Смекни!
smekni.com

Джордж Сорос и проблемы глобализации (стр. 1 из 2)

В. В. Яцкевич

Прежде всего я хочу заметить, что есть публикация, посвященная теме глобализации, которая является поистине пионерской. Это работа Ленина "Империализм как высшая стадия капитализма", написанная во время первой мировой войны, и сегодня незаслуженно забытая. В ней даны основные определения и характеристики системы международного капитализма. В ней автор впервые обратил внимание на такое явление, как экспансия капитала и его стремление в зарубежные страны. А сегодня Сорос пишет о финансовых рынках, имеющих международное значение. Т. е. речь идет все о том же.

Книга Ленина представляет собой глубокое научное исследование мировой системы капитализма в начале ХХ столетия и является настолько содержательной, что в современных публикациях очень трудно найти что-либо принципиально новое. Как правило новое содержание - это сообщение о каком-либо конкретном явлении в виде Интернета или мобильного телефона. Прошло почти столетие, но капитализм по своей сути остался тем же самым. Вот уж действительно справедливо сказано в книге Екклесиаста: "Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем".

Философское превосходство Ленина - бесспорно, а к словам философа трудно что-либо добавить. Справедливости ради следует заметить, что эта ленинская работа являет собой тот случай, о котором говорят: "Ложка дегтя портит бочку меда". В конце работы в ее заключительной части он неожиданно утверждает, что империализм - это "канун пролетарской революции". С какой стати ? Откуда это следует? Вот уж действительно "притянул за уши". Простим ему это.

То, что явления глобализации дали о себе знать в начале ХХ столетия, признает и Джодж Сорос во введении к своей книге "О глобализации", которая в Киеве была переведена на украинский язык. Правда, Ленина он не упоминает. По его определению глобализация - это процесс движения стоимости в международном пространстве, возникновение международных рынков. В этом движении наибольшей активностью обладают наиболее динамичные субстанции такие, как финансы, капитал, информация.

Международные рынки фактически находятся вне контроля со стороны государства, а капитал - вне налогооблажения. Поскольку страны вынуждены бороться за привлечение международного капитала, то возникает конкуренция и неравномерность развития. Эти процессы протекают в условиях принципа рыночного фундаментализма (термин Сороса), согласно которому государство принципиально не должно вмешиваться в рыночные отношения.

В книге Сороса отмечается ряд позитивных особенностей глобализации. Одна из них состоит в быстром накоплении богатства. Автор книги пишет что, глобализация не является игрой с нулевой суммой. Выгода от нее значительно превышает затраты. Кроме этого данный процесс выгодно отличается от государственной системы факторами свободы и демократии. Свободная конкуренция в глобальном масштабе существенно ускоряет распространение во всем мире технологических новаций. Борьба антиглобалистов в основном обусловлена тем, что "победители" не желают выплачивать компенсацию "побежденным".

Но во всем этом в полном соответствии законам диалектики есть ряд существенных недостатков. Сорос отмечает три основных негативных момента. Во-первых, помощь, оказываемая слабо развитым странам, распределяется неравномерно, поскольку кредиторы склонны выбирать выгодные для себя условия. Есть очень бедные страны, которым никому не выгодно оказывать помощь. Личные интересы - превыше всего. Во-вторых, целью рынка является скорейшее накопление богатства, но не удовлетворение каких-либо человеческих потребностей. Второе не всегда охватывается целеполаганием. Это чисто логическое обстоятельство не всегда осознается исследователями. Нерациональная погоня за прибылью часто наносит вред окружающей среде и вступает в конфликт с другими социальными ценностями. Дисбаланс вызывает широкую волну протеста. В-третьих, глобальные финансовые рынки часто теряют устойчивость, после чего возникает кризис. А поскольку они обладают большой мощностью, то это явление разрушает экономические достижения в регионе. Это особенно ощутимо для слабо развитых стран. Можно с уверенностью сказать, что этим не исчерпываются все недостатки и проблемы.

Рыночные фундаменталисты признают только позитивные особенности глобальных финансовых рынков, игнорируя все негативное. Сорос относится к их числу. Свое отношение к рассмотренным явлениям они обосновывают ссылкой на самоорганизацию. Они утверждают, что свободно функционирующий рынок сам все отрегулирует.

Но не трудно видеть, что эта надежда основания не имеет. Она наивна и призрачна. Фундаменталисты недопонимают то, о чем говорят сами. Они, в частности, отмечают, что интересы собственно рынка могут не совпадать с интересами общества. По этой причине, функционируя как гомеостатическая система и стремясь к своему (не известному человеку) состоянию устойчивости, рынок может разрушать устойчивость социальную. Вероятно, наиболее убедительным примером может быть распространение наркотиков. Для рынка это было бы очень выгодно.

Иными словами, рынок имеет свои собственные критерии самоорганизации. В связи с этим уместно обратиться к принципу, который в кибернетике именуется "принцип внешнего дополнения". Любые процессы самоорганизации протекают в конкретных условиях, которые homosapiens может выбирать, задавать, реализуя данный принцип. Но это уже совсем другая тема.

Как сторонник рыночного фундаментализма Сорос проповедует идею открытого общества, которой он проникся, познакомившись с философией Карла Поппера. Кроме этого для него большое значение имела история обществ закрытого типа. Развал системы государств советского социализма позволяет сделать очевидные и однозначные выводы. Но в связи с этим уместно будет заметить, что термин "открытое общество" не определен (как не определен термин "социализм"). Соответствующего определения нет ни у Поппера, ни у Сороса. "Уважаемые ученые" пользуются им весьма небрежно, полагаясь на очевидность и интуицию. Но человечество было неоднократно обмануто этой "интуицией". При серьезном подходе к любому делу необходимо вещи называть своими именами. Представителям науки это должно быть хорошо известно.

В дальнейшем я буду пользоваться только интуитивным определением, поскольку ничего более не остается.

С некоторой долей условности Сороса можно назвать оппортунистом, поскольку он является сторонником открытого (т. е. демократического) общества, возникшего эволюционным путем на базе капиталистических отношений, которые он критикует. Он часто рассуждает как социалист

Главный недостаток современного общества Сорос видит в том, что "глобальный капитализм является искаженной формой глобального открытого общества". Без сомнения в этом есть смысл. Эту мысль следовало бы раскрыть, развернуть, но автор этого не делает. Вместо этого он задается целью каким-то образом "идентифицировать искажение" и предложить некоторые практические шаги, ориентированные на устранение искажения. Но, очевидно, ничего этого сделать невозможно, руководствуясь лишь смутными интуитивными представлениями.

Его предложения состоят в следующем.

1. Ограничить нестабильность финансовых рынков.

2. Устранить диспропорцию в наших финансовых и торговых отношениях в пользу развивающихся стран.

3. Обязать всемирную торговую организацию (ВТО) заняться проблемой снижения уровня бедности во всем мире.

4. Улучшить качество уровня жизни в странах, в которых сохраняются диктаторские режимы.

Все эти предложения со всей очевидностью представляются утопическими и во многом напоминают пункты программы КПСС.

С точки зрения философии к Соросу очевидно не может не быть претензий, поскольку иногда он рассуждает весьма поверхностно. Есть ряд других трудных, но очень важных понятий, которые у него остаются на уровне интуиции. Похоже, что он не догадывается о той сложности, которая за ними скрывается.

Что такое "открытое общество"?

Со ссылкой на Поппера можно сказать, что это общество, в котором господствуют право, демократия и свобода. Так действительно должно быть. Эти условия являются выстраданными идеалами. Но не следует забывать, что в демократическом обществе Гитлер пришел к власти. И подобных примеров история знает достаточно много. Но не в этом дело. Всякая определенность обязательно имеет замыкание. Поэтому открытое общество (каким бы открытым оно ни было) должно иметь замыкание. В противном случае оно будет разрушено анархией и растущей энтропией. Эта другая сторона как правило упускается из вида апологетами открытого общества. А поэтому повторюсь: удовлетворительного определения данного термина нет ни у Поппера, ни у Сороса.

Что такое "постоянный рост" экономики?

Предполагается, что что-то должно неуклонно расти, а что-то оставаться постоянным. В первом приближении это можно представить так. Некий параметр монотонно растет во времени, но его производная остается равной константе. Т. е. это линейный рост. Но этот примитивно-простой подход вряд ли является тем, что необходимо для управления экономикой. Кроме этого неограниченный рост неизбежно ведет к кризису.

Что такое "эффективная экономика"?

Кто-то может быть скажет, что это такая экономика, которая как из рога изобилия заваливает нас всевозможными товарами. Но такая экономика является расточительной, убыточной, развившейся под воздействием идеологии потребительства.

Все эти понятия противоречивы. Без сомнения они предполагают глубокое содержание. С точки зрения и математики, и философии они нуждаются в конкретизации и уточнении. Т. е. применяя эти науки, можно глубже проникнуть в ту реальность, которая скрывается за этими терминами. Но это предстоит сделать в будущем. А сегодня это не более, чем туманные декларации.