Смекни!
smekni.com

Педагогика 16 вопросов (стр. 1 из 6)

1.Проблемы развития отечественной педагогики. История и современность

Предметом П является процесс формирования и развития личности в условиях ее воспит, обуч, образ. Под личностью здесь понимается совокупность социально значимых особенностей конкретного человека. Смысл восп — это формирование такой личности, которая гар­монично влилась бы в общество. Т.е. задачи и проблемы ставятся перед П обществом. С изменением общества изменялась и отечест­венная П и ее проблемы. Основные теорет проблемы П: 1.изучение сущности и закономерности развития и формирования личности 2. определение целей восп 3. разработка содержания восп 4. исследование методов восп. Важной проблемой П является определение целей восп (т.е. прогнозируемых результатов в подготовке подрастающих поколений к жизни). Знание целей даёт педагогу чёткое пред­ставление о том, какого человека он должен формировать и определяет задачи восп, которые в свою очередь определяют содержание и методики восп работы. Например, если цель П— восп строителей коммунизма, то задача и методы будет соответствующими требованию воспитать послушных, мало самостоятельно размышляющих исполнителей. С отменой крепостного права в 19 в. в Р произошли огром­ные полит и соц преобразования, существенно повлиявшие на нравственный климат общества. В результате просвещение стало при­знаваться важнейшим средством развития личности. В 60-е годы 19в. появились организации распространявшие знания среди народных масс. По инициативе передовой интеллигенции возникли воскресные школы, первые народные библиотеки и читальни, стали прово­диться народные чтения. С этого времени в стране началось развитие П и психологии. Появились первые педаг журналы, в которых об­суждались проблемы восп и обучения, в том числе и вопрос о психологических аспектах П. Мысль о психологическом обосновании педаг процесса имела давнюю традицию, она была убедительно основана в трудах Коменского. В то время наиболее актуальной считалась проблема изучения внутреннего мира ребенка, возник первый русский журнал о воспитании детей дошкольного возраста, где печатались знаменитые педагоги Ушинский, Вессель, Каптерева. Шло быстрое развитие П, организовывались педаг научные общества, курсы повы­шения квалификации учителей, высшие женские курс, педаг факультеты университетов. Ушинский разработал план подготовки учителей начальной школы. По этому плану строили работу все земские учительские учреждения и школы. В отечественной П в различные вре­мена содержание воспитания менялось, приобретая то большую общественную, то гос, то личностную направленность. После револю­ции общим принципиальным положением П стало преобладание общ направленности (воспитание должно готовить человека к активной общественной и счастливой личной жизни). Опираясь на этот принцип П во времена СССР успешно проводят в жизнь идеологические установки. Воспитание было ориентировано на поддержку и упрочение гос строя. П решала проблемы воспитания подрастающего поко­ления в соответствии с гос стратегией формирования социально необходимого типа личности, т.е. осуществляло гос заказ в сфере вос­питания. Если гос и общественные интересы при этом совпадают, а также согласуются с личными интересами граждан, то это естест­венно. При рассогласовании целей гос, общества и личности реализация этого принципа затрудняется, ста­новится невозможной, приво­дит к застою П. После начала реформ требования общества к системе образования изменились, происходит реформирование, пере­смотр многих положений П. Для преодоления процесса огосударствливания образования в Р создана сеть частных школ и высших учебн заведений. Современная П освободилась от гос надзора, шагнула далеко вперед, стала использовать достижения западной науки. П как наука о воспитании на текущий момент имеет в своем арсенале четыре парадигмы, согласно которым осуществляется воспитательный процесс: педагогическую, андрологическую, акмеологическую и коммуникативную. Проблема современной П — какую парадигму взять за основу? 1.Концепция педагогической парадигмы состоит в том, чтобы воспитать человека с использованием внешней системы принуж­дения, кнутом и пряником. При этом считается, что воспитуемый не может осознать смысла воспитания, оценить его необходимость в процессе воспитания, поэтому единственным способом достижения поставленной задачи является принуждение. Преимущества педаго­гической парадигмы являются продолжениями ее недостатков. Нет необходимости глубоко учитывать индивидуальные особенности вос­питуемых, возможен формальный шаблонный подход, закрепленный соответствующими нормативными документами. Смысл такого вос­питания может быть разным – от формирования узких специалистов, неспособных к творческому мышлению, до поддержки существую­щего общественного устройства. Не способствует формированию свободной творческой личности. 2.Согласно андрологической пара­дигме, воспитуемый осознает процесс воспитания, ставит себе цели и достигает их. Преподавателю в такой схеме отводится роль по­мощника, который должен поддержать, подтолкнуть человека на этом пути воспитатель и воспитуемый в более-менее равном положе­ние. Данная парадигма применяется в основном в высшем образовании, так что под воспитанием в данном случае понимается получе­ние образования. 3.Согласно акмеологической парадигме, в процессе воспитания человеку следует предоставить максимальную по­мощь в раскрытии его индивидуальности, реализации потенциальных возможностей, помощь взобраться на собственную вершину (acme – вершина). Такой подход имеет ярко выраженную творческую направленность, находит применение в гуманитарных сферах, различных художественных и других школах и студиях. В отношении к человеку проявляется максимальная индивидуальность. От преподавателя в данном случае требуется быть Личностью с большой буквы. Необходимо иметь не только специальную, но и психологическую подго­товку, хорошее знание людей 4.Концепция коммуникативной парадигмы предусматривает общение и взаимное совершенствование группы людей из одной предметной области, примерно одинаковых по уровню развития. В процессе взаимного общения происходит об­мен информацией, знаниями и умениями, совершенствование людей. В научной сфере это реализуется разнообразными симпозиумами, конференциями, семинарами и так далее. С развитием демократии в Р происходят изменения и в П. Основные закономерности: 1.направленность обучения на решение задач всестороннего и гармонического развития личности 2.активно-деятельностный характер обучения 3.единство потребностно-мотивационной сферы и учебно-познавательной активности учащихся 4.проявление уважения и тре­бовательности к уч-ся, укрепление их личного достоинства в процессе обучения 4.обеспечение радости успехов уч-ся в овладевании знаниями 5.раскрытие особенностей и творческих задатков уч-ся и опора на их положительные качества и свойства в процессе обучения 6.учёт возрастных и индивидуальных особенностей уч-ся в процессе обучения 7.осуществление обучения в коллективе и повышение влияния последнего на активизации учебного процесса 8.согласованность и единство педагогических усилий школы, семьи и обществен­ности в организации обучения.

2. Философское, социальное, психолого-педагогическое обоснование. Взаимосвязь воспитания обучения и развития личности.

В философии характеристикой личности человека является его субъективность, индивидуальность, что означает уникальность и непо­вторимость человека во всем богатстве его личностных качеств. В истории философии известен индивидуализм - философско-этическая концепция, утверждающая приоритет личности перед любой формой социальной общности. Взгляд на личностное в человеке как прояв­ление его субъективности не является прерогативой философской мысли. Такое же представление о личности в психологии, социологии, педагогике. Социология и П под личностью понимается совокупность социально значимых особенностей конкретного человека, но рас­сматривают человека не только как единичного представителя рода человеческого, но и как член какой-то социальной группы. Становле­ние личности происходит в процессе усвоения людьми опыта и ценностных ориентаций данного общества, что называют социализацией. Существуют различные виды социализации личности: стихийные (подражание, внушение) и целенаправленные (воспитание и обучение). Воспитание – одна из сторон социализации личности, приобретение им человеческого жизненного опыта. Это деятельность по передаче исторического опыта, подготовка к жизни и труду. Личность — является результатом воспитания. Смысл воспитания это воспитание та­кой личности, которая бы гармонично влилась бы в общество. Восп тесно связано с обучением. Воспитание – работа с чувствами, моти­вами, эмоциями. Обучение – работа с умом человека. Центр внимания в обучении – становление познавательных процессов человека, его способностей, приобретение знаний, умений, навыков. Следует различать понятия – воспитание как процесс и воспитание как ре­зультат. Часто говорят, что кто-либо хорошо или плохо воспитан, подразумевая под этим суммарный результат, полученный в резуль­тате воспитательного процесса (тут воспитание смыкается с понятием образования). Человек подвергается воспитанию с самого рожде­ния и практически до самой смерти. Хотя сила этого воспитательного воздействия, естественно, изменяется в зависимости от возраста, социального положения и статуса и так далее. Элементы структуры личности — установки, ценностные ориентации, мотивы деятельно­сти, отношение к другим людям. Человек выступает сначала как особь, "случайный индивид" (Маркс — социолог), потом как социальный индивид, и затем как личность. Первая грань Я – это так называемое телесное или физическое Я, переживание своего тела как вопло­щения Я, сознание здоровья или болезни. В форме телесного Я мы ощущаем не столько личность, сколько её материальный субстрат – тело. Вторая грань Я – это социально-ролевое Я, выражающееся в ощущении себя носителем тех или иных социальных ролей и функ­ций. Третья грань – психологическое Я. Она включает в себя восприятие собственных черт, мотивов, потребностей и способностей. Чет­вертая грань Я - это ощущения себя как источника активности или, наоборот пассивного объекта воздействий, переживание свой сво­боды или несвободы. Его можно назвать экзистенциальным Я. Наконец, пятая грань Я - это самоотношение или смысл Я. Наиболее по­верхностным проявлением самоотношения выступает самооценка - общее "+" или "-" отношение к себе. Личность тем значительнее, чем больше в её преломлении представлено всеобщих, общечеловеческих характеристик. Современные теории личности. Личность — это прижизненно формирующаяся, индивидуально своеобразная совокупность психофизиологических систем черт личности, которыми опре­деляется своеобразное для данного человека мышление и поведение. Виды теорий: 1.Психодинамическая —поведение фактически вы­водится из внутренних психологических свойств личности и полностью объясняется только на их основе. 2.Социодинамическая, в кото­рой главную роль в детерминации поведения отводят внешней ситуации и не придают существенного значения внутренним свойствам личности.3.Интеракционистская. Теория, основанная на принципе взаимодействия внутренних и внешних факторов в управлении акту­альными действиями человека. 4.Экспериментальная, построенная на анализе и обобщении собранных опытных путём фактов. 5.Структурная, для которой главной проблемой является выяснение структуры личности и системы понятий, с помощью которых она должна описываться. 6.Динамическая, основная тема которой преобразование, изменение и развитие личности, т.е. её динамики.