Смекни!
smekni.com

Изучение вопросов развития советской культуры 20-30-х годов на уроках истории (стр. 6 из 32)

В 20-30-е годы наблюдался подъем работы живописцев. Образы новых героев отражаются художниками Струпниковым К. «Партизан», Рапининым Г. «Делегатка». Всемирное признание получили Малевич, Шагал, Петров-Водкин и многие другие советские художники. В 30-е годы активно участвовали в преобразовании страны советские архитекторы. Строительство новых городов, Дворцов культуры, сооружение Московского метрополитена, оформление канала Москва-Волга, павильонов Всесоюзной сельскохозяйственной выставки, мавзолея В.И. Ленина вызвали к жизни монументальные формы архитектуры, живописи и скульптуры. Выразительно продемонстрировал лучшие черты новой архитектуры советский павильон на Всемирной выставке 1937 года в Париже (архитектор Иофен Б.). Скульптурная группа Мухиной В. «Рабочий и Колхозница» стала в нашей стране и за рубежом художественным символом социалистического общества.1 Многопланово и плодотворно развивалась в эти годы советская живопись и графика, добиваясь успехов в отображении советского

_________________

1 История СССР / Клим М.П. – М.: «Высшая школа», 1974 г., с. 340.

человека и его героических трудовых будней.

Серию прекрасных портретов современников создают Нестеров М.В. и Грабарь И.Э. Полотна Иогомона Б.В. «Допрос коммунистов» и «На старом уральском заводе» выражают исторический оптимизм рабочего класса.1

Успехи, достигнутые в области литературы, живописи, театра, кино позволили, по мнению всех ведущих советских историков, поставить вопрос об изменении организационных форм руководства художественной жизнью. Идейная консолидация художественной интеллигенции привела к тому, что большинство работников литературы и искусства служили делу революции.2

Все без исключения аспекты развития культуры развивались под воздействием ленинских принципов партийного руководства культурным

строительством.3 По инициативе Ленина В.И. осенью 1922 г. была проведена широкая, «дискуссия» с «пролеткультовцами и

дана развернутая критика их «сектотских и вульгаризаторских взглядов»4 по вопросам развития советской культуры.

_____________________

1 История СССР / Клим М.П. – М.: «Высшая школа», 1974 г., с. 341.

2 История СССР: эпоха социализма / Клим М.П. – М.: «Высшая школа», 1982 г., с. 138.

3 История СССР / Клим М.П. – М.: «Высшая школа», 1974 г., с. 285.

4 История СССР / Клим М.П. – М.: «Высшая школа», 1974 г.

В июне 1925 г. ЦК РКП (б) принял постановление «О политике партии в области художественной литературы», которое сыграло принципиальную роль в истории развития советской культуры, - это общепринятая точка зрения советских историков. Группа советских историков во главе с Пономаревым Б.Н.1 отмечает, что в первые годы советской власти, когда в советской культуре сказывалось влияние чуждых элементов, а кадры пролетарской литературы и искусства были еще слабы, партия считала необходимым существование особых пролетарских организаций в области литературы и искусства. Именно с этой целью была создана Российская ассоциация пролетарских писателей (РАПП), которая путем «тактичного и бережного отношения (к писателям не принявшим до конца социалистическую идеологию) обеспечила бы все условия для возможно более быстрого их перехода на сторону коммунистической идеологии».2 Клим М.П. обращает внимание на постановление ЦК, которое мобилизовало деятелей советского искусства на борьбу с проявлением буржуазной идеологии, указав новые формы идейного сопротивления буржуазии в условиях нэпа. Эти указания определяли принцип партийного руководства

________________

1 История СССР с древнейших времен до наших дней в 12 т. - М.: «Наука», 1967, с. 662.

2 О партийной и советской печати, Сб. докум. – М.: 1954, с. 345, 346.

не только «в области литературы, но и в области театра, кино и всех других участков культурного фронта.1

Однако руководство РАПП не сумело правильно провести партийную линию, подменив идейную и воспитательную работу администрированием, отпугивая литераторов узкогрупповым подходом к большим явлениям общественно-политической и литературной жизни,2 не заметила идейно-политического поворота среди основной массы интеллигенции, не сумела объединить все творческие силы, стремившиеся к активному участию в строительстве социализма 3,4

Всеми советскими историками положительно оценивается постановление «О перестройке литературно-художественных организаций», в котором было отмечено, что отдельно существующие пролетарские литературно-художественные организации (РАПП и др.) «становятся уже узкими и тормозят серьезный размах художественного творчества. Это обстоятельство создает опасность превращения этих организаций из средства наибольшей

_________________

1 История СССР: эпоха социализма / Клим М.П. – М.: «Высшая школа», 1974 г., с. 286.

2 История СССР с древнейших времен до наших дней в 12 т. - М.: «Наука», 1967, с. 662.

3 История СССР в 2-х т. т. 2/ Артемов Н.Е.- М.: «Высшая школа», 1982, с. 139.

4 История СССР с древнейших времен до наших дней в 12 т. - М.: «Наука», 1967, с. 662.

мобилизации советских писателей и художников вокруг задач социалистического строительства в средство культивирования кружковой замкнутости, отрыва от политических задач современности и от значительных групп писателей и художников, сочувствующих социалистическому строительству».1

Всеми исследователями приветствуется решение ЦК партии ликвидировать РАПП и другие организации в сфере культуры, создать единые союзы писателей, художников, музыкантов и т.п., по их мнению, это способствовало упрочнению идейно-политического единства и подъему советской литературы и искусства.

«Первая пятилетка открыла самый широкий простор для осуществления культурной революции. За годы пятилетки достигнуты огромные успехи в ликвидации неграмотности, обеспечении начального образования, создании развитой сети общеобразовательных школ и фабрично-заводского обучения, библиотек, рабфаков, техникумов, вузов, научных и культурно-просветительских учреждений. Без этих свершений был бы невозможен … взлет советской науки и культуры, идущих в авангарде мирового научно-технического прогресса и мировой культуры».2

___________________

1 О партийной и советской печати, Сб. докум. – М.: 1954, с. 431.

2 О 50-й годовщине первого пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР «Постановление ЦК КПСС от 18 марта 1979 г. – Правда, 1979, 18 марта.

В советской историографии вопросам развития культуры уделяется официальное внимание, но все вопросы, связанные с развитием культуры полностью не рассматриваются. Советские историки, точка зрения которых была признана классической, не уделяют внимания некоторым основополагающим фактам. Например, влияние культа личности Сталина И.В. на развитие отечественной культуры рассматривается слабо, вместе с тем точно отмечается значение идеологизации советской культуры в целом для роста «социалистического сознания» советского человека.

3. Новые подходы к рассмотрению вопросов культуры СССР 20-30-х годов в работах современных историков.

Вопросы развития культуры 20-30-х годов вполне закономерно вызвали интерес у отечественных историков, так как, используя основные закономерности развития искусства можно проследить этапы развития советского общества, социальные отношения, нравственно-этические нормы общества. Несмотря на то, что данная тема представляет безусловный интерес в работах некоторых авторов, этой теме не уделяется достаточно внимания. В работах Боффа Д. «История Советского Союза»,1 Бутенко А.П. «Откуда и куда мы идем»,2 Корра Э. «История Советской России»,3 Соколова А.К. «Курс советской истории»,4 работах некоторых других авторов рассмотрению данного вопроса не уделяется внимание. Такой подход нецелеобразен, так как не зная особенности развития отечественного искусства не возможно в полном объеме понять все процессы происходившие в Советской России в 20-30х годах ХХ века.

____________________

1 Боффа Д. «История Советского Союза»,в 2-х т., т.1 – М.: Наука, 1994.

2 Бутенко А.П. «Откуда и куда мы идем» - М.: 1992.

3 Корр Э. «История Советской России» - М.: Просвещение, 1991.

4 Соколова А.К. «Курс советской истории» - М.: Владос,1989.

Во многих работах российских исследователей, написанных в последние годы, вопросам развития отечественного искусства уделяется определенное внимание. В работах Дмитриенко В.П. «История России», Верта Н. «История Советского государства», Семенниковой Л.И. «Россия в мировом сообществе цивилизаций», Зуева М.И. «История России с древности до наших дней», Орлова А.С., Геориева В.А. «История России с древнейших времен до наших дней» и т. д., оновные тенденции развития советского искусства в 20-30-е годы получили определения под термином «культурная революция». Зуйкова Е.А. в статье «Культурная революция» пишет о том, что «политика большевиков в первые послереволюционные годы получила название «культурной революции».1 Автор статьи констатирует, что «перед властью (в н. 20-х годов) стояли две проблемы: старой интеллигенции и идеологизации культуры».2 Верт Н. В работе «История советского государства» указывает на роль культуры в идеологической обработке масс, он пишет, что роль просвещения «чаще всего сводилась к поверхностной идеологической обработке», но вследствие повышения общего уровня грамотности, культурного уровня советских людей, становилось возможным «покончить с отсталостью страны и

__________________

1 История. Большой справ. для школьн. пост. в ВУЗы / Агиберова В.Н.- М.: «Дрофе», 1999,с. 87.

2 История. Большой справ. для школьн. пост. в ВУЗы / Агиберова В.Н.- М.: «Дрофе», 1999,с. 87.

довести до сознания людей политические задачи».1 Верт Н. считал, что степень идеологизации искусства возрастала с каждым годом правления советской власти и достигла своего апогея в период культа личности Сталина. Автор работы, рассматривая периодизацию развития советского искусства, отмечает, что 20-е годы ХХ века – «период культурной идеологической … разрядки между двумя очень напряженными эпохами»,2 эпохой русской революции 1917 г. и гражданской войны и эпохой коллективизации и индустриализации. В эти периоды, по мнению исследователя, происходила активизация общественно-культурной жизни советского общества. В целом эта оценка верна, хотя и с некоторыми оговорками, для большей части страны, где происходили незначительные и постепенные изменения. Верт Н. констатирует, что «для неславянского населения, и в частности, для мусульман, особенно с 1925 г., нэп был периодом «худжума» («наступления по всем фронтам») в рамках общей стратегии разрыва с прошлым».3 Наиболее полное и последовательное выражение данная политика Советского государства, по мнению автора, нашла в