продвижение организации составит не менее 10000 руб в месяц.

Итого: до 40000 руб.

Итак, для открытия детского сада в арендованном помещении площадью 400- 500 кв. м . понадобятся средства в размере около 1 млн. руб. Окупить вложения при полной загрузке детского сада можно в течение 1 года. Идеальная ежемесячная смета доходов и расходов на 45 человек обучающихся с оплатой в течение 9 месяцев по 20000 руб будет выглядеть примерно таким образом:

С М Е Т А детского сада на месяц

Статьи

ВСЕГО руб.

%

ДОХОДНАЯ ЧАСТЬ

Оплата за образовательные, оздоровительные услуги и питание

925000

100

ИТОГО:

925000

100

РАСХОДНАЯ ЧАСТЬ

руб

%

Фонд оплаты труда (ФОТ), премиальный фонд, компенсация на книгоприобретение и начисления на заработную плату

350000

38

Аренда и коммунальные услуги

120000

13

Материально-техническая база

25000

3

Реклама, маркетинг, ПР

10000

1

Резерв на летний период (зарплата, отпускные, аренда и коммунальные услуги)

155000

17

Питание

60000

6

Медицинское обслуживание и медикаменты

20000

2

Резерв на перерасчеты по болезни

35000

4

Прочие расходы

150000

16

ИТОГО:

925000

100

При организации одно- или двух-группового сада затраты на аренду и персонал и некоторые другие затраты, конечно, будут ниже, но остальные расходы скорее всего не удастся существенно сократить. Поэтому детский сад площадью 400- 500 кв. метров для 3 групп – это самый оптимальный вариант рентабельного детского сада!

Как можно оптимизировать работу детского сада с точки зрения финансов? Нужно предлагать родителям гибкие программы пребывания с различными условиями оплаты, вводить группы выходного дня, предлагать дополнительные платные услуги для детей не посещающих ваш детский сад (прием специалистов, кружки, секции, студии и т.п.), вести консультационную работу с родителями, организовывать досуговые мероприятия как для детей, так и взрослых.

Заключение

Бизнес и социально-культурная сфера обречены на сотрудничество. Их интерес друг к другу взаимен. Более того, можно утверждать, что их сотрудничество - в виде спонсорства, благотворительности и патронажа - является настоящим, реальным механизмом и мышцами гражданского общества, то есть общества, способного развиваться независимо от того, какого цвета флаг развевает ся сегодня над цитаделью. Политическая ущербность всех сфер жизни сегодняшней России - признак незрелости общественных отношений, инерции советского периода, когда все детали жизнедеятельности общества были политико-идеологизированы. Слава Богу, это время прошло, и наконец-то отрастают и наращиваются реальные ткани гражданского общества, немыслимые без взаимовыгодного социального партнерства.

Список литературы

1. Арзамасцев А.А. Основы фандрайзинга : типы грантов и науч. стипендий, особенности рос. и зарубеж. фондов, адреса фондов в Internet, рекомендации и образцы сост. заявок : [учеб. пособие]

2. Дятликов К.Ю. Фандрейзинг как инструмент совершенствования системы финансирования государственных организаций культуры : дис. канд. экон. наук / Дятликов К.Ю. ; [Моск. гос. ун-т культуры и искусств]. — М. : Б.и., 2004. - 185 с.

3. Дымникова А.И. Практика фандрейзинга в учреждениях культуры // Справочник руководителя учреждения культуры. - 2004. - N 1. - С. 42-50.

4. Дж. Дуглас Александр, Кристина Дж. Карлсон «Основные принципы фандрейзинга»., 2007

5. Игнатьева Е. Фандрайзинг в России - состояние и перспективы // Art-менеджер. - 2002. - N 2. - С. 7-11.

6. «PR: теория и практика». Глава 7. Особенности отраслевого PR.

7. Фандрайзинг [Электронный ресурс] : [список публ.] // Культура: Политика. Планирование. Менеджмент : виртуальный информ.-сервисный центр : [сайт]. – Петрозаводск, [б.г.]. – URL: http://culturalmanagement.karelia.ru/biblio/fund/?page=0 (12.12.07).

8. Шафф Т. Путеводитель по фандрайзингу : рабочая модель по привлечению спонсоров / Терри и Дуг Шафф ; пер. с англ. [Е.Б. Полагаевой]. – М. : Вершина, 2006. - 247 с.



1. [1] Дж. Дуглас Александр, Кристина Дж. Карлсон «Основные принципы фандрейзинга»., 2007

2. [2] Арзамасцев А.А. Основы фандрайзинга : типы грантов и науч. стипендий, особенности рос. и зарубеж. фондов, адреса фондов в Internet, рекомендации и образцы сост. заявок : [учеб. пособие]

3. [3] «PR: теория и практика». Глава 7. Особенности отраслевого PR.

4. [4] Игнатьева Е. Фандрайзинг в России - состояние и перспективы // Art-менеджер. - 2002. - N 2. - С. 7-11.