Смекни!
smekni.com

Китай-город (стр. 1 из 4)

Китай-Город

Кремль, по старому разделению Москвы, называется Городом, строения вне Кремля - Пасадом, а слободы вне Белого города - Загородьем. Впоследствии теснота Кремля важность посада и увеличивающееся число жителей были причиной того, что мать Ивана Грозного Елена Глинская во избежании новых бедствий от нашествия татар и литовцев приказала выкопать глубокий ров вокруг всего посада, заключавшего в себе кроме домов многих знатных горожан все купеческие лавки, торги, или рынки, святые храмы и достопамятную Красную площадь. Работа начата была 20 мая 1534 года и в июне того же года закончена.. Замечательно, что работа эта производилась всеми Московскими жителями, за исключением знатнейших граждан и государственных чиновников. Ров простирался от речки Неглинной через старую Троицкую площадь и Васильевский луг к Москве - реке.

Речка Неглинная была запружена и водой своей наполнила ров, так что Кремль и Китай-город представлялись островом. В 1535 году, 16 мая, после молебна и крестного хода по нововыкопанному рву была заложена и каменная стена с четырьмя башнями. Сам митрополит Даниил заложил камни основания как для стенки, так и для башен.

Постройкой стены заведовал зодчий итальянец Петрак Малый, и стена была окончена в 1538 году.

Так была основана новая часть города под названием Китай-город. По мнению некоторых, это слово означает Средний, но другие полагают, что Китай-город так назван по имени Китай-городка в Подольском воеводстве, откуда была родом Елена Глинская. Предположение это всего вероятнее. Однако есть и еще одно предположение относительно названия Китай-города.

Некоторые из историков уверяют, что эта часть Москвы исстари называлась Китаем, и что с этим Словом в простонародье связывался всемирный рынок, и всякая иноземная ткань называлась «Китайком». Всё будто бы произошло оттого, торговала с Китаем. В Рязанской губернии среди простого народа слово «Китай» и до сех пор составляет насмешливое прозвище всякого барышника и торгаша.

Как бы там ни было, но московский Китай-город действительно был центром, где сосредоточилась всякого рода торговля и всякого рода промышленность, имеющая значение не только для Москвы , нот даже и для всей России. Подобно Кремлю и Китай-город после перенесения столицы из Москвы в Петербург стал заметно падать и приходить разрушение. Стены Китай-города в эти годы стали обваливаться, в башнях открыты мелкими чиновниками лавки. К стенам были пристроены погреба, сараи, конюшни.

Нечистоты при стенах всё больше увеличивались заражали воздух . Много лачужек и плохих построек в этой части города было на землях, захваченных духовными властями.

Церковное духовенство не только на подворьях, но и церковных землях завело погреба, харчевни.

Начальник Кремлёвской экспедиции И.С. Валуев входил к обер-полицмейстеру Беклешеву в 1806 году с прошением по этому поводу. Беклешев предлагал митрополиту Платону свести такие заведения с церковных земель. Платон не согласился, ссылаясь на то, что от того много потерпят как церковные доходы , так церковнослужители, которых состояние было весьма близко к бедному. Самым грязным местом в Китай-городе были так называемые певчие дома , принадлежавшие владению синодальных певчих, которые сами здесь не жили, а отдавали постройки в наём. Дома эти были деревянные, разделенные перегородками на маленькие комнаты, углы и чуланы.

Здесь с давних пор были харчевни, трактиры, кофейни и разные мастерские. В случае пожара эта местность представляла большую опасность. В 1804 году здесь все деревянные строения были сломаны и оставлен один трактир.

С дозволения бывшего главнокомандующего Китайской стены были построены 204 деревянные лавки, в 1783 году , а в 1786 году по воле графа Брюса лавки эти заменены каменными. Землю отдали без платы, что только застроили пустое место и содержали тут мостовую. Другие здания у стен построены до 1780 года по словесному дозволению тогдашнего обер-полицмейстера Архарова. За стеной от Воскресенских до Никольских ворот стояли постройки не менее безобразные.

В старину предлагали стену от Никольских до Варварских ворот сломать, но это намерение не было исполнено. В 1807 году часть стены против воспитательного дома обрушилась на 2 сажени , а смежные растрескались. На починку их потребовалось 190 тыс. рублей серебром. Беклешев ещё в 1805 году предлагал сломать стену Китай-города с башнями от ворот Никольских до Москворецкого моста как ненужную и ветхую , а на ее месте сделать бульвары для гулянья, нол император Александр-1 на это не согласился, желая сохранить все древние строения в Москве в первобытном виде. Ров возле стены Китай-городке был везде завален мусором.

Его только расчистили в 1802 году. После 1812 года ров был засыпан и вся Китайская стена исправлена; оказалось, что площадь строений Китай-города занимает 45 десятин. Незастроенной земли было в трое меньше , чем застроенной. Площадей - 5, улиц от 4 до 8 саженей шириной, зданий - 15.

Торговых помещений втрое больше числа квартир. Китай-город есть наиболее скученно населенная местность всей Москвы. Жителей считается более 30 тысяч, домов более 2 тысяч. Сама стена имеет в окружности 975 саженей. Стена построена из кирпича красного цвета. Правительница Софья приказала её выкрасить в белый цвет.

Ворота Китай-города.

При закладке Китайской стены были устроены 4 башни, которые образовали 4 ворот.

Сретенские - ныне Никольские. Эти ворота именовались Сретенскими, вероятно, потому, что вели к Сретенскому монастырю, а в последствии названы Никольскими потому, что находятся недалеко о Никольских кремлевских ворот и от церкви Николая Чудотворца Большой Крест и, вблизи Никольской улицы.

Троицкие - ныне Ильинские. Название этих ворот Троицкими происходило скорее всего оттого, что через них обыкновенно государи наши хаживали к Троице. Тут же было Троицкое подворье, а за воротами простиралась земля, принадлежащая Троицкой лавре. Впоследствии ворота названы Ильинскими по совершаемому через них 20 июля из Кремля крепостному ходу Сперва к Илье Пророку, что на Новгородском подворье, а потом к Илье Пророку, что на Воронцовом поле.

Всесвятские - ныне Варварские. Прежнее наименование Всесвятских было дано воротам, вероятно, потому, что недалеко от них находится церковь Всех Святых (На Солянке). Новое название происходит от церкви Варвары Великомученницы.

Косьма-Дамианские Ворота. Эти именовались по церкви Косьмы и Дамиана . Ворота эти заложены при царевне Софьи Алексеевне . С течением времени появились и новые ворота : Владимирские , Новоникольские, Москворецкие.

Воскресенским воротам, как воротам для Москвы особенное значение, мы посвятим следующую статью с описанием святой иконы Иверской Божьей Матери.

Воскресенские ворота устроены гораздо позже возведения Китайской стены. Устройство их относится к 1680 году т.е. к царствованию Федора Алексеевича, который повелел поставить над ними вместе с другими иконами и Икону Воскресения Христова. По этой иконе, вероятно, и ворота названы Воскресенскими. При первоначальной постройке стены Китай-город здесь была башня хотя и с воротами, но не проезжими. Въезд в Кремль был с этой стороны через Троицкие или Боровицкие ворота. Название это, укорянилось не ранее первой половины 18 столетия. Прежде они назывались Курятными от находившегося вблизи Курятного ряда, Неглинными от протекающей перед самими воротами речки Неглинной, Львиными - от находившегося, Львиного двора. В этом дворе содержались львы, присланные в дар Ивану Грозному из Англии, а позднее из Персии. Во время пожара 1737 гола , который охватил почти всю Москву, ворота тоже пострадали. При возобновлении ворот после пожара в фасаде произошли некоторые изменения, а остальное все было сохранено, не были поставлены только иконы. Часовня для иконы Иверской Божьей Матери была устроена впервые в 1669 году , куда икона и поставлена в этом году 19 мая. При перестройки ворот в 1680 году для Часовни сделаны была на внешней стороне ворот печура в стене между двух проездов и к ней пристроена деревянная Храмина с чуланом. Эту часовню приписали к Ноколо-Перервинскому монастырю. Хотя указом в 1722 году были уничтожены почти все часовни в Москве, Воскресенская часовня по просьбе народа к чудотворной иконе Иверской Божьей Матери осталась неприкосновенной. Главнейшей достопримечательностью и бесценным украшением Воскресенских ворот является, чудотворная икона Иверской Божьей Матери. Она была привезена в Москву 13 октября 1648 года. 143 года икона Иверской Божьей Матери находилась в часовне у Воскресенских ворот, но в 1812 году она была вывезена из Москвы, а потом снова возвращена 10 ноября 1812 года и поставлена на прежнее место.

КрестцыКитай-Города.

Крестцами в Китай-городе назывались те места, где находились особые часовни, в которых приводили к крестному целованию народ в особенно важных случаях, а также объявлялись царские и патриаршие указы. Сюда же привозили трупы безродных тюремных узников, умерших в тюрьме или под пытками, для сбора денег на их погребение.

Перед Семиком на эти же крестцы вывозили из убогих домов, содержавшихся там подкидышей, и там их брали на воспитание бездетные супруги. Таких крестцов в Китай-городе было три : Никольский, Ильинский, Варварский.

Никольский крестец (часовня) находится при церкви Николы Старого Греческого монастыря. Часовня эта была особенно чтима в народе. Перед образом Николая Чудотворца теплится неугасимая лампада, а в прежнее время горела неугасимая поставная свеча. Тогда между обывателями существовал обычай ежедневно в сумерки брать огонь из часовни Св. Николая и им зажигать свечи и ночники в свих домах. Обычай этот наблюдался до 18 столетия.

Ильинский крестец получил своё название от Ильинского монастыря, что стал церковью Пророка Ильи, что на Новгородском подворье. Он простирался от Ильинского моста ( через ров у стены Китай-город) и до Фроловских (Спасских) ворот или даже до Лобного места. На этом крестце по обычаю собирались попы и дьяконы, и сюда присылали обыватели нанимать их в свои церкви для совершения церковных служб. Эти духовные лица вели себя крайне неприлично, бранились между собой и делали разные бесчинства , вследствие чего против этого обычая восстали многие из духовных лиц. Обычай был прекращен только в 18 столетии.