Смекни!
smekni.com

Из истории московского «полуострова» (стр. 7 из 7)

Но наступило время перемен и создание мемориала вновь застопорилось — теперь уже по требованиям общественности, настаивавшей на прекращении строительства и восстановлении целостности исторического места древней Москвы — Поклонной горы. Несмотря на заключение экспертов, удостоверяющее, что на участке, предназначенном для строительства здания музея, ничего не было срыто, а холм, с которого в прошлом поклонялись Москве, находился в восьмистах метрах от мемориала, и был срыт в предвоенные и послевоенные годы при прокладке трассы Кутузовского проспекта, протесты не прекращались. Чтобы снять социальную напряженность, строительство было приостановлено.

Только решительность и энергия мэра Москвы Ю.М. Лужкова позволили не только возобновить строительство в 1992 году, но и открыть основную часть комплекса 9 мая 1995 года в день празднования 50-летия Победы.

Строительство велось крупнейшими московскими строительными организациями. Необходимо было не только закончить возведение здания музея, но и воздвигнуть главный монумент. Автора проекта архитектора А.Т. Полянского к этому времени уже не было в живых. Поэтому реализация этой сложнейшей творческой задачи была поручена известному скульптору-монументалисту Зурабу Церетели. Он был назначен художественным руководителем проекта.

Ансамбль мемориала занимает территорию 20 га в Парке Победы площадью 135 га. Центральная аллея «Годы войны», следующая под углом к Кутузовскому проспекту, состоит из пяти террас, символизирующих пять лет войны. Над пятью водными поверхностями возведено 1418 фонтанов — столько дней продолжалась война и лилась кровь.

Центральная аллея ведет к круглой Площади Победителей. Здесь установлен величественный трехгранный обелиск (арх. В. Будаев, Л. Вавакин, скульптор З. Церетели) высотой 141,8 м. Это число также символизирует 1418 дней войны. Гранитная облицовка обелиска рассказывает о событиях военных лет. У подножия располагается статуя св. великомученика Георгия Победоносца, поражающего копьем дракона, символизирующего фашизм. Венчает композицию фигура крылатой богини победы — Ники и ангелов, трубящих в золотые трубы о триумфе русского оружия. В композицию входят скачущие над стеной дворца статуи Слав.

Завершает Площадь Победителей белокаменное здание музея (арх. А.Т. Полянский) с куполом и полукруглой колоннадой, в виде галереи с пилонами-знаменами.

В музее два главных зала – Памяти и Славы. Об истории Великой Отечественной войны рассказывают также Гвардейские залы и шесть диорам. Экспозиции диорамных залов посвящены крупнейшим событиям этой войны: контрнаступлению под Москвой, жизни блокадного Ленинграда, форсированию Днепра, битве под Сталинградом, битве на Курской дуге, штурму Берлина. Внутренняя организация музейного пространства символична.

В зале Славы установлены мраморные книги с высеченными на них именами Героев Советского Союза и гербами городов-героев, а также скульптура «Солдат-победитель», созданная киевским скульптором В. Знобой.

В зале Памяти установлена скульптура Л. Кербеля «Скорбящая мать». Тут же хранятся Книги памяти с именами погибших за Родину. На экраны мониторов в считанные секунды выводится информация о погибших защитниках отечества. Есть видеоэкраны и в Гвардейских залах, рассказывающих о разных периодах войны и о вкладе тыла в общую победу над фашизмом.

Парк Победы является важной частью мемориального комплекса. Аллеи парка сходятся к площади Победы и названы в честь защитников Москвы: Солдат, Партизан, Артиллеристов, Моряков, Летчиков, Связистов, Танкистов, Ветеранов войны и труда. Есть аллея Памяти с тематическими микропарками и площадками для встреч ветеранов и четыре самостоятельные экспозиции — военно-историческая экспозиция, художественная галерея, выставка боевой техники и инженерных сооружений под открытым небом.

Кроме музейной и парковой зон, в мемориальный комплекс включены также религиозные центры: православный храм св. Георгия Победоносца, мечеть и синагога. В парке Победы на Поклонной горе естественно соседствуют храмы трех религий. Это свидетельство духовного единства разных народов, которые издавна жили вместе, а в Великой Отечественной войне вместе победили общего врага единой Родины.

Дорогомилово на рубеже тысячелетий

В 1996 году правительство Москвы приняло решение о строительстве 3-го транспортного кольца. Тоннель Кутузовской развязки стал частью этого проекта. Главный тоннель под Кутузовским проспектом составляет 570 м в длину, съезды перекрыты галереями. Над перекрытием тоннеля под Кутузовским проспектом предусмотрены пешеходная зона, предприятия торговли и обслуживания, удобный подход к станции метро «Кутузовская». После завершения строительства полоса зелени между домами по Киевской улице и тоннелем восстановлена и там появится новая зона отдыха.

Ввод в эксплуатацию Кутузовской развязки снижает транспортную нагрузку на Кутузовский проспект, уменьшает количество «пробок» в часы пик, а это позволяет несколько улучшить экологическую ситуацию в районе.

* * *

4 сентября 1999 года, в рамках празднования Дня города, на Кутузовском проспекте между домами 22 и 24 был открыт памятник герою Отечественной войны 1812 года генералу от инфантерии П.И. Багратиону. Автор памятника действительный член академии художеств, академик АН Грузии — Мераб Мерабишвили, архитектор Б.И. Тхор. Памятник установлен в сквере перед новым пешеходным мостом «Багратион», соединившим Кутузовский проспект с Бизнес-Сити. Знаменательно, что этот памятник установлен именно на Кутузовском проспекте, где находятся многие исторические реликвии, связанные с событиями Отечественной войны 1812 года.

* * *

Реконструкция зоны Краснолужского моста через Москву-реку — последний по времени архитектурный проект, который затронет территорию Дорогомилова. Этот мост, являющийся своего рода южной границей района, был построен в 1905–1907 годах как часть Окружной железной дороги по проекту известного российского архитектора-мостостроителя А.Н. Померанцева.

В 1954–1956 годах он был существенно расширен, береговые пролеты увеличены. Но в настоящее время, в связи с увеличением транспортной нагрузки, возникла необходимость в сооружении нового моста. Министерством путей сообщения России разработан проект замены Краснолужского моста и начата подготовка к строительству на его месте нового. Вместе с тем, поскольку старый мост не просто инженерное сооружение, но и архитектурный памятник, появился проект перенесения старого моста вверх по течению Москвы-реки в район площади Киевского вокзала для создания новой пешеходной зоны между привокзальной площадью и жилым районом «Плющиха».

За пять веков Дорогомилово из бедного, неблагоустроенного городского предместья преврати лось в один из красивейших в архитектурном отношении и престижных районов Москвы. И сегодня, как и четыре века назад, по главной магистрали западного сектора столицы — Кутузовскому проспекту — приезжают гости из стран Западной Европы. И первое, что видят путешественники, — это величественный и торжественный архитектурный ансамбль нового Дорогомилова.