Смекни!
smekni.com

Проблемные вопросы научного креационизма на примере геологических наук (стр. 1 из 3)

Лаломов А. В.

Дебаты между сторонниками естественно-эволюционной истории происхождения Земли, ее биологического мира и человека и креационистов — приверженцев сотворенности нашего мира во всем его многообразии в течение библейской недели творения известны многим православным педагогам, преподающим естественнонаучные дисциплины, связанные с историей Земли и жизни на ней (преимущественно — географии и биологии). Вот уже на протяжении полутора десятков лет в России (а на Западе, в США, — почти полвека) между учеными креационистами и эволюционистами ведутся бурные дебаты по вопросам происхождения Вселенной, самозарождения жизни, реальности эволюции биологического мира и происхождения человека (то ли естественным путем совершенствования обезьяны, то ли сверхъестественным — «из праха земного»). Большое количество книг, периодической литературы, а в последнее время — и интернетовских изданий посвящено этой тематике.

99.999% научно-исследовательских, финансовых и информационных ресурсов принадлежит сторонникам эволюционной парадигмы. В мире существует всего несколько регулярно выходящих креационных научных журнала (Creation Research Society Quarterly в США и Creation Ex Nihilo Technical Journal в Австралии), один-единственный Институт креационных исследований (Institute for Creation Research) в Калифорнии, и нет ни одной государственной программы, поддерживающей креационное направление научных работ. Казалось бы, при таком несоизмеримом соотношении сил и средств у креационистов не может быть ни малейшего шанса на сколько-нибудь заметное распространение своих взглядов, но факты говорят обратное. К примеру, в США, как указывает иеромонах Дамаскин (Хриетиансен) (2007) «Более 50% респондентов — убежденные библейские креационисты, сторонники «молодой Земли»: они верят, что Господь создал человека в его нынешнем виде менее десяти тысяч лет назад. Еще 40% опрошенных придерживаются мнения о существовании эволюции, которой управляет Бог. Убежденных эволюционистов, отвергающих любое божественное участие в создании мира и человека, — меньше 10%. Однако представители именно этих десяти процентов преобладают на профессорских должностях в университетах и руководящих постах в учительских объединениях, фактически монополизировав издание учебников и право на выступления в СМИ».

Данные аналогичных опросов по России автору не известны, но высказывания противников креационизма говорят сами за себя: так профессор МГУ Ю.Н. Ефремов (2002) пишет, что «На горизонте встает ... грозный враг науки — «научный креационизм». Но в отличие от США, где ученые-креационисты относятся к касте изгоев (Бергман, 2007), в России среди «врагов науки» числятся, по словам того же Ефремова, президент РАН Юрий Осипов и вице-президент академик Владимир Фортов, признающие творение мира. Взгляды на сверхъестественную причину происхождения жизни, биологического мира и человека разделяют и виднейший российский генетик академик Ю.П. Алтухов (Вертьянов, 2006), и научный руководитель Института мозга человека Н.П. Бехтерева, и многие другие, а в стенах Геологического института РАН можно услышать доклады типа «М.Г. Гроссвальд. Трансъевразийские системы ложбин и гряд: следы катастрофических потопов (мегафладов)?» (заседание комиссии Отделения наук о Земле РАН от 22.02.2005).То есть, не смотря на почти полное отсутствие административных, финансовых и информационных ресурсов, в последние десятилетия идеи креационизма приобретают все больше и больше сторонников, в том числе и в научной среде, и причина этого в достигнутой критической массе научных фактов, которые не укладываются в традиционное, исключительно материалистическое объяснение картины мироздания.

Научные предпосылки распространения креационных идей

В первую очередь, это полученные во второй половине XX века данные о строении и принципах функционирования живых организмов. Схема абиогенеза, предложенная еще в 30-х годах XX века академиком Опариным, до сих пор подробно излагается в школьных учебниках, хотя на сегодняшний день разрабатываются и другие версии. Построению возможных моделей того, как давным-давно, случайно и самопроизвольно в первичном океане возникла жизнь (а также объяснению — почему до сих пор никак не удается воспроизвести этот процесс в лабораториях, не смотря на создание для этого самых благоприятных условий) посвящены сотни научных трудов. Но даже убежденные сторонники эволюции, такие как. к примеру, академик В.Е. Хаин, констатируют, что на коренные вопросы проблемы происхождения жизни «еще нет удовлетворительного ответа. И вряд ли он будет получен в обозримом будущем» (Хаин, 2003, с. 48). Активный критик креационизма палеонтолог Кирилл Еськов (2000) также вынужден признать, что «пропасть, отделяющая полный набор аминокислот и нуклеотидов от простейшей по устройству бактериальной клетки в свете современных знаний стала казаться еще более непреодолимой».

То есть, после 70 лет интенсивных исследований, сторонникам абиогенеза за исключением спорных теоретических построений, весьма слабо подтвержденных фактическими данными, пока предложить нечего. Понимая это, выдающийся генетик Н.В. Тимофеев-Ресовский, к примеру, имел обыкновение на все вопросы о происхождении жизни на Земле отвечать: «Я был тогда очень маленьким, и потому ничего не помню. Спросите-ка лучше у академика Опарина...»

Более того, сейчас уже ясно, что любой «простейший» организм для нормальной жизнедеятельности должен обладать множеством функций (питание, размножение, удаление отходов, защита от внешней среды и т.д.), причем все они должны функционировать сразу, вместе и в полном объеме; постепенное появление этих функций невозможно. А тут еще экологи «подливают масла в огонь», доказывая, что в одиночку ни один организм существовать не может, то есть сразу же должна была появиться вся экосистема. В общем, по сравнению со временами Опарина положение у гипотезы абиогенеза стало только хуже, а вот библейская история о сотворении мира сразу, во всем его разнообразии и совершенстве, как это не удивительно, порою совпадает с новейшими научными открытиями. С анализом современного состояния этого вопроса можно познакомиться в работе Вилована и Лисовского (2005).

Серьезные аргументы в поддержку позиции креационистов можно найти и в вопросе происхождения биологического разнообразия. Несмотря на выдвинутое еще Дарвиным предположение об обилии переходных форм между различными таксонами, науке в настоящее время известно только небольшое количество ископаемых организмов, которые можно было бы назвать «переходными формами» (Лаломов, 2007а). Появившаяся на этом основании гипотеза скачкообразной эволюции оставляет впечатление попытки «задним числом» хоть как-то объяснить то, что не укладывается в рамки эволюционной концепции. К тому же, трансформация одних организмов в другие за пределами одного вида встречает серьезные возражения со стороны современной генетики (Алтухов, 1999). Это относится как к постепенной, так и скачкообразной модели эволюционных преобразований биологического мира.

Существенный сдвиг произошел также и в современной геологии от классического униформизма Лайеля, объяснявшего особенности геологического строения Земли медленными процессами, действующими продолжительное время, к неокатастрофизму Дерека Эгера, предполагающего существование в истории Земли ряда крупных катастроф, разделенных длительными периодами стагнации (Ager, 1973). Учитывая, что периоды стагнации очень часто не отставляют в геологической летописи никаких следов (Романовский, 1988), вывод о том, что основная масса горных пород сформировалась в условиях глобальной водной катастрофы (Всемирного потопа), не кажется слишком неожиданным и необоснованным. Факты быстрого массовой гибели и быстрого захоронения организмов, отложений слоистых толщ (Берто, 2002), условия образования конгломератов (Лаломов, 20076), образование месторождений полезных ископаемых (нефть, железомарганцевые конкреции, россыпи и т.д.) (Лаломов, 2006) — эти и многие другие свидетельства катастрофичности процессов прошлого являются научным фундаментом креационной модели истории Земли.

Много серьезных возражений вызывает и общепринятое радиометрическое определение возраста геологических объектов на основании которого Земля и ее горные породы датируется возрастом в миллионы и миллиарды лет. Известны многочисленные примеры, когда очевидный молодой возраст завышался этими методами на несколько порядков, но в случае невозможности проверки независимым способом он принимается за истинный (Radiousotopes..., 2000). Следовательно, геологические формации могли образовываться гораздо быстрее, а Земля, на самом деле, гораздо моложе, чем это принято считать по общепринятой геохронологической шкале.

Таким образом, эти и многие другие факты создают базу для распространения и развития научных креационных взглядов, но сегодня хотелось бы поговорить о том, что, как правило, не попадает на страницы креационной литературы — о проблемах и острых .вопросах, которые возникают при построении на этом фундаменте единой картины геологической истории Земли.

Проблемы креационной концепции в геологии

У читающих популярную или учебную креационную литературу часто складывается впечатление, что все имеющиеся факты однозначно подтверждают позицию креационистов, а сама крсационная концепция является законченной, целостной и непротиворечивой.

На самом деле, не все так хорошо и гладко у сторонников креационной модели мироздания, и если специфика учебников не всегда благоприятна для освещения дискуссионных вопросов, то замалчивание неудобных фактов в популярных изданиях находится уже «на грани фола».

К сожалению, популяризаторы креационных научных данных порой продолжают использовать устаревшие аргументы, давно отвергнутые самими учеными-креационистами, такие как слой метеоритной пыли на Луне (Snelling, 1993), совместные следы динозавра и человека (Morris, 1986) и некоторые другие, хотя список таких аргументов опубликован на креационном сайте: http://www.answersingenesis.org/Home/Area/faq/dont_use.asp