Смекни!
smekni.com

Москва в XII веке (стр. 2 из 2)

Да, было дело. Недаром жива до сих пор средневековая пословица: "Бьет - значит любит".

Но били не только женщин - но и детей: "Кто жалеет розгу, тот губит ребенка". (Может, нашим избалованным детям иногда тоже не хватает ремня?)

Да и по прошествии веков ситуация не сильно изменилась. Сейчас в рабоче-крестьянской среде мужья бьют жен не менее часто, чем раньше.

Значит, дело, наверное, не в половых предрассудках, и не в социальном строе, а в общей жестокости нравов в определенных кругах общества. Просто в то время образованных, хорошо воспитанных людей было меньше, и общий культурный уровень был ниже. Хотя, о современном обществе я бы не стала говорить с такой уверенностью.

Разумеется, чем ниже было положение женщины, тем больше бедной доставалось. Хуже всего приходилось крепостным. Были случаи, что крепостные женщины подвергались насилию со стороны господ. С другой стороны, разве крепостные мужчины имели больше прав?

В общем, конечно, доставалось нашей сестре! Но неужели это ущемление прав лучшей половины человечества поощрялось домостроем? Разумеется, нет! Эта книга, написанная православным священником, призывала к истинно христианским добродетельности и кротости не только женщин, но и мужчин. Она советовала наставлять домочадцев "не понуждением, не битьем, не тяжким рабством, но, словно детей, что всегда в порядке, одеты и сыты, и в теплом дому", и "ни за какую вину ни по уху, ни по лицу не бить, ни под сердце кулаком, ни пинком, ни посохом не колоть, ничем железным и деревянным не бить".

Да и вообще, зная некоторые образы русских женщин из известных литературных произведений, можно полагать, что далеко не все мужья могли поднять на жен руку, но и некоторые из них сами страдали от побоев жены. Помните старый анекдот: " Жена с веником бегает по квартире за мужем, тот забрался от нее под кровать. Тщетно попытавшись достать его оттуда, она грозит ему: "Ну-ка вылезай, окаянный!". - "Кто из на глава семьи? - вопрошает муж в ответ. - Сказал, не вылезу - значит, не вылезу!".

Кроме того, права женщины всегда охранялись законами. Еще в старые времена предусматривались штрафы и кары в случае, если девицу принуждают силой выйти замуж, а она, не желая брака, причинит себе смерть или увечье. И насилие женщины всегда преследовалось по закону: за бесчестие женщины в средневековой допетровской Руси причитался изрядный штраф.

Сейчас все беды русского народа модно сваливать на церковь и священников - "мракобесов в рясах", которой якобы выгодно было держать народ в невежестве и повиновении. Однако, это очередное заблуждение, навязанное во времена недоразвитого коммунизма вместе с лозунгами того времени " Бога нет " и " Религия - опиум для народа ". Церковь тоже защищала права женщин. Духовенство во имя религии поддерживало почтенное отношение сыновей к матерям. "Если же станете опять гневить и оскорблять свою мать, - писал Митрополит Иона князьям, несправедливо завладевших имением матери, - возложим на вас духовную тягость церковную, свое и прочих священников неблагословение". Положение женщины в церкви было вовсе не угнетенным и бесправным. В раннехристианском обществе даже существовал институт диаконис (женщин-церковнослужителей), который в последствии был ликвидирован.

А то, как на Руси и в православной церкви почитали и почитают Богородицу, явно говорит об особом отношении к женщине. Да и святые Матрона Московская и Ксения Петербуржская в силе любви к ним и поклонении православного люда не уступают отцам нашей Русской Православной церкви Сергию Радонежскому и Серафиму Саровскому.

Нет, не власть мужчины над женщиной, а покровительство устанавливалось Домостроем. Мужу внималось заботиться о жене. Он был Хозяином с большой буквы, радетелем о семье, жене, слугах.

Не тогда женщины подвергались рабству и угнетению, а сейчас, в наше "демократическое" время.

Да разве добропорядочный муж мог бы позволить, чтобы его красавица жена нанималась в работницы к соседу? Это было бы позором на его седины!

Так что, кажется, наша с Вами, бабоньки, любимая поговорка - "Я и лошадь, я и бык, я и баба, и мужик" здесь не работает. Похоже, она появилась лишь тогда, когда Домострой умер. Как раз таки старый уклад был направлен на защиту женщины от жестокостей мира.

Ведь как мы не будем стараться освоить все мужские профессии, от нас все равно будет мало толку при погрузке, скажем, рояля. Мы никогда не сможем сравняться с мужчинами, потому, что мы - женщины. Мы по-другому устроены. Мы не такие сильные, как они. Зато мы более внимательные и ловкие. Нам не присуще стратегическое мышление. Зато мы отличные психологи и воспитатели. Так зачем мы будем плохо выполнять мужскую работу, если можем хорошо выполнять женскую?

Попробуем в заключении сделать вывод: что же мы потеряли, когда приобрели права на труд и ответственность наравне с мужчинами?

Мы потеряли лучшего друга - мужа - заботливого, внимательного, любящего супруга.

Почему вы считаете, что ваши мужья, воспитанные матерями в свободное от стояния у мартеновского станка время, захотят заботиться о вас?

Может, нам нужен не соперник на карьерной лестнице, а друг, способный поддержать нас в трудную минуту? Может, нам не надо гнаться за развязными мужиковатыми американками, а вспомнить, что мы сильны совсем другим, что наша сила - в нашей слабости.

Знаете, чем парадокс жен декабристов, которыми восхищаются мужчины двух последних столетий? Думаю в том, что никакого парадокса здесь нет. Это - менталитет обычной русской женщины, которая всегда была склонна к самопожертвованию. Добровольно лечь в гроб вместе с супругом или уйти после его смерти в монастырь… верите - в старые времена такое случалось. И, видимо, на генетическом уровне в нас осталась эта самоотверженность - не даром русские невесты так ценятся на Западе.

Так давайте предоставим мужчине право заботиться о нас и наших детях, а сами будем заботиться о нем. Тогда семья станет совокупностью не конкурирующих сторон, а органично друг друга дополняющих. Будем "жить всегда в любви и в согласии", какими создал нас Бог - двумя половинками одного яблока.

Как сказал автор жития одной из самых романтичных семейных пар молодого Московского княжества Дмитрия Донского и жены его Евдокии: " любящего душа в теле любимого. И я не стыжусь говорить, что двое таких носят в двух телах единую душу "

Список литературы

Домострой

С.М. Соловьев "История России с древнейших времен"

Б.Бродский. Вслед за героями книг