Смекни!
smekni.com

Методика организации тематических выставок в школе (стр. 1 из 11)

Глава 1

ИЗ ИСТОРИИ ОФОРМЛЕНИЯ ТЕМАТИЧЕСКИХ ВЫСТАВОК

На первых занятиях нужно познакомить школьников с основ­ными направлениями развития оформительского искусства, с той ролью, какую играет наглядная агитация, и в частности тема­тические выставки, в развитии мировоззрения людей, в практике построения общества.

В педагогической литературе указывается на большое значе­ние использования различных средств наглядности. Великий рус­ский педагог К. Д. Ушинский писал: «Кто не замечал над собою, что в памяти нашей сохраняются с особенной прочностью те образы, которые мы воспринимали сами посредством созерцания, и что к такой, врезавшейся в нас, картине мы легко и прочно привязываем даже отвлеченные идеи, которые без того изгла­дились бы быстро».

Наглядные средства имеют значение не только для органи­зации учебного процесса в школе. Они находят широкое примене­ние при решении самых разнообразных вопросов — производст­венных, политических, идеологических, культурно-просветитель­ских.

Современная наглядная агитация своим истоком имеет ленинский план монументальной пропаганды.

Из воспоминаний А. В. Луначарского известно, что в беседе, которая, по предположению историков, состоялась между 15 мар­та и 8 апреля 1918 года, В. И. Ленин предложил активно исполь­зовать различные виды изобразительного искусства для разъясне­ния целей революции.

В. И.. Ленин высказал мысль украсить наиболее оживленные площади и улицы городов художественно оформленными текста­ми, содержащими основные идеи и лозунги марксизма, дающими оценку тому или другому историческому событию. Также он рекомендовал самым широким образом организовать работу мастеров искусства по созданию много­численных памятников, которые необходимо было использовать для агитационно-пропагандистской работы среди населения. Эти мероприятия были названы «мону­ментальной пропагандой».

Рассказ о претворении художниками ленинской идеи в жизнь можно построить интересно и увлекательно для ребят. Сохрани лось достаточное количество разнообразных материалов, которые можно использовать при подготовке к такому рассказу

На основе предложении, разработанных В. И. Лениным, 12 апреля 1918 года СНК РСФСР принял декрет «О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектов памятников Российской Социалистической Революции». Декрет поручал особой комиссии при СНК определить, какие памятники, не представляющие исторической или художественной ценности, должны быть сняты. Комиссии предлагалось также «мобилизовать художественные силы и организовать широкий конкурс по выработке проектов памятников, долженствующих ознаменовать великие дни Российской социалистической рево­люции». Кроме того, декретом предусматривались организация художественного оформления городов к революционным празд­никам и всенародным гуляниям; замена старых названий улиц, эмблем и гербов, отвечающими мировоззрению побе­дившего народа.

Воодушевленные размахом намеченных мер, художники стремились в своих проектах отобразить всемирно-историческое значение событий, происшедших в России в октябре 1917 года.

Сведения об этом периоде могут быть очень интересными, так как именно в первые годы после Октябрьской революции начали закладываться традиции массовых политических праздни­ков, которые в дальнейшем, развиваясь и обогащаясь под влиянием успехов Советского государства, вошли в уклад нового общественного быта.

К работе над оформительскими проектами были привлечены выдающиеся художники и архитекторы: К. Петров-Водкин, В. Шухаев, Б. Кустодиев, М. Добужинский, В. Мешков, Э. Штальберг, Л. Руднев, Д. Иофан и др.

Ленинский план монументальной пропаганды положил начало возникновению разнообразных форм изобразительно-агитацион­ной работы. Ведущее место среди них занимают тематические выставки. За годы Советской власти выставочная деятельность достигла большого размаха. Широкой известностью пользуется у советских людей Выставка достижений народного хозяйства СССР в Москве(теперь ВВЦ- всероссийский выставочный центр), подобные выставки работают и во всех союзных республиках, регулярно открываются советские павильоны на международных выставках, нередко различного рода между­народные конференции и симпозиумы проходят на фоне специаль­но организованных экспозиций, международные торговые согла­шения заключаются после просмотра соответствующих экспона­тов в выставочных залах и т. д.

Выставочная деятельность развивается не только в обще­государственных масштабах. Очень много выставок местного значения регулярно открывается на предприятиях, в учреждениях, институтах, школах. Большое число их, внимание, которым они пользуются, говорят об их необходимости.

Рассказывая учащимся о характерных этапах развития выставочного дела у нас в стране, имеет смысл сосредоточить внимание на тех тенденциях, которые были определяющими на каждом из этапов, а также на творчестве художников-оформите­лей. Несмотря на то, что в организации выставок принимают участие специалисты многих - профессий (специалисты по теме выставки, литераторы, живописцы, мастера прикладного искус­ства, фотографы, шрифтовики, столяры, светотехники и т.д.), решающее слово принадлежит художнику-оформителю. Оформи­тельский аспект бесед целесообразен потому, что это будет способствовать решению последующих практических задач. Едва ли есть необходимость настаивать на том, чтобы учащиеся запоминали фамилии многих авторов даже крупных выставок, (это придало бы занятиям излишне специализированный характер), но рассказать о творчестве некоторых наиболее заслуженных художников-оформителей нам кажется полезным.

Усилия художника-оформителя направлены на создание экспозиционного ансамбля, т. е. на нахождение общего худо­жественно-образного рисунка, который бы наиболее эмоциональ­но и глубоко раскрывал основную тему. «Под экспозиционным ансамблем мы понимаем пространственную среду (внутри здания или под открытым небом), структура которой в сочетании с ее цветовой, световой, пластической и драматургической композици­ей образно раскрывает суть представленных материалов, создает удобство осмотра и удовлетворяет требованиям технологии и экономики. Нельзя не учитывать и роли текста, устной речи, музыки, а иногда и элементов хореографии, пантомимы и театра. Однако основа всего — единство художественно-образного, функционального, конструктивно-технологического и экономи­ческого начал»'.

Среди множества выставок, создававшихся в нашей стране с 1917 года, нелегко выбрать такие, которые наиболее поучи­тельно было бы использовать в качестве материала для бесед с учащимися. Главный критерий отбора: экспозиционно-художественные достоинства и определенный исторический вклад в развитие оформительского искусства.

В развитии искусства оформления выставок можно выделить несколько этапов с рядом характерных признаков для каждого из них. Границы этапов примерно такие: 1917 год—начало 30-х годов, середина 30-х —начало 50-х годов, середина 50-х — 60-е годы, 70-е годы, начало 80-х годов.

Выставки первых лет Советского государства, пропагандируя новое, революционное содержание, использовали приемы и формы показа, сложившиеся в дореволюционных музеях, на торгово-промышленных выставках и ярмарках. То, что в дальнейшем определило новый оформительский стиль, просматривалось лишь в отдельных чертах.

Одна из наиболее крупных выставок этого периода, функ­ционировавшая с 1918 по 1928 год в Москве в Петровском пассаже,— Постоянная промышленно-показательная выставка ВСНХ. Будучи значительным событием, с точки зрения ценности представляемого материала, она не стала явлением в развитии художественных принципов экспозиции.

Недооценка роли художников-оформителей в тот период обусловила отставание в использовании художественных прие­мов. Это выразилось в отсутствии чисто выставочных форм показа, в подражании музейной и магазинной манере располо­жения экспонатов. Обычно посетитель видел традиционные витрины, терялся среди множества мелких фотографий, карт, диаграмм. Впечатление музейности производило и обилие жи­вописных панно (повешенных как картины), строгая симметрич­ность в развеске планшетов, раскладке и расстановке всего выставочного наполнения.

Отход от «музейности», поиски своеобразной зрелищности выставочной формы показа в начале 20-х годов происходили не без влияния театрально-декорационного искусства. К оформ­лению выставок привлекались театральные художники и декора­торы. Меняя общую композицию выставочного пространства, изобретая необычные формы стендов, оригинально, каждый раз, по-новому комбинируя окраску фона и экспонатов и т. д., оформители стремились к наибольшей выразительности, чтобы «расшевелить», захватить зрителя.

Кстати, следует заметить, что обстановка на выставке уподобляется в известной мере сценическому пространству, с той лишь разницей, что зритель наблюдает его не со стороны, а располагаясь внутри этого пространства. Близки к режиссерским и действия устроителей выставки, стремящихся наиболее выразительными средствами донести до зрителя познавательную и эстетическую информацию.

Выставочную композицию роднит с театральной постановкой и использование изобразительной ценности света. Светом можно выделить главные экспонаты, подчеркнуть объемность, весомость вещи или сделать ее как бы прозрачной, тающей в воздухе и т. д.

С точки зрения формирования принципа зрелищности, сопричастности с театром интересна открытая в 1923 году Всероссийская сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка с иностранным отделом. Это была самая крупная выставка тех лет. По свидетельству очевидцев, выставочный интерьер напоминал характерный рисунок театральных декора­ций того времени. Сходство отмечалось в общей структуре сооружения, в ярусах площадок, в стремительно взлетающих зигзагах лестниц, в подчеркнутом техницизме и других приемах характерных для театра.