Смекни!
smekni.com

Профориентация школьников и формирование элементов духовной культуры (стр. 3 из 7)

В прошлом веке английский учёный Ф.Гальтон впервые использовал тесты для измерения умственных способностей человека. С тех пор было создано около 10 тысяч тестов , с помощью которых их авторы надеялись выяснить все что угодно – от профессиональной пригодности работника до степени его искренности.

«Жизнь отчетливо указывает на две категории людей – художников и мыслителей – писал И.П.Павлов. – Между ними резкая разница. Одни – художники во всех их родах: писатели , музыканты ,живописцы и т.д. – захватывают действитель-ность целиком , сплошь , сполна , живую действительность , без всякого дробления , без всякого разъединения. Другие – мыслители – именно дробят её и тем самым как бы умерщвляют её , делая из неё какой-то временный скелет , и затем только постепенно как бы снова собирают её на части и стараются таким образом оживить , что вполне им всё-таки и не удаётся».

Выяснить свою принадлежность к художникам или мыслителям по биологическим признакам поможет несложный экспресс анализ (см.приложение 1).

По мнению авторов этого теста , совпадающие результаты тестирования разных людей говорят о психологической совместимости личностей, в то время как полные антиподы совместимы очень редко.

Сочетание ЛЛЛЛ соответствует художественному типу, а ПППП присуще мыслителям. Но поскольку в чистом виде эти типы встречаются нечасто, то остальные сочетания в какой-то мере отражают существующее многообразие психологических структур. Предложенная классификация – лишь первый шаг к познанию самого себя.

Ответив на вопросы (приложение 2), пользуясь одиннадцатибальной системой , можно также определить к какому типу относиться ребёнок.

Говорить , кто из них умнее , нет смысла , поскольку речь идёт лишь о двух специфических особенностях человеческого восприятия мира. Мыслитель со слабыми художественными задатками вряд ли добьётся успехов в науке .Верно и другое: если художественный тип заметно преобладает над мыслительным , то прежде чем посвятить себя точным наукам , стоит серьёзно подумать. Не следует ,конечно , делать вывод , будто человеку на роду написано быть художником , если у него на первом месте этот тип мышления. Зато небесполезно знать , что подавляющее большинство художников , скульпторов , музыкантов , актеров имеют более или менее выраженные черты этого типа.

Но что делать, если ученик считает , что недобрал нужных баллов ?Тут-то учитель и должен вмешаться и дать совет не отчаиваться, а больше работать над собой. Сумела же обыкновенная женщина ,которой, как известно, до недавних пор был закрыт путь на флот, стать капитаном дальнего плавания, а инвалид , обречённый из-за травмы позвоночника провести остаток жизни в постели – победить судьбу и вернуться в цирк. Таких людей, сумевших сделать себя , множество. Такие примеры прибавят ребятам сил – ведь волю и настойчивость ничем не заменить.

IV . Элементы духовной культуры , которые возможно формировать в процессе профессиональной ориентации.

Всестороннее развитие личности , формирование эстетических, экологических , нравственных и творческих элементов духовной культуры у школьников – одна из задач профориентационной работы в школе. И задача педагогических работников – воспитать будущих молодых рабочих и специалистов так, чтобы ,выйдя из школы они были способны вносить красоту в жизнь, в труд , в отношения людей. Основные элементы духовной культуры невозможно формировать каждый в отдельности. Они тесно взаимосвязаны между собой. Говоря об экологии , отношении человека к окружающей среде, нельзя не упомянуть о красоте живого и неживого мира, о чести и долге людей перед природой. И сразу же возникает творческий аспект. Необходимо научиться жить на Земле, не мешая другим обитателям , не калеча , не разрушая сотворённое нашей планетой и великим космосом , а разумно и гармонично дополнять своими творениями и облагораживать её.

Рассмотрим каждый элемент в отдельности , определим важность каждого из них и покажем необходимость воспитания этих качеств у подрастающего поколения.

4.1. Экологическая культура.

«Берегите эти земли, эти воды,

даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя.»

Е. Евтушенко

Мир и экология. Эти слова стали своеобразными лозунгами современности, настоятельными призывами, обращенными ко всему человеческому сообществу и к каждому из людей. Но если слово « мир» издревле укоренилось в лексике разных народов , то термин «экология» ( в переводе с греческого – наука о доме , о местопребывании) появился только в 1866 году и до недавних пор употреблялся главным образом специалистами биологии. И действительно, планета Земля , её природа – материки и океаны , зелёный и животный мир – дом человечества. Это и среда обитания людей и мастерская , в которой они трудятся , и кладовая жизненно необходимых ресурсов , и источник здоровья , вдохновения. Вот почему сохранение природных основ жизнеобеспечения общества является глобальной , общечеловеческой задачей. Но ввиду того, что научно-техническая революция и мировое производство не приобрели ещё экологическую ориентацию и по прежнему развёртываются без учёта возможностей и ограничений природы резко усилились негативные последствия этих тенденций: загрязнение окружающей среды , нарушение экологического равновесия , уменьшение способностей природных компонентов к самовосстановлению , истощение невозобновимых ресурсов. Перечень глобальных и региональных экологических угроз очень велик. «Экологическая карта» нашей страны отражает и эти угрозы и разновеликие очаги экологической напряженности в Отечестве.

Экологическая культура – ёмкое понятие , но главное содержание фиксирует особенность современного этапа взаимодействия общества и природы, когда противоречие между ними достигло небывалой остроты.

С одной стороны , «ответная реакция» природы на разрушительные действия даёт мощный толчок , побуждающий , а точнее – вынуждающий общество переосмыслить своё отношение к природе, отказаться от старого взгляда на неё как на сферу свободной игры человеческих сил и способностей , встать на путь выработки экологической культуры.

С другой стороны , процесс формирования и развития экологической культуры становится импульсом духовно-практической деятельности , направленной на преодоление кризисного состояния системы «общество-природа» , на оздоровление этого состояния, а в перспективе – на гармонизацию отношений между обществом и природой.

«Заряженность» на улучшение природопользования должна стать общей чертой всех социальных групп и поколений, но особенно молодёжи. И не случайно во время международной конференции учёных «Охрана окружающей среды и защита всеобщего мира» (1986 г) был проведен «круглый стол» «Молодёжь и борьба за охрану природы и мира».

Подрастающее поколение олицетворяет не только ближайшее будущее , но и более отдалённое будущее , и поэтому особенно заинтересовано, чтобы будущее было мирным и экологически безопасным. Поколение, вступающее в самостоятельную жизнь наиболее восприимчиво к новым принципам и нормам взаимоотношений с природой, отличается духом новаторства, энергии и другими качествами, столь необходимыми для реализации этих принципов и норм. Наконец , сегодняшние дети в перспективе - весьма близкой – возьмут на себя всю полноту ответственности за судьбу планеты – колыбели и обители человечества. Тревожные изменения в природе и воочию воспринимаемые, и лежащие за порогом ощущений, но выявленные в результате исследований и ставшие достоянием гласности, - ведут к тому , что всё более широкие слои населения осознают насущную потребность в оздоровлении естественной среды своей жизни и деятельности.

Эта потребность побуждает новых и новых людей разобраться в экологической обстановке, уяснить причины её неблагополучия , осмыслить способы её улучшения, а тем самым «выводит» на экологические знания, стимулирует овладение ими.

В какой мере эта тенденция проявляется в молодёжном сознании ? Ряд социологических исследований «Молодёжь и окружающая среда» проведённых группой специалистов в том числе Ю.П.Ожеговым и Е.В.Никоноровой ,и изложенных в книге «Экологический импульс», даёт следующие результаты.

Отвечая на вопрос : « Считаете ли Вы необходимым углублять свои экологические знания ?» – 69,6% опрошенных юношей и девушек заявили «да». В их числе 77,6 % школьников , 70 % студентов ,68,2 % учащихся профтехучилищ. Не видят необходимости в углублении своих знаний 10,2 % опрошенных и 2,6 % - затруднились ответить на вопрос , так как не задумывались над ним или не выработали определенного мнения.

В анкету был включен вопрос : « если вы считаете необходимым углублять свои экологические знания , то для чего Вам нужны они?». Далее следовали девять вариантов ответа на вопрос. Итак, что же побуждает молодёжь обращаться к различным источникам знаний о состоянии природной среды , причинах её защиты от загрязнений и т.д.?

Самое высокое место в иерархии занял мотив , выраженный в ответе: «Эти знания мне нужны для общего развития».Такой ответ дали около 30 % юношей и девушек , в том числе 39,6 % школьников , 37 % учащихся ПТУ.

На второе место вышел ответ: « Такие знания помогают самостоятельно разбираться в экологической обстановке» – 24,2 % опрошенных (31,5 % школьников , 26 % - студентов , 18,2 % - учащихся ПТУ ).

Третьим по степени распространения оказался мотив сформулированный в ответе: « Экологические знания являются одним из условий здорового образа жизни». Этот вариант ответа отметили 16,1 % респондентов. Из них –18 % - школьников и студентов , 13,3 % - учащихся училищ.

Четвёртую позицию занял ответ : « Эти знания необходимы для удовлетворения интереса к жизни природы»,- собравший 15,5 % голосов ( 23 % - студентов, 17 %- школьников, 12 % учащихся ПТУ).