Смекни!
smekni.com

Специфика музыкального воспитания дошкольников

В даннойработе рассмотренав теории и практике.Кратко изложеносодержаниетрех программпо музыкальномувоспитаниюдошкольников,это программаВетлугинойН.А., программаРадыновой О.П.,программы«Синтез». Данасравнительнаяхарактеристикаэтих программи сделаны выводыо наиболеесовершенной,на мой взгляд,программе.Описано реальноесостояниемузыкальноговоспитаниядошкольниковна примередетских дошкольныхучрежденийг. Реж, приведенатаблица, в которойотражена степеньиспользованияразличных видовдетской музыкальнойдеятельностина музыкальныхзанятиях. Данырекомендациипо совершенствованиюспособов примененияуже существующихпрограмм помузыкальномувоспитаниюдошкольников.Сделаны выводы.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Стр.

Глава1 Основы теориимузыкальноговоспитаниядошкольников

Стр.

§1 Значение изадачи музыкальноговоспитаниядошкольников

Стр.

§ 2Музыкальнаядеятельностьдошкольников

Стр.

-структура ивиды музыкальнойдеятельности

Стр.

-развитиемузыкальноговосприятиядошкольников

Стр.

-детское музыкальноеисполнительство

Стр.

-детское музыкальноетворчество

Стр.

-музыкальнообразовательнаядеятельность

Стр.

Глава2 Особенностиразличныхпрограмм помузыкальномувоспитаниюдошкольников

Стр.

§ 1Содержаниенекоторыхпрограмм помузыкальномувоспитаниюдошкольников.

Стр.

-программаН.А.Ветлугиной

Стр.

-программаО.П.Радыновой

Стр.

-программа«Синтез»

Стр.

§ 2 Сравнительнаяхарактеристикапрограмм

Стр.

Глава3 Реальноесостояниемузыкальноговоспитаниядошкольноговозраста

Стр.

§ 1 Музыкальноевоспитаниедошкольниковв детскихдошкольныхучрежденияхг.Реж

Стр.

§ 2Рекомендациипо совершенствованиюмузыкальноговоспитаниядошкольников

Стр.

Выводы

Стр.

Введение

Актуальностьданной темыпредопределенапрактикойработы с детьмидошкольноговозраста в ДМШ.

Выбраннаямной тема втеории разработанадостаточнополно, в практикеже имеетсябольшое количествоупущений вданном вопросе.

Цельданной работыпоказать исравнить состояниемузыкальноговоспитаниядошкольниковв теории и напрактике, выяснитьпричину музыкальнойнеразвитостидошкольников.

Объектомизучения вработе являютсяметодики ипрограммы помузыкальномувоспитаниюв детском саду,их характеристикаи сравнение.

Предметизучения –спецификамузыкальноговоспитаниядошкольников.

Исследованиядля даннойработы проводилисьв детских дошкольныхучреждениягорода Реж встарших иподготовительных к школе группах.

Длянаписанияработы использовалосьизучение литературыпо проблемемузыкальноговоспитаниядошкольников,опрос музыкальныхработниковдетских дошкольныхучреждений,наблюдениямузыкальныхзанятий с детьмидошкольноговозраста.

Я предполагаю,что использованиев практике всехосновных положенийтеории даетполноценноемузыкальноевоспитаниедетям дошкольноговозраста.

Дляизучения теории,по выбранноймной теме, былаиспользованалитератураиз библиотекдетских дошкольныхучреждений,областнойбиблиотеки,частично избиблиотекиДМШ.

В работетри главы, каждаяимеет два параграфа.Первая главапосвященатеории музыкальноговоспитаниядошкольников,во второй главерассматриваетсясодержаниеи особенностиразличныхпрограмм помузыкальномувоспитаниюдетей дошкольноговозраста. Втретьей главерассмотренырезультатыисследований,даны выводыи рекомендации.

ГЛАВА 1


ОСНОВЫ ТЕОРИИМУЗЫКАЛЬНОГОВОСПИТАНИЯДОШКОЛЬНИКОВ


§ 1

ЗНАЧЕНИЕИ ЗАДАЧИ МУЗЫКАЛЬНОГОВОСПИТАНИЯДОШКОЛЬНИКОВ

Различные видыискусстваобладаютспецифическимисредствамивоздействияна человека.Музыка же имеетвозможностьвоздействоватьна ребенка насамых раннихэтапах. Доказано,что даже внутриутробныйпериод чрезвычайноважен дляпоследующегоразвития человека:музыка, которуюслушает будущаямать, оказываетвлияние насамочувствиеребенка.

Музыка являетсяодним из богатейшихи действенныхсредств эстетическоговоспитания,она обладаетбольшой силойэмоциональноговоздействия,воспитываетчувства человека,формируетвкусы.

Современныенаучные исследованиясвидетельствуюто том, что развитиемузыкальныхспособностей,формированиеоснов музыкальнойкультуры – т.е.музыкальноевоспитаниенужно начинатьв дошкольномвозрасте. Отсутствиеполноценныхмузыкальныхвпечатленийв детстве струдом восполнимовпоследствии.Музыка имеетсходную с речьюинтонационнуюприроду. Подобнопроцессу овладенияречью, для которойнеобходимаречевая среда,чтобы полюбитьмузыку, ребенокдолжен иметьопыт восприятиямузыкальныхпроизведенийразных эпохи стилей, привыкнутьк ее интонациям,сопереживатьнастроения.ИзвестныйфольклористГ.М.Науменкописал: «… у ребенка,попадающегов социальнуюизоляцию, происходитзадержка умственногоразвития, онусваиваетнавыки и языктого, кто еговоспитывает,общается с ним.И какую звуковуюинформациюон впитает всебя в раннемдетстве, та ибудет основнымопорным поэтическими музыкальнымязыком в егобудущем сознательномречевом и музыкальноминтонировании.Становитсяпонятным, почемуте дети, которыхукачивали подколыбельные,воспитывалина пестушках,развлекалиприбауткамии сказками, скоторыми играли,исполняя потешки,по многочисленнымнаблюдениям,наиболее творческиедети, с развитыммузыкальныммышлением …»(18; стр.17).

Музыкальноеразвитие оказываетничем не заменимоевоздействиена общее развитие:формируетсяэмоциональнаясфера, совершенствуетсямышление,воспитываетсячуткость ккрасоте в искусствеи жизни. «Толькоразвивая эмоции,интересы, вкусыребенка, можноприобщить егок музыкальнойкультуре, заложитьее основы. Дошкольныйвозраст чрезвычайноважен для дальнейшегоовладениямузыкальнойкультурой. Еслив процессемузыкальнойдеятельностибудет сформированомузыкально-эстетическоесознание, этоне пройдетбесследно дляпоследующегоразвития человека,его общегодуховногостановления»(20; стр.18).

Занимаясьмузыкальнымвоспитанием,важно помнитьи об общем развитиидетей. Дошкольникиимеют небольшойопыт представленийо чувствахчеловека,существующихв реальнойжизни. Музыка,передающаявсю гамму чувстви их оттенковможет расширитьэти представления.Помимо нравственногоаспекта, музыкальноевоспитаниеимеет большоезначение дляформированияу детей эстетическихчувств: приобщаяськ культурномумузыкальномунаследию, ребенокпознает эталоныкрасоты, присваиваетценный культурныйопыт поколений.Музыка развиваетребенка и умственно.Помимо разнообразныхсведений омузыке, имеющихпознавательноезначение, беседао ней включаетхарактеристикуэмоционально-образногосодержания,следовательнословарь детейобогащаетсяобразнымисловами ивыражениями,характеризующимичувства,


переданныев музыке. Умениепредставитьи воспроизвестивысоту звуковв мелодии также предполагаетумственныеоперации: сравнение,анализ, сопоставление,запоминание,что так же влияетне только намузыкальное,но и на общееразвитие ребенка.

Как уже былосказано, музыкаразвиваетэмоциональнуюсферу. Эмоциональнаяотзывчивостьна музыку –одна из важнейшихмузыкальныхспособностей.Она связанас развитиемэмоциональнойотзывчивостии в жизни, своспитаниемтаких качествличности, какдоброта, умениесочувствоватьдругому человеку.

Развитиемузыкальныхспособностей,одна из главныхзадач музыкальноговоспитаниядетей. Кардинальнымдля педагогикиявляется вопросо природе музыкальныхспособностей:представляютли они собойврожденныесвойства человекаили развиваютсяв результатевоздействияокружающейсреды, воспитанияи обучения.Б.М.Теплов всвоих работахдал глубокийвсестороннийанализ проблемыразвития музыкальныхспособностей.Он признаетврожденныминекоторыеособенности,предрасположениячеловека, задатки.«Сами же способностивсегда являютсярезультатомразвития. Способностьпо самому своемусуществу естьпонятие динамическое.Она существуеттолько в движении,только в развитии»(25, стр.19). Способностизависят отврожденныхзадатках, норазвиваютсяв процессевоспитанияи обучения. Всемузыкальныеспособностивозникают иразвиваютсяв музыкальнойдеятельностиребенка. «Нетом дело – пишетученый – чтоспособностипроявляютсяв деятельности,а в том, что онисоздаются вэтой деятельности»(25, стр.20). Это утверждениестало общепринятымв педагогикеи психологии.Рассмотрим,в каких видахдеятельностиразвиваютсямузыкальныеспособности.


§ 2

МУЗЫКАЛЬНАЯДЕЯТЕЛЬНОСТЬДОШКОЛЬНИКОВ

СТРУКТУРА ИВИДЫ МУЗЫКАЛЬНОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Деятельность– это активныйпроцесс овладенияобщественнымопытом, достижениямикультуры. Напротяжениисвоей жизничеловек осваиваетразличные видыдеятельности,в результатекоторых у негоформируютсяпсихическиекачества исвойства личности.Некоторые изних приобретаютособую значимость,протекаютнаиболее успешно.В избирательныхотношениях,склонностяхк определеннымвидам деятельностипроявляютсяличностныекачества человека.В деятельностисовершенствуетсявосприятие,памяти, мышление,воображение,ощущения.

В процесселюбой деятельностиребенок осваиваетопределенныедействия, которыеведут к определенномувнешнему результату,и внутренние,психическиедействия, которыесоставляютоснову содержанияпсихическогоразвития (восприятие,мышление,воображение,память). Так жеи музыкальнаядеятельностьсостоит измногочисленныхдействий. Например,при усвоениипесни ребенокВнимательнослушает вступлениек песни .стараетсявовремя начатьее, улавливаетзаданный темп,при ее исполненииотражает несложныеоттенки, одновременнос своими сверстникамизаканчиваетисполнение.Как видим, действиямогут бытьвнешними,предметными:ребенок поет,двигается,дирижирует,играет на инструментеи т.д., а так жевнутренними:воспринимаямузыку, онпроникаетсяее эмоциональнойнастроенностью,сравниваетсольное и хоровоезвучание,прислушиваетсяк собственномупению. Еслидействие повторяетсямногократно,оно постепенноусваиваетсяи переходитв навык. Совокупностьэтих навыковпозволяетребенку справитьсязатем с новыми,более сложнымидействиями.

«Музыкальнаядеятельностьдошкольников– это различныеспособы, средствапознания детьмимузыкальногоискусства (ачерез него иокружающейжизни, и самогосебя), с помощьюкоторогоосуществляетсяи общее развитие»(20, стр.63).

В музыкальномвоспитаниидетей выделяютсяследующие видымузыкальнойдеятельности:восприятие,исполнительства,творчество,музыкально-образовательнаядеятельность.Все они имеютсвои разновидности.Так, восприятиемузыки можетсуществоватькак самостоятельныйвид деятельности,а может предшествоватьи сопутствоватьостальнымвидам. Исполнительствои творчествоосуществляетсяв пении, музыкально-ритмическихдвижениях иигре на музыкальныхинструментах.Музыкально-образовательнаядеятельностьвключает в себясведения общегохарактера вмузыке как видеискусства,музыкальныхжанрах, композиторах,музыкальныхинструментахи т.д., а так жеспециальныезнания о способахисполнительства.Каждый видмузыкальнойдеятельности,имея своиособенности,предполагаетовладениедетьми темиспособамидеятельности,без которыхона не осуществима,и оказываетспецифическоевлияние намузыкальноеразвитиедошкольников.По этому таважно использоватьвсе виды музыкальнойдеятельности.

Наглядно структура,виды музыкальнойдеятельностии их взаимодействиеотражены всхеме, котораясоставленаО.П.Радыновойна основе схемыН.А.Ветлугиной.

ВОСПРИЯТИЕМУЗЫКИ


Восприятиемузыки специальносозданнойдля слушания

Восприятиемузыки в связис ее исполнением

Музыкальнодидактическиеигры


ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО


Пение

Музыкально-ритмическиедвижения

Играна музыкальныхинструментах


ТВОРЧЕСТВО


Песенноетворчество

Музыкально– игровое итанцевальноетворчество

Играна музыкальныхинструментах


МУЗЫКАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯДЕЯТЕЛЬНОСТЬ


Знанияобщего характера

Специфическиезнания, связанныес различнымивидами музыкальнойдеятельности

Как видно изприведеннойсхемы, все видыдеятельностивзаимосвязаны и взаимодействуютмежду собой.Каждый виддеятельностислужит средствомразвития какой-либомузыкальнойспособности.С помощью восприятиямузыки, различенияэмоциональнойокраски формируетсяладовое чувство.Звуковысотныйслух (музыкально-слуховыепредставления)развиваетсяс помощью техвидов деятельности,в которых этаспособностьпроявляется,а именно в двухвидах исполнительства- пении и игрена музыкальныхинструментахпо слуху. Ритмическоечувство находитвыражение впервую очередьв музыкально-ритмическихдвижениях,воспроизведенииритмическогорисунка в хлопках,на музыкальныхинструментах,в пении. Эмоциональнаяотзывчивостьна музыку развиваетсяв процессе всехвидов музыкальнойдеятельности.

В то же времяв развитиимузыкальныхспособностейразличные видыдеятельностимогут взаимозаменятьдруг друга.Например,звуковысотныйслух может бытьразвит в пенииили игре намузыкальныхинструментах;чувство ритма– в музыкально-ритмическихдвижениях ит.д.. Таким образом,все виды музыкальнойдеятельностиявляются средствамимузыкальноговоспитанияи развитиядетей.


РАЗВИТИЕМУЗЫКАЛЬНОГОВОСПРИЯТИЯДОШКОЛЬНИКОВ

Восприятие– это отражениев коре головногомозга предметови явлений,воздействующихна анализаторычеловека. Восприятие– не простомеханическое,зеркальноеотражениемозгом человекатого, что находитсяперед его глазамиили того, чтослышит его ухо.Восприятиевсегда активныйпроцесс, активнаядеятельность.Оно являетсяпервым этапоммыслительногопроцесса,следовательнопредшествуети сопутствуетвсем видаммузыкальнойдеятельности.

Восприятиемузыки осуществляетсяуже тогда, когдаребенок неможет включитьсяв другие видымузыкальнойдеятельности,когда он ещене в состояниивосприниматьдругие видыискусства.Восприятиемузыки – ведущийвид музыкальнойдеятельностиво всех возрастныхпериодах дошкольногодетства. Слышать,восприниматьмузыку – этозначит различатьее характер,следить заразвитиемобраза: сменойинтонации,настроений.Известныймузыкант-психологЕ.В.Назайкинскийпредлагаетразличать дватермина: восприятиемузыки и музыкальноевосприятие– в зависимостиот того, состоялосьли оно. Музыкальнымвосприятиемон называетсостоявшеесявосприятие- прочувствованноеи осмысленное.«Музыкальноевосприятиеесть восприятие,направленноена постижениеи осмыслениетех значений,которыми обладаетмузыка какискусство, какособая формаотражениядействительности,как эстетическийхудожественныйфеномен» (17 стр.91).В противоположномслучае музыкавоспринимаетсякак звуковыесигналы, какнечто слышимоеи действующеена орган слуха.Важно формироватьименно музыкальноевосприятие.

Восприятиеу ребенка и увзрослого всилу различногомузыкальногои жизненногоопыта не одинаково.Восприятиемузыки детьмираннего возрастаотличаетсянепроизвольнымхарактером,эмоциональностью.Постепенно,с приобретениемнекоторогоопыта, по меревладения речью,ребенок можетвосприниматьмузыку болееосмысленно,соотноситьмузыкальныезвуки с жизненнымиявлениями,определятьхарактерпроизведения.У детей старшегодошкольноговозраста собогащениемих жизненногоопыта, опытаслушания музыкивосприятиемузыки рождаетболее разнообразныевпечатления.

Восприятиемузыки взрослымчеловекомотличаетсяот детскоготем, что музыкаспособна вызватьболее богатыежизненныеассоциации,чувства, а также возможностьюна ином, чемдети, уровнеосмыслитьуслышаннуюмузыку.

Вместе с темкачество восприятиямузыки не связанотолько с возрастом.Неразвитоевосприятиеотличаетсяповерхностностью.Оно может бытьи у взрослогочеловека. Качествовосприятияво многом зависитот вкусов, интересов.Если человекрос в «немузыкальной»среде, у негозачастую формируетсянегативноеотношение к«серьезной»музыке. Такаямузыка не вызываетэмоциональногоотклика, есличеловек непривык сопереживатьвыраженнымв ней чувствамс детства.Н.А.Ветлугинапишет: «Развитиемузыкальнойвосприимчивостине являетсяследствиемвозрастногосозреваниячеловека, аявляется следствиемцеленаправленноговоспитания»(3 стр.140).

Таким образомвосприятиезависит отуровня музыкального и общего развитиячеловека, отцеленаправленноговоспитания.

В восприятиипроизведенийискусстваучаствуют какэмоции, так имышление. Прислушании музыкироль эмоциональногокомпонентаособенно велика.Если человекобладает развитымвосприятием,то он постигаетсмысл музыкальногопроизведениядаже при одномпрослушивании.При повторныхпрослушиванияхвоспринятыймузыкальныйобраз углубляется,произведениеоткрываетсяновыми гранями.Поэтому в детстве,когда опытвосприятиямузыки еще мал,как правило,требуетсянесколькопрослушиваний,что бы восприятиепроизведениястало болееосмысленным,прочувствованным.Поэтому такнеобходиморазвиватьмузыкальноевосприятиедошкольников,тренироватьего.

Различиенюансов музыкиразвиваетсяу детей начинаяс раннего возраста.На каждом возрастномэтапе наиболееяркие выразительныесредства ребенокразличает спомощью техвозможностей,которыми онобладает –движение, слово,игра и т.д. Следовательно,развитие музыкальноговосприятиядолжно осуществлятьсяпосредствомвсех видовдеятельности.На первое местоздесь можнопоставитьслушание музыки.Прежде чемисполнить песнюили танец, ребенокслушает музыку.Получая с детстваразнообразныемузыкальныевпечатления,ребенок привыкаетк языку интонацийнародной классическойи современноймузыки, накапливаетопыт восприятиямузыки, различныепо стилю, постигает«интонационныйсловарь» разныхэпох. Знаменитыйскрипач С.Стадлероднажды заметил:«Что бы понятьпрекраснуюсказку на японскомязыке, надохотя бы немногоего знать». Какговорилосьвыше, усвоениелюбого языканачинаетсяв раннем детстве.Музыкальныйязык не являетсяисключением.Наблюдениясвидетельствуюто том, что детираннего возрастас удовольствиемслушают стариннуюмузыку И.С.Баха,А.Вивальди,В.А.Моцарта,Ф.Шуберта идругих композиторов– спокойную,бодрую, ласковую,шутливую, радостную.На ритмичнуюмузыку ониреагируютнепроизвольнымидвижениями.На протяжениивсего дошкольногодетства кругзнакомых интонацийрасширяется,закрепляется,выявляютсяпредпочтения,формируютсяначала музыкальноговкуса и музыкальнойкультуры вцелом.

Восприятиемузыки осуществляетсяне только черезслушание, нои через музыкальноеисполнительство– пение, музыкально-ритмическиедвижения, игруна музыкальныхинструментах.

Как уже былосказано, всевиды музыкальнойдеятельностивзаимодействуютмежду собой.Музыкальноевосприятиеребенка небудет развиватьсяи совершенствоватьсяв полной мере,если оно основанотолько на слушаниимузыкальныхпроизведений.Важно для развитиямузыкальноговосприятияиспользоватьвсе виды музыкальногоисполнительства.Далее мы увидим,как влияют теили иные видымузыкальногоисполнительствана развитиевосприятия.


ДЕТСКОЕМУЗЫКАЛЬНОЕИСПОЛНИТЕЛЬСТВО

Музыкальноеисполнительствоосуществляетсяв пении, музыкальноритмическихдвижениях, игрена музыкальныхинструментах.Для освоенияразличных видовисполнительскойдеятельностинеобходимоформироватьу детей определенныенавыки и умения.Некоторые изних осваиваютсяс легкостью,другие – с трудом.Для того, чтобыдетское исполнительствои творчествомогли проявлятьсяуспешно, ребенкунужно накопитьмузыкальныевпечатления(через восприятиемузыки). Еслидети различаютсмену характерамузыки, могутсоотноситьмузыкальныеобразы с жизненнымиявлениями,хорошо ориентируютсяв средствахмузыкальнойвыразительности,они используютопыт восприятия музыки приисполнениимузыкальныхпроизведенийи в творческихимпровизациях.Без развитоговосприятияисполнительскаядеятельностьдетей сводитсяк подражаниюи не выполняетразвивающейфункции.

Часто детскоеисполнительствоне несет в себеценности длядругих людей,но оно необходимосамим детямдля дальнейшегомузыкальногоразвития. Кдетскомуисполнительствувряд ли можноприменитьтребованиехудожественности,скорее элементарнойвыразительности.Через него детипередают своичувства, мысли,переживания.

Детскоеисполнительствотребует определенныхтренировочныхдействий, повторений,упражнений.Интонационныепогрешностив пении детейпреодолеваютс помощью упражненийна развитиезвуковысотногослуха, налаживаниеслуховокальнойкоординации.

Рассмотримвиды музыкальнойдеятельностипо порядку.

Пение. Пениеявляется самыммассовым идоступным видомисполнительства.В пении успешноформируетсявесь комплексмузыкальныхспособностей:эмоциональнаяотзывчивостьна музыку, ладовоечувство,музыкально-слуховыепредставления,чувство ритма.Кроме того,дети получаютразличныесведения омузыке, приобретаютумения и навыки.В пении реализуютсямузыкальныепотребностиребенка, такназываемыезнакомые илюбимые песнион может исполнятьпо своему желаниюв любое время.Пение наиболееблизко и доступнодетям.

Очевидновоздействиепения на физическоеразвитие детей:способствуетразвитию иукреплениюлегких; развиваякоординациюголоса и слуха,улучшает детскуюречь; влияетна общее состояниеорганизмаребенка; вызываетреакции, связанныес изменениемкровообращения,дыхания. Помнению врачей,пение являетсялучшей формойдыхательнойгимнастики.

Подробнометодика работыс детским голосомбыла данаН.А.Метловым.

Музыкально-ритмическиедвижения. Ритмика– один из видовмузыкальнойдеятельности,в котором содержаниемузыки, ее характерпередаютсяв движениях.Основой ритмикиявляется музыка,а разнообразныефизическиеупражнения,танцы, сюжетно-образныедвижения используютсякак средстваболее глубокогоее восприятияи понимания.

Движенияпод музыкуиздревле применялисьв воспитаниидетей (ДревняяИндия, Китай,Греция). Но впервыерассмотрелритмику и обосновалее в качествеметода музыкальноговоспитанияшвейцарскийпедагог и композиторЭмиль Жак-Далькроз.Перед ритмикойон прежде всегоставил задачуразвития музыкальныхспособностей,а также пластичностии выразительностидвижений. Особаяценность ижизнеспособностьего системымузыкально-ритмическоговоспитания– в ее гуманномхарактере.Э.Жак-Далькрозбыл убежден,что обучатьритмике необходимовсех детей. Онразвивал в нихглубокое«чувствование»,проникновениев музыку, творческоевоображение,формировалумение выражатьсебя в движениях.

Б.М.Тепловдоказал фактсопровождениявосприятиямузыки двигательнымиреакциями(вокализациями,мелкими движениямипальцев и т.д.).Поэтому движенияуспешно используютсяв качествеприемов, активизирующихосознаниедетьми характерамелодии, качествозвуковедения(плавного, четкого,отрывистого),средств музыкальнойвыразительности(акцентов, динамики,взлетов и падениймелодии, темпа,ритмическогорисунка и т.д.).Эти свойствамузыки можномоделироватьс помощью движениярук, танцевальныхи образныхдвижений.

Занимаясьритмикой, важно,чтобы центромзанятия быламузыка. Б.М.Тепловпишет: «кактолько они(занятия ритмикой)превращаютсяв занятия повоспитаниюритмическихдвижений вообще,как толькомузыка отступаетна положениеаккомпанементак движениям,весь смысл, вовсяком случаевесь музыкальныйсмысл, этихзанятий исчезает»(24, стр.200). Для того,чтобы сами детина занятии несосредотачивалисьтолько на исполнениидвижений, занятиядолжны бытьтщательноподготовленыпедагогом,разучены элементытанцевальныхдвижений. Важно,что бы обучениеносило развивающийхарактер, а несводилось к«натаскиванию».

Игра на детскихмузыкальныхинструментах.В работе с детьмиприменяютсяразличныемузыкальныеинструментыи игрушки. Онивызывают уребенка большойинтерес. Инициаторомобучения детейигре на музыкальныхинструментахуже в 20-е годыстал музыкальныйдеятель и педагогН.А.Метлов. Емуже принадлежитидея организациидетского оркестра(сначала шумового,потом смешанного).Он провел большуюработу по созданиюи совершенствованиюдетских музыкальныхинструментов,имеющих звукоряд,- металлофонаи ксилофона.Был отобранрепертуар,включающийнародные попевкии другие произведения,удобные дляисполненияна детскихмузыкальныхинструментах,разработанынекоторыеправила ихинструментовки.В своих публикацияхН.А.Метлов даетподробныеметодическиерекомендациипо использованию,настройкеинструментов,последовательностиобучения детейигре на музыкальныхинструментах,описание приемовигры на каждомиз них.

Применениедетских музыкальныхинструментови игрушек обогащаетмузыкальныевпечатлениядля школьников,развивает ихмузыкальныеспособности.Игра на музыкальныхинструментах,не имеющихзвукоряда,помогает выработатьчувство ритма,расширяеттембровыепредставлениядетей. Мелодическиемузыкальныеинструментывсе три основныемузыкальныеспособности:ладовое чувство,музыкально-слуховыепредставленияи чувство ритма.Что бы сыгратьмелодию послуху, нужноиметь музыкально-слуховыепредставленияо расположениизвуков по высотеи ритмическиепредставления.При подборемелодии необходимотакже ощущатьтяготения кустойчивымзвукам, различатьи воспроизводитьэмоциональнуюокраску музыки.Кроме того,игра на музыкальныхинструментахразвивает волю,стремлениек достижениюцели, воображение.

Важно привлекатьвнимание детейк выразительноститембра каждогоинструмента,использоватьобразные сравнения,характеристики.Дети должныпочувствоватьвыразительныевозможностиинструментов,научитьсяиспользоватьразнообразиетембровыхкрасок. Темсамым развиваетсямузыкальнаяотзывчивостьна музыку –основа музыкальности.

Обучая игрена музыкальныхинструментах,педагог долженучитыватьиндивидуальныевозможностикаждого ребенка.Одни дети легкоподбираютпопевки, с другиминеобходимаболее детальнаяподготовительнаяработа.

На музыкальномзанятии дошкольниковдолжны присутствоватьвсе виды детскогомузыкальногоисполнительства.


ДЕТСКОЕМУЗЫКАЛЬНОЕТВОРЧЕСТВО

Н.А.Ветлугинав своих исследованияхвсестороннепроанализировалавозможностидетей в выполнениитворческихзаданий, истокидетского творчества,пути его развития,обосновалаидею взаимосвязи,взаимозависимостиобучения итворчествадетей, теоретическии экспериментальнодоказав в своихработах, чтоэти процессыне противостоят,а тесно соприкасаются,взаимообогащаютдруг друга.Было установлено,что необходимоеусловие возникновениядетского творчества– накоплениевпечатленийот восприятияискусства,которое являетсяобразцом длятворчества,его источником.Другое условиедетского музыкальноготворчества– накоплениеопыта исполнительства.В импровизацияхребенок эмоционально,непосредственноприменяет всето, что усвоилв процессеобучения. Всвою очередьобучение обогащаетсятворческимипроявлениямидетей, приобретаетразвивающийхарактер.

Детскоемузыкальноетворчество,как и детскоеисполнительство,обычно не имеетхудожественнойценности дляокружающихлюдей. Оно важнодля самогоребенка. Критериямиего успешностиявляется нехудожественнаяценность музыкальногообраза, созданногоребенком, аналичие эмоциональногосодержания,выразительностисамого образаи его воплощения,вариативности,оригинальности.

Что бы ребенокмог сочинитьи спеть мелодию,у него необходиморазвить основныемузыкальныеспособности.Кроме того, дляпроявлениятворчестватребуетсявоображение,фантазия, свободноеориентировкав непривычныхситуациях.

Детскоемузыкальноетворчествопо своей природесинтетическаядеятельность.Оно может проявлятьсяво всех видахмузыкальнойдеятельности:в пении, ритмике,игре на детскихмузыкальныхинструментах.Песенное творчествоважно формироватьначиная с младшегодошкольноговозраста, используяпосильные детямтворческиезадания. Успешностьтворческихпроявленийдетей зависитот прочностипевческихнавыков, умениявыражать впении определенныечувства, настроения,петь чисто ивыразительно.Что бы сориентироватьдошкольниковв песенномтворчествеН.А.Ветлугинапредлагаетупражнениядля накопленияслуховогоопыта, развитиямузыкально-слуховыхпредставлений.Важно обращатьвнимание детейна выразительностьих импровизациидаже в простейшихупражнениях.Кроме пения,детское творчествможет проявлятьсяв ритмике иигре на музыкальныхинструментах.Творческаяактивностьдетей в ритмикево многом зависитот организацииобучениямузыкально-ритмическимдвижениям.Полноценноетворчестворебенка в ритмикевозможно тольков том случае,если его жизненныйопыт, в частностимузыкально-эстетическиепредставленияпостояннообогащается,если есть возможностьпроявитьсамостоятельность.

Повышенноевнимание следуетуделять отборумузыкальныхпроизведений,которые служаткак бы сценариемдля самостоятельныхдействий детей.Программнаямузыка занимаетведущее местов творческихзаданиях, таккак поэтическийтекст, образноеслово помогаютребенку лучшепонять ее содержание.

Инструментальноетворчестводетей как правилопроявляетсяв импровизациях,т.е. сочиненииво время игрына инструменте,непосредственном,сиюминутномвыражениивпечатлений.Оно так же возникаетна основе имеющегосяу детей жизненногои музыкальногоопыта.

Одно из условийобеспечивающихуспешноеинструментальноетворчество– владениеэлементарныминавыками игрына музыкальныхинструментах,различнымиспособамизвукоизвлечения,которые позволяютпередать простейшиемузыкальныеобразы (цокоткопыт, волшебныепадающие снежинки).Важно, чтобыдети понимали,что создаваякакой либообраз, необходимовыразить настроение,характер музыки.В зависимостиот характераобраза, которыйпредстоитпередать, детивыбирают определенныевыразительныесредства, этопомогает детямглубже прочувствоватьи осознатьособенностивыразительногоязыка музыки,побуждает ксамостоятельнымимпровизациям.


МУЗЫКАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Выше говорилосьо том, что в детскомсаду дошкольникине только обучаютсяпрактическиммузыкальнымумениям и навыкам,но и получаютнеобходимыетеоретическиезнания о музыке.

Для развитиямузыкальныхспособностейдетям необходимыопределенныезнания. Развитиеладового чувства(различениеэмоциональноокраски музыки– характеравсего произведения)предполагаетзнание того,что содержаниеммузыки являютсячувства, настроения,их смена, чтоизображениев музыке какихлибо явленийокружающегомира всегдаимеет конкретнуюэмоциональнуюокраску, чтосредства музыкальнойвыразительности(мажорный илиминорный лад,различныйтембр, динамикаи т.д.) создаютопределенноенастроение,нежное илигрозное, веселоеили торжественное,что музыкальнуюформу (количествочастей в произведении)определяютсмена эмоциональнойокраски музыки,изменениехарактераинтонации вотдельныхчастях и т.д.

Для формированиямузыкально-слуховыхпредставленийважны знанияо том, что музыкальныезвуки имеютразличнуювысоту, чтомелодия складываетсяиз звуков, которыедвижутся вверх,вниз или повторяютсяна одной высоте.Развитие чувстваритма нуждаетсяв знании того,что музыкальныезвуки имеютразличнуюпротяженность– бывают долгимии короткими,что они движутсяи их чередованиеможет бытьмерным илиболее активным,что ритм влияетна характермузыки, ееэмоциональнуюокраску, делаетболее узнаваемымиразличныежанры. Формированиемотивированнойоценки музыкальныхпроизведенийпомимо накопленияслухового опытапредполагаетопределенныезнания о музыке,ее видах, композиторах,музыкальныхинструментах,средствахмузыкальнойвыразительности,музыкальныхжанрах, формах,овладениенекоторымимузыкальнымитерминами(регистр, темп,фраза, частьи т.д.)

Музыкальнообразовательнаядеятельностьне существуетизолированноот других видов.Знания, сведенияо музыке даютсядетям не самипо себе, а в процессевосприятиямузыки, исполнительство,творчество,по ходу, к месту.Каждый видмузыкальнойдеятельноститребует определенныхзнаний. Дляразвитияисполнительства,творчестванужны специальныезнания о способах,приемах исполнительства,средствахвыразительности.Обучаясь пению,ребята приобретаютзнания, необходимыедля овладенияпевческиминавыками(звукообразование,дыхание, дикцияи т.д.). В музыкально-ритмическойдеятельностидошкольникиосваиваютразличныедвижения испособы ихисполнения,что также требуетспециальныхзнаний: о слитностихарактерамузыки и движений,о выразительностиигрового образаи его зависимостиот характерамузыки, от средствмузыкальнойвыразительности (темпа, динамики,акцентов, регистра,пауз). Дети узнаютназвания танцевальныхшагов, усваиваютназвания танцев,хороводов.Обучаясь наигре на музыкальныхинструментах,дети так жеполучают определенныезнания о тембрах,способах, приемахигры на разныхинструментах.

Дети проявляютсклонностик определеннымвидам музыкальнойдеятельности.Важно заметитьи развить укаждого ребенкастремлениек общению смузыкой в томвиде музыкальнойдеятельности,к которому онпроявляетнаибольшийинтерес, в которомего способностиреализуютсянаиболее полно.Это не означает,что остальныевиды музыкальнойдеятельностине должны имосваиваться.Однако нельзяне учитыватьположениепсихологиио ведущих видахдеятельности,оказывающихвлияние наразвитие личности.Если эти ведущиевиды деятельностипроявилисьв дошкольномдетстве, нужнопринимать во внимание особенностикаждого ребенкаи соответственноим ориентироватьпроцесс музыкальноговоспитанияна развитиеименно егоспособностей,склонностей,интересов. Впротивномслучае, как мыуже отмечали,процесс обучениясводится к«натаскиванию».Если обучениеосуществляетсябез индивидуально- дифференцированногоподхода, онаперестает бытьразвивающим.

ГЛАВА 2

ОСОБЕННОСТИРАЗЛИЧНЫХПРОГРАММ ПОМУЗЫКАЛЬНОМУВОСПИТАНИЮДОШКОЛОНИКОВ

§ 1

СОДЕРЖАНИЕНЕКОТОРЫХПРОГРАММ ПОМУЗЫКАЛЬНОМУВОСПИТАНИЮДОШКОЛЬНИКОВ

ПрограммаН.А.Ветлугиной.В период существованияСССР большинстводошкольныхучрежденийстраны работалопо программемузыкальноговоспитанияв детском садуН.А.Ветлугиной.В данный периодвремени существуетмножествопрограмм помузыкальномувоспитаниюдошкольников,руководствокаждого дошкольногоучрежденияимеет возможностьостановитьсвой выбор натой программе,которая кажетсяему наиболееприемлемойдля музыкальноговоспитанияи развитиядетей. КраткорассмотримпрограммумузыкальноговоспитаниядошкольниковН.А Ветлугиной.

Целью программыявляется развитиеу ребенка общеймузыкальности.Это достигаетсячерез музыкальнуюдеятельностьдетей. Ветлугинавыделяет 4 видадеятельности:восприятиемузыки, исполнительство,творчество,музыкально- образовательнаядеятельность.В программевыделены 3 формызанятий – фронтальные(со всей группой),индивидуальные,небольшимигруппами. Вкаждой формезанятий должныприсутствоватьвсе виды исполнительства:пение, музыкально-ритмическиедвижения, играна детскихмузыкальныхинструментах.Сфера основныхвидов исполнительстварасширяетсяза счёт включенияэлементовпесенного,игрового,танцевальноготворчества.

В работе сдетьми возрастныхгрупп решаютсяодни и те жезадачи, которыепоследовательноусложняются,т.е. используетсяконцентрическийспособ построенияпрограммы.

Главная задачапрограммы -овладениедействиями,навыками иумениями вобласти восприятиямузыки, пения,движения и игрына музыкальныхинструментах.

Репертуарпо слушаниюмузыки в программеН.А.Ветлугинойстроится напроизведенияхкомпозиторов- классиков.Для более полноговосприятияпроизведениядетьми авторрекомендуетиспользоватьразличныенаглядныепособия –литературныйтекст, условныеобозначения,карточки,соответствующиехарактерупьесы, движениюмелодии. Рекомендуетсяодно произведениеслушать несколькозанятий подряд,с каждым прослушиваниемакцентируявнимание наформе произведения,средствахвыразительности,ритме и т.д.

В разделепение на музыкальных занятиях акцентируетсявнимание наиспользованиипопевок - упражнений,многократноеповторениекоторых развиваетправильностьи чистотуинтонирования.Н.А.Ветлугина считает, чтодля полноценноговосприятиямузыки необходимообучать дошкольниковпению по нотам.Методика обученияпению по нотамизложена в«Музыкальномбукваре».

Музыкально-ритмическиедвижения помогаютдетям наиболееполно воспринятьмузыкальноепроизведение,музыкальныйобраз. Важнона занятияхследить завыразительнымисполнением движений. Длязанятий ритмикойиспользуется,в основномнародная музыкаи музыка, написаннаядля детей советскимикомпозиторами.

Для исполнения оркестромН.А.Ветлугинарекомендуетиспользоватьпроизведения,выученные ранееиз программыпо пению, слушаниюили ритмике.В процессе игрына музыкальныхинструментахформируютсяэлементарныенавыки исполнительства,через которыеребёнок могбы выразитьсвоё настроение,своё чувствованиемузыки.


ПРОГРАММА О.П.РАДЫНОВОЙ


Эта программапо музыкальномувоспитаниюдошкольниковсоставленагруппой авторов:О.П.Радыновой,А.И.Катинене,М.П.Палавандишвили,под редакциейО.П.Радыновой.Это последователии ученикиН.А.Ветлугиной,поэтому основныепринципы музыкальноговоспитаниядетей в этихпрограммахсовпадают.

«Музыкальноевоспитаниев детском саду- это организованныйпедагогическийпроцесс, направленныйна воспитаниемузыкальнойкультуры, развитиемузыкальныхспособностейдетей с цельюстановлениятворческойличности ребёнка»(20,стр.7). Всегоэтого можнодостигнуть,считает автор,через развитиевосприятиямузыки. Получениезнаний, умений,навыков недолжно являтьсясамоцелью, адолжно способствоватьформированиюпредпочтений,интересов,потребностей,вкусов детей,т.е. элементовмузыкально-эстетическогосознания.

Авторы программысчитают идоказывают,что в процессемузыкальнойдеятельностидетей (пение,ритмика, слушание,игра на инструментах)формируютсяи развиваютсяосновные музыкальныеспособностидетей. Программавыстроена такимобразом, чтовсе виды музыкальнойдеятельностидетей тесновзаимосвязаныи взаимодополняютдруг друга.Так, произведение,которое детислушали, авторпредлагаеторкестровать,а что бы лучшепрочувствоватьмузыку, предлагаетсявыучить танцевальныедвижения,соответствующиехарактерумузыки.

Обучая детейигре на музыкальныхинструментах,авторы акцентируютвнимание натом, что важнопривить нетолько навыкиигры на инструментах,а научить ребенкачувствоватьвыразительныевозможностикаждого инструмента.

Авторы вводятв программытакое понятие,как «словарьэмоций», т.е.накоплениеслов, характеризующиххарактер, чувства,настроения,переданныев музыке.

Прослеживание«чувственнойпрограммы»музыкальногопроизведенияпредполагаетумственныеоперации - сравнение,анализ, синтез.Формированиеу ребёнка образного«словаряэмоций»,позволяющегорасширитьпредставленияо чувствахчеловека, выраженныхв музыке, связатьих с жизнью,возможно именнов процессеразличных видовмузыкальнойдеятельности.

Обязательноиспользованиена занятияхкарточек, другихмузыкально-дидактическихпособий, таккак у детейпреобладаетнаглядно-образноевосприятие.

Занятияделятся наиндивидуальные,по подгруппам,фронтальные.По содержаниюзанятия могутбыть типовые,доминантные,тематические,комплексные.Наглядно этопоказано насхеме из методики.


СХЕМА





Занятия

















Фронтальные


По подгруппам


Индивидуальные
















Типовое
Доминантное
Тематическое
Комплексное
Типовое(ранний и младшийвозраст)
Доминантное
Тематическое
Типовое(ранний возраст)
Доминантное
Тематическое

ПРОГРАММА«СИНТЕЗ»

«Синтез»- программаразвития музыкальноговосприятияу детей на основесинтеза искусство.Это программапо слушаниюмузыки. Группаавторов программыосновываласвою работуна том, чтоизначально,на ранних этапахразвития человеческоеистории искусстваносило синкретичныххарактер ивключало в себязачатки искусствасловесногои музыкального,ранние формыхореографиии пантомимы.Принцип синкретичностиискусстваавторы используютна музыкальныхзанятиях сдетьми: «синтездает возможностьсоединенияразличныхискусство винтересах ихвзаимообогащения,усиления образнойвыразительности»(21, стр.3).

Авторы считают,что полноценноевосприятиеи осознаниечеловекомпроизведенийлюбого искусствавозможны толькопри наличииэлементарныхзнаний в областидругих видовискусств. «Воспитаниетакого рода«художественныхполиглотов»должно начинатьсяв детском возрасте,поскольку дляребенка естественнысинкретическаяориентацияв мире и синкретическийхарактерхудожественно-творческойдеятельности»(21, стр.4). Наиболееплодотворным,по мнению авторовявляется синтезмузыки, живописи,литературы,дающей большиевозможностидля развитияхудожественнойкультуры ребенка.

Данная программаоснована навзаимодействиинесколькихпринциповорганизациимузыкальныхзанятий с детьми:

  1. Специальныйподбор музыкальногорепертуара;

  2. Использованиесинтеза искусств;

  3. Использованиена занятияхпо слушаниюмузыки другихвидов музыкальнойдеятельностидетей каквспомогательных:пения, игры воркестре,дирижирования.

  4. Разработканекоторыхблоков содержаниямузыкальныхзанятий и ихсюжетной канвы.

В музыкальныйрепертуарпрограммы вошлипроизведенияразных эпохи стилей, отвечающиедвум ведущимпринципам –высокой художественностии доступности.Исходя из того,что программастроится насинтезе искусств,авторы ее обратилисьтак же к музыкальнымжанрам, в основекоторых лежиторганичныйсинтез несколькихискусств – копере и балету.В стремлениик тому, чтобыони были доступныдетям, предпочтениеотдается сказке– сказке в опереи сказке в балете.

Музыкальныепроизведенияпрограммыобъединеныв тематическиеблоки и даныв них в порядкевозрастающейсложности. Темыблоков длядетей 5 годажизни «Природав музыке», «Мойдень», «Русскиенародные образы»,«Сказка в музыке»,«Я учу ноты»и др.

Предлагаемыев программепроизведениявизуальныхискусств неограничиваютсязадачей датьтолько знанияо тех предметах,событиях, персонажах,которые отраженыв звуках. Иживописные,и скульптурныепроизведенияпредлагаютсякак вариантобразногопониманиямузыки на уровнеассоциативныхсвязей. Этобудит творческуюфантазию ребенка,стимулируетего образноемышление. ПейзажиА.Саврасова,И.Левитана,И.Грабаря помогаютсоздать поэтическуюатмосферуслужат своеобразнойувертюрой,которая настраиваетна восприятиемузыки, посвященнойкартинам русскойприроды (П.Чайковский,С.Прокофьев,Г.Свиридов).

Работа попрограммепредполагаетвариативностизанятий. Авторырекомендуютвыделить слушаниемузыки в самостоятельноезанятие и проводитего во второйполовине дня.В пакет материаловнаряду с программойвходят: «Хрестоматиямузыкальногорепертуара»,«Методическиерекомендации»,кассета состудийнойзаписью музыкальныхпроизведений,набор слайдов,видеокассетыи диафильмы.

Программа«СИНТЕЗ» длядетей 6-го годажизни построенана тех же научныхосновах иметодическихпринципах ирешает тот жекомплекс задачмузыкальногои общехудожественногоразвития ребенка,что и программа«СИНТЕЗ» длядетей 5-го годажизни. Вместес тем, ее содержаниеи формы егоподачи отличаютсябольшей глубинойи сложностью,что связанос возросшимивозможностямистарших дошкольников.В программедва крупныхраздела: «Камернаяи симфоническаямузыка» и «Операи балет». В первомиз них детизнакомятсяс произведениямиИ.С.Баха, Й.Гайдна,В.А.Моцарта,С.Прокофьева.Во втором разделепрограммы детямпредлагаютсядве музыкальныесказки – балетП.И.Чайковского«Щелкунчик»и опера М.И.Глинки«Руслан и Людмила».Для того, чтобыдети получилиболее полноевпечатлениео таких сложныхжанрах искусства,как балет иопера, им предлагаютсяв видеозаписифрагментыбалета «Щелкунчик»и оперы «Руслани Людмила».

Авторы программыК.В.Тарасова,М.Л.Петрова,Т.Г.Рубан.


§ 2 СРАВНИТЕЛЬНАЯХАРАКТЕРИСТИКАПРОГРАММ ПОМУЗЫКАЛЬНОМУВОСПИТАНИЮДОШКОЛЬНИКОВ.

Кратко мырассмотрелитри программыпо музыкальномувоспитаниюдошкольников.Сравним их.

Как уже говорилось,первые двепрограммы вомногом схожимежду собой,но есть в нихи отличия. ВпрограммеН.А.Ветлугинойглавной задачейявляется овладениедетьми действиями,навыками, умениямив области восприятиямузыки(пения,движения, игрена детскихмузыкальныхинструментах).Вовторой программеглавной задачейявляется формированиемузыкальныхпредпочтений,интересов,потребностей,вкусов детей,т.е. элементовмузыкально-эстетическогосознания, а умения и навыкислужат средствомдостиженияэтой цели.

В программеО.П.Радыновойвсе виды детскоймузыкальнойдеятельноститесно взаимосвязаны,у Н.А.Ветлугинойони существуютнемного оторванодруг от друга(кроме игры намузыкальныхинструментах).С этой точкизрения программаРадыновой намой взглядболее совершенна.Когда ребенокпроделываетнесколькоразных операцийс одним произведением(слушает, танцуетпо него, исполняетна инструменте)оно воспринимаетсяим во всех гранях,следовательнооставляет следв духовномразвитии ребенка.Обе эти программыпредполагаютналичие ииспользованиемузыкальнодидактическихигр и наглядныхпособий в видекарточек,изображающихдвижение мелодии,ритмическийрисунок, настроениемузыки, передаваемоецветом (ласковаямузыка - желтыйцвет, бодраямузыка – красныйцвет и т.д.).

ПрограммаО.П.Радыновойв отличие отпрограммыН.А.Ветлугинойне предполагаетобучение детейпению по нотам.Я считаю этоправильным.Как показываетпрактика, знаниенот не помогаетдошкольникамв формированииэстетическихвкусов и предпочтений.А у некоторыхдетей дажеотбивает интереск музыкальнымзанятиям. Такженаблюдаетсяразница в формезанятий. Вовторой программеформа занятийменее ограничена.Педагог на своеусмотрениеможет провеститематическоеили комплексноезанятие, используяв них определенныевиды деятельностидетей. У Н.А.Ветлугинойкроме того, чтоформы занятийограниченытолько тремявидами (фронтальные,по подгруппам,индивидуальные),они еще имеютстрогую структуру– в одном занятиидолжны бытьиспользованывсе виды музыкальнойдеятельностидетей (пение,движение, играна инструментах,слушание музыки).

Программа«СИНТЕЗ» значительноотличаетсяот двух предыдущихи, как мне кажется,более совершеннав плане общеэстетического,духовногоразвития ребенка.Она значительнобольше расширяеткругозор дошкольника,приобщает егок мировой культурев целом, а нетолько к музыке,что немаловажнодля становленияполноценнойличности. Основнойакцент в этойпрограммеделается наслушание музыки.Использованиелитературныйпроизведенийи зрительногоряда (фотографии,репродукции)помогают детямпонять, прочувствоватьмузыкальныйобраз. Такиевиды деятельности,как пение, движениепод музыку,игра на инструментах,авторы рекомендуютиспользоватькак вспомогательные.

Эта программаотличаетсятакже большейвариативностьюзанятий. Педагогограничентолько темамиблоков («Природав музыке», «Сказкав музыке» ит.д.). Форму иструктурузанятия педагогвыбирает насвое усмотрение.


ГЛАВА3


РЕАЛЬНОЕСОСТОЯНИЕМУЗЫКАЛЬНОГОВОСПИТАНИЯ

ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГОВОЗРАСТА


§ 1


МУЗЫКАЛЬНОЕВОСПИТАНИЕДОШКЛЬНИКОВВ ДЕТСКИХ САДАХг.РЕЖ


Большинстводетских дошкольныхучрежденийг.Реж используютдля музыкальноговоспитаниядетей программуН.А.Ветлугиной.В результатепроведенныхмною исследованийв дошкольныхучрежденияхг.Реж выяснилось,что музыкальныеработники напрактике неимеют возможностиреализоватьэту программуполностью.Данная программане реализуетсяпо двум причинам:

дефицитвремени назанятиях (двараза в неделюпо 25-30 минут),;

  1. зависимостьот календарныхпраздников(разучиваетсямузыкальныйрепертуар сцелью егоиспользованияна праздничныхутренниках).

На занятияхредко применяютсяслушания музыкии игра на музыкальныхинструментах,почти не используетсятворчество,отсутствуетвокальныеупражнения– попевки дляформированияэлементарныхвокальныхнавыков, полностьюотсутствуетзнакомствос нотной грамотойи основнымимузыкальнымипонятиями.Отказ от творческихзаданий снижаетэффект развивающегообучения. Впроцессе игрына музыкальныхинструментахформируетсяодна из основныхмузыкальныхособенностей– звуковысотныйслух. Качествопения снижетсяиз-за отсутствиявокальных ислуховых упражнений.

Как видноиз таблицы, намузыкальныхзанятиях почтине используетсятворчество,игра на инструментах,дидактическиепособия, наглядныепособия, полностьюотсутствуютмузыкально-теоретическиепонятия. Попричине отсутствиядидактическихи наглядныхпособий детине могут полноценновоспринятьпрослушанноепроизведение.Чтобы запомнисьчто-либо, недостаточнопассивногослушания, нуженактивный анализмузыки. Наглядныепособия намузыкальныхзанятиях дошкольниковнеобходимыне только дляболее полногораскрытиямузыкальногообраза, но идля поддержаниявнимания. Безнаглядныхпособий детиочень быстроначинают отвлекаться.В.А.Сухомлинскийписал: «вниманиемаленькогоребенка - этокапризное«существо».Оно кажетсямне пугливойптичкой, котораяулетает подальшеот гнезда, кактолько стремишьсяприблизитсяк нему. Когдаже удалось,наконец, пойматьптичку, то удержатьее можно тольков руках иликлетке. Не ожидайот птички песен,если она чувствуетсебя узником.Так и вниманиемаленькогоребенка: еслиты держишь егокак птичку, тоона плохой твойпомощник» (26,стр.121).

Такое использованиеразличных видовдеятельностиобъясняетсятем, что используяна занятиях,преимущественно,пение и музыкально-ритмическиедвижения, педагогамлегче составитьпрограммуконцерта дляпраздничногоутренника.

В процессесвоих наблюденийя пришла к выводу,что дошкольники,выпускаясьиз детскогосада, не умеютанализироватьмузыку, чистопеть, слушать,не имеют представленияоб элементарныхмузыкальныхпонятиях (направлениедвижения мелодии,регистры, лады).


§ 2


Рекомендациипо совершенствованию

музыкальноговоспитаниядошкольников


Посетивмузыкальныезанятия в детскихсадах, я заметила,что большинствозанятий проходятоднообразнои очень малоиспользуютсяигровые формыобучения.

Пользуясьсвободой всоставленииплана занятия,педагоги частобольшую частьвремени занятияуделяют пению.Таким образомразучиваниепесни длится10-15 минут, детиначинают отвлекатьсябыстро утомляются.К.Ф.Ушинскийписал: «Основнойзакон детскойприроды можновыразить так– ребенок нуждаетсяв деятельностинепрестаннои утомляетсяне длительностью,а ее однообразиеми односторонностью».Исходя из этогоутвержденияи из собственнойпрактики работыс дошкольникамив ДМШ я рекомендуювсе виды детскоймузыкальнойдеятельностиорганизовыватьв игровой форме.Игра, это основнаядеятельностьребенка и нив какой другойдеятельностиребенок непроявляет себятак полно, какв игре. Об этоммного говоритсяи пишется, нона практикеприменениеигровых формна занятияхносит исключительныйхарактер.

В своейпрактике накаждом занятиия с ребятами«отправляюсь»в гости в музыкальныйдомик, в лес, вмагазин игрушек,в зоопарк ит.д. Все заданияна занятииимеют игровуюформу. Например,песни мы разучиваемпо фразам, какэхо, а не повторяемпросто так 1куплет по трираза, для выполненияритмическихупражнениймы превращаемсяв радистов ит.д.

Каждое занятиепронизанолинией сквозногоразвития, однособытие (задание)вытекает издругого. Занятияполучаютсяочень содержательнымии интересными.Это важно длязапоминанияучебного материала.Память ребенка– это его интерес.Такие чувства,как удивление,восхищение,удовлетворениеот сделанногооткрытия способствуютподдержаниюинтереса кдеятельности,тем самым обеспечиваязапоминание.

В тоже времяследует помнить,что у дошкольниковпроцессы возбужденияпреобладаютнад процессамиторможения.Поэтому важноне перенасыщатьзанятия, таккак излишнеэмоциональныйматериал оставляетв памяти смутные,расплывчатыевоспоминания,эмоциональныеперегрузкиприводят кразбалансированностиповедения, чтовлияет на качествовнимания изапоминания.

Как мы виделииз предыдущейглавы, на музыкальныхзанятиях практическине используютсядидактическиекарточки инаглядныепособия, предусмотренныево всех программахпо музыкальномувоспитаниюдошкольников.Это отрицательносказываетсяна усвоениизнаний и навыков.У детей в этомвозрасте ещепреобладаетнепроизвольноевнимание, поэтомунеобходимоподдерживатьего посредствомнаглядныхпособий и действийсамих детейс дидактическимиматериалами.

Так же важназаинтересованность в занятияхсамого педагога.Известно, чтозаинтересоватьдетей чем либовзрослый можеттолько когдаон увлечен сам.Если ребенокчувствует такоеотношениевзрослого,восхищениекрасотой музыки,он постепеннотоже признаетмузыкальныеценности. Еслиже взрослыйпроявляетравнодушие,оно передаетсяи детям. На практикея наблюдалаэто на примередвижений подмузыку: в одномсадике музыкальныйруководительлюбит и умееттанцевать,когда то занималасьхореографией,и дети на еезанятиях танцуютвсе так, будтопосещают специальныезанятия хореографии.В другом жесадике музыкальныйруководительравнодушенк танцам и детина его занятияхисполняюттанцевальныедвижения нечетко,невыразительно.

ВЫВОДЫ


Изучив даннуюпроблему, проведянаблюденияв дошкольныхучрежденияхгорода Реж,изучив методикимузыкальноговоспитаниядошкольников,я пришла к выводу,что пренебрежениепедагогамирекомендациямипрограмм помузыкальномувоспитаниюдошкольниковзначительноснижает качествои эффективностьмузыкальныхзанятий. Важно не отступатьот программыпо музыкальномувоспитаниюи использоватьвсе виды детскоймузыкальнойдеятельностина занятиях.Только присоблюдениивсех требованийк занятиям попрограммаммузыкальноговоспитаниядошкольникову детей будутпроявлятьсяи развиватьсяосновные музыкальныеспособности,формироватьсяэстетическийвкус и чуткостьк красоте вискусстве ив жизни.

На мой взгляднеобходимосовершенствоватьмузыкальноевоспитаниедошкольников,и совершенствоватьне посредствомсоздания новыхпрограмм, методик,а придерживатьсяуже существующегоматериала, какуже говорилось,использоватьна занятияхвсе виды детскоймузыкальнойдеятельности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙЛИТЕРАТУРЫ


  1. БариноваМ.Н. О развитиитворческихспособностей– Л:1961;

  2. Бекина С.И.Музыка и движение-М.:Просвещение,1984;

  3. ВетлугинаН.А. Музыкальноевоспитаниев детском саду - М.: Просвещение,1981;

  4. ВетлугинаН.А. Музыкальныйбукварь – М.:Провещение,1990;

  5. ВопросымузыкальнойпедагогикиСб. статей вып.2/ред. - сост. В.И.Руденко– М.: 1980;

  6. ГейнрихсИ. Музыкальныйслух и его развитие- М.: 1978;

  7. ГотсдинерА.Л. Музыкальнаяпсихология– М.:1993;

  8. Дошкольнаяпедагогика.Учебное пособиедля студентовпединститутов/ под. Ред. В.И.Логиновой– М.:Просвещение,1983;

  9. Жак-ДалькросЭ. Ритм. Еговоспитательноезначение дляжизни и дляискусства:лекции – М.:1922;

  10. КобалевскийД.Б. Как рассказыватьдетям о музыке?– М.:1977;

  11. Методикамузыкальноговоспитанияв детском саду/ под. Ред. Н.А.Ветлугиной.– М, 1982;

  12. Метлов Н.А.Музыка – детям– М.:Просвещение,1985;

  13. Музыка –детям: сборникстатей вып.1 /сост. Л.Михеева– Л.:Музыка, 1970;

  14. Музыка –детям: сборникстатей вып.3 /сост.Л.Михеева– Л.:Музыка, 1976;

  15. Музыка –детям: сборникстатей вып.4 /сост.Л.Михеева– Л.:Музыка, 1981;

  16. НазайкинскийЕ.В. О психологиимузыкальноговосприятия.– М.: 1972;

  17. НазайкинскийЕ.В. Музыкальноевосприятиекак проблемамузыкознания// Восприятиемузыки – М., 1980;

  18. НауменкоГ.И. Фольклорнаяазбука – М.:Изд.центр«Академия»,1996;

  19. ПетрушинВ.И. МузыкальнаяпсихологияМ., 1997;

  20. РадыноваО.П., КатиненеА.И., ПолавандишвилиМ.Л. Музыкальноевоспитаниедошкольников/ под.ред.О.П.Радыновой– М.:Просвещение:Владос, 1994;

  21. «Синтез»программаразвитиямузыкальноговосприятияу детей на основесинтеза искусств(5-й год жизни)/ под ред.К.В.Тарасовой –М.: 2000;

  22. «Синтез»программаразвитиямузыкальноговосприятияу детей на основесинтеза искусств(6-й год жизни)/ под ред.К.В.Тарасовой –М.: 1998;

  23. Тарасов Г.С.Педагогикав системемузыкальногообразования– М., 1986;

  24. Теплов Б.М.Психологиямузыкальныхспособностей– М., Л., 1977;

  25. Теплов Б.М.Психологияиндивидуальныхразличий /избр.труды 2т. – М., 1985;

  26. УрунтаеваГ.А. Дошкольнаяпсихология– М.: Изд.центр«Академия»,1996;

  27. ХалабузарьП., Попов В.,ДобровольскаяН. Методикамузыкльноговоспитания– М., 1989.

ЩигалеваН.С. группа411 ФР



Для наглядностиприведу составленнуюмной в результатенаблюденийтаблицу:

Названиед/с

Играна инструментах

Творчество

Дидактическиепособия

Слушаниемузыки

Наглядныепособия (репродукции,лит.тексты)

Музыкально-ритмическиедвижения)

Нотнаяграмота, музыкальныетермины

Пение

«Колокольчик» Используетсядля подготовкиутренников Движенияпод музыку Карточкис изображениемхарактера,жанра музыки Программныеклассическиеи современныепроизведения,песни дляразучивания _______ Танцы,игры, движения,помогающиепочувствоватьхарактер, форму,динамику произв. ________ Используетсяна каждом занятии,отсутствуютвокальныеупраждения
«Голубойкораблик» _______ _______ _______ Классическиепрограммныепроизведениядля детей, песни. Используетсяредко Танцы,игры, движения,помогающиепочувствоватьхарактер, форму,динамику произв. ________ Используетсяна каждом занятии,отсутствуютвокальныеупраждения
«Белочка» Используетсядля подготовкиутренников,на групповыхзанятиях _______ Карточкис изображениемдвижения мелодии,характерамузыки в цвете Классическиепрограммныепроизведениядля детей, песни+ более сложныежанры (фрагментыоперы, балета). Используютсяпостояннорепродукции,фотографии,литературныетексты Танцы,игры, движения,помогающиепочувствоватьхарактер, форму,динамику произв. ________ Используетсяна каждом занятии,отсутствуютвокальныеупраждения
«Аленькийцветочек» _______ Движенияпод музыку,иногда песенноетворчество ________ Классическиепрограммныепроизведениядля детей, песни. __________ Танцы,игры, движения,помогающиепочувствоватьхарактер, форму,динамику произв. ________ Используетсяна каждом занятии,отсутствуютвокальныеупраждения

МИНИСТЕРСТВОКУЛЬТУРЫ РСФСР

ЧЕЛЯБИНСКАЯГОСУДАРСТВЕННАЯАКАДЕМИЯ

КУЛЬТУРЫИ ИСКУССТВ


СПЕЦИФИКАМУЗЫКАЛЬНОГОВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

КУРСОВАЯРАБОТА


Челябинск,2002

МИНИСТЕРСТВОКУЛЬТУРЫ РСФСР

ЧЕЛЯБИНСКАЯГОСУДАРСТВЕННАЯАКАДЕМИЯ

КУЛЬТУРЫИ ИСКУССТВ


МУЗЫКАЛЬНОПЕДАГОГИЧЕСКИЙФАКЛУЬТЕТ,

КАФЕДРАПЕДАГОГИКИИ ПСИХОЛОГИИ


СПЕЦИФИКАМУЗЫКАЛЬНОГОВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

КУРСОВАЯРАБОТА


Исполнители:Щигалева НатальяСергеевна,

студенткагруппы ОЗО 411

Научныйруководитель:Немкин В.А.,

Кандидатпедагогическихнаук, доцент.


_______________________

Датадопуска к защите:____________


Челябинск,2002