Смекни!
smekni.com

Воспитание различных категорий девиантного поведения (стр. 3 из 5)

Та же картина, та же методика прослеживается на примере пропаганды наркотиков, алкоголя, преступности, сексуальной распущенности в молодежной среде. На страницах молодежных изданий можно прочитать о том, чем отличаются одни наркотики от других, каковы "достоинства" и "недостатки" слабых и сильных наркотиков, как и в каких количествах их употреблять, как обращаться со шприцем и как разводить, можно найти технологии изготовления наркотиков в домашних условиях и адреса, места их распространения в городе.

На страницах печатных изданий, по молодежному радио и телевидению молодежь, зачастую слышит горделивые признания рок-звезд и кинокумиров о том, какие наркотики они употребляют и как это "круто", как это способствует творческому процессу, обогащает духовный мир, обостряет чувства. А после этого исполняется "хит сезона" - песня о наркотических галлюцинациях и любовном экстазе. Иносказания, недоговоренности, намеки, логические цепочки, кодовые слова, жаргон наркоманов, анекдоты, шутки на эту тему - все это стало обычным явлением на телевидении, радио, в прессе. Все это работает на пропаганду наркотиков, на вовлечение в эту губительную воронку мальчиков и девочек с самого раннего возраста, на интересы и прибыли наркомафии.

Во многих печатных и электронных средствах массовой информации, ориентированных на молодежную аудиторию, значительная часть печатных площадей, эфирного времени предоставляется откровенной или скрытой пропаганде и рекламе спиртных напитков, сигарет. Реклама всех сортов пива буквально заполонила все СМИ. Результатом этого является рост детского и молодежного алкоголизма. Особенно быстрыми темпами растет, так называемый, пивной алкоголизм в подростково-молодежной среде.

Романтизация, героизация преступного мира вообще характерная черта социальной действительности больших городов последних 10-15 лет. Как элемент этого явления - усиленная трансляция в массы быта, нравов, "героики" уголовной среды, творческих опытов "лагерной культуры" средствами массовой информации, эстрадой, театром, кинопроизводителями и кинопрокатом, литературой и, конечно, журналистикой.

Сексуально-эротические отношения, буквально, эксплуатируются всеми подростково-молодежными СМИ - газетами, журналами, радио, телевидением. Многие из них становятся более похожими на медицинские учебники по гинекологии и урологии. Особенно отличаются в этом смысле такие издания, как "COOL", "COOL GIRL", "ОМ", "Птюч", российский вариант "Плейбоя" и целый ряд других изданий. На телевидении в реальное шоу "За стеклом", где с помощью самых совершенных телекамер, встроенных во все уголки телеквартиры, зрители всех возрастов - от мала до велика с утра и до ночи могут наблюдать за тем, как едят, пьют, говорят глупости, моются в душе, совокупляются, испражняются шестеро отобранных на основании конкурса молодых бесстыжих идиотов. Более тупого и бессмысленного зрелища, кажется, придумать трудно.

Таким образом многие современные СМИ представляют себе свои задачи по воспитанию подрастающих поколений. После сказанного выше остается только удивляться, что еще остаются молодые люди с нормальным, не девиантным поведением, с желанием быть инженерами, учителями, врачами, психологами.

Поэтому более пристальное внимание к репертуару наших СМИ, как мне кажется, также один из путей воспитания молодежи. Чтобы своим тлетворным влиянием не подталкивало «трудных» дальше по пути скатывания на социальное дно и не калечило еще не испорченных.

Практическая психотерапия или протяни падающему в пропасть руку!

В последнее время в нашей стране большое развитие получила практическая психология, которая в западных странах функционирует давно . Возникают многочисленные психологические службы – семейные, психолого-педагогические, медико-психологические, проф-ориентационные. Практические психологи сотрудничают с учителями, психиатрами, наркологами.

Одной из важнейших задач является психологическая коррекция отклонений детского поведения и вневрачная помощь трудным детям, которые доставляют окружающим немало хлопот.

Трудно себе представить то количество внешних и внутренних факторов, которые воздействуют на подрастающего ребенка и каждый раз изменяют мир его переживаний. Далеко не все дети владеют своими мыслями, чувствами и поступками. А ребенку с неблагоприятными особенностями психического развития справляться с ними наиболее трудно.

Столкновение мира ребенка с миром других детей, взрослых и самых разнообразных предметов далеко не всегда проходит для него безболезненно. Часто при этом у него происходит ломка многих представлений и установок, изменение желаний и привычек, появляется неуверенность в себе и уменьшается доверие к другим.

Не только родителям и учителя оказывают влияние на формирование личности ребенка, но и сам ребенок (в частности особенности его темперамента) оказывает явное влияние на формирование родительского поведения. Очень часто отклонения в развитии личности ребенка возникают из-за нарушенных взаимодействий в семье, виновными в которых оказываются все ее члены.

Многие родители склонны видеть только недостатки своего ребенка и не замечать ошибок в собственном поведении, да и многие учителя в классе не всегда умеют найти правильный подход к отстающему ученику.

Приведу пример. Подросток с задержкой развития попадает в новый класс. Он учится плохо. К тому же учитель записал его в разряд «неуспевающих», «махнул на него рукой» - вследствие чего ребенок оказался обойденным вниманием учителя (как положительным, так и отрицательным). В такой ситуации он стремится к компенсации доступными ему средствами. Обычный способ – это демонстративно плохое поведение. В таких случаях ребенок сам не работает в классе и мешает работать другим детям. Теперь внимание учителя пусть даже негативное, неизбежно приковано к ребенку. Таким образом он нашел путь компенсации. Это негативное внимание учителя невольно стабилизирует плохое поведение ребенок привыкает компенсировать чувство неуспеха асоциальными поступками. Для ребенка разрабатывается программа обучения, учитывающая его реальные способности. Эффективным является простой прием: перестать обращать внимание на плохие поступки и хвалить за малейшие успехи. В результате ребенок сам исправится.

Показательным, с моей точки зрения, примером удачной психотерапии, является следующий случай:

«Однажды в лагерь привезли девочку девяти лет, которая страдала клептоманией – воровала все, что могла украсть. Украденные вещи, чаще всего случайные, она раздавала другим детям.

Что же с ней делать? Объявить общий бойкот? Подговорить детей, чтобы с презрением отталкивали руку, протягивающую краденное?

Но заведующий лагерем собрал воспитателей и сказал:

Болезнь этой девочки – социальная. Возможно в детстве она получила слишком мало любви. Вот она и добывает вещи, как может, и отдает другим детям, надеясь на подарки купить их любовь. Дайте ей любовь даром, и болезнь пройдет.

Воспитатели поверили ему – девочку перестали ругать, ее кражи «не замечали», к ней относились как к самому лучшему ребенку на земле. И действительно, через несколько недель она перестала брать чужое».[7]

Основную помощь психотерапевтам должны оказывать самые близкие для подростка с девиантным поведением – семья и школа. Но с этой стороны подчас возникают серьезные проблемы.

Несколько десятилетий тому назад на учет в милицию чаще всего попадали те подростки, о которых с полным правом и уверенностью можно было сказать: «Яблоко от яблони недалеко падает.» Дети пьяниц, алкоголиков, матерей-одиночек, ведущих аморальный образ жизни, дети, родители которых побывали или находятся в заключении.

Сейчас положение изменилось. Недавние подсчеты показали, что на долю так называемых аморальных семей, где процветают пьяные скандалы и драки, запои родителей, их развратный образ жизни, т. е. полностью отсутствуют условия для воспитания, приходится всего одна четвертая часть всех стоящих на учете в милиции. Конечно, в таких семьях с детьми каждую минуту может случиться беда.

Но следует повторить, что дети из таких семей – лишь часть стоящих на учете в милиции. Основную массу составляют так называемые внешне благополучные семьи. С виду здесь все «как у людей»: родители – труженики, здоровая атмосфера, правильный образ жизни. Но просчеты и промахи в воспитании велики, управление детьми ведется по телефону.

В воспитательном арсенале таких семей господствуют крайности. Например, из-за недостатка времени на ласку и внимание родители применяют жестко авторитарный тип руководства. Ребенок подвергается тирании требований и запретов. Ему практически «все нельзя». Взрослые за него все решают. Несостоятельность такой «педагогики» обычно проявляется в подростковом возрасте. Выросший «невольник» вступает в борьбу за свои права. Родители в ответ на это еще более усиливают контроль и опеку. Не нравящихся приятелей сына или дочери могут бесцеремонно выставить за порог. Постепенно такая жизнь может стать для подростка невыносимой. Зачастую из-под гнета навалившихся проблем подросток пускается в бега.