Смекни!
smekni.com

Семейная педагогика: философия семейного воспитания (стр. 1 из 4)

Курганский государственный университет|

Контрольная работа по дисциплине

«Педагогика»

студентки 3 курса заочного отделения

группы 325

филологического факультета

Александровой Ольги Ивановны

Курган 2001


Семейная педагогика: философия семейного воспитания

Понятие семенного воспитания

• Функции семейного воспитания

• Типы современной семьи

• Споры о семейном воспитании

• Проблемы современной семьи

• Принципы и методы семейного воспитания

-Проявление специфики семьи как воспитательного коллектива и педагогической системы?

-Основные функции семьи по отношению к обществу и по отношению к конкретному человеку.

-Особенности развития современной семьи.

-Наиболее важные составные компоненты содержания семейного воспитания.

-Характеристика методов семейного воспитания.

Семья — наиболее распростра­ненный вид социальной группы, основная ячейка общества, в которой рождается, формируется, развивается и большую часть времени в течение жизни находится человек. Семейные от­ношения обычно определяют психологию и поведение человека, поэтому семья представляет особый интерес для социально-пси­хологического исследования. Типичная современная семья в раз­витых европейских странах состоит из 2—6 человек: мужа, же­ны, детей и ближайших родственников по материнской и отцов­ской линиям — бабушек и дедушек.

Основное назначение семьи — удовлетворение общест­венных, групповых и индивидуальных потребностей. Являясь социальной ячейкой общества, семья удовлетворяет ряд его важнейших потребностей, в том числе и в воспроизводстве населения. В то же время она удовлетворяет личностные потребности каждого своего члена, а также общесемейные (групповые) потребности. Из этого и вы­текают основные функции семьи: репродуктивная, экономическая, воспитательная, коммуникатив­ная, организации досуга и отдыха. Между ними сущест­вует тесная взаимосвязь, взаимопроникновение и взаимодо­полняемость.

Репродуктивная функция семьи состоит в воспроизвод­стве жизни, то есть в рождении детей, продолжении чело­веческого рода. Эта функция включает в себя элементы всех других функций, так как семья участвует не только в количественном, но и в качественном воспроизводстве на­селения. Это прежде всего связано с приобщением нового поколения к научным и культурным достижениям челове­чества, с поддержанием его здоровья, а также с предот­вращением «воспроизведения в новых поколениях различ­ного рода биологических аномалий».

В последние годы эта функция привлекает всеобщее внимание. Сколько современной семье иметь детей? На эту тему возникают дискуссии на страницах газет, жур­налов. Их ведут социологи, демографы, психологи. Почему этот вопрос стал таким актуальным?

Причин здесь много. Они непросты и взаимосвязаны. Рассмотрим только некоторые из них. Раньше в нашей стране был повсеместно распространен тип многодетной семьи, в настоящее время сложилась другая картина. Бо­лее половины всех семей имеют одного ребенка или вооб­ще не имеют детей, значительно уменьшилось количество семей, имеющих двоих или троих детей.

Среди причин возникновения такой ситуации демогра­фы называют распространение городского образа жизни. В этом есть доля истины. Полвека назад в нашей стране во­семь семей из десяти были сельскими. Теперь в городах живет две трети населения страны. Немало сельских се­мей ведут городской образ жизни. Производственная за­нятость женщины, рост культуры людей, взрыв потребно­стей — это тоже относят к числу указанных выше причин. И это правильно. Возросли запросы людей, их требова­тельность друг к другу. Изменились взаимоотношения в семье: они стали более сложными и тонкими психологиче­ски, в их основе на первом месте — нравственные нормы, а не экономическая зависимость, как было раньше. Меняет­ся и отношение к детям. Имея весьма скромный прожиточный минимум и более чем скромные жилищные усло­вия, многие родители ограничиваются одним ребенком. Двумя и тем более тремя детьми обзаводятся крайне ред­ко. Но зато своего единственного ребенка стараются хоро­шо одеть, стремятся дать ему хорошее и разностороннее образование.

Однако часть социологов и демографов главную при­чину падения рождаемости видят в другом. Раньше на­блюдалась высокая детская смертность. Она компенсиро­валась высокой рождаемостью. Родители этого, конечно, не осознавали. К смерти ребенка иногда относились как к вполне естественному явлению: «Бог дал — бог взял. Бог еще даст...» Для воспроизводства численности родителей надо было иметь 5—7 детей, а теперь достаточно 2—3. Значит, вслед за резким снижением детской смертности сократилась и рождаемость. Теперь возможно заранее пла­нировать столько детей, сколько по силам вырастить и воспитать: у родителей есть уверенность, что не один ре­бенок из четверых, как раньше, а по меньшей мере девять из десяти доживут до свадьбы. Такое планирование мно­гие родители фактически уже осуществляют. Нетрудно заметить, что все указанные причины переплетаются, взаимодополняются, смыкаются в еди­ный комплекс, который и привел к снижению рождае­мости.

Вместе со снижением рождаемости изменяется и струк­тура семей. Они в основном состоят из двух поколении: родителей и детей. В настоящее время семей, которые объ­единяют три-четыре поколения, очень мало. Оба эти яв­ления закономерны и не должны вызывать беспокойства. Однако рождаемость стала уже ниже уровня, в котором заинтересовано общество. Демографы считают, что для простого воспроизводства населения семье мало иметь двоих детей. Ведь не каждый мужчина становится отцом, не каждая женщина—матерью. Подсчитано, что населе­ние, состоящее из двухдетных семей, примерно через трид­цать лет теряет третью часть своей численности. Для про­стого воспроизводства населения нашей страны необходи­мо, чтобы половина семей имела по трое детей, а осталь­ные по двое. Однако общество заинтересовано в том, что­бы численность населения возрастала, а не только вос­производилась. Значит, трехдетных семей должно быть больше половины. Но намерения молодых родителей на­много скромнее. Это серьезное противоречие может быть преодолено совместными усилиями общества, семьи и лич­ности. Тут необходимы взаимодополняемые экономические, юридические, педагогические и психологические меры.

Заложенный от природы инстинкт продолжения рода преобразуется у человека в потребность иметь детей, ра­стить и воспитывать их. Без удовлетворения этой потреб­ности человек, как правило, не чувствует себя счастливым. И это не случайно. Если супружество пробуждает в лю­дях новые силы и новые чувства, то появление детей пре­ображает супругов. В них пробуждается родительская лю­бовь и развивается целая гамма связанных с нею чувств, которые только и могут появиться с рождением детей: у женщины—материнство, у мужчины—отцовство.

А в чем суть общесемейных интересов, связанных с ре­продуктивной функцией? Они имеют отношение прежде всего к числу детей. Если семья имеет несколько детей, то появляются естественные условия для формирования пол­ноценного семейного коллектива. И это обогащает жизнь каждого члена семьи и создает благоприятную обстанов­ку для успешного выполнения семьей воспитательной функ­ции. В семье, где один ребенок, все сильно усложняется. И это понятно. В семье, где несколько детей, коллектив создается самой жизнью; здесь есть с кого брать пример, есть за кого отвечать, есть наставники и подопечные. В такой семье идет активное взаимовоспитание детей, в жиз­ни каждого ребенка естественным образом воспитываются коллективизм, сопереживание, солидарность, чувство това­рищества и дружбы, любовь к брату или сестре.

Итак, семья — единственный и незаменимый производи­тель самого человека, продолжения рода. Но, к сожале­нию, выполняет она эту главную функцию со сбоями. И зависит это не только от нее, но и от общества.

Семья участвует в общественном производстве средств к жизни, восстанавливает истраченные на производстве силы своих взрослых членов, ведет свое хозяйство, имеет свой бюджет, организует потребительскую деятельность. Все это, вместе взятое, составляет экономическую функ­цию семьи.

Влияние экономической функции на взаимоотношения в самом семейном коллективе может быть двояким: спра­ведливое распределение домашних обязанностей в семье между супругами, старшим и младшим поколениями, как правило, благоприятствует укреплению супружеских от­ношений, нравственному и трудовому воспитанию детей. При несправедливом распределении домашних обязанно­стей в семье, когда они взваливаются в основном на жен­щину, мужчина выступает в роли «патриарха», а дети — лишь в роли потребителей, влияние, безусловно, будет не­благоприятным.

С экономической функцией тесно связана проблема уп­равления семьей, то есть вопрос главенства в семье. Семьи, где мужу принадлежит безраз­дельная власть, встречаются редко, зато появились семьи, где главой является жена. Здесь в руках матери (в силу различных причин, иногда весьма существенных) сосредо­точен семейный бюджет, она основной воспитатель детей, организатор досуга. Такое положение тоже нельзя считать нормальным: на плечи женщины взваливается непомерная тяжесть, детям она не может заменить отца, в семье нарушается психологическое равновесие. Для большинст­ва семей характерно примерно равное участие супругов в управлении домашним очагом. Конечно, это самый про­грессивный принцип семейного управления. При этом ра­венство супругов должно быть примерным: в тех вопросах, в которых более компетентна жена, ей должно принадле­жать первенство, а в ряде других вопросов право решаю­щего голоса может принадлежать мужчине. К этому надо стремиться каждой семье.

В семье воспитываются и взрослые, и дети. Особенно важное значение имеет ее влияние на подрастающее по­коление. Поэтому воспитательная функция семьи имеет три аспекта. Первый — формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, передача детям взрослыми членами семьи (матерью, отцом, дедушкой, ба­бушкой и др.) накопленного обществом социального опы­та; выработка у них научного мировоззрения, высоко­нравственного отношения к труду; привитие им чувства коллективизма и интернационализма, потребности и уме­ния быть гражданином и хозяином, соблюдать нормы социалистического общежития и поведения; обогащение их интеллекта, эстетическое развитие, содействие их фи­зическому совершенствованию, укреплению здоровья и выработке навыков санитарно-гигиенической культуры. Второй аспект—систематическое воспитательное воз­действие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни. Аспект третий—постоян­ное влияние детей на родителей (и других взрослых чле­нов семьи), побуждающее их активно заниматься само­воспитанием.