Смекни!
smekni.com

Дидаскология (стр. 12 из 17)

Жизнь - Д, цепь поступков, "сплошное поступление".

Событие бытия - как место встречи, точка пересечения, из которой осмысливается индивидуальное бытие и бытие вообще.

Требование ответственности. Каждый шаг должен быть пропущен через нравственное сознание человека. Антропология и этическая онтология Бахтина длительное время были не задействованы до современных концепций личности.

Исходная посылка Бахтина - тезис об уникальности каждого человека, что предполагает и наличие определенного долженствования (претворить свой "избыток видения" в действительности) => каждый человек наделен избытком видения, который открывается только ему с его места. В этом предназначении человека-знать свою единственность и претворить ответственным поступком. Он рассматривал человека как проблему философии, психологии и педагогики.

Пафос Бахтина составляло стремление не потерять человека, неповторимую индивидуальность за штампами и разногласиями.

Идеей интеграции знаний о человеке были пронизаны работы Ананьева: развернутая характеристика "индивидуальность", "личность", "субъект деятельности". В его работе характеристика человека как субъекта Д, становится основополагающей (способ организации личностью жизни).

Субъективность раскрывает личность индивидуально и типологически: уровень активности (мера субъектности) - есть типологический критерий.

Затем Ананьев решает, как личность отражает и реализует общественные тенденции. Леонтьев: концепция качеств личности как системного индивида.

Задача системноуровневого развития личности, диахронического (развертывающегося во времени строения жизненного пути).

К нему присоединются Ломов, Абульханова-Славская, Асмолов и др. Новый период: последнее десятилетие

Характеризуется "логикой самоосуществления" идеи личности. Исследователи открыли новые грани личности:

отраженная субъективность, событийная общность, неадаптивная ак-сть, персонификация.

Усилилось противостояние психологических школ, начинается переход на новый парадигмальный уровень. Возрождаются идеи духовности, ценности, ответственности, развития, самостроительства, бессмертности. Изменяется образ концепций личности (из абстрактных к усложненным и операционным). Сейчас идет тенденция изменения понимания масштаба субъектности человека. Основа для построения концепций личности - идея субъектности учителя.

Субъектность (Петровский-мл.) - свойство самодетерминации бытия личности в мире. =>, за свое развитие личность ответственна сама. Субъективность не возникает сама, для ее развития нужны специфические условия бытия, включенные в Д и общение, развитие умения давать отчет о своей Д и общении. Личность - главный субъект Дей:

витальной (жизнеД), предметной (практической), коммуникативной (общение), рефлексивной (саморазвитие).

Личность интегрирует все это в целостный гештальт, выбирая формы своей активности, свободы и уровня развития.

"Отраженная Субъектность" как продолженность одного человека в другом дает возможность исследовать образование устойчивых характеристик личности.

Экспериментальные исследования характеристик личности поставило вопрос о мотивации воспроизводства своей субъективности в мире, т. е. о стремлении человека быть отраженным в жизни, культуре, значимых других,

как "Я сам". Анализ системы "индивид - другой индивид" позволило рассмотреть субъекта в его становлении, отраженного и возвращенного.

В процессе.... личность выбирает свои способы приобщения, формируется индивидуальный мир, образ жизни.

Взаимосвязь... и индивидуализации на разных стадиях становления личности отразилась на разных стадиях развития пед. антропологии (переход от социального развития личности к принципу индивидуализации). В отличие от принципа типологизации принцип индивидуализации чаще рассм-ся учеными. Одни исследуют высший уровень развития личности (Ананьев), другие - модус активности (Прангишвили), третьи - способность индивидуальным образом интегрировать социально-типические качества (Мерлин), четвертые - избирательность внутреннего по отношению к внешнему, как способность внутреннего преобразовать внешнее (Рубинштейн).

Проблема индивидуальных различий по способности преобразовать в проблему индивидуально-типологических различий.

В течение длительного времени в психологии выделяется один тип личности. Его параметры расматривались как идеальная модель для реальных личностей, но с позиции теории индивидуальности именно эта теория вобрала представление о качествах личности, которые не вмещаются в единую нормативную модель, т. к. индивидуальность отличается. => Выявление новых более существенных модальностей.

Индивидуальное - не единичный вариант типического, а особая модель, которая занимает свое место среди рядов типов.

В условиях этой проблемы наука должна установить единую линию перехода от социальной к социально-психологической, а затем к собственно психологической типизации. Единство перехода от одной типизации к другой осуществляется введением характеристик....

Черты социального типа служили не основным признаком для поиска социально-психологического типа, а задавали разнообразие при общем социальном типе, по разным психологическим....

В основу типологии пед. антропологии вслед за Рубинштейном положен принцип анализа личности через ее жизнеД, через способ ее жизни. Это дало возможность преодолеть одностороннее понимание личности вне ее жизни.

Тезис: потребность в созидании должна охватывать не только предметный мир, но и самого себя, свое сознание, общение, взаимодействие, личные качества....

Нбх-о различать педагогические и психологические задачи.

Педагогические задачи связаны с созданием условий развития личности (личностное пространство), с бытовым и психологическим сервисом:

психологическая атмосфера, гуманистическое взаимодействие, личностная свобода, приятие, отсутствие авторитаризма, перспективы личностного и проф. роста, возможность транслировать себя другим, доверительность в общении, масштабность окружения, наличие средств психологической защиты и поддержки.

Представление развития личности в онтогенезе складывалось в течение длительного времени и вызрело к концу ХХ в.

Рассмотрение онтогенеза как качественного преобразования личности - несколько десятилетий назад. Это активизировало научную мысль и поставило вопросы о динамике развития личности, этапов ее становления, оптимизации методов пед. воздействия.

Исследования развития личности в онтогенезе проводила Л. И. Божович.

Личность - взрослый человек, который достиг достаточно высокого уровня психического развития. Характеристика личности: способность господствовать над обстоятельствами и изменять их в соответствии со своими целями и сознательно управлять собой.

Но это не значит, что биологические особенности не влияют на развитие психических (генетическое влияние) => нет ни одной врожденной особенности организма, которая была бы полностью нейтральной для психического развития ребенка. Их значение: в системе каких факторов они действуют.

16.11.99г.

Субъектно-деятельностный подход в педагогическом образовании.

Категориальный строй науки меняется при возникновении новых значимых идеи, которые не обозначаются или нечетко описываются традиционными понятиями. Так происходит с феноменом субъективной педагогики в соответствии с гуманистической парадигмой образования, где личноть - есть самоорганизующийся объект, наделенный характеристиками:

способность присваивать мир идей и предметов, производить, преобразовывать их, создавать новое;

осознание и принятие задач, установок Дети на всех этапах ее осущ-ния, способность самостоятельно их

определять;

владение умениями, ориентирующими основание Дей, реализуемых в соответствии с принятыми или

самостоятельно выработанными установками и задачами;

осознание собственной значимости для других людей, ответственности за результаты Д, причастности и

ответственности за явлениями природы и социальной действительностью;

способность к нравственному выбору в ситуациях противоречий, обоснованный выбор внутри своего "Я", а не

во вне;

способность к рефлексии. Потребность в ней как условие осознанного регулирования своего поведения, своей Д

в соответствии с желаниями и принятыми целями, с одной стороны, и с другой стороны - с ограничениями,

осознанием своей несвободы;

интегративная активность (Абульханова-Славская) предполагает активную позицию личности во всех

проявлениях от осознанного целеполагания до оперирования и конструктивной корректировки самих способов

Д;

стремление и способность инициативно, критически и инновационно рефлексировать и прогнозировать

результаты Д и отношений;

направлять на реализацию само- воспитания, образования, оценки, анализа, развиитя, определения,

идентификации, детерминации и др.;

способность самостоятельно вносить коррективы в свою Д, в сопутствующие ей обстоятельства с учетом

поставленной цели, внутренняя независимость от внешнего мира, от внешних проявлений (не игнорирование, а

устойчивость взглядов, ценностей, мотивов, их коррекция и изменение);

творческий потенциал, уникальность, неповторимость, что есть основа для плодотворных межсубъектных

отношений, взаимодействия, общения.

Это очерчивает объектное поле субъектной педагогики.

Предмет субъектной педагогики - механизм объект-субъектного преобразования личности (С. М. Годник). Это процесс превращения человека из объекта, на который влияют обстоятельства, в субъекта, господствующего над обстоятельствами.