История налогообложения (стр. 1 из 11)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение.................................................................................................................................................. 3

1. Практика налогообложения.............................................................................................................. 5

1.1.Налоги в античном мире........................................................................................................... 5

1.2. Налоги древней и средневековой руси................................................................................... 10

1.3. Реформа петра I.......................................................................................................................... 17

2. Зарождение учения о налогах......................................................................................................... 20

2.1. Налоги в средневековой европе.............................................................................................. 20

2.2. Россия после петра I.................................................................................................................. 27

3. Современный налоговый мир......................................................................................................... 32

Заключение............................................................................................................................................ 34

Литература............................................................................................................................................. 38

ВВЕДЕНИЕ

И всякая десятина на земле из семени земли и из плодов де­рева принадлежит Господу: это святыня Господня.

«" Пятикнижие Мои­сея". Левит», 27, строфа 30.

Это ужасно взволнует его (Бисмарка). Вы же знаете, что он думает о налогах. И вообще, почему не отнестись с понима­нием к такому человеку, как он. Кстати говоря, «наверху» со­гласны с таким подходом.

Хельмут фон Герлах, правительствен­ный асессор, по дол­гу службы занимав­шийся налоговыми декла­ра­циями Бис­марка. Ландрат дал ему указание не под­вергать никакому со­мнению налоговые декларации Бисмар­ка, как бы неверны они ни были.

Библейский бог н а горе Синай не ограничился тем, что продиктовал Моисею свое исключительное право на монопольное религиозное представительство («Да не будет у тебя других богов перед лицом моим»), но и проявил достаточную хозяйственную дальновид­ность, чтобы обеспечить торжественное соблюдение за­вета и в финансовом плане — в форме жертвоприноше­ний. Сомнения вызывает лишь его право на авторский приоритет данной комбинации, поскольку еще до авто­ров Библии первые властители древности с такой же ясностью поняли, что их божественное происхождение само по себе не обеспечит им физическую неприкосно­венность и что культ их торжественного обожествления нуждается в финансовых средствах, которые соответ­ственно должны быть канонизированы в «жертве». Уже на ранней стадии возникновения культовых жертвопри­ношений и в самой библейской формулировке «десяти­ны» для обоснования налогов было необходимо ни много ни мало как возвести их в ранг святыни—несомненное доказательство полной профанации этого понятия. Ведь банально-архаический инстинкт челове­ка без какой-либо ответной услуги добраться до карма­на ближнего, чтобы укрепить свое господство и тем са­мым подчинить себе других людей за их же собствен­ные деньги, требовал по крайней мере в античные вре­мена религиозной завуалированности, которая благо­даря христианству была сохранена в Европ е на следую­щие полторы тысячи лет.

Этот эпизод описывает появление и «узаконивание» по сути первого вида налога и далее в течение веков происходило эволюционное развитие и совершенствование системы налогообложения, отмечаясь множеством ярких эпизодов в истории, которые можно сопроводить небезынтересными, порой спорными рассуждениями о «налоговой морали», «налоговой культуре» и, даже, можно сказать, о «налоговой философии».

Став объектом многопланового изучения, налог как бы выходит из естественной среды своего обитания, то есть из сферы перераспределения национального дохода, и становится чрезвычайно важным элементом внутренней структуры человеческого общества ее политических, экономических и социальных ипостасей.

Отсюда и наше представление о налогах, возвысившись над обыденной конкретикой их образования, по лучения и использования, превращается в неотъемлем ую часть политического, экономического и социального мышления.

Со времени возникновения государства именно налоги становятся необходимым звеном экономических отно­шений в рамках самых различных способов производ­ства. Более 100 лет назад К. Маркс писал: «В налогах воплощено экономически выраженное существование государства. Чиновники и попы, солдаты и балетные танцовщицы, школьные учителя и полицейские, грече­ские музеи и готические башни, цивильный лист и та­бель о рангах—все эти сказочные создания в зароды­ше покоятся в одном общем семени — в налогах» [1] .

Налоги издревле п ривлекали обостренное внимание не только правителей всех стран и народов, но и ученых мужей, особенно когда последние пытались разобрать­ся в сложных вопросах хозяйственной жизни общества. В дальнейшем теоретические проблемы налогообло­жения обернулись составной частью самостоятель­ной науки — политической экономии.

Основной целью данной работы является рассмотрение исто­рии налогообложения, не только вдаваясь в финансово-технические детали или абстракт­ные налоговые предписания, а также показать на тесное переплетение социальных, военных, религиозных и не в последнюю очередь политических факторов, симпто­матичных для состояния эпохи, показать налогообложение в ходе исторического развития, то есть то, как злоупотребле­ние налогами может стать средством унижения инди­вида, и одновременно отметить, как разумное налого­обложение служит прогрессу науки, архитектуры, транспорта, медицины, целям социальной справедли­вости, короче говоря, всей цивилизации. Подобная «разрез» в положительном смысле обнажает целый пласт культуры в историческом процессе. Целью данной работы является не полнота и точность изображения исторического разви­тия налогообложения, а приведение характерных при­меров того, как человек из на первых порах примитив­ного «одноклеточного» жертвоприношения сумел на протяжении существования налогов изобрести почти невообразимое множество видов налогов, а также по­каз того, до каких «высот» налоги выросли, будучи прямым фактором экономической мощи.

1. ПРАКТИКА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

1.1. Налоги в античном мире

Налоги явл яются необходимым звеном экономических отноше­ний в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопрово­ждаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налого­вый механизм используется для экономического возде йствия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

Налоги известны давным-давно, еще на заре человеческой цивилизации. Их появление связано с самыми первыми общест­венными потребностями.

В развитии форм и методов взимания налогов можно выде­лить т ри крупных этапа. На начальном этапе развития от древнего мира до начала средних веков государство не имеет финансового аппарата дл я определения и сбора налогов. Оно определяет лишь общую сумму средств, которую желает получить, а сбор налогов поручает городу или общине. Очень часто оно прибегает к помо­щи откупщиков. На втором этапе (XVI — начало XIX вв.) в стра­не возникает сеть государственных учреждений, в том числе фи­нансовых, и государство берет часть функций на себя: устанавл и­вает квоту обложения, наблюдает за процессом сбора налогов, определяет этот процесс более или менее широкими рамками. Роль откупщиков налогов в этот период еще очень велика. И, на­конец, т ретий, современный, этап — государство берет в свои ру­ки все функции установления и взимания налогов, ибо правот а обложения успели выработаться. Региональные органы власти, местные общины играют роль помощников государства, имея ту или иную степень самостоятельности.

На самых ранних ступенях государственной организации на­чальной формой налогообложения можно считать жертвопри­ношение. Не следует думать, что оно было основано исключи­тельно на добровольных началах. Жертвоприношение было не­писаным законом и таким образом становилось принудительной выплатой или сбором. Причем процентная ставка сбора была достаточно определенной. В Пятикнижии Моисея сказано: и всякая десятина на земле из семени земли и из плодов дерева принадлежит Господу.

После крещения Руси князь Владимир возвел в Киеве цер­ковь святой Богородицы и дал ей десятину от всех доходов. В летописи мы находим об этом следующее сообщение:

«Создах церковь св. Богородица десятинную и дах ей десятину по в сей земле Русьстей: и з княже ния в Соборную церковь от все го княжа суда десятую векшю, а и с торгу де сятую неделю, а и с домом на всяко лето от всякого стада и от всякого жита.»

Итак, первоначальная ставка налога составляет 10% от всех полученных доходов.

По мере развития государства возникла «светская» десятина, которая взималась в пользу владетельных князей наряду с деся­тиной церковной. Данная практика существовала в различных странах на протяжении многих столетий: от Древнего Египта до средневековой Европы. В древнейшие времена в Египте взимал­ся поземельный налог, причем он достиг сложного развития и отличался высокой точностью. Во времена Страбона в Египте су­ществовали два нилометра, посред ством которых производ ились наблюдения за уровнем воды, лежавшие в основе расчета будущего налога. За XII веков до Рождества Христова в Китае, Вавилоне, Персии уже известен поголовный, или подушный, налог.


Copyright © MirZnanii.com 2015-2018. All rigths reserved.