Смекни!
smekni.com

Профориентация школьников и формирование элементов духовной культуры (стр. 4 из 7)

Лишь на пятом месте оказался мотив , производный от ярко выраженной практической потребности : «Эти знания нужны для того, чтобы с пониманием участвовать в экологической деятельности».

Этот вариант ответа выбрали 14,3 % опрошенных ( 20 % - студентов, 15,1 % - школьников, менее 5 % учащихся ПТУ ).

Шестое место занял ответ : «Эти знания входят в изучаемые мною в школе (ПТУ, техникумах, вузе) учебные предметы и курсы. Здесь возникает недоумение : почему лишь 18,5 % учащихся ПТУ , 13,7 % школьников , менее 6,6 % студентов испытывают тягу к учебному материалу , несущему экологическую информацию, или , на худой конец, хотя бы вынуждены осваивать его ? Не потому ли , что во многих учебных заведениях явно недостаёт такого материала , или же преподносится он так , что не может пробудить интерес учащихся.

Острую тревогу вызывает то , что только седьмое место занял мотив, порождаемый профессиональными запросами реальной или будущей деятельности. Всего лишь 7,4 % опрошенных выбрали вариант ответа : «Экологические знания требуются по роду производственной деятельности».

Эти цифры – наглядное свидетельство того, сколь слабо ещё экологизирована , то есть сопряжена с задачами охраны природы ; рационального использования её ресурсов ; профессиональная деятельность учащихся.

Экологизация современного познания, обусловленная общественными потребностями, выдвигает задачу – придать системе образования экологическую ориентацию. Научное знание лежит в основе образования . в том числе и экологичес-кого.Из этого исходят и международная программа Юнеско – ЮНЕП по образованию в области окружающей среды и программы экологического всеобуча , разрабатываемые в нашей стране.

В ходе учебного процесса и подготовки учащихся к выбору профессии необходимо :

1. Усиление эколого-мировоззренческой нагруженности образования , и прежде всего более широкое освещение философских проблем взаимодействия человека и природы;

2. Сопряжение различных школьных предметов с вопросами экологии, формирование межпредметных связей , выявленных в ходе развития междисциплинарных исследований проблем охраны природы, оздоровления окружающей среды ;

3. Разработка и введение целостных учебных курсов охраны природы, общей экологии, которые отражают в образовательном процессе такую тенденцию научного познания, как становление и развитие целостных комплексных сфер экологических исследований ;

4. Включение в экологическое образование результатов тех научных исследований в области окружающей среды , которые связаны с регионально – отраслевой специализацией.

Эти линии экологического образования должны не только пронизывать процесс образования ,но и объединять все те знания , которые усваивает молодёжь, сквозной идеей о единстве общества и природы.

4.2. Нравственная культура.

« Посеешь поступок – пожнёшь привычку ,

Посеешь привычку – пожнёшь характер,

Посеешь характер – пожнёшь судьбу .»

(Восточная пословица)

Огромное значение нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавалось в педагогике с древних времён. Многие выдающиеся педагоги прошлого отмечали , что подготовка доброжелательного человека не может сводиться только к его образованию и умственному развитию , и на первый план в воспитании выдвигали нравственное формирование. В своём трактате «Наставление нравов» чешский педагог Я.А.Коменский цитировал древнеримского философа Сенеку , который писал : «Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости. Ибо без первой трудно научиться последней».Там же он приводил известное народное изречение : «Кто успевает в науках, но отстаёт в добрых нравах, тот больше отстаёт, чем успевает».

Большую роль отводил нравственному воспитанию выдающийся швейцарский педагог-демократ Песталоцци. Нравственное воспитание он считал главной задачей детского воспитания. По его мнению , только оно формирует добродетельный

характер , стойкость в жизненных невзгодах и сочувственное отношение к людям.

Однако из педагогов – классиков прошлого наиболее полно и ярко характеризовал преобразующую роль нравственного воспитания в развитии личности К.Д.Ушинский. Он писал : « Конечно, образование ума и обогащение его познаниями много принесёт пользы , но увы , я никак не полагаю, чтобы ботанические или зоологические познания… могли сделать гоголевского городничего честным челове-ком , и совершенно убеждён , что будь Павел Иванович Чичиков посвящён во все тайны органической химии или политической экономии , он останется тем же весьма вредным для общества пронырой.

…Нет одного ума и одних познаний ещё не достаточно для укоренения в нас того нравственного чувства , того общественного цемента , который иногда согласно с рассудком , а часто и в противоречие с ним , связывает людей в честное , дружное общество».(Ушинский К.Д. О нравственном элементе в воспитании.)

На огромную роль нравственного воспитания в процессе обучения и формирования личности указывал В.Г.Белинский . Он отмечал , что образование и приобретаемые человеком знания и умения принесут большую или меньшую пользу в зависимости от того , какую нравственность он усвоит.

Ребёнок находится в состоянии тихой , скрытой от посторонних глаз душевной работы – работы роста и развития. Под дождём , градом так же , как под палящими лучами солнца , плохо растёт молодое деревце. Так и ребёнку вредны для нормального развития постоянные эмоциональные встряски , в том числе разносы и неумеренные похвалы.

У болгарского писателя П.Вежинова есть фантастический рассказ «Синие бабочки».На далёкой планете живут бабочки и гусеницы. Бабочки наделены только утончённо-эмоциональным , а гусеницы – только умственным началом. Бабочки живут возвышенно -легкомысленно , в конечном счёте их жизнь сводиться лишь к продолжению рода. Они лёгкие , стройные, изящные , их тело словно обтянуто нежной, мягкой , переливающейся тканью. Они смотрят на космонавтов с любопытсвом , волнением и живым интересом , слетаясь на музыку , звучащую из магнитофона , словно зачарованные. Кроткие и доверчивые , они приближались к магнитофону ближе и ближе , забыв обо всём на свете , их волновали музыка , природа , любовь. Гусеницы же слепые , глухонемые , они лишены эмоций и страстей . ведут тусклое и безрадостное существование. Они слепы к чуду , которое их окружает , они не слышат голоса истины. Лёд сковал их сердца. У них холодный разум и мёртвое сердце.

Жизнь и тех и других лишена творчества , потому что для него нужна гармония ума и чувства.

В той же сказке есть робот Дирак , летевший с космонавтами в звездолёте. Он не проявлял никакого интереса к прекрасной планете : он был лишен способности чувствовать. Всё окружающее для него было только поводом для умозаключений. Попав на новую планету , робот прежде всего убил бабочку , чтобы увезти диковинный экземпляр на Землю ; он не хотел принимать во внимание , что это не насекомое , а разумное существо.

Лишь единство интеллектуального, эмоционального , нравственного развития делает человека способным к прекрасным , возвышенным формам душевного состояния , которые нужно сохранять в ребёнке и лелеять , это чувства патриотизма, любви к природе, людям , Родине.

Нравственное воспитание начинается с упражнений в нравственных поступках, с проявлений чувств любви , благодарности ,а не путём обучения нравственным истинам. Разговоры о долге, поучения , если они предшествуют нравственным поступкам , - как тени , появляющиеся при закате солнца раньше действительных вещей , утверждал Песталоцци.

Развитые нравственные и умственные запросы побуждают ребёнка к прилежанию в труде.

Негармоничность развития Белинский оценивал как скрытое от глаз уродство. У одного человека , отмечал он, ум едва заметен из-за сердца, у другого сердце как будто поместилось в мозгу; Этот страшно умён и способен на дело , да ничего сделать не может ,потому что у него нет воли: а у того страшная воля , да слабая голова , и из его деятельности выходит или вздор , или зло.

Исключительно важная задача учителя – волевое развитие каждого школьника . Не будет сформирована воля – человек вырастет пустоцветом , ни к чему не пригодным существом. Все его благие порывы будут разбиваться об его же собственное малодушие , трусость и лень.

В процессе профориентации школьникам можно предложить ответить на анкету , позволяющую оценить уровень развития волевых качеств .

Именно достижение цели , преодоление препятствий на пути к ней свидетельствуют о сильной воле. Однако следует различать волю и упрямство. Бывает , что стремление добиться чего-либо , настоять на своём «я» приобретает болезненный характер и становиться более важным , чем конечный результат задуманной деятельности. Вспомните главных героев Гоголя – Ивана Ивановича и Ивана Никифоровича – настоящих упрямцев. Упрямство – нецелесообразная настойчивость – отрицательное качество личности. Развивая волю , надо обязательно помнить об одном из самых важных законов жизни – законе целесообразности.

Проводимые в школе факультативы этики и эстетики , позволяют учащимся более глубоко изучить историю культуры поведения человека в обществе и в быту , узнать о чести и долге , справедливости и о манере общения.

Необходимо учащимся знать , что прийдя в трудовой коллектив , первое впечатление о его характере у коллег сложиться по манере общения с окружающими. Для этого нужно научить школьников организовывать своё общение , соблюдая следующие правила.

1.Важно научиться слушать другого человека , не перебивая его во время разговора.

2.Важно понимать другого человека. Индусские философы придумали такое правило спора. Каждый собеседник должен сначала изложить мысль своего противника в споре и , только получив от него подтверждение , что его мысль понята , может её опровергать. Этим правилом очень полезно пользоваться хотя бы в тех случаях , когда спорящие вкладывают разный смысл в одни и те же слова.