Смекни!
smekni.com

Инновационный аспект формирования научно-технической политики в современной России (стр. 1 из 6)

Инновационный аспект формирования научно-технической политики в современной России

Е.Б. Ленчук

В реформируемой экономике России чрезвычайно важное значение имеет выработка и проведение промышленной политики, обеспечивающей такие структурные преобразования народного хозяйства страны, которые позволят ей сформировать высокоэффективный промышленный комплекс, выпускающий конкурентоспособную продукцию мирового уровня. В центре структурных изменений лежит инновационная сфера, поскольку эффективно функционирующая экономика должна обеспечивать непрерывную замену устаревших технологий более прогрессивными. Более того, без инновационного подъема, обновления основного капитала невозможен выход из экономического кризиса. Это подтверждается и опытом промышленно развитых стран, экономический рост которых на 90% обеспечивается за счет внедрения в промышленность новых знаний и технологий. Отставание же в области биотехнологии, микроэлектроники, информационных и коммуникационных технологий на пороге XXI в. практически закрывает перспективы формирования конкурентоспособной экономики.

При рыночной экономике государство не в состоянии заставить предприятия внедрять инновации, однако оно может создать для этого благоприятные условия и особо поддерживать отдельные направления научно-технического развития страны с помощью целенаправленных и ограниченных мер воздействия. Это должно найти свое отражение в выработке и реализации соответствующей научно-технической и инновационной политики как важнейшей составляющей промышленной политики.

Необходимость государственного вмешательства в процесс внедрения инноваций объясняется длительностью научно-производственного цикла, высокими затратами и неопределенностью конечного результата. Рынок не может решить проблему долгосрочных рисковых инвестиций. Эти функции должно взять на себя государство. Инновации способны порождать динамичные эффекты, затрагивающие различные области знаний. Например, инновации в сфере производства проводников тянет за собой серию последующих инноваций в области производства микрочипов, компьютеров и т.д.

Национальные интересы России требуют решительных действий по формированию и реализации собственной промышленной и инновационной политики России, отвечающей новым экономическим и социально-политическим реалиям, обеспечивающей крупномасштабный приток капитала для модернизации производства. Однако кризис производства лишает государство необходимых ресурсов для ускоренного обновления производства. В результате инвестиции в структурную перестройку, в развитие сферы инноваций с каждым годом снижаются. Попытки осуществить структурные преобразования до формирования рыночных отношений и институтов, как и надежды только на механизмы рынка, оказались несостоятельными.

Анализ экономической политики, проводившейся в России с 1992–1997 гг., свидетельствует о том, что этим вопросам не уделялось должное внимание. В ходе реформ не произошло вымывания ненужных производств, утяжеляющих и деформирующих экономику, снизился удельный вес в основных производственных фондах оборудования и машин, отвечающих мировому уровню, новейшие технологии по-прежнему не обеспечивают конкурентоспособности выпускаемой продукции. У руководства страны отсутствует четкая стратегия экономического и научно-технического развития, разрабатываемая Концепция инновационной политики РФ на среднесрочную перспективу (1998–2000 гг.) затерялась в стенах правительственных кабинетов, а принимаемые отдельные нормативные документы и постановления носят фрагментарный характер и, как правило, не выполняются из-за отсутствия финансовых ресурсов. Ярким примером тому служит Федеральный закон о науке и научно-технической политике, в котором предусматривается финансирование науки на уровне 4% расходной части бюджета. В 1997 г. этот показатель составлял 2.06%, а по предложению Минфина к 2001 г. должен снизиться до 1.82% [1]. В результате в научной и инновационной сферах сложилось критическое положение, создающее угрозу полного разрушения научно-технического потенциала и технологической безопасности России.

Кризис российской экономики поставил российскую науку на грань вымирания. Из некогда супердержавы, обладавшей одним из крупнейших в мире научно-техническим потенциалом и владевшей передовыми технологиями в таких областях, как космонавтика, авиационная промышленность, атомная энергетика и т.п., она постепенно превращается в слаборазвитую страну, экспортной ориентацией которой становится сырье и природные ресурсы. Об этом свидетельствует сохраняющееся доминирование в ее экспорте энергетического сырья: в 1996 г. на его долю пришлось 45% всего вывоза. Прирост экспорта газа составил 2.2%, нефти – 2.7, нефтепродуктов – 20%, в то время как экспортные поставки продукции машиностроения возросли в прошлом году всего на 1.3% [2].

Определяющим фактором сегодняшнего состояния науки является бюджетный кризис, в результате которого финансирование науки осуществляется на чрезвычайно низком уровне. Ни для кого не секрет, что страна, которая позволяет себе тратить на науку менее 0.5% ВВП, в XXI в. не имеет никаких перспектив для успешной конкуренции с экономически и технологически развитыми странами. В России же на протяжении последних пяти лет доля расходов на науку в ВВП не превышала 0.5%, в то время как в промышленно развитых странах, таких как США, ФРГ, Япония этот показатель колебался от 2.8% до 3% ВВП. По уровню затрат на науку сегодня Россия приближается скорее к отдельным, не очень богатым странам Африки.

Сокращение финансирования привело к резкому падению числа занятых в научно-технической сфере. Если в 1990 г. персонал, занятый исследованиями и разработками, в России насчитывал 1943.4 тыс. работников, то в 1996 г. их число составило только 990.7 тыс. человек, в том числе исследователей – 484.8 тыс. человек [3, с. 26].

Драматично складывается ситуация в наиболее передовой части научно-технической сферы России – научно-техническом комплексе ВПК, где в результате распада исследовательского потенциала была потеряна почти треть его общего объема. В настоящее время общее количество специалистов, выполняющих НИОКР оборонного значения, составляет около 850 тыс. человек, а число научных организаций соответствующего профиля сократилось до 900. Причем, как правило, научно-технический потенциал ВПК теряет высококвалифицированные кадры [4, с. 50].

Сокращение и обесценение собственного научно-технического потенциала в условиях современной международной конкуренции означает подрыв основ экономического роста за счет внутренних источников и обрекает страну на перманентное отставание. По оценкам экспертов, от развала научной сферы Россия уже потеряла примерно 20–30 млрд долларов и отстала по многим направлениям научных исследований на 25–30 лет [5, с. 2]. По сути дела, Россия уже приблизилась к той черте, за которой будет полностью утерян созданный за десятилетия интеллектуальный потенциал нации.

Распад научно-технической сферы обусловил снижение эффективности исследований и резкое замедление темпов научно-технического развития страны. К 1996 г. значительно снизился объем национального патентования, не говоря уже о патентовании отечественных изобретений за рубежом. Если в начале 1980-х гг. в бывшем Советском Союзе в год регистрировалось около 100 тыс. заявок на изобретения и 50–60 тыс. охранных документов (что превышало соответствующие показатели США и Японии), то в 1996 г. – только 23183 [6, с. 62]. За десять лет количество заявок на изобретения сократилось почти в восемь раз. Причем многие экономисты напрямую связывают эти цифры с динамикой спада производства. Получается, что за десять лет спад производства составил порядка 80% [7, с. 2].

У Роспатента сегодня нет денег. Помощь приходит из-за рубежа. Международные фонды готовы поддержать Роспатент, но в обмен они просят информацию, поэтому вот уже несколько лет наши технологии, разработки, ноу-хау совершенно официально уходят за рубеж. В отчете Роспатента за 1996 г. говорится о критической ситуации с экспортом наукоемкой продукции и высоких технологий, о необходимости «системы патентной защиты экспортируемой высокотехнологичной продукции», о том, как мы передаем научные данные за рубеж, оставаясь лишь с правами авторства.

Объем поступлений в бюджет от проданных Россией лицензий на научно-технические разработки в 1996 г. был близок к нулю, в то время как в середине 1980-х гг. ежегодно продавалось 2–3 тыс. лицензий. Доход от их продажи составлял от 100 до 400 млн долларов при начальных вложениях в 5 млн долларов. Ежегодный прирост количества лицензий постоянно находился на уровне 30–40% [8, с. 60].

Резко упали масштабы внедрения научно-технических результатов в экономику страны. Свыше 80% научно-технической продукции различных отраслей науки остаются невостребованными. Отечественная промышленность – основной потребитель инноваций – сегодня не имеет ресурсов для технологического переоснащения и освоения новой продукции. В этой связи инновационная активность российских предприятий продолжала падать. Так, например, количество законченных НИОКР и изготовленных образцов новой техники в машиностроении сократилось в 11 раз. Доля НИОКР по созданию научно-технического задела в общем объеме работ в НИИ и КБ машиностроения (где они еще сохранились) уменьшилась с 26% в 1991 г. до 1% в 1995 г. По данным Центра исследований и статистики науки, в 1997 г. лишь 1278 предприятий (это чуть более 5% от общего их количества) занимались технологическими инновациями – вели исследования, подготовку нового производства, испытания, закупали новое оборудование, а выпускать продукцию, соответствующую требованиям современного рынка, может лишь каждое двадцатое предприятие.

Замедлились темпы снятия с производства устаревших машин, конструкций, технологий. По оценке Центра экономической конъюнктуры при правительстве России, на 1996 г. износ основных фондов в промышленности превышал 50% [9, с. 8]. По этой причине на большинстве российских предприятий инновационная деятельность высокого порядка, направленная на принципиальные усовершенствования, не имеет смысла. Для них единственно подходящим видом инноваций становится замена основных фондов. Причем время, когда инвестиции еще возможны, очень быстро уходит – вместе с разрушением кадрового потенциала предприятий. Это обстоятельство обрекает ряд отраслей российской экономики на растущую технологическую и финансовую зависимость от зарубежных стран.