Смекни!
smekni.com

Москва становится столицей единого государства (стр. 4 из 5)

Во второй половине 1480-х годов в Москве образовался весьма влиятельный кружок приверженцев свободолюбивых взглядов. В него входили: видный дипломат той эпохи дьяк Федор Васильевич Курицын, его брат дьяк Иван Волк, иконописец Иван Черный, другие дьяки и московские купцы. Кружок вольнодумцев находил поддержку у княгини Елены Стефановны, супруги, а с 1490 г. вдовы Ивана Ивановича Молодого, дочери молдавского воеводы Стефана, получившей поэтому имя Елены Волошанки (от волохи – молдаване). Аналогичный еретический кружок образовался в то же время и в Новгороде.

Московские и новгородские еретики, надеясь на высокое покровительство, не особенно таили свои взгляды. Случай подвергнуть критике традиционные догмы появился в сентябре 1491 года, когда по принятому летоисчислению от сотворения мира наступал 7000-тысячный год. Число семь в православной традиции считается сакральным и на исходе шестой тысячи лет было широко распространено мнение, что в 7000 году наступит конец света. Когда же конца света не настало еретики нашли повод посмеяться над сторонниками традиционной точки зрения, прежде всего, митрополитом Зосимой и новгородским архиепископом Геннадием: “...ныне седмь тысяч, а конца несть: ино и святые де отцы солгали”.

С идейными разногласиями совпали и внутриполитические проблемы. Старший сын Ивана III от первой жены наследник Иван Молодой в 1490 г. тяжело заболел “камчугою в ногах”. Наследника вызвался лечить венецианский жид Леон, поручившийся головой за здоровье больного. В результате лечения Ивану Молодому стало хуже и он умер. Через сорок дней после смерти сына Иван III велел казнить самоуверенного лекаря – ему отрубили голову за рекой Яузой на Болвановке. Сын Ивана Молодого Дмитрий (1483—1509) был объявлен наследником престол, а в 1497 г. торжественно короновал в Успенском соборе и формально именовался соправителем великого князя. Между тем, от второго брака, у Ивана III было пять сыновей, старший из который Василий родился в 1479 г., и три дочери. К концу жизни великого князя вопрос о престолонаследии обострился. При дворе образовались две партии – сторонников Елены Волошанки и ее сына Дмитрия и сторонников Софьи Палеолог и ее сына Василия. Первоначально верх одержали сторонники Дмитрия-внука, но в 1499 г. великий князь положил опалу на крупнейших бояр – князя Ивана Юрьевича Патрикеева, его сына князя Василия и зятя князя Семена Ивановича Ряполовского. Все они были выдающимися полководцами, дипломатами и администраторами своего времени. Князь Ряполовский был казнен, Патрикеевы пострижены в монахи. Великий князь обвинял опальных бояр в том, что они “высокоумничали” – что скрывалось за этим словом, неясно. Впрочем, понятно, что самодержавный московский государь стремился к тому, чтобы окружить себя пусть бесцветными, но послушными исполнителями своей воли, а не талантливыми, но имеющими собственное мнение людьми. В 1502 г. гнев пал и на Елену Волошанку и Дмитрия – их заточили в тюрьмы. Вскоре пришла очередь и московских еретиков.

В 1503 г. в Москве состоялся церковный собор. Главным вопросом решавшимся на соборе был вопрос о монастырских землях. Иван III намеревался конфисковать основную часть земель в пользу казны, но натолкнулся на упорное сопротивление иосифлян. Победа иосифлян на соборе 1503 г. предопределила судьбу московских и новгородских еретиков. В 1504 г. они были осуждены и сожжены.

Борьба за Смоленск

Провозгласив себя наследником могущества Древней Руси, Иван III вступал в конфликт с Литвой из-за древнерусских земель – Полоцкого и Смоленского княжеств, захваченных литовскими князьями в XIII—начале XV вв. В 1480-х годах началась формально не объявленная русско-литовская война, завершившаяся мирным договором 1494 г., предусматривавшим и проект брака великого князя Александра Казимировича Литовского на дочери Ивана III Елене. Успех в этой войне одержало Российское государство. К Москве перешли Верховские княжества (расположенные в верховьях реки Оки – Воротынское, Мезецкое, Одоевское и др.), Вязьма и Медынь. В самом конце XV в. отношения между государствами вновь обострились. Иван III послал зятю грамоту, в которой обвинял его в том, что тот принуждает свою супругу к принятию католичества. Военные действия начались в 1499/1500 году. Успехи вновь сопутствовали московским воеводам. Они взяли Радогощ, Гомель, Новгород-Северский, Дорогобуж и другие города. К великому князю московскому перешли со своими уделами князья Бельские, Трубецкие, Мосальские. На реке Ведроше в 1500 г. литовское войско во главе с гетманом Острожским было наголову разбито воеводами боярином Юрием Захарьевичем и князем Даниилом Васильевичем Щеней. В 1502 г. сын великого князя Дмитрий Иванович Жилка возглавил поход на Смоленск, но он был неудачен. Решение главной задачи русско-литовской войны – взятие Смоленска – выпало на долю Василия III. Через двенадцать лет, после двух неудачных походов, войско Василия III взяло Смоленск. 1 августа 1514 г. Василий III торжественно въехал в город. В честь этого события в 1523 г. к югу от Москвы, на Москве-реке у Лужников был основан женский монастырь в честь чтимой смоленской иконы Пресвятой Богородицы Одигитрии (Путеводительницы), позднее получивший название Новодевичьего монастыря. В 1525 г. был освящен монументальный пятикупольный собор монастыря, сохранившийся до нашего времени, в котором и установили икону Смоленской Божией Матери.

Василий III Иванович

Великий князь московский Иван III Васильевич скончался 27 октября 1505 года. Кончина наступила после долгой болезни великого князя. Еще в июне 1504 г. Иван III приказал составить духовную, которая знаменовала отход государя от участия в государственных делах. Своим наследником Иван III назначил старшего сына Василия, который уже в 1500 г. получил титул великого князя. Младшие сыновья Василия – Юрий, Дмитрий, Семен, Андрей – должны держать старшего брата “вместо отца своего” и слушать его “во всем”. На долю Василия достались огромные территории: вся Москва, без разделения на доли, как ранее; территория Московского и Тверского княжеств, Новгород, Псков, Вятку, часть Рязанской земли. Крошечные уделы его братьев были рассеяны среди великокняжеских земель: Юрий получил Дмитров, Звенигород, Кашин, Брянск и другие города; Дмитрий – Углич, Зубцов, Мезецк и др.; Семен – Калугу, Бежецкий Верх, Козельск; Андрей - Старицу, Верею, Вышгород, Любутск. Согласно условиям завещания, уделы бездетных князей переходили к Василию III; им было запрещено чеканить свою монету и ставить гостинные дворы и лавки в Москве. Духовная Ивана III вынесла окончательный приговор удельной системе. Василию III оставалось только сделать еще несколько шагов для завершения процесса объединения России вокруг Москвы.

В 1510 г. была ликвидирована Псковская республика, а в Пскове установлено прямое управление наместников великого князя. В 1513 г. скончался удельный князь Федор Борисович Волоцкий и его княжество перешло к Василию III. После смерти бездетных братьев Василия III Дмитрия Жилки (1521) и Семена Калужского (1518) их уделы также отошли к великому князю. В 1520—21 гг. было присоединено к Москве Рязанское княжество, рязанский князь Иван Иванович бежал в Литву. Таким образом, к концу правления Василия III на Руси оставалось только два полноценных удела его братьев Юрия Дмитровского и Андрея Старицкого. Определенными правами удельных князей еще пользовались Верховские князья – Воротынские, Бельские и некоторые другие, но это лишь слабые следы прежней независимости. Российское государство превратилось в единодержавное. Все жители России стали подданными государя, причем, не просто подданными, а холопами, над имением и жизнью которых великий князь имел полную власть. “Все они называют себя холопами, т.е. рабами своего государя”, – пишет С.Герберштейн. Правда, Василия III еще сдерживали традиции согласования решений с митрополитом и Боярской Думой, но его сын Иван IV Грозный не особенно церемонился с традициями, во всем действуя по своему хотению, как государь самодержавный.

Менее удачным было правление Василия III для русско-крымских и русско-казанских взаимоотношений. Союз с Крымом после смерти Ивана III и Менгли-Гирея (с 1515) распался. Новый крымский хан укорял Василия III в захвате Смоленска, который Менгли-Гирей “пожаловал” великому князю литовскому. В 1516 г. крымцы напали на Рязань. Камнем преткновения в русско-крымских взаимоотношениях стал вопрос влияния на Казань. В 1521 г. брат крымского хана Саип-Гирей взял Казань и изгнал московского ставленника Ших-Алея. Вслед за тем сам крымский хан Магмет-Гирей двинулся на Москву. Василий III, по примеру предков, покинул столицу. Татары остановились, не дойдя до города, но передовые отряды подходили к Москве, грабили и захватывали в плен местных жителей. Во главе обороны столицы великий князь оставил своего зятя крещеного казанского царевича Петра и бояр. Они вступили в переговоры с ханом, который требовал деть ему грамоту с обязательством возобновить выплату дани. Получив грамоту, хан двинулся обратно, пытался было взять Рязань, но был отражен от ее стен и ушел, оставив грамоту в руках рязанского наместника окольничего Ивана Васильевича Хабара.

Василий III был несчастлив в семейной жизни. Он женился еще при жизни отца, в 1505 г. на представительнице боярского рода Соломониде Юрьевне Сабуровой. Детей у венценосной четы не было. Это причиняло много огорчения великому князю. Он не разрешал жениться и своим братьям, дабы племянники не смогли оспаривать право на престол у его детей. Наконец, в 1525 г. великий князь решился на неслыханное на Руси дело – развод. Великую княгиню, “чадородия ради” насильно постригли в монахини и отправили в Суздальский Покровский монастырь. Через некоторое время пошли слухи, что разведенная княгиня родила в монастыре сына, которого назвала Георгием. Однако, они оказались только слухами. Многие осуждали развод великого князя, называя это “блудодеянием”, однако, Василию III удалось быстро смирить своих противников, а глава церкви митрополит Даниил, иосифлянин и верный сторонник великого князя, был всецело на его стороне.