Смекни!
smekni.com

Изучение вопросов развития советской культуры 20-30-х годов на уроках истории (стр. 11 из 32)

______________

1 Очерки истории советского искусства, с.13.

художественное образование, на выставках появилось немало крупных работ, но в стилистическом отношении эти произведения оставались в русских традициях, традициях русского академизма и передвижничества (яркий пример тому - белорусское изобразительное искусство 1920 - 1930-х годов).1

В этот период, 1920-е годы, доминирующее положение заняла тенденция, которая утверждала, что советское искусство является логичным продолжением академического русского искусства. Большую популярность приобретают выставки русских деятелей искусства IХ - начала ХХ веков. В этот период многие молодые художники под давлением официальной идеологии и пропаганды классического русского искусства «начинают сознавать, какой огромный вред их творчеству нанесли футуризм, кубизм и производственное искусство. Для значительной части художников, стоявших до этого на позициях «левого» искусства, начал приобретать все большую актуальность вопрос об овладении реалистическим методом»2 и переходе в лоно официально признанного и поддерживаемого властью искусства.

Говоря об истории развития советской культуры, нельзя не упомянуть об основании метода социалистического ___________________

1 Очерки истории советского искусства, с.13.

2 Лебедев П.И. - Из истории борьбы за реализм в советском искусстве (1921-1932 г.г.), изд.”Сов.худ.”, М.: 1962, с.8.

искусства – метода социалистического реализма. Современник событий тех лет Толстой А.Н. в статье «О свободе творчества» так определил задачи культуры: «Общество обязывает нас, участников невиданной эпохи, пластически оформить ее идеи и ее человека. Реализм - наше оружие».1 В 1934 году было сформировано развернутое определение метода социалистического реализма – «правдивого, исторически конкретного изображения действительности в ее революционном развитии».2 Таким образом, метод социалистического реализма становится основным методом социалистической пропаганды. Руководствуясь этим методом, люди творчества должны были «показать действительность в ее революционном развитии, что значило проявить зоркость видения настоящего, прошлого и будущего».3 Социалистический реализм, принятый искусством 30-х годов в качестве основного творческого метода, свидетельствовал о победе этой тенденции, о вытеснении методом социалистического реализма всех других методов искусства. Окончательное утверждение данного метода требовало появления новых героев, новых тем

________________
1 Толстой А.Н. - О свободе творчества, Известия. 24.06.1935.

2 История искусства народов СССР, т.7 Изд. “Изобр.искусство”. М: 1972, с.10.

3 История искусства народов СССР, т.7 Изд. “Изобр.искусство”. М: 1972, с.10.

произведений. Лебедев П.И. уделял большое значение этой проблеме и еще в начале 20-х годов говорил, что «...главным героем искусства будет свободный, строящий социализм простой советский человек: рабочий, крестьянин, командир и боец Красной Армии, советская женщина - энергичные, действенные натуры, преданные идеям Октябрьской революции». 1 Предсказание Лебедева оказалось верным, действительно, в советском искусстве утверждал себя новый герой - трудящийся человек, ставший господствующей фигурой общественной жизни. Эти новые герои придавали искусству совершенно иной характер. В каждом произведении, по мнению критиков того времени, должна была быть скрыта какая-либо идея, прославляющая новое, советское общество, клеймящая пережитки прошлого. Меняется само назначение культуры, еще более по сравнению с 20-ми годами усиливается его социальная функция, пропагандистская роль. Основоположник метода социалистического реализма Горький М. так писал об этом: «В основе своей искусство есть борьба за или против, равнодушного искусства нет и не может быть, ибо человек не фотографический аппарат, он не фиксирует действительность, а или утверждает, или изменяет ее,

___________________

1 Лебедев П.И.- Из истории борьбы за реализм в советском искусстве, с. 7-8

разрушает».1 Советское искусство начинает активно использовать яркие «образы, насыщая их пламенной верой в осуществление социалистических идеалов и ненавистью к темным, реакционным, враждебным социализму силам старого мира».2

Такой взгляд на искусство, на его возможности и задачи являлся уже с первых лет советской эпохи не только теоретической программой, но и действительностью молодого советского искусства, о чем свидетельствуют сами произведения советских художников. В работах советских авторов того времени идет «сознательное заострение образов ради ясного выражения идеи и ради увеличения действенной силы, способной вооружить зрителя».3 Это явление нередко делало произведения художников, архитекторов, скульпторов излишне пафосными, гротескными, но тем не менее позволило яснее донести до зрителя саму идею правильности борьбы советского государства в лице пролетариата и крестьянства против пережитков старого мира за идеалы мировой социалистической революции. Реализм советских художников еще на ранних этапах своего развития не был чужд романтики, развиваясь в контексте идей классического русского романтизма, но это была и романтика нового типа,

________________

1 Горький М. - Об искусстве, собр.соч. в 30 т, т.27. М.: 1953, с.444-445.

2 История русского искусства в 13 т., т.12, М.: 1961, с. 9.

3 История русского искусства в 13 т., т.12, М.: 1961, с. 9.

романтика революционная.1 Романтика нового типа создавала очень пленительный, героический образ первых лет борьбы за Советскую власть.

Но метод социалистического реализма не был бы столь действенным, если бы не особое мировоззрение художников и других деятелей искусства. «Социалистический реализм, - писала тогда Мухина В., - рождается из честного творчества художника, проникнутого социалистическим мироощущением. Если у тебя нет социалистического мироощущения, то нет и социалистического реализма.

Поэтому основой социалистического реализма является мировоззрение художника. Оно может быть выражено различными способами, но должно вызывать у зрителя переживание, созвучное нашей эпохе».2 Мировоззрение подавляющего большинства советских деятелей искусства уже к середине 1920 года стало соответствовать социальному заказу коммунистической партии. Полностью в контексте официальной идеологии было выполнено и большинство произведений того времени, все более начинавших носить открыто пропагандистский характер.

Вместе с тем нельзя забывать и того факта, что определенная прослойка художников-реалистов «в первые

__________________

1 Речь секретаря ЦК ВКП (б) Жданова А.А.- Первый всесоюзный съезд сов.писателей, стенограф.отчет, М.: 1934, с.4.

2 Мухина В. - Литературно-критическое наследие, т.1. М.: 1959, с.177.

годы Советской власти заняла ярко несоветские позициии ... и была вынуждена эмигрировать за границу»1 в период активной борьбы со всеми художниками, не желавшими сотрудничать с властью. Например, к числу таких художников можно отнести Малявина, Жуковского, Пастернака и т.д., которых безусловно можно причислить к величайшим мастерам мирового значения.

Развитие советского искусства и метода социалистического реализма в частности уже в 30-е годы стало тормозиться тем, что впоследствии было квалифицировано как культ личности Сталина И.В. О противоречиях, свойственных деятельности Сталина И.В., уже в этот период со всей определенностью сказано в «Истории коммунистической партии Советского Союза»: «В деятельности Сталина И.В., - читаем мы, - появился разрыв между словом и делом, между теорией и практикой... Он правильно, с позиций марксизма, говорил о недопустимости преувеличения роли отдельной личности в историческом процессе, на деле же содействовал распространению культа собственной личности».2

Тенденция приписывать все заслуги народа Сталину И.В., распространившаяся в пропагандистской работе,

_______________________

1 Лебедев П.И. - Из истории борьбы за реализм в сов.искусстве, с.7.

2 История КПСС. М.: 1960, с.483.

проникла в искусство. Это выражалось в выборе определенных сюжетов для статуй, картин, рисунков, в самой трактовке произведений. На первое место выходила непосредственно личность Сталина И.В., его личные заслуги считались абсолютными. В изобразительном искусстве стали утверждаться» приемы внешней героизации, нарочитой породности, декоративной пышности».1 С теми же тенденциями связаны еще и такие явления художественной практики предвоенных лет, как увеличение значительной части деятелей искусства, изображение всякого рода торжеств и празднеств, «склонность игнорировать трудности и противоречия жизни».2

Градостроительство, развернутое еще в 20-е годы, приобретает теперь больший размах. Генеральный план реконструкции Москвы, выработанный к 1935 году воплотил новые устремления советского зодчества с наибольшей полнотой. Уже в той части, какой его удалось осуществить до войны, он преобразил столицу. Новые градостроительные идеи внесли черты помпезности и монументализма во многие промышленные центры страны. Бурно росли, обретая свое особое лицо, многочисленные традиции архитекторов разных школ, которых объединил заказ партии в стремлении добиться того, «чтобы и камни