Смекни!
smekni.com

О ранней истории собора Покрова на Рву и обретении "лишнего" престола (стр. 1 из 5)

О ранней истории собора Покрова на Рву и обретении "лишнего" престола

Баталов А.Л.

Ранняя история собора Покрова на Рву уже давно не привлекала внимания исследователей. В литературе сформировался круг источников, позволяющих восстановить последовательность событий, связанных с основанием каменного храма. Лаконизм сообщений памятников официального летописания был восполнен подробным описанием основания собора в открытых в конце XIX в. источниках, в "Сказании о Николе Великорецком" (Сказание) (1) и летописце из собрания Д. В. Пискарева (Пискаревский летописец - ПЛ)2. Общепринятая версия строительной истории собора окончательно сформировалась в середине XX в. в монографии В. Л. Снегирева3, остающейся до нашего времени единственной работой, содержащей попытку систематизации сведений письменных источников о соборе Покрова на Рву. Неслучайно к их обсуждению уже не возвратился Н. И. Брунов, автор наиболее капитального монографического исследования об архитектуре храма4. Можно без преувеличения утверждать, что современное представление о формировании строительного замысла, во многом, базируется на сообщениях Сказания, обнаруженном И. Кузнецовым5. Из этого памятника стало известно о том, что при строительстве в 1554 г. деревянного собора Покрова на Рву семь деревянных приделов были поставлены "окрест" каменного храма, а затем уже, в 1555 г., при закладке каменного собора, который должен был быть, как и его предшественник, восьмипрестольным, чудесным образом обрели девятый престол. Сказание было единственным источником, называвшим имена мастеров: Посник и Барма.

Первый издатель Сказания и отрывка о строительстве собора из ПЛ, И. Кузнецов, не сомневался в трансцендентном характере обретения престола (6), тогда как архитектуроведы трактовали сведения Сказания и ПЛ как указание на приоритет композиционного замысла зодчих над смысловой программой заказчика7. Сюжет с "нечаянным" обретением престола не обратил на себя внимания источниковедов, а исследователи архитектуры не видели необходимости в критике источников. Рассказ Сказания рассматривался как дополнение, заполняющее лакуну между известиями официальной летописи о привозе иконы Николы Великорецкого в Москву и о заложении каменного храма Покрова на Рву. Тем не менее, тексты источников, сообщающие об обретении девятого престола, не только вступают в противоречие с официальной летописью, но и различаются между собой в трактовке событий, связанных со строительством собора Покрова на Рву и приходом образа Николы. Уже это обстоятельство заставляет сопоставить версии источников и обратить внимание на происхождение Сказания о Николе Великорецком, остающемся по сей день основным документом по ранней истории собора Покрова на Рву. В тексте Сказания начало строительства собора и приход в Москву иконы Николы Великорецкого тесно связаны между собой. Поэтому сведения летописей о строительстве собора следует рассматривать в комплексе с их известиями о поновлении чудотворного образа. В сообщениях источников можно увидеть три версии истории строительства Покровского собора. Первая представлена известиями летописи, наиболее близкой по времени составления к описываемым событиям. Это Летописец начала царства редакции 1556 г. (ЛНЦ), выделяемый в составе Никоновского летописного свода, а так же редакции 1560 г., отразившейся во Львовской летописи (8). Согласно ЛНЦ осенью 1554 г. последовало повеление государя построить храм Покрова "с приделы о Казаньской победе", который был освящен 1 октября 7063 (1554) г. Как становится ясно из других известий ЛНЦ, тогда был освящен деревянный собор9. В том же 7063 г. (известие приводится без указания месяца) в Москву из Вятки прибыли священники и "лутчие люди" с просьбой обновить образ Николы Великорецкого, на что последовало повеление государя "со образом в судех быти" к Москве. Образ был принесен в Москву 29 июня 7063 (1555) г., в субботу, и встречен у Николо-Угрешского монастыря князем Юрием Васильевичем, затем у Симонова монастыря царем Иоанном Васильевичем. У Яузского моста его встречали "владыки", а у церкви Всех Святых на Кулишках - митрополит Макарий. Образ был отнесен в Успенский собор и поставлен против митрополичьего места. На следующий день, в неделю, в Успенском соборе произошли чудотворения об образа Николы Великорецкого, а также от святителей московских Петра и Ионы. За этими событиями последовало обновление образа, которое совершал митрополит Макарий вместе с настоятелем Благовещенского собора, Андреем. Был написан и список с чудотворного образа. Судя по контексту, в июле была построена временная деревянная церковь рядом с собором Покрова на Рву, которую освятили 29 июля во имя Николы Великорецкого и поставили в нее написанную по повелению государя копию великорецкой иконы10. Вторая версия изложена в ПЛ, датируемом 1640-ми гг. (11), и Сокращенном временнике (СВ) 1690-х гг., известном по списку первой половины - середины XVIII в. (12) По ПЛ образ был встречен у Симонова монастыря царской четой и митрополитом Макарием и поставлен затем в Успенском соборе против царского места13. По ПЛ чудотворный образ Николы приносят на закладку собора Покрова и при основании храма происходит обретение "лишнего" престола. Царь повелевает освятить его во имя Николы Великорецкого14. Та же версия, но более лаконично изложена в СВ15. Третью версию событий 1555 г. сообщает Сказание, известное по единственному списку конца XVII - начала XVIII в. Сказание, так же как ПЛ и СВ, говорит о "нечаянном" появлении девятого придела, но последовательность событий в этом источнике иная. По Сказанию, Иоанн IV, возвратившись после взятия Казани, повелел поставить семь деревянных приделов вокруг каменного храма. Потом (Сказание не конкретизирует когда именно) государь велел заложить каменный собор. При "размерении основания" мастера обрели девятый престол. Девятый придел оставался ненареченным до прибытия в Москву чудотворной иконы Николы Великорецкого. Икону встретил у Симонова монастыря государь с новокрещенными казанскими царями Александром и Симеоном, а митрополит Макарий за Китай-городом на Кулишках. Затем образ был принесен к строящемуся собору, возведенному уже на высоту чуть менее сажени, и обретенный престол освятили во имя Николы Великорецкого. Рядом со строющимся каменным приделом была поставлена временная деревянная церковь, посвященная чудотворному образу, куда поместили его список. Затем образ был отнесен в Успенский собор. Тогда же в соборе произошли чудотворения от Владимерской иконы, а также от мощей, рак и образов московских святителей Петра, Алексия, Ионы и от иконы Александра Свирского16. Главное отличие первой версии (ЛНЦ) в том, что она не включает чудо с обретением девятого престола. "Нечаянность" его появления отвергается в словах: ".. .царь... велел заложи(tm) церковь Покров каменну о девяти верхех..."17. Появление нового (для программы посвящений предшествующего храма) престола косвенно отражено в словах ЛНЦ, особо выделяющих придел Николы Великорецкого: "придел к той же церкви живоначальной Троицы надо рвом Николу чюдотворца Вятского"18. Порядок расположения статей в ЛНЦ редакции 1556 г. ставит начало строительства каменного собора после сретения образа Николы. Слова "того же мясяца", с которых начинается текст "О заложении церкви" указывают на начало строительство в июне, поскольку предшествующая статья повествует о сретении образа 29 числа этого месяца. Но и это не дает оснований для вывода, произошла ли закладка позже принесения иконы или до него19. Невнимание официальной летописи к датировке и подробностям основания собора связано с отсутствием в ее тексте истории об обретении престола, в которой ключевое место занимает именно закладка новой каменной церкви. Поэтому столь интересующая нас временная связь между сретением образа и основанием собора устанавливается в ПЛ, СВ и Сказании. Но и между ними, как мы видели, нет единства в последовательности событий. Так, ПЛ и СВ определенно говорят о закладке собора во время пребывания великорецкой иконы в Москве. Оба источника описывают совершение чуда обретения престола в присутствии образа, что указало на его наречение. Напротив, в Сказании закладка здания и наречение других приделов совершается до сретения Николы Великорецкого и чудо от образа оказывается протяженным по времени совершения - от обретения до чудесного указания на посвящение девятого придела. Какая же из этих версий более соответствует исторической реальности? Ответ на этот вопрос зависит и от датировки самих источников. Версия, читаемая в Никоновском своде, возникает при создании редакции ЛНЦ в 1556 г. Предполагают, что единственная рукопись ПЛ 1640-х гг. является и оригиналом памятника20. Интересующие нас сведения помещены в той части компиляции, в которой использован неизвестный летописец, содержащий сведения о событиях второй половины XVI - начала XVII в., доведенный до 1612/1613 г.21

Этим же источником, независимо от ПЛ, и может быть, по другому списку, пользовался составитель СВ22. Таким образом, версию Сказания, единственный известный список которого относится к концу XVII - началу XVIII в., следует считать самой поздней. Однако время ее появления не определяется датировкой рукописи, обнаруженной И. Кузнецовым. Поэтому вернемся к высказанному И. Кузнецовым предположению о том, что обнаруженный им источник представляет не летописную выдержку, а выписку из какой-то повести о митрополите Ионе23. Ссылка на повесть о митрополите Ионе существует в Сказании в контексте описания чудес от иконы Владимерской Богоматери и от мощей, рак и образов святителей Петра, Алексия и Ионы24. Упоминание о чудотворениях, произошедших от мощей святителей Петра и Ионы, 30 июля, "...въутриа день, в неделю" в Успенском соборе, куда был принесен образ Николы Великорецкого, содержатся и в ЛНЦ редакции 1556 г.25 Само описание чудотворений в ЛНЦ отсутствует. Более подробно о чуде, произошедшем от мощей святителя Ионы в дни, когда в Успенском соборе находилась икона Николы Великорецкого, сообщает Степенная книга. Этот рассказ действительно включен в текст Жития митрополита Ионы, где получил название "О жене: прозревшей дуновением святаго Ионы" (26). Само описание чуда предваряется сообщением о приходе в Москву образа Николы Великорецкого, его встрече и приносе в Успенский собор. Как и в Сказании здесь упоминается о чудесах, бывших тогда от иконы Владимерской Богоматери, а также от мощей, гробов и образов Петра, Алексия и Ионы27. Таким образом, действительно, в тексте Жития Ионы содержится информация о приходе образа Николы с Вятки. Летописное повествование о святом Ионе представляет вторую редакцию Жития (Житие II), составленную, как считается, специально, для включения в Степенную книгу (1560-1563 гг.) (28). Е. В. Белякова выделила и третью, неопубликованную, редакцию (Житие III), определив местонахождение ее списков. Исследовательница кратко указала и отличия третьей редакции от второй, заключающиеся в распространении рассказа Степенной книги о принесении иконы Николы Великорецкого и строительстве собора Покрова на Рву, заметив при этом, что это произведение незаслуженно мало используется исследователями29. Сравнение Сказания с выявленньм Е. В. Беляковой произведением полностью подтвердило предположение И. Кузнецова30. Один из списков Жития Ш находится в рукописном сборнике, составленном в 1596 г. в Троицком Ипатиевом монастыре, и носит название "Повесть и мало сказание от жития св. митрополита Ионы"31. Опубликованное И. Кузнецовым Сказание является фрагментом Жития III, названным в этом сборнике "О великорецкой иконе иже на Вятке святаго николы чюдотворца и о чюдесех святаго ионы"32. Кроме ряда лексических различий их тексты практически совпадают до известия о возвращении чудотворного образа обратно в Вятку: "и проводиша его со всякою честию" (Житие III) или "и проводиша его со всякою честию и благочинием. Слава Богу. Аминь" (Сказание)33. В Житии III далее следует рассказ о самом чуде, произошедшем от мощей святителя Ионы. То, что Сказание представляет список с первой части главы Жития, а не с протографа, использованного в Житии Ш, указывали слова Сказания, на которые обратил внимание еще И.Кузнецов: "паче же и сии великий святитель Иона, о нем же повесть сия составися..."34. Они присутствуют и в тексте Жития III35. Составитель сборника конца XVII - начала XVIII в. из собрания Н. П. Румянцева превратил первую часть главы Жития III в отдельное Сказание, добавив в него указание на чудеса от образа Александра Свирского и изменив заголовок36. Поэтому сам текст Сказания должен датироваться временем составления Жития Ш. Время появления третьей редакции точно не определено. Выявленные Е. В. Беляковой списки относятся к концу XVI в.37 И это позволяет считать его более ранним источником, чем ПЛ и СВ. Происхождение Сказания из Жития III показывает, что исторические свидетельства о начале строительства собора Покрова на Рву не однородны по своему происхождению и могут относиться к разным жанрам древнерусской письменности. Наиболее ранней и официальной версией событий 1554-1555 гг. является рассказ ЛНЦ редакции 1556 г. в составе Никоновской летописи. Это единственный источник, дающий их хронологическую привязку. В отличие от Жития Ш, ПЛ и СВ, ЛНЦ сообщает даты привезения образа в Москву и освящения деревянной церкви. В Житии Ш, ПЛ и СВ фиксация исторического времени не имеет документального характера. Так, по Житию Ш все события происходят в один день: и встреча иконы, и наречение престола, и возведение деревянной церкви, и ее освящение, и написание иконы в меру чудотворной, и помещение ее в деревянном храме Николы Великорецкого, и отнесение образа в Успенский собор. Несмотря на подробность сообщения, текст Жития III относит на один день события, произошедшие в течении целого месяца, поскольку икону принесли в Москву 29 июня, а деревянную церковь освятили только 29 июля38. Временное слияние событий отчетливо проявляется и в ПЛ. Посмотрим, какой этап в строительстве храма здесь описывается: "И прииде царь на оклад той церкви с царицею Настасиею и с отцем богомольцем Макарием митрополитом. И принесьша образы чюдотворныя многия и Николу чюдотворца, кой прииде с Вятки. И стали молебны совершати и воду святити. И первое основание сам царь касается своима руками. И разсмотриша мастеры, что лишний престол обретеся..."39. Здесь повествуется о чине освящения закладки здания, который не являлся, собственно говоря, фактическим началом строительных работ. Он не имел никакого отношения к строительной разметке и совершался уже после сооружения фундамента. Место освящения закладки здания в поледовательности строительных работ можно увидеть в некоторых летописных описаниях, например, возведения Успенского собора Москвы при митрополите Филиппе I: "Начаша же рвы копати месяца Априля. Ископаша же рвы и преже древом подошву набиша. Таже на то каменем рвы оны наполниша... и того же месяца 30 день... пресвященныи митрополит Филипп с всем освященным събором, облекшеся в священныя одежды поидоша на основание церкви... И тако съвръшивше молебная, и преже всех своима рукама мирополит начало полагает, идеже олтарю быти, таже по странам и по углом, и по сем мастери начинают дело зданию"40. Понятно, что и действия митрополита имеют символический смысл, объясняемый, например, у Симеона Солунского, также указывающего на совершение чина после выкапывания фундаментных рвов41. Таким образом, в ПЛ искусственно соединены два разных этапа в строительстве храма. В Житии нет прямого указания на обретение во время совершения чина освящения закладки храма. Сам чин не описан. Чудо происходит при размерении основания, но из контекста явствует, что тогда же произошло и наречение престолов. Это заставляет подозревать, что и составитель Жития III указывает на совершение чуда при освящении закладки. Как и Житие III, ПЛ и СВ, ЛНЦ не сообщает даты освящения закладки собора и мы не можем твердо установить, действительно ли, как об этом говорит Житие III, освящение закладки произошло до прихода образа в Москву, или в его присутствии, согласно версии ПЛ и СВ. Этот вопрос весьма существенен для истории изменения строительного замысла. Но он может быть поставлен и иначе: когда было отдано повеление принести образ Николы Великорецкого и как это связано по времени с закладкой нового каменного собора? В ЛНЦ редакции 1556-1560 гг. не определен и месяц прихода в столицу священников и лучших людей с Вятки "о том бити челом и воспоминати, что на Вятке образ николы... велие чюдеса творит да от многа лет неподелыван... чтобы государь велел обновить"42.