Смекни!
smekni.com

Педагогика во все времена (стр. 5 из 7)

Идеи, предложенные педагогами-новаторами, например, идеи обучения «крупными блоками», идеи опережающего обучения (когда несколько минут на уроке уделяется знакомству с новыми понятиями, которые .будут изучаться в недалеком будущем) приносят практическую пользу в учебном процессе.

6. Направления течений в педагогике

В педагогической мысли России XIX- XX вв. можно выделить три главных направления, в русле которых развивались взгляды на воспитание и обучение:

Развитие идей классической педагогики XIX столетия

П.Ф.Каптерев

Н.Ф. Бунаков и др.

Философско-религиозное осмысление проблем воспитания и обучения

Н.А.Бердяев

П.В.Вахтеров

В.В.Зеньковский

Н.О. Лосский

В.В. Розанов

С.И. Гессен и др.

Идейное движение, сходное с «реформаторской педагогикой» Запада

К.Н.Вентцель

А.П.Нечаев

П.Ф.Лесгафт и др.

Рассмотрим взгляды некоторых представителей названных течений.

Петр Федорович Каптеров

(1849 – 1921 гг.)

Теоретик и историк воспитания и образования, занимает видное место в русской педагогике. Он много взял идей из концепций Д.Локка, И.Ф.Гербарта, Н.И.Пирогова, К.Д.Ушинского. П.Ф.Каптеров продолжил традицию антропологического обоснования воспитания. По его мнению, развитие педагогики без опоры на данные физиологии и психологии невозможно. Педагогика - прикладная отрасль человеческого знания, которая опирается на фундаментальные законы о человеке. Излюбленная его теория о целесообразности отделения воспитания и образования от государства, церкви, политической борьбы.

Он отстаивал тезисы народности воспитания на основе гражданского согласия, о взаимодействии национального и общественного воспитания, предостерегал от идеологизации педагогики и от национализма. Он поддерживал идею о том, что полезность служит критерием при отборе образовательного материала, идею воспитывающего обучения, учета психологических особенностей учащихся, сочетания гуманитарного и естестенно-научного образования в гимназии.

Педагогический процесс – “один поток развития личности состоящий из саморазвития и самосовершенствования (гармоническая социализация воспитания, процесс усвоения системы знаний, норм, ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноценного члена общества) развитие всех духовных и физических сил человека”.

Николай Александрович Бердяев (1874 – 1948 гг.) работе “Смысл творчества: Оправдание человека” исходит из дуализма человека. Человек является точкой пересечения двух миров: божественного и органического. Спасение человека – в созидании и мистически трактуемом творчестве.

Василий Порфирьевич Вахтеров (1853 – 1924 гг.) стоял за биологизацию воспитания и обучения. Составляющие элементы педагогического процесса, по его мнению, следует объединить на основе идеи развития индивида и исторического процесса. Педагогика – спонтанный, биологически предопределенный процесс. У ребенка следует выделять врожденное стремление к развитию и поощрять его. Главное чувство, которое надо выделять и развивать – чувство долга (высший уровень нравственности). Ведущая роль отводилась умственному развитию (с одной стороны – передача накопленных культурных ценностей, с другой – трансформация богатств в нравственном облике человека).

Василий Васильевич Розанов (1856 – 1916 гг.) исповедовал концепцию богочеловека. Свои взгляды на личность и воспитание изложил в работе “Сумерки просвещения”(1899 г.). Человек наделен богатейшим внутренним миром, который “ожидает” прикосновения извне, чтобы дать трещину и открыть свое содержание. Воспитание - это не толчки, которые раскрывают крылья души и у воспитанника возникает желание понять, а затем желание сделать. Цель воспитания – приобщение человека к религиозным ценностям, к сознанию своего “Я” и своего места в жизни. Он считал классическое образование наиболее эффективным способом умственного воспитания. По его мнению, проблемы возникли в результате формализованного чуждого даровитым учащимся образования. Розанов видел выход в расширении частных учебных заведений, где царит семейный дух. Говоря о национальном воспитании Розанов отмечает, что следует опираться на традиции Петра I, Карамзина, Герцена.

Вышедшие в 20-х гг. «Декларация …» и «Положение о единой трудовой школе», другие первые документы советской власти о школе декларировали демократические подходы, основанные на самоуправлении. У многих педагогов эти документы вызвали положительный отклик. Но нашлось не мало и тех, кто увидел в них утопию и даже фальшь, лицемерие (С.И.Гессен, В.В. Зеньковский, И.М.Гревс и др.).

И.М.Гревс не возражал, чтобы физический труд занял важное место в школе, но считал, что его роль должна быть вспомогательной, поскольку основная задача школы – дать знания, развивать понятия, идеи. Концепция трудовой школы, по его мнению, – узкоутилитарная и прагматическая концепция. Основные цели школьного образования – умственное развитие, подготовка к жизни, поощрение стремлений к познанию истины, формирования креативных способностей. У него были опасения, что учащиеся будут лишены должного гуманитарного образования.

В 20-х гг. Россию покидают многие ученые, не принявшие идеи коммунистического переустройства общества (Н.А.Бердяев, В.В. Зеньковский, Н.О. Лосский, С.л. Франк, С.И.Гессен и др.). В зарубежье возник мощный источник развития российской педагогической мысли. В 20-х гг. почти ежегодно проходили эмигрантские съезды, посвященные вопросам воспитания и образования. Издавались педагогические журналы. Российская эмигрантская педагогическая мысль отвергала радикализм официальной советской педагогики и стремилась опереться на опыт мировой и российской науки. В теоретической педагогике русского Зарубежья особенно четко выделились два направления:

философско-гуманистическое (продолжение традиции классической педагогики XIX столетия) - С.И.Гессен и др.

религиозно-христианское (В.В.Зеньковский и др.)

Сергей Иосифович Гессен

(1887 – 1950 гг.)

С.И. Гессен - один из тех ученых, которые составляли цвет отечественной педагогической науки. Гессен был разносторонне образованным человеком, знатоком философии Э.Канта.

В главном труде С.И.Гессена “Основы педагогики” (1923г.) подчеркнута главная роль философии как источника педагогической науки. Гессен признавал за образованием, прежде всего культурологическую функцию: “Задача всякого образования – приобщение человека к культурным ценностям науки, искусства, нравственности, права, хозяйства, превращение природного человека в культурного”. Идя вслед за неокантианством, он классифицировал педагогику как нормативную науку, т.е. знания о том каким должны быть воспитание и обучение.

Целью образования, по Гессену, является не только приобщение ученика к культурным, в том числе и научным ценностям, достижениям человечества. Его целью является одновременно формирование высоконравственной, свободной и ответственной личности. Своеобразие личности, прежде всего, - в её духовности. Могущество индивидуальности, подчеркивал Гессен, коренится не в природной мощи её психологического организма, но в тех духовных ценностях, которыми проникается его душа. Личность “обретается только через работу над сверхличными задачами. Она созидается лишь творчеством, направленным на осуществление сверхличных целей науки, искусства, права, религии, хозяйства и измеряется совокупностью сотворенного человеком в направлении этой науки и культуры”.

“Мое жизнеописание”(1947 г.) - в этой работе И.С. Гессен описал свой путь в теоретическую педагогику, характерный для многих интеллигентов в России начала ХХ века.

В “Основах педагогики” С.И.Гессен пытался показать, что в основу педагогического знания должна быть положена философия, что без осмысления основных проблем воспитания нельзя выйти на решение частных вопросов педагогики. Отсюда и вывод о том, что педагогика является теоретическим обоснованием образовательной деятельности, основанной на философии. Поскольку образовательная деятельность имеет дело с определенным “материалом”, то педагог с необходимостью использует в своей работе данные таких наук, как физиология и психология. Однако Гессен считал, что не стоит преувеличивать значения для педагогики этих наук, что наблюдается в педагогической деятельности К.Д.Ушинского и в современной теории педагогики. Физиология и психология изучают “природного человека”, его индивидуальность, а границы педагогической науки, по мнению Гессена, вписываются в более широкие области человеческой культуры: образованность, гражданственность, цивилизация. Образование есть не только развитие индивидуальности индивида, сколько его насыщение культурными ценностями: науками, искусствами, нравственностью и пр.

Природный человек педагогическими средствами поднимается до уровня общечеловеческой культуры и выходит в лучших представителях человечества за её пределы, тем самым в личном творчестве обогащая его. И.С.Гессен подвергал критике идею К.Д.Ушинского о национальном народном воспитании. Он выступал за общечеловеческое воспитание, вооружение методом самостоятельного добывания знаний.

Василий Васильевич Зеньковский

(1881 – 1962 гг.)

Философ, психолог, теоретик и историк образования, религиозный и общественный деятель России и российского зарубежья. С 1912 года приват-доцент, затем профессор Киевского религиозно-философского и Фребелевского обществ. Министр культуры и вероисповедований в правительстве Скоропадского. В 1919 году эмигрировал в Югославию, профессор Белградского университета. В начале 20-х годов переехал в Прагу. Председатель Педагогического бюро по делам средней и низшей русской школы за границей, организатор общеэмигрантских педагогических съездов и совещаний. Был в числе основателей высшего русского педагогического института имени Я.А.Коменского, заведующий кафедрой экспериментальной и детской психологии (1923-1926гг). Участвовал в создании Русского студенческого христианского движения и был его руководителем (1923-1960гг.). С 1927 года он в Париже. Профессор, заведующий кафедрой философии Православного богословского института, вел курсы психологии и педагогики. Руководил Религиозно-педагогическим кабинетом при институте (1927-1958гг.), редактировал «Бюллетень Религиозно-педагогического кабинета» (1928-1958 гг.). В 1939 году был интернирован французскими властями. В 1942 году принял сан священника, продолжил научную деятельность в области религиозной педагогики, психологии, философии и богословия.