Смекни!
smekni.com

Эмоционально-эстетическое отношение к природе в рисунках старших дошкольников

ОГЛАВЛЕНИЕ


Основныеположениявыпускнойработы 3


Введение 5


ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

ГлаваI. Роль природыв формированииличностидошкольника 7


ГлаваII. Выразительно-изобразительныесредства врисунках старшихдошкольников 10


ГлаваIII. Содержание,формы и методыработы с детьмипо

изобразительнойдеятельностиво взаимосвязис ознакомлением

их сприродой 14


ГлаваIV. Влияние основныхсредств поознакомлениюс природой наизобразительнуюдеятельность(рисование)старших дошкольников 22


ГлаваV. Задачи художественноговоспитаниядетей старшего

дошкольноговозраста, реализуемыев программе”Детство”. 28


ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

ГлаваVI. Эксперимент№1 и №2. Выводы. 30


Тезаурус(основныепонятия) 42


Литература 44


Основныеположениявыпускнойработы


Актуальность. Природа во всевремена служиласодержаниемизобразительноготворчества,в том числе идетского. Создаваемыедетьми рисункиспособствуютзакреплениюи уточнениюих знаний обобъектах природы,формируютинтерес к природеи положительноеотношение кней. В связи сэтим целенаправленныенаблюдениес детьми объектовприроды должныосуществлятьсякак единыйпроцесс естественнонаучногои эстетическогопознания.Осуществлятьэтот процесснеобходимотак, чтобы вызватьу детей положительноеотношение кприроде, яркиеэмоциональныепереживания.Всё это повышаетинтерес к природеи вызываетжелание отражатьеё явления всвоём творчестве.Изображаяприроду, детивновь испытываютэстетическиечувства к ней,что делает ихжизнь интереснееи содержательнее.


Объект. Рисунки детейстаршего дошкольноговозраста.


Предмет. Эмоционально-эстетическоеотношение кприроде в рисункахстарших дошкольников.


Цель. Определитьособенностиэстетическогоотношения детейк природе и ксвоему рисунку;

Определитьособенностиизображениядетьми старшегодошкольноговозраста,разнообразиеприродныхявлений и объектов,их форм, размеров,фактур, цветовыхвзаимодействий:сезонных иклиматических.


Задачи:

  1. Подбори обработкаметодическойлитературы;

  2. Беседас детьми старшегодошкольноговозраста натемы “Что такоеприрода?”, “Какиеявления и объектыприроды можноназвать красивымии почему?”;

  3. Рисованиена темы “самоекрасивое” и“самое некрасивое”;

  4. Наблюдениев природе (зацветущимидеревьями,кустами, цветами,животными ит.д.);

  5. Рассматриваниеиллюстраций,пейзажныхкартин о природе;

  6. Чтениехудожественнойлитературы,стихотворений,прослушиваниемузыкальныхпроизведенийо природе;

  7. Проведениес детьми дидактическихигр на различиеоттенков одногоцвета.


Методы:

-наблюдение;

-экскурсии;

-обследование;

-чтениехудожественнойлитературы;

-рассматриваниепредметовискусства,картин;

-беседа.


Гипотеза. Мыполагаем, чторазнообразиесредств, методови приёмов поознакомлениюстарших дошкольниковс природой влияют на уровеньзнаний о явленияхи объектахприроды, наположительноеэмоциональноеи эстетическоеотношение кним, а главноена содержаниеи качестводетских рисунков,использованиеразнообразных выразительныхсредств в них.


Введение


Природа- важнейшеесредство воспитанияи развитиядетей дошкольноговозраста. Сколькооткрытий делаетребёнок, общаясьс ней!

Дошкольникиобщаются сприродой вразное времягода - и когдавокруг лежитпушистый снег,и когда зацветаютсады. Такимобразом, ребёнокс помощью органовчувств, воспринимаетмногообразиесвойств природныхобъектов: форму,величину, звуки,краски, пространственноеположение,движение и т.д.У него формируютсяконкретныепервоначальныеи яркие представленияо природе, которыев дальнейшемпомогают емуувидеть и понятьсвязи и отношенияприродныхявлений, усвоитьновые понятия.Многие в процессенаблюдений.Это даёт возможностьпедагогу развиватьу воспитанниковлогическоемышление (П. Г.Саморукова).

Общениедетей с природойимеет и идейно-мировоззренческоезначение. Накоплениереальных, достоверныхпредставлений,пониманиевзаимодействийявлений природылежит в основепоследующегоформированияу детей элементовматериалистическогомиропонимания.

Разнообразиеобъектов природыпозволяетпедагогу организоватьинтереснуюи полезнуюдеятельностьдетей. В процессенаблюдений,игр и труда вприроде детизнакомятсясо свойствамии качествамиобъектов иявлений природы,учатся замечатьих изменениеи развитие. Уних развиваетсялюбознательность.

Бережноеотношение кприроде зависитот способностиэстетическивосприниматьеё, т.е. уметьвидеть и переживатькрасоту природы.Эстетическоевосприятиеобеспечиваетсянепосредственным“живым” общениемдетей с природой.Наблюдениекрасоты природныхявлений - неисчерпаемыйисточник эстетическихвпечатлений.Важно показатьдетям эстетическиекачества природныхявлений, научитьих чувствоватьпрекрасное,вызывать оценочныесуждения, связанныес переживаниемкрасоты наблюдаемыхявлений.

Эстетическоевосприятиеприроды вызываету детей чувствабережного,заботливогоотношения крастениям,животным, стремлениене убивать, апреумножатьи ухаживатьза ними. Детис хорошо развитымэстетическимвосприятиемзапоминаюти соответственноотражают всвоих рисункахбольшое количествообразов, используютболее разнообразныесредствавыразительности.Детские пейзаживсегда особенные.Ребята используютразличнуютехнику выполненияработ: акварель,гуашь, восковыемелки и т.д.

С детства,научившисьпонимать природу,ценить её, ребёнок,будучи взрослым,сможет испытатьна себе еёблаготворноевлияние. Искусствои изобразительнаядеятельностьсамих детей,поможет имзакрепить иуглубить покаэлементарные,но нужные знанияо родной природе,о месте и роличеловека, живущегос ней в единстве.

“Черезсознание сути,содержанияискусства вдуше ребёнкапостепенноформируетсянравственно-эстетическаяпозиция, необходимаянашему обществу,отношение ковсем явлениямжизни - труду,дружбе, Родине,а главное - кприроде”. (Б.Неменский,художественныйпедагог, профессор).


ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Глава I. Роль природыв формированииличности дошкольника.

Природа,являясь средойобитания человека,источником,питающим егожизненные силыи вдохновляющимего на сбережениеего богатств,вместе с темзаключает всебе огромныйпотенциалвсестороннегоразвития личности.Особенно эффективноосуществляетсяэто развитие,если оно начинаетсяс раннего детства.Восприимчивостьребёнка в дошкольныегоды известна.И влияние природына формированиеразличныхсторон личностималыша такжешироко известно.Природа возбуждаетлюбознательностьребёнка, воздействуетна его сенсорикуи вызываетчувство прекрасного.Можно безпреувеличениясказать, чтонаиболее полноребёнок познаёткрасоту окружающегомира черезвосприятиекрасоты природы.

Специалистыпо эстетическомувоспитанию(А. А. Адаскина,Н. А. Ветлугинаи др.) считают,что эстетикаприроды являетсяосновой формированияэстетическогоотношения кприроде и выражаетдиалектическоеединство мира.

Воздействуяна эмоции ребёнкасвоими эстетическимикачествами- совершенствомформы, разнообразными (в зависимостиот времени дня,года, освещения)изменчивымколоритом,природа вызываетэстетическиечувства. Этоспособствуетпроявлениюэмоциональногоотношения кобъектам иявлениям природы.

Изобразительнаядеятельностьдетей дошкольноговозраста -деятельность,отражающаяи, как деятельностьвзрослогохудожника, вобразах передаёти объекты природы,то есть выполняетзадачи эстетическогооформлениярезультатовестественнонаучногопознания природы,и при этом всегдаонаесть и выражениеотношения кобъектам природы.

Природаво все временаслужила содержаниемизобразительного,и не толькоизобразительноготворчества(литературного,музыкальногои др.)

Известныйрусский педагогН. Е. Румянцевписал, что природа“вечно живая,обновляющаяся,великая в своёмразнообразии…всегда являетсяживым родникомпоэтическоготворчества”.То же самоемогли бы сказатьо природе,вдохновившейих на творчество,художники имузыканты.Большое местозанимает природаи в детскомтворчестве.Поэтому связьэтих разделовработы являетсяестественнойи органичной.

Взаимосвязьизобразительнойдеятельностии ознакомлениедетей с природойобогащаетпознания детейо природе, и ихизобразительноетворчество.

Стремлениепередать образыприроды в рисунке(лепке, аппликации)приводит куглублению,уточнениюзнаний и представленийо природе, еёобъектах иявлениях. Вместес тем обогащаетсясодержаниедетского творчестваобразами природы.В детских рисунках(лепке, аппликации)появляютсяновые темы. Ив процессепознания природы,и в процессееё изображенияу детей развиваютсяпсихическиепроцессы, лежащиев основе познанияприроды и отражениееё в художественномтворчестве:восприятие,мыслительныеоперации (анализ,синтез, сравнение,уподобление,обобщение),

воображение,положительноеэмоциональноеотношение кприроде, и кизобразительнойдеятельности.

Идеягармонизацииотношениячеловека сприродой включаетв себя и эстетическуюсторону: ознакомлениедетей с природой,а затем её отражениев изобразительнойдеятельностидетей служатрешению этойзадачи.

Искусство,передаваяокружающуюдействительность(в том числе иприроду) в образах,преобразуетеё (С. Т. Котенков,Е. А. Чарушин,народное декоративноеискусство идр.). Но чтобыеё преобразить,её надо познать.

В. А.Сухомлинскийписал: “Мир,окружающийребёнка, - это,прежде всего,мир природыс безграничнымбогатствомявлений, снеисчерпаемойкрасотой. Здесьв природе, вечныйисточник детскогоразума и творчества”.

Такоепознаниеосуществляетсяв процессе повседневноговосприятияобъектов иявлений природы,организуемыхпедагогомсистематическихнаблюдений.Развитию удетей образного,эстетическоговосприятия,а, следовательно,образногопознания природыспособствуетиспользованиев этом процессеобразных выражений,сравнений,эпитетов, которыеможно найтив поэтическихпроизведениях.Яркие поэтическиестрочки можноподобрать комногим предметами картинамприроды, котораявдохновлялатворчествомногих поэтови писателей.Реальный мири мир природы- это объектыискусства итворчестваотражения егоребёнком врисунках, лепке,аппликации.

В исследованииЕлки Янакиевой(специалистапо детскомуизобразительномутворчеству)подчёркивается,что взаимосвязьизобразительнойдеятельностис ознакомлениемдетей с явлениямии объектамиприроды имеетдве стороны:первая-приобретениеребёнком знанийна основе восприятияобъектов иявлений природы,формированиепредставленийо них, как источникдетского творчества;вторая-влияние изобразительнойдеятельности,в процессекоторой детиизображаютпредметы иобъекты природы,как синтезпознания иэмоционально- эстетическойоценки природы,на развитие,углублениеи уточненийзнаний ребёнкао ней и формированиеего представлений.При этом важноподчеркнутьнеобходимостьдавать детямнаучно достоверныезнания об объектахприроды, неподменять ихсказками илегендами,которые затемпри переходеребёнка в школувступают впротиворечиес тем, что говоритучитель и о чёмнаписано вкнигах.

Большоезначение природыв развитииэстетическихчувств детейотмечал известныйпедагог Е. А.Аркин: “…когдавоспитаниеведётся внестен комнаты,когда передребёнком каждыйдень развёртываетсяполная красокпанорама природы,тогда нет сомнения,что поле, лес,луг, звёздноенебо, восходсолнца, постоянноменяющий свойцвет небесныйсвод, будутслужить средствомв деле развитияцветоощущения,чувства красоты,любви к природеи пониманияеё”.


ГлаваII.Выразительно- изобразительныесредства врисунках старшихдошкольников.


Детскиерисунки убеждаютнас в том, чторебёнок способенвыразить в нихсвоё мироощущение,они вызываютнашу эмоциональнуюреакцию и именнопоэтому ихможно назватьвыразительными.Выразительность-это главныйсущественныйпризнак художественногообраза. Выразительностьдетского рисунка- это посильноераскрытиедетьми некоторыххарактерныхсторон отражаемогопредмета илиявления действительностии передачаактивногоэмоциональногоотношения кнему (Г. В. Лабунская).Как же удаётсяребёнку выполнитьвыразительныйрисунок? Какиесредства ониспользует?

Нужносказать, чтовыразительностьв рисунке - качествонестабильное.То, что мы считаемвыразительнымв рисунке малыша,в рисунке старшеготаковым неявляется. Например,ребёнок пятилет нарисовалкошку и от избыткачувств раскрасилеё в клеточку.В отличие отпятилетнегостарший дошкольникпонимает, чтодля любимогокотёнка клеточка- не украшение.

Выразительностьрисунков младшихи старших детейнеравноценна.Чем старшеребёнок, темв большей степениизобразительныеумения становятсясредствомзамысла, поэтомув этой главебудут освещеныте выразительныесредства, которыехарактерныдля детей именностаршего дошкольноговозраста.

Однимиз самых доступныхдля ребёнкасредств выразительностиявляется цвет.К старшемудошкольномувозрасту, ребёнокболее тонкои разнообразноиспользуетцвет, создаваявыразительныеобразы. Однакотяга к яркости,красочностисохраняетсяу кого в большей,у кого в меньшейстепени. Иногдаребёнок, казалосьбы, отдаётпредпочтениекакому- тоопределённомуцвету: всё рисуетзелёным илиголубым. В чёмпричина? Чтоэто- предпочтениеили равнодушиек цвету?

Ребёнок-дошкольникможет использоватьлюбимый цветиногда неадекватно,в явном противоречиис реальностью,и делает этоспециально.В этом случаеон, как правило,сильно увлечёнизображением,скорее егосодержанием,и делает своеобразный“подарок” (Е.А. Флёрина) образу,как бы украшаетего. Нередкотаким подарком-украшением,является применениенесколькихярких цветовсразу.

К примеру,яркий осеннийколорит солнечногодня контрастируетс тёмно-серымфоном пасмурногодня, с листьями,летящими поветру.

Многимиисследователямидетского рисунказамечено применениеребёнком цветадля передачиотношения кобразу: яркими,чистыми, красивымицветами ребёнокобычно изображаетлюбимых героев,животных, приятныесобытия и явления,а тёмными(“грязными”)- не любимыхгероев, объектов,явлений и т.д. В исследованияхизвестногопсихолога В.С. Мухиной отмечено,что при изображенииприятных событийдети предпочитаюттёплые тона,а неприятных- холодные.

Подрастая,ребёнок можетболее тонкочувствоватьи передаватьколорит разныхвремён года,состоянияпогоды и дажевремени суток.Однако тяготениек яркому, сочномуцвету сохраняетсяв рисункахстарших дошкольников.

Многимиисследователямидетского рисункаотмечено, чтоиногда детииспользуютцвет однозначно,земля - всегдачёрная (коричневая),небо - синее,солнце - жёлтое(красное), трава- зелёная и т.п.То есть цветне являетсявыражениемотношенияребёнка, а лишьсредствомобозначенияпредмета. Некоторыеучёные объясняютэто недостаткамиобучения.

Н. П.Сакулина, Л. А.Раева в своихисследованияхпоказали, чтоочень важнообращать вниманиедетей на цветовоеразнообразиемира (снег, каки небо, можетбыть и голубым,и серым, и сиреневым).В результатетаких наблюдений,а также знакомствас произведениямиизвестныххудожниковребёнок начинаетиспользоватьцвет болееразнообразно,реалистичнои выразительно.Он может использоватьцвет и “подражательный”,близкий к реальному,и “неподражательный”.У ребёнка должнобыть правовыбора. Однаконеобходимопозаботитьсяо том, чтобы,выполняя рисунок,ребёнок не былравнодушен,чтобы темаволновала его,и тогда цвет,колорит детскогорисунка будетвыразительным.

Другоесредствовыразительности,используемоедошкольником,-линия.Исследователиотмечают, чтопредметы, явления,которые близкиребёнку, любимыим, он рисуетстарательнои аккуратно,а плохие инекрасивые,по его мнению,события изображаетнарочито небрежнойлинией.

Так,дети старательнорисуют солнце,аккуратновыводя лучики,делая их длиннееи гуще, словнотак, солнцегреет лучшеи светит ярче.

Составляющимикомпонентамидекоративностиявляется ритмформ или цветовыхпятен, симметрия.Ребёнок строитрисунок, какбы уравновешиваяпространственноерасположениеотдельныхизображений.(На поляне деревья– справа и слева.Цветы – с однойстороны и сдругой и т. д.)

Каки взрослые,дошкольникинередко используютприём гиперболизации(преувеличениекаких-то признаков).Они выделяютв изображаемомпредмете илиявлении то,что, на их взгляд,особенно значимо.

Ребёнокнарисовал серыетучи, которыезакрыли солнце.Тучи по размерубыли большедеревьев идругих объектов,сообщая о том,что скоро будетдождь, гроза.

Девочкаизобразилацветы на поляне,которые “выросли”до облаков,были большедомов и деревьев.Для этой девочкиважно былопоказать красоту,яркость, любовьк цветам, датьпонять, что онией очень нравятся.

Композиция– это способсоединенияобразов, способпостроенияпроизведения.В рисункахдетей встречаемсякак с сюжетами,передающимиразвёрнутоеповествование,так и с сюжетами,которые рассчитанына передачудинамики действия.

Характернымдля старшихдошкольниковявляется то,что они распределяютпредметы повсей плоскостилиста, соблюдая,однако, чувстворавновесияи композиционнойзаполненности.На горизонтальнойплоскости вразвёрнутомвиде изображается,например, всялесная поляна:на первом планетрава, цветы,мелкие кустарники;выше - деревья,лес, по бокам– дома и постройки.Горизонтальнуюплоскостьребёнок мыслитв её реальнойпротяженности.Стремлениек правдоподобию,точности иполноте изображениязаставляетребёнка избегатьпередачипространственныхотношений, прикоторых одинпредмет закрываетчасть другого.

Ребёнкуочень труднопередаватьдвижение.Нов рисункахстарших дошкольниковдвижение переданоиногда оченьвыразительно:кошка мчитсяза мышью, вытянувшиськак стрела ирасправивкогти; дуетсильный ветер,раскачиваядеревья и срываяосенний лист.Рисуя, ребёнокиспользуети такое средство,как агглютинация,-склеивание,комбинированиев фантастическомобразе каких-точастей, качествразных предметов(курица с человеческимлицом и головой,солнышко сглазами и ртом,цветок с глазамии ртом, рукамивместо листьев).

Ввыразительномрисунке формаслужит средствомпередачи характераобраза. Детипытаются добитьсявыразительностиобраза посредствомизображенияопределённыхпоз, жестов,определённогорасположенияфигур.

Мальчикувидел в моредельфинов, иони так поразилиего воображение,что он нарисовалдвух большихдельфинов,тщательнопрорисовываяих, давая изгибающийсяхвост (“чтобыони плавали”).В данном случаедельфины явилисьцентральными“фигурами”рисунка.

Исследованияпедагога детскоготворчестваН. Курочкинойпоказывают,что у детей 6-7лет наблюдаетсяуже сознательноеиспользованиецвета, формы,построениерисунка, выразительныхсредств дляотображенияотдельногообраза илисюжетной композиции.Поэтому детистарших возрастовпо сравнениюс детьми младшегодошкольноговозраста ширеи свободнееиспользуютнайденныевыразительныеприёмы, распространяяих на большоеколичествоизображаемыхпредметов иявлений. Инымисловами, старшиедошкольникипрочнее усваиваютэти приёмы,закрепляя ихв своём сознании.


ГлаваIII. Содержание,формы и методыработы с детьмипо изобразительнойдеятельностиво взаимосвязис ознакомлениемих с природой.


Познавательнуюдеятельностьдетей, направленнуюна объектыприроды, следуетрассматриватькак творческую.

Познаниеребёнком-дошкольникомокружающейприроды должноосуществляться“по законамкрасоты”. Этозависит отпедагога, которыйсам чувствует,понимает красотуприроды и можетпередаватьэто детям.

Необходиморазвивать вдетях умениесозерцатьприроду, наслаждатьсяею, вглядываться,вслушиваться.В Японии, например,принято проводитьтак называемые“уроки созерцания”,позволяющиеразвиватьвосприятиедетей.

В задачуознакомлениядетей с природойвходит знакомствос временамигода, их спецификойи сменой, с такимиявлениями, какдождь, снег,иней и другие,с животнымии растительныммиром. И предложениеизобразитькартины природы,животных всегдавстречает удетей положительныйотклик. Создаваемыедетьми изображенияна темы природыспособствуютзакреплениюи уточнениюзнаний детейоб объектахприроды и обогащаютдетское творчествоновыми образами,формируютинтерес к природеи положительноеотношение кней. В своихрисунках детиизображаютродную природув разные сезоны,в разную погоду:“Золотая осень”,“Поздняя осень”,“Белая берёзапод моим окномпринакрыласьснегом, точносеребром” (С.Есенин), “Временагода”, “Расцвеливесенние цветы”и др. Такие сюжетычасто встречаютсяв детских рисунках,создаваемыхи по заданиюпедагогов, ипо замыслусамих детей.

Такжедети вырезаюти наклеиваютцветы, составляютдекоративныекомпозициииз цветов, листьеви веток. Онилепят рыбок,птиц, зверей.А чтобы детимогли изобразитьвсё это, необходимосформироватьу них отчётливыепредставленияоб объектахприроды. В связис этим целенаправленныенаблюденияс детьми объектовприроды, учитываяи задачи ихпоследующегоизображения,должны осуществлятьсякак единыйпроцесс естественнонаучногои эстетическогопознания. Детямпри ознакомлениис природойследует даватьправильныепредставленияо жизни животных,растений, окрасоте ихвнешнего вида,в интересной,часто своеобразнойформе, повадках(у животных).Вместе с темследует подчеркнутькрасоту явленийприроды, животных.Необходимообратить вниманиедетей на красотуи изменчивостьколорита неба,окрашенноготучами заходящегосолнца, волшебностьзаиндевелыхдеревьев в алыхотсветах заката,нежность весеннейтолько-толькопоявившейсязелени травы,листвы деревьев,нежность первыхвесенних цветови т. п.

Осуществлятьэтот процесснеобходимотак, чтобы вызватьу детей положительноеотношение,яркие эмоциональныепроявления;всё это повышаетинтерес детейк природе ивызывает желаниеотражать еёявления в своёмтворчестве,передавая формуи цвета её объектови явлений. Изображаяприроду, детивновь испытываютэстетическиечувства к ней,что способствуетповышениюэффективностивоспитательно-образовательнойработы с детьми,делает жизньдетей интереснееи содержательнее,эмоциональнобогаче, вызываету них желаниесохранитькрасоту природы.

Неоднократныеопыты исследователейдетского творчества(Н. А. Ветлугиной,Т. С. Комаровой)показывают,что красоталюбого природногоявления вызываетвосторженныйотклик в душеребёнка и предложениеизобразитьто или иноеявление встречаетсядетьми с радостью.Вот наступилазолотая осень.В воздухе кружатсяи плавно опускаютсяна землю разноцветныелистья. Детис удовольствием собирают листья,рассматриваютих, стремятсяобратить наних вниманиевзрослых. Вэтом случаенужно поддержатьинтерес детей,поиграть всобранные имилистья (“Найдитакой же - поформе, по цвету”), предложитьиз собранныхлисточковсоставитьизображение.Пусть детипофантазируют,какое изображениеможно составитьиз листьев. Приэтом не обязательнонаклеиватькартинки, ихможно просторазложить,посмотритевместе со всемидетьми, кто чтопридумал. Такиеигры-упражнениянравятся детями их можно проводитьнеоднократно,развивая воображениеребят.

Детямстаршего возрастапосле рассматриваниялистьев и игрс ними можнопредложитьнарисоватькрасивые осенниелистья с натуры.Листья детимогут выбратьиз тех, что онисобирали напрогулке. Нужнопредупредитьдетей о трудностирисования ипомочь ребёнкурассмотретьконструкциюпластины листа.Обратить вниманиена расположениепрожилок, какбы организующихрисунок пластины.

Старшиедошкольникис большимудовольствиемпринимаютпредложениевоспитателяпередать объектыприроды в рисунках.Особый же интересу них вызываетпредложениевоспитателяизобразитьживые существа:бабочек, разныхжучков, птиц,рыб, зверей,как диких, таки домашних.Животные привлекаютвнимание детейсвоими повадками,подвижностью,средой обитания,связью с человеком.Со многимиживотными детизнакомятся,слушая сказки,рассказы,иллюстрированныехудожниками:Е. Чарушиным,В. Бианки. Так,Е. Чарушин изображаетживотных втрогательнореалистичнойманере, передаваямягкость пушистоговорса детёнышейи плотный, болеежёсткий ворсвзрослых животных.В основе образовживотных,изображаемыхЮ. Васнецовым,сказочно-декоративнаяреалистичность.Сказочнуюдекоративностьваснецовскимобразам придаютнекотораяусловность,очеловеченностьживотных (какправило, вертикальноеположение тела,занятостьчеловеческимиделами: подметаютпол, пилят дроваи т. п.) и орнаментированныедетали костюмов:у кота – украшенныесапожки, у курицы– фартук и др.

Чтобыобеспечитьуспешное изображениедетьми животных,доставить имрадость оттого,что им удалосьнарисовать,необходимоорганизоватьвосприятиедетьми животных.Дети могутвидеть животныхи наблюдатьза ними припосещениизоопарка, вцирке, на улице.Но живой объектнаходится вдвижении, чтоувлекает ребёнкаи не всегдапозволяетвынести изтакого наблюденияточное представлениео форме частейживотного, ихвеличине, местерасположения.Поэтому дляуточненияобраза можноиспользоватьигрушечныхживотных, ихизображенияна фотографиях,иллюстрациях,картинах. Тогдадети могут нетолько внимательнорассмотретьто, что потомпредстоитизображать,но и обвестирукой каждуючасть. Это поможетнарисоватьживотное. Научитсяизображатьживотное длядетей оченьважно, потомучто это поможетим создаватьиллюстрациик сказкам, которыедети любят и,изображаякоторые, онииспытываютчувство радости,удовольствия.

Такимобразом, работапо ознакомлениюдетей с явлениямии объектамиприроды обогащаетдетское творчествоновым содержанием,углубляетнравственно-эстетическиечувства.

Так,Т. С. Комарова,в своей книге“Дети в миретворчества”представиласодержание,формы и методыработы с детьмипо изобразительнойдеятельностиво взаимосвязис ознакомлениемих с природойв обобщеннойтаблице, которуюона разработаласпециальнодля дошкольныхучреждений:

(мыполагаем, чтоей следуетвоспользоватьсяна практике)


Задачи

Содержание,формы и методыработы

Развитиеощущений,восприятиядетей, обогащениеих сенсорногоопыта.

Используяобъекты и явленияприроды, развиватьу детей восприятие.Знакомитьдетей с формойплодов, листьев,цветов, обводяих по контуруформы рукой,пальцем. Знакомитьдетей с насекомыми,птицами, животными,также выделяяи называя ихформу, строение,величину частей,цвет и оттенки.

Развиватьспособностьвоспринимать,наблюдать,фиксироватьформу, цвет,строение,изменениероста и развития,сходствои различие.

Вместес детьми рассматриватьобъекты природыи замечатьих изменчивостьпо сезонам(изменениецвета растенийи плодов), помере созревания(плодов по цвету,величине), помере ростаживотных(изменениепропорцийтела), изменениеположениятела животныхи птиц придвижении иразных позах.

Признакомстведетей с животными,рыбами, птицамиобращать вниманиена общие признакии различия вформе тела,частей животного.Такое рассматриваниепоможет затемизобразитьобъекты природыв рисунке (идр. видахизобразительнойдеятельности).

Впроцессенаблюденийв природе, которыеследует осуществлятькаждый день,необходиморазвивать удетей разнообразныеощущения:тактильныеприощупывании,поглаживанииповерхностилиста, стебля,ствола дерева,меха животного(разумеется,если это неопасно), установлениеих качества(гладкости,меховатости,теплоты, холодности);кинестезические приобведениипредмета рукойпо контуруосновной формы,частей; обонятельныесцелью установлениязапаха;зрительныеприрассмотренииобъектов природы,наблюденииза явлениямиприроды, животными,насекомымии т. п.

Всёэто будетспособствоватьнакоплениюсенсорногоопыта.

Развиватьэстетическоевосприятиеобъектов иявлений природы.

Напрогулкахрассматриваниелистьев, кустарникови деревьев,обведениеформы пластинылиста по контуру,определениеокраски листа:основных цветови оттенковпри разномосвещении(для детейстаршеговозраста).

Прирассматриваниилистьев (особенноони красивыосенью) и другихобъектов природы:красота (цельность,ажурность,изящество идругие) формы,строения, цвета,сочетаниецветов, мягкиеили, наоборот,неожиданныепереходы одногоцвета в другой.


Развиватьобразное мышлениеи воображение.


Собирание,рассматриваниеразнообразныхприродныхматериалов,составлениеразнообразныхизображенийпутём комбинированияразных природныхматериалов.Складываниеиз листьевразнообразныхпредметных,сюжетных идекоративныхкомпозиций,составлениебукетов. Рисование(лепка, вырезывание)фруктов, овощей,веток, цветов,птиц, животныхи других природныхобъектов. Сдетьми старшихи подготовительныхгрупп созданиедидактическихигр: “Парныекартинки”,“Найди такойже”, «С какойветки детки?»(листья, семена),“Домино” идр.

Можнопредложить детям нарисоватьконтуры разныхпо форме листьев,а затем заполнитьпластину листавнутри контураштрихами различнойконфигурацииили мазками.Поощрятьразнообразиеи варианты,придуманныедетьми.


Развиватьдетское творчество.

Встаршей иподготовительныхгруппах - рисованиеосенних листьевс натуры. Напрогулке детивместе с воспитателемсобирают осенниелистья. Рассматриваютих, а затем рисуютс натуры. Детямможно предложитьвырезать и наклеить, красивыеосенние листья,составитьреальную илидекоративнуюкомпозицию,например, осеннийковёр, осеннююкорзину и т.п. Характеризуяприродныеявления, следуетшироко привлекатьхудожественноеслово.

Предлагаядетям изображатькартины природы,необходимокак можно большеразнообразитьизобразительныематериалы,стимулироватьиспользованиедетьми различныхспособовизображения.

Замечатьизменения вприроде.

Сборприродногоматериаладля поделокиз него, рассматривание,сравнение,складываниеизображений.Создание красивыхпредметных,сюжетных идекоративныхкомпозиций.

Наблюдениеза изменениямив природе: погода,появление(исчезновение)бабочек, жуков,червяков, цветлиствы, деревьеви др.

Наблюдениенеба: цвет,облачность,движение,превращениеоблаков в разнуюпогоду, в разноевремя дня.

Формированиеу детей знанийо предметахи явленияхприроды, оживотных, рыбах,птицах, их общихи характерныхпризнаках.

Знакомитьдетей с жизньюрастений вразные временагода, с характернымиизменениямив эти периодывремени (расцвечиваниелистьев, распусканиепочек, увяданиетравы, цветениецветов и др.).

Знакомствос жизнью животных,птиц на прогулках,экскурсиях.

Разговорыс детьми обувиденном(индивидуальные,групповые, сподгруппами).

Развитиедетскоготворчествав процессеизображенияобъектов животногомира.

Учитьдетей изображатьживотных врисунках (лепке,аппликациях).С этой цельювыделять общиеи конкретныепризнаки животных,форму и строениетела, формучастей, ихвеличину иместо положенияпо отношениюк главной части.

Учитьдетей рассказыватьоб объектахприроды.

Подобратьиллюстрациив детских книгахразных художников,в которыхизображеныобъекты природы,пейзажи.

Обратитьвнимание детейна разнообразиеобразногорешения изображения.Выделить сдетьми разнообразныеприёмы созданияизображения.В доступнойформе выделитьи охарактеризоватьманеру и отдельныесредствавыразительностиразных художников.

Заданиедетям рассказатьо том, что интересное,красивое,необычноеувидел в природе.

Чтениекниг Н. Скребицкого,Б. Бианки, Е.Чарушина, К.Чуковского,произведенийА. С. Пушкина,С. Есенина идр.

Рассматриваниеиллюстрацийс изображениемживотных. Учитьвыделять сходствои различие.Рассматриваниерепродукций.Рассматриваниескульптурымелких форм.

Рисование(лапка) животныхи птиц. Вырезываниеи наклеиваниеиндивидуальныхи коллективныхкомпозиций

(реальных,декоративных,сказочных).Составлениерассказов оживотных.

Воспитаниебражного отношенияк природе.

Показатьдетям связьчеловека сприродой: трудв природе,раскрыть влияниечеловека наприроду (использованиеприродныхресурсов),положительноеи отрицательноеотношение кприроде (примерыиз художественнойлитературы).

Подобратьстихотворенияо природе.

Подобратьмузыку на темуприроды.

Воспитателемподобратьматериал и

сделатькраткие сообщенияо русскиххудожниках-пейзажистах.

Организоватьвыставку детскихработ по изображениюприроды и поделокиз природногоматериала.


Вывод:в главе IIIбыла представленапримернаяработа с детьмипо изобразительнойдеятельностиво взаимосвязис ознакомлениемих с природой.

Здесьважную рольиграет педагог,который организуетпознавательнуюи творческуюдеятельностьдошкольника,оцениваетрезультатыэтой деятельностии планируетдальнейшуюработу.


ГлаваIV.Влияние основныхсредств поознакомлениюс природой наизобразительнуюдеятельность(рисование)старших дошкольников.


Напервом этапеознакомлениядошкольниковс природойважнейшую рольиграет основноесредство- методнаблюдения.

В главеIIIбыло сказано,что такое наблюдение,как его организоватьи провести(были даныпрактическиепримеры), поэтому,говоря о наблюдениив этой главе,важно обобщитьзнания об этомметоде и определитьосновные требованияк нему.

Требованияк наблюдению:

1.Целенаправленностьнаблюденияв изобразительнойдеятельностиозначает восприятиев первую очередьтого содержания,тех особенностейобъекта, которыеслужат основойдля изображения,позволяетнаглядно представитьхудожественныйобраз как результатизобразительнойдеятельности.

2. Эмоциональность,неравнодушиевосприятия.Без чувстврождаемыхобщением сприродой, неможет бытьискусства, неможет бытьхудожественной,творческойдеятельности.

3.Осмысленностьнаблюдения.Изобразительнаядеятельностьтребует особоговосприятияпредметов,явлений, выделениеи осознаниетех свойств,которые предстоитизобразить(форма, цвет,пропорции ит. п.). Однаковыделение этихпризнаковдолжно бытьне механическим,а осмысленным.Ребёнок долженпонимать многиевидимые явления.Например, почемусосны в лесувысокие, стройные,могучие, а однасосна вырослана берегу большаяи корявая. Почемуу зайца задниелапы сильнееи длиннее передних.

4.Активностьдетей.В наблюдениинеобходимообеспечитьсамую разнообразнуюактивностьдетей: эмоциональную,мыслительную,речевую, двигательную.Только при этомпроцесс наблюдениябудет эффективен.

5. Повторностьнаблюденийособенно важнадля созданиядетьми разнообразных,выразительныхобразов. В процессенеоднократныхнаблюденийдети могутвидеть одинпредмет визменяющихсяусловиях, азначит, с разнымивнешнимихарактеристиками(берёзка в ясныйсолнечный день,на закате солнца,в ветреныйдень; лес в “золотую”и позднюю осень).

6.Учёт возрастныхвозможностейдетейи задач изображенияпри отбореобъёма представлений,формируемыхв ходе наблюдения.Это требованиереализуетсяи в содержаниии в методикеведения наблюденияс детьми.

Методикаорганизациии проведениянаблюденияс детьми предлагаетнеобходимостьвыбора местаи времени всоответствиис задачаминаблюдения,разнообразиевопросов,активизирующуюпознавательнуюдеятельностьдетей, обогащениенаблюдениядругими приёмами:рассказ, пояснение,художественноеслово, игровыемоменты, элементыобследованияи т. п.

Существуютнекоторыеособенностинаблюдений,проводимыхс детьми разныхвозрастныхгрупп. Старшиедети уже способнык принятию целинаблюдения,связанной споследующимизображением.Однако о целижелательносообщить послеэмоциональноговосприятиякрасоты природы.В данном примеренадо дать возможностьребёнку увидетьсолнечныевесенние цветысразу, в сочетаниикрасок. Целесообразнопомочь детям“выплеснуть”свои чувства,выразить себя.Конечно, этаспособностьвоспитывается.Если детиэмоциональноглухи - задачапедагога показатьсвоё отношение,привлечь ребятк сопереживанию,побуждать кпоиску слов,образов, сравненийдля выражениячувств. Послеэтого предложитьнарисоватьвесенний пейзаж,цветы в полеи др.

Старшиедети способныболее сознательнои активновосприниматьявление, замечатьза внешнимиизменениямискрытые внутренниесвязи, зависимости,индивидуальныепризнаки, выражатьэто в слове.При систематическойработе воспитательлегко побуждаетдетей к выражениюсвоих чувств,представлений.Учитывая болеесложные задачиизображения,со старшимидошкольникамиможно рассматриватьпредметы (ихсочетания)вблизи и издали,сравниватьпо величине,устанавливатьвзаимное расположениев пространстве:ближе к нам,дальше, справа,слева и т. п. Внаблюденияхсо старшимидошкольникамиможно формироватьизобразительноепредставление.Для этого, выделяякакие-то изобразительныепризнаки объектов,можно предложитьребятам подумать,как это можнонарисовать,какой материаллучше использовать,какой цветбумаги лучшеподойдёт. Вмомент наблюденияцелесообразноспланироватьбудущий рисунок.Например, тема”Одуванчикина лугу” или“Весеннийцветущий луг”.Дети придумываюткомпозициюрисунка, выделяяв ней главное.Соответственнопредстоитподумать, какойширины будетполоса зелёноголуга, полосанеба. Дошкольникиразмышляют,как, какимикрасками иматериаламилучше рисоватьвесеннее небо,зелёный луг.Может бытьакварелью посырому фону,может бытьцветными восковымимелками т. п.

Такимобразом, в старшихгруппах действиевосприятия,наблюдениятеснейшимобразом взаимосвязаныс действиемзамысливания.Замысел строитсяна основенепосредственныхнаблюдений,а развивающийсязамысел симулируетдополнительноенаблюдение.

Наследующем,втором этапеознакомлениядошкольниковс природойособую рольиграет искусство,в частности- пейзажнаяживопись.

Пейзаж (фр.paysageот pays-местность,страна)- жанризобразительногоискусства,предметомкоторого являетсяизображениепервозданнойили изменённойчеловекомприроды. Однакопейзаж- это непросто изображениеобщих свойствприроды, еёестественныхзакономерностей(время года,суток, погода),входящих вобразную,социально-историческую,национальнуюи географическуюхарактеристикустраны, местности,указывающихна спецификунациональнойжизни, уклада.Это также выражениевзглядов, убеждений,мыслей и чувствхудожника какпредставителяопределённойэпохи. В пейзажнойживописи предстаётдуховная атмосферавремени.

Художественныйпейзаж - высшаяступень восприятиячеловекомприроды. Художникпейзажистрасполагаетбольшимивозможностямиотбора, обобщенияи выражениягармонии еёестественнойкрасоты языкомживописи. В. Г.Белинскийписал: «ландшафт,созданный наполотне талантливымживописцем,лучше всякихживописныхвидов природы…в нём нет ничегослучайногои лишнего, всечасти подчиненыцелому, всёнаправленок одной цели,всё образуетсобою однопрекрасное,целостное ииндивидуальное.Действительностьпрекрасна самапо себе, но прекраснапо своей сущности,по своим элементам,по своему содержанию,а не по форме.В этом отношениидействительностьесть чистоезолото, но неочищенное, вкуче руды иземли: наукаи искусствоочищают золотодействительности,перетопляютего в изящныеформы ”.

Красотаприроды неисчерпаема,как неисчерпаемыи разнообразнысами её объекты.В зависимостиот того, чтоявляется объектомизображения,различаютсяи виды живописногопейзажа: первозданныйприродныйпейзаж- поле,луг, река, озеро,лес (леснойпейзаж), море(морской), горы(горный), космос(космический);изменённаячеловекомприрода - сёлаи города (соответственносельский игородскойпейзаж) с ихландшафтами;конструкциимостов и железнодорожныхпутей, фабрикии плотины нафоне природы(индустриальный),изображениекакой-либоместности вопределённуюэпоху (исторический),а также сказочныйи фантастическийпейзажи.

Пейзажнаяживопись отличаетсяот других жанров(натюрморта,портрета) инымиизмерениямипространства:многоплановостью,линейной ивоздушнойперспективой;многомерностью,многообъектностью.В ней предстаётво взаимосвязибогатое разнообразиеприродных исозданныхчеловекомобъектов, ихформ, размеров,фактур, цветовыхвзаимодействий:сезонных,климатических,временных.Помочь всё этопередать ивыразить производимоеими впечатление,мысли и настроениехудожникупомогает языкживописи: колорит,композиция,рисунок. Художникпоказываеткрасоту каждогомгновения,каждого состоянияприроды.

Какнаучить детейвидеть всё этовеликолепие,расшевелитьчувства, разбудитьвоображение,ассоциации,помочь проникнутьсясмыслом и гармониейживописногопейзажа - вотсложнейшаязадача взрослого.

Психологии педагогиутверждают,что для полноценноговосприятияхудожественногопроизведениядетям необходимзапас наблюдений,опыта положительно-активногоотношения кокружающему.Глаз, воспитанныйна наблюдениимногообразияформ, на изучениикрасочныхсочетаний вприроде, будетболее восприимчивк красоте искусства.Процесс пониманияхудожественногообраза представляетсобой “накладывании”имеющихсязнаний, впечатленийна воспринимаемое.Чем больше опытнаблюдения,тем глубжевосприятиепроизведенийискусства.

Эстетическиоценивая явленияприроды, человеквкладываетв эту оценкусвоё содержание,свой человеческийсмысл, ассоциации,т. е. связываетвосприятиевнешних качествприроды сосвоими переживаниями.Поэтому педагогическуюработу поознакомлениюдетей дошкольноговозраста сживописнымпейзажем следуетначинать сорганизациипервоначальногочувственногопознания, созерцаниядетьми эстетическихсвойств природы,наслажденияими, переживанияих красоты. ( вданном случаеречь идёт онаблюдении,которое, какуже говорилосьнеобходимоприменять насамом первомэтапе ознакомлениядетей с природой). Только послетакой подготовкиможно научитьсявидеть этипроявленияв художественныхкартинах. Готовитьглаз ребёнкак тому, чтобыон правильновидел, внимательнои целенаправленнопостигал тайныкрасоты и изяществаформ, цветовыхсозвучий,пространства,- это непростаяи многотруднаязадача. Смотретьи видеть - неодно и тоже.Воспитать глазэстетически- значит сделатьего восприимчивымк красоте цветаи форм, способнымзамечать изящноев предметахи явлениях,наслаждатьсятакими открытиями,удерживатьих в памяти,проникатьсявосторгом ирадостью перед“музыкой” ипевучей гармониейприроды. Этоважно, так какчерез этозакладываетсяфундаментэстетическоговосприятия,миросозерцания,мирочувствования,а значит, эстетическогои художественногоразвития детей.Чудесное поселяетсяв душе ребёнкаи живёт какрадостноепереживание,взволнованноеудивление,любовь к своемукраю, своейОтчизне.

Детямстаршего дошкольноговозраста (5-6 лет)можно предложитьпейзажи нетолько с ярковыраженнымичертами сезона,но и изображающиеприроду в переходныхсезонных состояниях(например, началоосени, золотаяосень, поздняяосень), а такжепейзажи, которыедети не наблюдали,но знания, окоторых могутпочерпнутьиз других источников- литературы,кино и т. д. (например,морской, горный,лесной пейзажи).Надо познакомитьдетей с пейзажами,изображающимиразличныепериоды суток,различныесостоянияпогоды. Усложняетсяи ориентировкадетей в выразительныхсредствахживописи- колорите,композиции,рисунке.

“Чтобыподвести ребёнкак постижениюкрасоты живописногопейзажа, надовложить в этуработу своёсердце, суметьпередать своёвидение, своиощущения, подобратьслова, которыебы тронулиребёнка, нашливзволнованныйотклик в егодуше. И тогдалюбовь к красоте,влечение к нейнавсегда поселятсяв сердце ребёнка,сердце станетдобрее, а глаза- зорче”. (Н. Курочкина).


ГлаваV.Задачи художественноговоспитаниядетей старшегодошкольноговозраста, реализуемыев программе”Детство”.


Детейстаршего дошкольноговозраста мыбудем продолжатьзнакомить сживописнымпейзажем и еговидами, формируяэмоционально-ценностныйопыт отношенияк природе и еёизображениюв художественныхкартинах.

Задачипедагога наэтом этапе(программа“Детство”):

- Учитьдетей внимательновглядыватьсяв окружающуюприроду, видетьи понимать еёкрасоту, ощущатьгордость зату землю, накоторой ониживут, которуювоспевают всвоих произведенияххудожники,поэты, писателии композиторы;учить видетьбогатство игармонию цветовойгаммы природы,чувствоватьеё звуки, запахи,формы;

- Развиватьэмоциональную,чувственнуюсферу детей,глубину, осознанностьи многогранностьчувственноговосприятияприроды и еёизображенияв произведенияхискусства,способностьк сопереживаниюхудожественномуобразу пейзажа,умение соотноситьего настроениесо своим, воображениеи ассоциативноемышление;

- Развиватьу детей потребностьв общении спрекрасным,способностьиспытыватьот этого радость,удовольствие,восхищениемастерствомхудожника,создавшегопрекрасныйобраз пейзажа.Учить не толькопониманиюзамысла произведения,его содержания,но и умениювидеть средствавыразительности,использованныехудожникомдля передачичувств и настроений(многообразиецветовой гаммы,позволяющейпередать нетолько времягода, суток, нои состояниеприроды, настроениеи отношениек увиденному;особенностирисунка каксредства изображенияхарактераобраза, еготипичных ииндивидуальныхчерт; особенностикомпозиции:расположениепроизведенияна том или иномформате полотна,использованиелинейной перспективыдля построенияпланов, линигоризонта ивыделенииглавного вкартине; техниканаложенияцветового пятнадля созданияболее выразительногообраза).

Способствоватьполихудожественномуразвитию детей,подводя их кустановлениювзаимосвязеймежду художественнымиобразамиизобразительногоискусства,музыки, поэзии,литературы.

Продолжатьработу надформированиему детей представленийо пейзаже како жанре живописи,его видах иособенностях.Расширятьпредставленияо пейзаже нетолько с ярковыраженнымисезоннымиизменениямиприроды, но ив промежуточных,межсезонныхеё состояниях(например, началоосени, золотаяосень, поздняяосень), в различноевремя суток(утро, полдень,вечер, ночь),при различнойпогоде (ветер,дождь, снег,гроза, тумани т. д.). Познакомитьдетей с такимивидами пейзажа,как сельский,городской,архитектурный,индустриальный,морской, горный,космический,исторический.Дети познакомятсяс художниками-пейзажистамии написаннымиими картинами,с процессомсозданияпроизведения,получат представлениео значениипроизведенийискусства вжизни общества,каждого человека.Обратить вниманиена расширениеи активизациюсловаря детей,наличие в нёмоценочныхэмоционально-эстетическихслов, искусствоведческихтерминов, которыедети могутиспользоватьв своих сужденияхо художественныхкартинах. Нужноспособствоватьтому, чтобыполученныесведения детииспользовалив своём изобразительномтворчестве.


ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

ГлаваVI. Эксперимент№1 и №2. Выводы.


Следуяхудожественнымзадачам программы“Детство”,которые направленына формированиеэмоционально-эстетическогоотношения детейк природе ипоследующегоизображенияеё в рисунках,нами будутпроведеныпрактическиеэксперименты.

Этиэкспериментыбудут реализовыватьцели, поставленныев выпускнойработе. Реализовавэти цели и сделаввыводы, мы сможемподтвердить,либо опровергнутьтеоретическуючасть работы,сделать длясебя новыеоткрытия, которыебудут нужныв дальнейшейпрофессиональнойдеятельности.

Дляпроведенияпрактическихисследований(экспериментов)были использованыдети старшихгрупп ДОУ№ 159,№ 280.

Эксперимент№ 1 (констатирующий).


Цель.Определитьособенностиэстетическогоотношениястарших дошкольниковк природе и ксвоему рисунку.

Задачи: 1.Изучение характерапредставленийдетей о красоте;

2.Определениесвоеобразияэстетическогоотношения детейк своему рисунку.

Рисование(гуашь), тема“Самоекрасивое” и“Самое некрасивое”(по выбору).

В проведенииэкспериментаучаствовалидве группыдетей (старшеговозраста) по12 человек, ДОУ№ 159 (Свердловскогорайона).

Поставленныезадачи решалисьв процессебеседы, наблюдений,подводя детейк пониманиютого, что красота-это то, от чегочеловек получаетудовольствие.Нужно былостимулироватьдетей на определениекрасоты в самомсебе и вокругсебя (в природе,в жизни и деятельностичеловека, вотношенияхмежду людьми,их поступках,взглядах, суждениях).

I. Так, для изученияпредставленийдетей о красотезадавалисьвопросы: “Чтотакое, по-твоему,красота? Чтоты видел красивое?Что можно назватьнекрасивым?Что можно сделатькрасивое? Ктоможет сделать“красивое”?”.

Полученныеданные эксперимента№ 1.

Из 24детейопределилив своих рисункахкак ”красивое”:

1. Трудлюдей, орудиятруда 3 рисунка

2. Семья,семейные отношения 4 рисунка

3. Природа,природныеобъекты и явления 13 рисунков

4. Героисказок и мультфильмов 2 рисунка

5. Цветовыепятна и цветосочетания 1 рисунок


Определилив своих рисункахкак “некрасивое”:

1. Природа,природныеобъекты и явления 1 рисунок (где былоизображенодождливое,осеннее утро;использовалисьчёрные, “грязные”краски). Этотрисунок нарисовалмальчик, назвавего “Некрасивое”.

Мызадали мальчикувопрос: “Чтоты нарисовали почему такназвал свойрисунок?”.

Мальчикответил: “Янарисовалосень, когдаидёт дождь, ана улице многолуж, грязно иплохая погода.Я не люблю когдаосень, не люблюгрязь”.

Такимобразом, мальчиквыразил своёотношение кплохой погоде,дождливой осенив рисунке, изобразивявление чёрнымикрасками.

И всё-такисамым красивымдля детей явиласьприрода, еёобъекты и явления(рисунков оприроде было13). Дети использовалиочень яркиекраски, к примеру,красота осени- это богатствоцветовой палитры:жёлтый, синий,оранжевый,коричневыйи др.; последнеетепло нежаркогосолнца; мелкий,тихий дождь;цветы, вобравшиетепло солнечныхденьков и др.

Названиядетских рисунково природе былиразнообразными:

“Солнцеотражаетсяв воде” (ИраК.),

“Спелыеягоды”(Алёна Б.),

“Лето”(Паша М.),

“Яблокина дереве”(Полина С.),

“Красиво”(Данил О.),

“Вприроде”(Алёна С.),

“Природа”(Вика Т.) и т. д.

II. Следующейзадачей экспериментаявлялось определениеэстетическогоотношения детейк своему рисунку.Оно определялосьвопросами: “Какты считаешь,рисунки детеймогут бытькрасивыми?Какие из этихты назвал (а)бы красивыми?Как ты считаешь,твой рисуноккрасивый?»и др.

Такимобразом эстетическаявыразительность,красота рисункадля ребёнказаключаласьв цветовомрешении(37,2%),многоплановойкомпозиции(26,8%),детализации(27,0%).

Частовстречалисьответы: ”Рисуноккрасивый, потомучто аккуратный”(62,8%).

Навопрос: “Чтобы ты внёс всвой рисунок,чтобы он сталкрасивее? ”-дети отвечали:“Закрашу красивымцветом”; “Нарисуюещё что-нибудькрасивое…Цветы”; “Незнаю ещё пока”.

Намибыло обозначеночетыре условныхуровня представленийдетей о красотесвоего рисунка.“Нулевой”(26,5%):дети затруднялисьв высказыванияхи не давалиответа. “Низкий”уровень(40%): красотусвоего рисункадети объяснялистаранием. “Средний”(20%):красоту детисоотносилис колористическимрешением иаккуратностью. “Высокий”уровень зафиксированв 13,5% случаев.Красота рисункаобъясняласьс позицийсодержательной(смысловой)стороны, композиционногорешения, соответствияколорита содержанию,аккуратногоисполненияи законченностиработы.

Следовательно,эстетическоеотношение детейк своему рисункуво многомопределяетсяиспользованиемразличныхсредств выразительности,таких как: цвет,форма, линия,композицияи других. Чтоподтвердилаглава II,в которой подробноописываютсясредствавыразительностии их использованиедетьми старшегодошкольноговозраста.

Вывод:из полученныхданных эксперимента №1,можно утверждать,что красивоедля всех детей- это приятныезрительныевпечатления(цвет, формапредметов,орнаменты),положительноэмоциональнопереживаемыеявления природы,хорошие поступкилюдей, результатычеловеческойдеятельности,труд и т. п. Некрасивое- всё неприятное,страшное ипугающее, то,что осуждаетсядругими людьми,и то, что не приятносамим детям.

Мыубедились втом, что обогащениепредставленийдетей о красотевообще и о способахеё достиженияприводит кразвитиюобразно-эстетическойвыразительностирисунков.

Подтвердилитеоретическуючасть работы,сделав выводыо том, что детиглубоко воспринимаютприроду, определяютеё как красивое,значимое явление,делая её предметомсвоего творчества.


Эксперимент№ 2 (констатирующийи формирующий).


Цель.Определитьособенностиизображениядетьми старшегодошкольноговозраста разнообразияприродныхявлений и объектов,их форм, размеров,фактур, цветовыхвзаимодействий:сезонных иклиматических.

Задачи: 1.Определить,какие выразительныесредства, используютстаршие детипри рисованииприроды;

2.Какие используютцвета красок,отражая времягода, климатическиеусловия и своёотношение кприроде.

3.Закрепить иуточнить знаниядетей о явленияхи объектахприроды, формироватьинтерес к природеи положительноеотношение кней.


Длярешения этихзадач былопроведенонесколькозанятий порисованию, вкоторых участвовалидети (старшихгрупп) ДОУ №280 (Советскогорайона).

Занятие1. Рисование(акварель). Тема “Цветущиймесяц май”.

В проведениизанятия участвовали две группыдетей по 7 человекстаршего дошкольноговозраста.

Программныезадачи.

Учитьпередаватьв сюжетномрисунке характерныеособенностиприроды в последниймесяц весны;продолжатьработать надразнообразиемкомпозицийв пейзажныхрисунках детей;учить использоватьсветлые и яркиекраски дляпередачи радостногонастроения.


Материал.

У воспитателятри-четыререпродукцииили крупныеиллюстрациис разной композицией,на которыхизображён конецвесны. У детейбелые листыбумаги, мягкиекисточки икраски акварель,среди которыхдва-три оттенказелёного цвета.

Предварительнаяработа.

1.Наблюденияза весеннимиизменениямив природе, экскурсиив природу, наблюдениеза цветущимидеревьями,кустами, травянистымирастениями(цветами).

2.Чтение и разучиваниестихов, пениепесен о весне,рассматриваниеиллюстраций,пейзажныхкартин о весне(композиция,цветосочетание).

3.Проведениес детьми дидактическихигр на различениеоттенков одногоцвета.

Ходзанятия.

Воспитательговорит:

- Кончаетсявесна. Последниймесяц весныназывают цветущиммаем. Почемумай называютцветущим? Вспомним,какие деревьяцвели в мае(черёмуха…).

Черёмухадушистая

С весноюрасцвела

И веткизолотистые

Чтокудри завила…

(С. Есенин)

- Какиедеревья расцвелив садах? (Вишни,яблони.)

Какмолоком облитые,

Стоятсады вишнёвые,

Тихохонькошумят…

(Н. Некрасов)

- Какимицветущимикустами мылюбовалисьв мае? (Сиренью.)А каких большевсего цветовмы видели наполянах, возледорог, заборов?(Одуванчиков.)

Уронилосолнце Унего чудесный

Лучикзолотой. Золотистыйцвет.

Выросодуванчик - Он большогосолнца

Первый,молодой. Маленькийпортрет.

(О.Высотская)


А какиевесенние цветыраспустилисьна клумбах, вскверах, в парках?(Тюльпаны, нарциссы.)Дети, какие жекраски вамнужны, чтобыизобразитьцветущий май?

Еслидети забудутназвать какую-либокраску дляизображенияцветущих деревьев,кустарников,цветов, педагогспрашивает,каким цветомони нарисуют,например, кистисирени и т. п.

- Посмотритена свои палитры.Там имеетсянесколькочашечек с зелёнойкраской. Скольковы заметилиоттенков зелёнойкраски? Зачемвам нужна разнаязелёная краска?(Листва деревьев,трава - имеютразные оттенкизелёного цвета.)Все названныевами краскиможно назватьяркимии светлыми.

Рисунки,выполненныетакими красками,должны получитсярадостными.Майскую природуможно нарисоватьпо-разному.Можно изобразитьполяну, лугперед лесомс цветущимиодуванчиками,например какна этой картине(показываетрепродукциюили иллюстрациюс соответствующейкомпозицией).Можно нарисоватьсад, сквер, гдена клумбахрасцвели весенниецветы, как, например,на этой картине.Можно нарисоватьцветущие кустысирени, черёмухуи др. А ещё можноизобразитьцветущий яблоневыйили вишнёвыйсад. И все этиразные рисункибудут про цветущиймай.

Воспитательспрашиваетдвух-трёх детейоб их замыслахи предлагаетприступитьк рисованию.В процессерисования принеобходимостинапоминаето форме кистейчерёмухи, сирени,о способах ихизображения,об использованииразных оттенковзелёного цвета.Демонстрируетиллюстративныйматериал призатрудненияху детей в построениикомпозициирисунков.

В концезанятия педагогговорит:

- Дети!Давайте представимсебе, что мыпривезли своирисунки в детскийсад, которыйнаходитсядалеко от нас,на Севере. Тамвесна совсемне похожа нанашу. А детямСевера интересноузнать про нашувесну, про деревьяи цветы, которыерастут в нашихкраях. Пустьте, кто нарисовалэти рисунки,расскажут, какони изобразилицветущий май.

Дети(4-5)по очередирассказывают,что они нарисовали(поляну в лесу,луг с цветамиперед лесом,цветущий яблоневыйсад и др.), какрасположилидеревья, кустарники,какие краскииспользовали.Педагог отимени детейс Севера задаётрассказчикамвопросы, еслиих рассказыне полные. Затемпомещает настенд рисункиостальных детейи спрашивает:

- Можноли все наширисунки назвать”Цветущиммаем”?

Подчёркивает,что про однои то же можнонарисоватьрисунки с разнымсодержанием.Предлагаетдетям рассмотретьвсе рисункипро весну, отобратьинтересныеи разные и оформитьвыставку ”Цветущаявесна”.

Вывод: изучив содержаниеполученныхна занятиирисунков старшихдошкольников,можно сделатьвыводы, которыерешают поставленнуюцель работы.

Детирисовали деревья(берёзы, ели,тополя) в лесу(лугу, поляне);также цветущиесреди деревьевцветы (одуванчики,тюльпаны и др.)и голубое небос ярким согревающимсолнцем. Такдети представилимайскую природу.

Дошкольникивыражали своёотношение кприроде с помощью выразительныхсредств. Самымзначимымвыразительнымсредством длядетей явилсяцвет.В рисунках былииспользованытакие цвета:зелёный (и егооттенки), жёлтый,голубой, коричневый,белый и др. Детирисовали светлымии яркими красками,выражая темсамым своёположительноеотношение кприроде, еёобъектам иявлениям.

В основномдети рисовалитёплый весеннийдень. Но некоторымдетям с помощьюцвета удалосьпередать холодныйдень весны. Дляэтого онииспользовалитёмно-синийцвет для неба,тёмно-зелёныйцвет для листвыдеревьев, передалидвижение (ветер),наклонив веткидеревьев в однусторону. Такдети передаликлиматическиеособенностихолодноговесеннего дня,назвав своирисунки соответственно:“Скоро будетдождь”, ”Грозавесной”, ”Солнцескрылось”.

Некоторыедети использовали“неподражательный”цвет, специальнорисуя деревооранжевым,листву на деревьяхкрасным илирозовым, солнцекоричневым.Для большейвыразительности,правдоподобностиклиматического,сезонногосостоянияприроды детииспользовалиразличныеоттенки одногоцвета (для молодойлиствы - светло-зелёный,для распустившейсялиствы – тёмно-зелёныйи т. д.).

Дошкольникирисуют объекты,используяразную форму(деревья сшатровиднойи круглой кронойи т. д.), облакоодно большоеили много маленьких.

Особоеместо в этихрисунках занимаетсредствогиперболизациикачествили отдельныхэлементов сцелью усилениявпечатления.Так, чтобы показатьмощь “проснувшегося”весной дерева,ребёнок рисуетего до неба,или огромноесолнце с длиннымилучами длятого, чтобыпоказать, каконо сильногреет и яркосветит.

По этимрисункам можносразу определить,что время года- весна. Детирисуют распускающиесялистья, яркоесолнце, весенниецветы- одуванчикии тюльпаны. Онивыбрали оченьконтрастныецветосочетания:красный, жёлтыйи зелёный; зелёный,коричневыйи голубой и др.

Линиякак средствовыразительности плавная, необрывается,чёткая, хорошопрорисована.


Занятие2. Рисование(акварель). Тема “Дикиеи домашниеживотные”.

В проведениизанятия участвовалидве группыдетей по 5 человекстаршего дошкольноговозраста.

Программныезадачи:

Закрепитьу детей представленияоб объектахприродногомира- животных.Закрепитьзнания о дикихи домашнихживотных, отличияих мест обитания,питания, повадкахи т. д.

Материал:

Иллюстрацииживотных изразличных местземного шара(тигры, гепарды,жирафы; медведи,лисы, волки идр.). А также рисункихудожникаиллюстратора-Е.Чарушина сизображениемживотных, (зайцы,медвежата,котята и др.) Удетей белыелисты бумаги,кисти, акварель.

Ходзанятия:

Дети,мы с вами говорилио природе, еёявлениях. Давайтеещё раз вспомним,что такое природа?А кто населяетлеса, степи ипустыни? Да,обитатели этихприродных зон- животные.

Воспитательраскладываетперед детьмииллюстрации,рисунки сизображениемживотных.

- Дети,какие животныездесь изображены?Где и с кем ониживут? А какможно ещё сказатьпро этих животных,если одни живутрядом с людьми,а другие - в лесу,степи, пустыне?Правильно, этодомашние идикие животные.

Детивместе с воспитателемрассматриваютиллюстрацииживотных.

- Назовитедиких, а потом домашних животных.Посмотрите,как художник-иллюстраторЕ. Чарушин изобразилживотных, ихразмеры, окрас,позы.

Делаетсявывод: животныеотличаютсядруг от другасвоими пропорциями,окраской, длиннойшерсти, своеобразиемвнешнего вида.

Затемпедагог говоритдетям, чтобыкаждый самвыбрал, какогодетёныша будетрисовать, взятькартинку с егоизображением,ещё раз внимательнорассмотрелживотное инарисовал его,в какой либопозе или движении.Животное можетсидеть, бежать,лежать, прыгать.

В ходезанятия воспитательнаправляетвнимание отдельныхдетей на те илидругие характерныеособенностиживотного.Например, нарасположениеглаз, носа намордочке животного.

В концезанятия детирассказываюто своих рисунках(кто это, чтоделает, гдеживёт, чем питаетсяи т. д.).

Вывод:Детиизображалив своих рисункахживотных: тигра,собаку, лису,белку, гепарда,лося, кота идр. Дошкольникирисовали животныхв природе: влесу, на солнечнойполяне, околореки и т. д.

Всеработы детейочень красочные,они используютяркие цветаи оттенки красок:зелёный, красный,синий, коричневыйи др. Почти увсех стандартныйфон: зелёныйниз (трава) исиний (голубой)верх (небо). Детиособенно пользуютсяцветом в старшейгруппе, онииспользуют“неподражательный”цвет (которыйне передаётпризнак предмета),изображая котакрасным, а усы,делая у негозелёным. Темсамым детивыражают своёотношение,придавая некуюоригинальностьживотному,используя свойлюбимый цвет.

В рисункахдетей в большинствепреобладаетзелёный цвет,символизируяприход лета,тепла.

У некоторыхдетей животныеочень большихразмеров, такВлад К., нарисовавгепарда во весьлист, отразилсилу и храбростьэтого зверя.


Изучивтеорию поознакомлениюдошкольников с природой вовзаимосвязис изобразительнойдеятельностью,сделав соответствующие практическиеэксперименты,решающие задачи,поставленныецелями выпускнойработы, мы сделали ВЫВОДЫ:

Еслиребёнку задатьустановкунарисовать”красивое”,то в большинствеслучаев онбудет рисоватьприроду, еёявления и объекты.Это говорито том, что дляребёнка оченьзначима природа,она составляетчасть его жизни,миропонимания.

Рисункина темы природысвидетельствуюто ценностныхориентацияхсемьи и всейсоциальнойсреды, оказывающейвлияние наребёнка, а такжео внутреннейпозиции, котораяформируетсяу самого ребёнка.Таким образом,содержаниедетского рисункаотражает то,что значимоименно для негов мире.

Мы черезприроду воспитываемребёнка, приобщаемего к нравственности,гуманности,к бережномуотношению кприроде, развиваемэстетическиечувства и вкусы.Пробуждаемэмоциональность-свойство, котороепробуждаетразум, способностьпереживать,чувствовать,откликатьсяна окружающуюнас красотуприроды.

Взаимосвязьприроды сизобразительнойдеятельностью(рисованием)дошкольниковспособствуетзакреплениюи уточнениюих знаний обобъектах природы,формируетинтерес к природеи положительноеотношение кней, вызываетяркие эмоциональныепереживания,желание отражатьеё явления всвоём творчестве.Через рисованиеприроды у детейболее полнои точно закрепляютсязнания о природе,(дети устанавливаютсвязи междуявлениями иобъектами,узнают об ихсвойствах ит. д.), о её значимостидля людей.

Общаясьс природой,старший дошкольникстремитьсяв рисунке выразитьсвоё отношениек ней, и делаетэто с помощьюразличныхвыразительныхсредств. Так,линия - основнойэлемент в детскихрисунках, выступаеткак средствоизображенияи как средствовыраженияотношения кизображаемому.К примеру, назанятии, гдедетям предлагалосьрисовать самоекрасивое исамое некрасивое,многие пользовалисьлинией длявыраженияотношения кизображаемому.Красивоепрорисовывалосьсо всем старанием,которое былодоступно ребёнку;некрасивоеизображалосьнарочито небрежно.

Цветнесёт те жефункции. Но врисунках этифункции былиподелены: водних рисункахцвет выполняетизобразительнуюфункцию (стволдерева - коричневый,крона - зеленная),в других - выразительную(кот- красный,дерево - оранжевоеи т. д.).

Линия,цвет, формаиспользуютсякак основныесредствавыразительностив рисунках, ноцвет чаще, чемвсе остальныесредства: таккак цвет связандля детей сэмоциональнымипереживаниями.

Средиспециальныхвыразительныхсредств в данныхрисунках мывыделяем идругие средства-симметричноепостроениев качествеукрашенияизображения,а также гиперболизация-использованиепреувеличенияотдельныхчастей изображениядля подчёркиванияих особой значимости.

Мыубедились втом, что ребёнокприсваиваетвыразительныесредства также, как всю духовнуюкультуру общества,в котором онживёт.

Такимобразом, мыподтвердиливыдвигаемуюгипотезу о том,что разнообразиесредств, методови приёмов поознакомлениюстарших дошкольниковс природой,влияют на уровеньзнаний об явленияхи объектахприроды, наположительноеэмоциональноеи эстетическоеотношение кним, а главноена содержаниеи качестводетских рисунков,использованиеразличныхвыразительныхсредств в них.


Тезаурус(основные понятия):


Природа-т


Эстетика-наука о природеи закономерностяхэстетическогоосвоениядействительности,о “творчествепо законамкрасоты”.

Эстетическоеотношение-духовная связьсубъекта собъектом, основаннаяна незаинтересованноминтересе кпоследнемуи сопровождаемаячувством глубокогодуховногонаслажденияот общения сним. Э.о. индивидак действительностиопосредованосложившимисяобщественнымиотношениямии ценностямиисторическиопределённойкультуры,интериоризованнымиим, т. е. воспринятымикак свои собственные.Вступая в Э.о., человек навремя как бывыходит изпрактическихотношений,погружаясьв эстетическоесозерцание,объект которогоизбираетсяим свободно,независимоот какого быто ни было внешнего,в т. ч. утилитарного,интереса, толькона основе чувстваудовольствия,духовногонаслаждения.Этим явлениемможет статьявление любогокласса действительности,доступноенепосредственномувосприятию(природныеобъекты и явления,эстетическоесозерцаниекоторых требуетактивной духовнойдеятельностисубъекта).

В процессереализацииЭ.о. происходитразвитие субъекта,его эстетическихчувств и способностейна основе“распредмечивания”объекта, т. е.духовногоприсвоенияего богатства.

Эмоция-душевное переживание,чувство.

Эмоциональность-свойство человека,характеризующеесодержаниеи динамику егоэмоций и чувств.Одна из основныхсоставляющихтемперамента.Свойстваэмоциональности- впечатлительность,чувствительность,импульсивностьи т. д.

Эстетическаякультура -определённыйуровень развитиявкуса, сочетающегов себе диапазончувств, объёмзнаний и осмысленныхили стихийныхдействий поудовлетворениюсвоего интереса,своей потребности.Базовыми ориентациямиявляются красотаи безобразие,величие инизменность,драматизм итрагизм, изяществои элегантность.

Эстетическиечувства -эмоциональноеотношениечеловека кпрекрасномув природе, жизнилюде, искусстве.Эстетическиечувства включаютв себя чувствогероического,возвышенного,трагического,комического;проявляютсяв соответствующихоценках, художественныхвкусах, внешнихреакциях.

Эстетическоевоспитание–целенаправленныйпроцесс формированиятворческиактивной личности,способнойвоспринимать,чувствовать,оцениватьпрекрасное,трагическое,комическое,безобразноев жизни и искусстве,жить и творить”позаконам красоты”.Эстетическоевоспитаниевключает в себяэстетическоеразвитие.

Эстетическоеразвитие –процесс формированияи обогащенияспособностик образно-художественномувосприятиюжизни и эмоционально-психологическогоотношения кней; необходимоедополнениек деятельности,развивающейрационально-логическоемышление.Предполагаетизучение эстетическойтеории, систематическоеобщение схудожественнойкультурой ипостижениееё языка, участиев художественномтворчестве.


Литература:

  1. ГригорьеваГ. Г. Изобразительнаядеятельностьдошкольников.– М., 1999.

  2. ГригорьеваГ.Г. Развитиедошкольникав изобразительнойдеятельности. - М., 2000.

  3. СакулинаН. П., КомароваТ. С. Изобразительнаядеятельностьв детском саду. - М., 1973.

  4. Методикаобученияизобразительнойдеятельностии конструированию./Под ред. Т. С.Комаровой. - М., 1991.

  5. КомароваТ. С. Обучениедетей техникерисования. - М., 1994.

  6. КомароваТ. С. Дети в миретворчества. - М., 1995.

  7. СаккулинаН. П. Рисованиев дошкольномдетстве. - М., 1965.

  8. ВыгодскийЛ. С. Воображениеи творчествов детском возрасте. - М., 1991.

  9. ОбуховаЛ. Ф. Возрастнаяпсихология. - М., 1996.

  10. МухинаВ. С. Изобразительнаядеятельностьребёнка какформа усвоениясоциальногоопыта. - М., 1981.

  11. Мелик-ПашаевА.А.., НовлянскаяЗ. Н. Ступенькик творчеству. - М., 1995.

  12. Системаэстетическоговоспитанияв детском саду./Под. ред. Н. А.Ветлугиной. - М., 1962.

  13. Эстетическоевоспитаниев детском саду./Под. ред. Н. А.Ветлугиной. - М., 1978.

  14. Художественноетворчествои ребёнок / Под.ред. Н. А. Ветлугиной. - М., 1972.

  15. Журнал“Дошкольноевоспитание”,1992, №2, статья ТоршиловаЕ. “Эстетическаяодарённость:что это?”.

  16. Журнал”Дошкольноевоспитание”,1995, №3, статьяНекрасова-КаратаеваО. и ОсоринаМ. “Психологическаяприрода детскогорисования”.

  17. Журнал“Дошкольноевоспитание”, , №10, статьяКомаровой Т.С. “Дошкольныйвозраст: проблемыразвитияхудожественно-творческихспособностей”.

  18. Журнал”Дошкольноевоспитание”,1996, №6, статья ДроновойО. “Диагностикаи формированиепредставленийо красоте встаршем дошкольномвозрасте”.

  19. Журнал“Вопросыпсихологии”,1996, №6, статья АдаскинойА. А. “Особенностипроявленияэстетическогоотношения привосприятиидействительности”.

  20. Журнал“Дошкольноевоспитание”,2000, №2, статья АюевойИ. “Воспитайличность!”.

  21. ФлёринаЕ. А. Изобразительноетворчестводетей дошкольноговозраста. - М., 1956.

  22. КурочкинаН. Знакомстводетей с пейзажнойживописью. –М., 2001.



МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯРОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ

ГЛАВНОЕУПРАВЛЕНИЕОБРАЗОВАНИЯАДМИНИСТРАЦИИКРАСНОЯРСКОГОКРАЯ


КРАСНОЯРСКИЙКРАЕВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙКОЛЛЕДЖ №2

Факультет “Дошкольное образование”


ЖиволупЕкатеринаВладимировна


Проявление эмоционально-эстетическогоотношения кприроде в рисункахстарших дошкольников


ВЫПУСКНАЯ РАБОТА


Допуститьк защите Руководитель:

Зам.директора поУПР Преподаватель

Кафедрыпедагогических

Л. Н.Мещерякова дисциплинККПК №2

Подпись___________

А.И. Кульзбекова

Подпись___________

Зав.кафедрой

педагогических

Дисциплин ККПК №2


Л. Л.Лопатина

Подпись___________


Красноярск 2002